Консультация для воспитателей: Предметно-развивающая среда групп старшего дошкольного возраста
консультация по теме

Ребёнок- великий подражатель, увлечённый исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать всё, что ему дано для разнообразных видов активной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Предметно-развивающая среда групп старшего дошкольного возраста»

Ребенок это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности. Ребенок великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать все, что ему дано для разнообразных видов активной деятельности. Предназначение педагога дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас. Чтобы каждый малыш,
перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых великолепием своих талантов. Вся жизнь воспитателя и его деятельность посвящена нуждам подопечных, пониманию их интересов, принятию их проблем. Нужно стремиться, чтобы каждый день, проведенный ребятами в детском саду, стал для них событием, наполненным ощущением радости и счастья. Сегодня много говорят о необходимости создания развивающего пространства для детей дошкольного возраста. Есть определенные требования к предметно
развивающей среде. Среда должна быть:
обеспечивающей полноценное и своевременное развитие ребенка; побуждающей детей к деятельности;
способствующей развитию самостоятельности и творчества;
обеспечивающей развитие субъектной позиции ребенка;
А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно
меняющейся! Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. И это здорово! Воспитатель может опираться на такие принципы построения развивающей среды детства:


Принцип уважения к потребностям и нуждам ребёнка. Известно, что у дошкольников есть три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении и потребность в познании. В зависимости от периодов дошкольного детства одна из этих потребностей становится приоритетной и акценты в создании развивающей среды расставлены в соответствии с этим приоритетом.


Принцип уважения к мнению ребенка. Конечно, развивающую среду проектирует и создает воспитатель, но он обязательно расспросит родителей о предпочтениях и интересах ребенка, а в старшем дошкольном возрасте привлечет детей к построению развивающей среды группы.


Принцип опережающего характера содержания образования. Каждому воспитателю известно, что в группе всегда есть несколько детей, которые опережают в развитии своих сверстников. Чтобы не “тормозить” их дальнейшее продвижение, 10-15% материала подбирается более сложного, ориентированного на детей следующей возрастной группы.

Принцип динамичности-статичноста среды. Обстановка, окружающая среда это оболочка, “одежда”, из которой ребенок быстро вырастает. Она не может быть постоянной. Примерно один раз в два месяца развивающая среда претерпевает изменения, иначе она перестанет стимулировать развитие ребенка и даже будет его


Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации развивающей среды группы. Этот принцип дает возможность отойти от привычного и обыденного. Дает возможность дарить детям маленькие праздники и приключения каждый день. Ведь зачастую даже название той или иной игры вызывает желание в нее играть. Необычные уголки и центры будят воображение ребенка, побуждают к активной деятельности. Поэтому модель развивающей среды группы может содержать, например, такие занимательные названия центров активности, как Знайки”, “Поликлиника Неболейки”, “Полка умных книг” и “Книжкина лечебница”, “Минимаркет арт-салон “Это я умею!”. Необычные названия не только привлекательны для детей, но и накладывают определенный отпечаток на саму развивающую среду и детскую деятельность в ней.


Поистине неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно -развивающая среда. Как создать пособия, помогающие совершенствовать мелкую моторику, развивать творчество, создавать условия, делающие жизнь ребёнка в детском саду комфортной и интересной?

 Наш опыт свидетельствует: многое можно сделать своими руками. Например:
«Аквариум», «Цветочная поляна», коврик «Множество ощущений», «Модель мини-города»(где представлена панорама города, виды транспорта; дорога, для разыгрывания различных ситуаций, дорожные знаки),уголок «Чудо зерно»(где можно собрать коллекцию злаковых культур),можно сделать макет русла реки. Соответствующее наполнение данных мини-сред позволяет жить в детском саду в соответствии с девизом
познавать творить!”Роль педагога в процессе создания такой среды и сопровождения развития ребенка в этой среде это вместе, рука об руку войти в чудесный мир детства, жить и сотрудничать с ребенком, радоваться и удивляться, познавать и творить, дарить друг другу радость общения. Ребенок при этом является субъектом деятельности и активно включается в процесс игры, познания, творчества.


Какими методами можно обеспечить эффективное взаимодействие ребенка с данной средой ? Используются: Образовательные развивающие ситуации
основная единица образовательного процесса. Очень важно не пропустить стихийно возникшую ситуацию, использовать ее для развития ребенка. Воспитатель самостоятельно конструирует образовательные ситуации и планово использует их в решении образовательных задач. Предметы, атрибуты, пособия, побуждающие детей к активной деятельности как самостоятельной, так и совместной со взрослыми и детьми (карты, схемы, алгоритмы, необычные предметы, сюрпризные коробки и т.д.).Например, «Логокуб» -Формирование фонетико-фонематических представлений и слоговой структуры слова-«Определи первый звук в слове»; Формирование лексико-грамматического строя речи-«Подбери по цвету», «Назови одним словом», «Чего не стало?»; «Сенсорный столик», где используются пробки и крышки разного размера. Развивает мелкую моторику, закрепляет знания о цветовой гамме, упражняет в прямом и обратном счёте.


Активное участие детей в создании развивающей среды (проведение фотосессий, использование детских работ в оформление интерьера группы, участие в изготовлении игр и игрушек). Итак, что же является главным для создания предметно-развивающей среды? Она должна комфортно сочетать дизайн т.е. эстетичность и возрастную функциональность. Комфортность рождает покой, радость, интерес, чувство удовольствия. Поэтому организация развивающей среды должна осуществляться на основе:
возрастного состава детей, психологической характеристики группы, индивидуальных особенностей детей. Предметная среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Предметно-развивающаяся среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка. Но не останавливайтесь на достигнутом! Постоянно обновляйте и обогащайте развивающую среду группы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»...

Консультация для воспитателей "Воспитание коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста".

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мираТак пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в ...

Консультация для воспитателей "Развитие целеустремлённости у детей старшего дошкольного возраста"

Системамработы для воспитателей по формированию у детей старшего дошкольного возраста целеустремлённости, конспект НОД по речевому развитию "Пересказ Е.Пемяк "Птичьи домики"...

Консультация для воспитателей "Воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста".

Консультация для воспитателей "Воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста"....

Консультация для воспитателей "Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в ДОУ вне занятий"

Отчет за I полугодие 2016/2017 академического года по работе с детьми старшей "В" группы МДОБУ "ЦРР - детский сад №5 ЛГО" по социально-коммуникативному развитию детей вне занятий....