Особенности организации корректной работы с детьми синдромом дефицита внимания
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Обобщение опыта с гиперактивными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_gipper.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5»

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 5»

Муравьева Л.А.

_________________  

21.11.2013 г.

Выступление на ГМО

«Особенности организации коррекционной работы с детьми синдромом дефицита внимания»

Составила и провела:

Воспитатель

2 кв. категории

Созонова Т.В.

2013 г.

Особенности организации коррекционной работы с детьми с  синдромом дефицита внимания.

В нашем детском саду поступают дети, которые требуют особого внимания со стороны воспитателя и других специалистов.

К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в развитии (олигофрены),  дети с психоподобным поведением и многие другие. С такими детьми я, как и другие педагоги детского сада, организую индивидуальное сопровождение.

Задачей индивидуального является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости  его личности. Главное, не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучить потенциальные возможности ребенка и строить воспитательную работу  по принципу индивидуального  развития. Работая с учетом зоны ближайшего развития, способствует у детей самоконтроля, саморегуляции в условиях контроля со стороны воспитателя.

Опираясь на зону ближайшего развития ребенка, легче работать с детьми данной категории. Как не кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных способностей, а также разработки программ коррекционного развития.

Гиперактивные дети  или с синдромом дефицита внимания

Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5-7 лет

Что понимают под гиперактивностью? Американские психологи и исследователи:

Детей с нарушением такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Можно выделить такие черты как:

  • Чрезмерная активность ребенка,
  •  Излишняя подвижность,
  • Суетливость,
  • Невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо,
  • Несдержанность и раздражительность.

Большинство исследователей отмечают 3 основных блока клинических проявлений синдрома дефицита внимания.

Особенности поведения таких детей свидетельствует о недостаточности  сформированных регулярных механизмов психики и, прежде всего, самоконтроля произвольного поведения.

Двигательная гиперактивность, означает не только выраженную потребность в движениях, но и чрезмерное беспокойство, которое особенно выражена тогда, когда ребенку требуется внести себя относительно спокойно. В зависимости от ситуации, это может проявляться в бегании, прыжках, во вставании с места, а также в выраженной болтливости и шумном поведении, раскачивании и вертлявости. Прежде всего, это наблюдается в ситуациях, требующих высокой степени самоконтроля.

Импульсивность, или склонность к слишком быстрым, необдуманным действиям, проявляется как в повседневной жизни, так и в ситуации обучения. В любой учебной деятельности у таких детей  наблюдается «импульсивный тип работы» : они с трудом ждут своей очереди, прерывают других и выкрикивают свои ответы, не отвечая на вопрос полностью. Часть детей из-за своей импульсивности легко попадают в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях. Это склонность к риску часто становится причиной травм и несчастных случаев.

Гиперактивность выступает, как одно из проявлений целого комплекса нарушений отмечаемых у таких детей, основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания тормозящего контроля.

Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения среди детей дошкольного возраста, причем у мальчиков фиксируется чаще, чем у девочек (5:1).

Детский сад создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, т.к. учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Наиболее заметными гиперактивность и проблемы с вниманием становятся к моменту, когда ребенок попадает в детский сад. Почему именно в детском саду? Да потому, что именно там малыш  впервые сталкивается с реальной жизнью. Он попадает в организационную ситуацию, в коллективе живущий по правилам, по распорядку, и от каждого члена такого коллектива уже требуется достаточная степень самоконтроля. Там надо уметь заниматься одним делом, уметь сидеть тихо, уметь слушать воспитателя, отвечать ему, чего наш бедный ребенок не просто не умеет, он не может этого уметь. Он не виноват.

Как правило, в дошкольном возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, а гиперактивность, иногда, исчезает и нередко сменяется инертностью психической деятельности и недостатками побуждений. Основной же дефект связан  с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля.

Каковы же причины гиперактивности?

  • Органическое поражение головного мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфкции)
  • Пренатальная патология  (инфекционные заболевания матери вовремя беременномти)
  • Генетический фактор (семейная предрасположенность, особенно по линии отца)
  • Психосоциальные факторы, действующие на ребенка до его рождения (стрессы, психотравмы, возраст родителей)
  •   Заболевание нарушающие деятельность мозга (астма, частые пневмании, сердечная недостаточность)
  • Влияние неблагоприятных факторов внешней среды
  • Социальные факторы (семьи ведущие асоциальный образ жизни: наркоманы, алкоголики, совершающие правонарушения), семьи с высоким уровнем психологической напряженности (ссоры, конфликты, жестокое обращение с ребенком), с неблагоприятной демографической ситуации (неполные семьи), с неблагоприятным экономическим положением (безработные, отсутствие постоянного места жительства)

Рассмотрим психолого- педагогические особенности гиперактивных детей.

*Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 мнут отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла.

* Дети не умеют приспосабливаться к правилам детского сада

* Не умеют налаживать контакт с детьми, при том, что общительность повышена. Не умеют выслушивать другого (чаще просто не могут перестать говорить). Не чувствуют «рамки» при общении со взрослым.

* Может наблюдаться запаздывание эмоционального развития, неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам.

В нашем детском саду мы проводим диагностику гиперактивных детей.

Она проходит в 3 этапа.

1 этап – субъективный  (дается оценка поведения ребенка по результатам наблюдения). На этом этапе мы предлагаем анкеты для родителей, чтобы как можно больше узнать о ребенке.

2 этап – объективный (психологический). На этом этапе подключается педагог-психолог. Он исследует параметры внимательности при помощи тестов (методика «Найди и вычеркни », «Найди отличия и т.д.»)

3 этап – клинический (электроэнцефолограммы исследования и МРТ)

Работа по сопровождению дошкольника с гиперактивностью должна проводится комплексно. На первый план выступает скоординированность всех участников процесса – выработка единого подхода (медицинского, психолого- педагического и родительского), а также одинаковое понимание сути проблемы.

Основное направление коррекции эмоционально – аффективного повеления гиперактивных детей состоит в изменении характера их двигательной деятельности.

При  разработке содержания психолого-педагогогической коррекционной работы я опираюсь на когнитивное развитие ребенка.

Во-первых,  вести знакомую систему оценивания для создания положительной мотивации;

  • Чаще хвалить;
  • Вести постоянный режим дня;
  • Избегать завышенных или заниженных требований;
  • Использовать на занятиях элементы игры и соревнования;
  • Давать задания в соответствии с возможностями ребенка;
  • Большие задания разбивать на последовательные части, контролируя каждое;
  • Создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны;
  • Игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные;
  • Строить процесс воспитания на положительных эмоциях; помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не сломить его!

Во  - вторых – обучить ребенка релаксации. Когда мы проводим релаксацию, просим ребенка закрыть глаза, то у него возникает физическая граница между собой и внешним миром нечеткая. Надо научить таких детей понимать структуру своего тела процесс релаксации оказывается для них очень сложным. Но научить такого ребенка расслабляться можно. Поэтому в своей работе мы используем упражнения на мышечное расслабление. Упражнения выполняются в тихой спокойной обстановке. Расслабляться лучше закрытыми глазами. Расслабление должно быть длительным. Дети могут полежать, если им хочется.

В - третьих – коррекция негативных форм поведения. Можно использовать методы: игровой коррекции, проигрывание ситуаций с последующим анализом, артерапия, сказкатерапия, тематические беседы, песочная игротерапия.

В – четвертых объяснить родителям ,что положительное изменение наступит не так быстро;

Что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного к нему отношения.

Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен:

  1. Специалистами;
  2.  По достижении ребенком возраста 8 лет;
  3. По результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течении 6 месяцев.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми осуществляется в двух направлениях:

Первое направление – ежедневная работа по развитию движений самоконтроля поведения детей вовремя прогулок. Для этого я использую двигательные упражнения в игровой форме индивидуально или с небольшой подгруппой.

Игры и упражнения направлены на развитие внимания и координации у детей. Подробно объясняю правила и  показывается каждое движение. В процессе усвоения правил и содержания игры детей должны действовать по инструкции взрослого и под его наблюдением.

Второе направление – работа с семьей, которая включает следующие задачи:

  • Сформировать у родителей положительную направленность на организацию эмоционально – насыщенного взаимодействия с ребенком (индивидуальные консультации, беседы и др.)
  • Способность активному усвоению материалов тренинга в семейной практике (игровые упражнения различной направленности).

Использование игровой терапии в работе с гиперактивными дошкольниками.

Одним из наиболее эффективных  психотерапевтических средств в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью является игровая терапия. Игровая терапия имеет широкие возможности и при оказании помощи гиперактианым детям, существенно сглаживая их двигательное беспокойство и суетливость , позволяя  контролировать их действия и поступки с помощью  определенного игрового сюжета и связанных с ними правил и ролей. Особенно полезны  в этом плане коллективные игры ритмичного характера, проводящиеся под руководством взрослого. В эффективности  которых, мы неоднократно убеждались в процессе своей работы с гиперактивными детьми.

Для беспокойного  расторможенного ребенка игра является единственной реальной возможностью активно погружаться в игровую ситуацию, сосредотачивается на ней хотя бы на непродолжительное время.

Работая с гиперподвижными детьми, постоянно следует помнить, что насильственное сдерживаемое стремление ребенка к движению находит свое  проявление в бурных  истериках и разрушениях. Поэтому моя задача –найти возможность позитивного использования двигательной энергии и активности таких детей, что особенно успешно осуществляется в коллективных, сюжетных ритмичных играх, сопровождающихся стихотворным текстом и спокойным пением.

Проводя с дошкольниками подобные игры, я стараюсь максимально задействовать их мелкую моторику,  в связи, с чем с обязательным элементом совместного игрового действия являются пальчиковые игры.  Кроме того, мы обязательно вводим игровые сюжеты, в которых необходимо поддерживать равновесие и выполнять зеркальные симметричные действия, которые по свидетельству некоторых специалистов, оказывают терапевтические действие на детей с двигательной расторможенностью.

Я использую несколько групп развивающих игр:

  1. Игры на развитие внимания, дифференцированные по задействованным ориентировочным анализаторам (зрительный, слуховой, вестибулярный, кожный, обонятельный, вкусовой, тактильный) и по отдельным компонентам внимания (фиксация, концентрация, удержание, переключение, распределение).
  2. Игры на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости (не требующие напряжения, активного внимания не допускающие проявления импульсивности )
  3. Игры с триединой задачей (с одновременной нагрузкой на внимание, усидчивость, сдержанность).

Игра: «Ласковые лапки» 

Цель: снять напряжение мышечных зажимов, снизить агрессивность, развивать чувственное восприятие,  гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает  шесть-семь мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д., выкладывает их на стол.

Ребенку воспитатель предлагает оголить руку по локоть, объяснить, что по его руке  будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками.

Надо с закрытыми глазами, угадать какой «зверек» прикасался к руке  - отгадать предмет.                

Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры  «зверек» может прикасаться к щеке, колену, ладони, можно поменяться с ребенком местами.

Игра «Кораблик и ветер»

Расслабительная  релаксация через дыхание. Чтобы настроить группу  дошкольников  на рабочий лад, особенно если дети устали, поможет такое упражнение «Кораблик и ветер»

Представьте себе, что наш кораблик плывет по волнам, но вдруг,  но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух,  (выдыхаем) и пусть вырвавший на волю, ветер подгонит кораблик. Давайте попробуем еще раз, я хочу услышать, как шумит ветер!      

Игра «Тишина»

Цель: развитие слухового внимания и усидчивости.

Условия игры.  Детям дается инструкция: Давайте послушаем тишину, сосчитайте звуки, которые  здесь слышите. Сколько их? Какие звуки? ( начнем с того, кто услышал меньше всех).  

Примечание. Игру можно усложнить, дав задание детям сосчитать звуки вне комнаты . например на улице.  

     

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации коррекционной работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении

Моя исследовательская работаЗадачи исследования:Проанализировать нормативно-правовые основы логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении.Дать теоретическое обоснование условий и содер...

Особенности коррекции речи у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В статье описывается проблема коррекции нарушений речи у детей с СДВГ. Описываются причины возникновения данного синдрома у детей, основные симптомы заболевания, приводятся приемы и методы коррекции с...

Особенности коррекции речи у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В статье описывается проблема коррекции нарушений речи у детей с СДВГ. Описываются причины возникновения данного синдрома у детей, основные симптомы заболевания, приводятся приемы и методы коррекции с...

Особенности коррекции речи у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В статье описывается проблема коррекции нарушений речи у детей с СДВГ. Описываются причины возникновения данного синдрома у детей, основные симптомы заболевания, приводятся приемы и методы коррекции с...

Особенности организации образовательной работы с детьми раннего возраста (2-3 лет), имеющими нарушения зрения.

В образовательной работе реализуется АООП ДО детей с амблиопией и косоглазием и АОП для слабовидящих детей. Коррекционно-развивающую работу на группе осуществляют специалисты: воспитатели, педаго...

Особенности организации логопедической работы с детьми с ОВЗ

Особенности организации логопедической работы с детьми с ОВЗ...