Технология сотрудничества как ключевая технология в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС.
презентация к уроку по теме

Презентация учебного занятия для воспитателей ДОУ, где раскрыты высказывания ученых о необходимости обучения дошкольников навыкам сотрудничества со сверстниками,как рассматривают эту тему современные примерные программы,как отражена  необходимость обучения дошкольников сотрудничеству в современных нормативных документах по ДО.В презентации дано понятие " Сотрудничество" как раскрывают его несколько ученых.А так же можно поупражняться в понимании данного определения на ассоциациях с предложенными терминами.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология сотрудничества как ключевая технология в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС

Слайд 2

Р.С.Буре Коллективная деятельность детей на занятиях имеет большую воспитательную роль, в частности, у детей в процессе взаимодействия развиваются нравственно-волевые качества: умение договориться, уступить сверстнику, соблюдать правила, действовать по инструкции и др. Г.А. Цукерман При контактах со сверстником ребенок учится добывать недостающую информацию с помощью вопросов, планировать предстоящую деятельность, строить свое действие с учетом действий партнера, понимать относительность, субъективность мнений, строить свое поведение в соответствии с эмоциональным состоянием партнера. Е.Е. Кравцова Взаимодействие и общение детей друг с другом на занятиях влияет на психологическую готовность к обучению в школе, а именно на развитие самостоятельности и инициативности. А. Венгер Совместный характер обучения старших дошкольников влияет на развитие умственных операций и организацию действий. В.Котырло , В. Рубцов В совместной деятельности дети научаются видеть разницу между своими способами действия и действиями другого ребенка, сравнивают их, делают определенные выводы, пытаются исправить собственные действия или действия партнера . Необходимость организации взаимодействия ребенка со сверстником: Во-первых , общение и совместные действия с ровесником становятся одной из важнейших потребностей ребенка. Во-вторых , взаимодействие со сверстником имеет специфику, отличающую его от контактов со взрослым. Наиболее важной ее стороной является относительное равенство субъектов этого взаимодействия. В-третьих , процесс общения и совместной детской деятельности моделирует субъект-субъектный тип социального взаимодействия и, что самое важное, осознается каждым из его участников как взаимодействие «на равных». Значение занятий в режиме сотрудничества

Слайд 3

Программа «Развитие» Обучение работе в микрогруппах целесообразно начинать с младшего дошкольного возраста. Начинать совместную деятельность лучше с такой работы, которая уже хорошо известна каждому ребенку, является не сложной для него. Целесообразно начинать организацию деятельности в парах. В процессе работы предлагать детям образцы способов взаимодействия: как договариваться о сотрудничестве, как распределять обязанности. Навыки сотрудничества закреплять в играх с правилами типа «Лото», «Спрячь мышку», По мере освоения детьми способов взаимодействия, предлагается увеличивать количество детей в микрогруппе . Программа «Истоки» А. Г. Арушанова отмечает важность организации диалога на занятиях, необходимость обучению диалоговым играм со сверстником. А. Н. Давидчук подчеркивает необходимость организации взаимообучения детей на разных видах занятий, а не только в продуктивных видах деятельности. Образовательный процесс авторы программы «Истоки» рекомендуют организовывать, используя технологию Е. Е. Шулешко . Отличительными особенностями которой являются следующие моменты: Организация сотрудничества в процессе занятий в микрогруппах по 6 человек . Работу в микрогруппах целесообразно начинать в старшем дошкольном возрасте (5 – 6 лет ). Программа «Радуга» Образовательная технология предусматривает организацию обучения сотрудничеству с 5-го года жизни в продуктивных видах деятельности – конструирование, ручной труд. Авторская концепция заключается в том, что прежде чем устанавливать деловые взаимоотношения со сверстниками, ребенку необходимо освоить способы взаимодействия с другими людьми, и, прежде всего, со взрослым. Программа «Детство» Педагогическая технология, разработанная Крулехт М. В. предусматривает организацию образовательной работы с детьми 5-го года жизни. Авторская концепция Крулехт М. В. заключается в том, что прежде чем устанавливать деловые взаимоотношения со сверстниками, ребенку необходимо освоить позицию субъекта деятельности. В качестве основного вида деятельности Крулехт М. В. рассматривает трудовую. Современные программы дошкольного образования в ключе сотрудничества

Слайд 4

Технология сотрудничества и ФГОС 1.4. Основные принципы дошкольного образования: ….. 3)содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства….. 1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач : … 4) создание благоприятных условий…развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. 2.4. программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности… 2.6.Содержание Программы…образовательные области: Социально-коммуникативное развитие направлено на …. развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстником …

Слайд 5

Технология сотрудничества и ФГОС 2.8.Содержание Программы должно отражать аспекты образовательной среды: 3)характер взаимодействия с другими детьми; 4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к самому себе. Требования к условиям реализации ООПДО. 3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООПДО … 4)Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности… 6)Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения… 3.2.5. Условия , необходимые для создания социальной ситуации развития детей предполагают: 2) создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; 3)Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми…развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умений работать в группе сверстников… Требования к результатам освоения ООПДО Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: - Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности…,способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности ;

Слайд 6

Технология сотрудничества и ФГОС 3.2.5. Условия , необходимые для создания социальной ситуации развития детей предполагают: 2) создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; 3)Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми…развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умений работать в группе сверстников… Требования к результатам освоения ООПДО Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности…,способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности ; 3.2.5. Условия , необходимые для создания социальной ситуации развития детей предполагают: 2) создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; 3)Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми…развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умений работать в группе сверстников… -ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, старается разрешать конфликты;... -ребенок …может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками…

Слайд 7

Сотрудничество - совместная деятельность нескольких участников ради достижения одной конечной цели, к реализации которой каждый стремится наиболее удобным для себя способом, считаясь с интересами партнера . О.В. Солодянкина Сотрудничество – это такое взаимодействие, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет. Паритет - (от лат. paritas — равенство) — равенство двух или более сторон взаимоотношений по каким-либо параметрам. Может означать состояние относительного равновесия сил, равноценности целей, равенства прав и обязанностей и т.д Сотрудничество - это взаимодействие, при котором дети заняты общим делом, согласовывают свои действия, учитывают активность партнера для достижения общего результата . О.Е. Смирнова

Слайд 8

Сотрудничество один из типов взаимодействия индивидов возникающий в совместной деятельности, при котором участники осознают общую цель, планируют процесс ее достижения, распределяют функции между собой с учетом желания или возможностей партнера, осуществляют взаимоконтроль, несут коллективную ответственность за полученный результат. Сотрудничество возможно только на фоне развивающихся личных контактов между всеми участниками деятельности.

Слайд 9

Совместная деятельность - организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. («Краткий психологический словарь»). Признаки совместной деятельности: пространственное и временное соприсутствие участников; наличие единой цели совместной деятельности, отвечающей общим интересам и способствующей реализации потребности каждого индивида; наличие органа организации и руководства, наделенного особыми полномочиями; разделение процесса между участниками, (совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая деятельность); возникновение взаимодействия между участниками в процессе совместной деятельности. взаимодействие - Случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, влекущий взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений. Краткий психологический словарь Совместная деятельность

Слайд 10

Совместная деятельность Взаимодействие Сотрудничество Фадеева Е.М. 10

Слайд 11

Сотрудничество - Дружба Равенство Партнерство Коллективизм Взаимодействие Коммуникация Контакт Кооперация Сосуществование Симпатия Конкуренция Взаимопомощь Общение Доминирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах р...

Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

ФГОС ДО делает основной упор на поддержку разнообразия, собственной активности и инициативы детей, ставит акцент на создании условий, благоприятствующих позитивной социализации и развитию; обеспечивае...

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС  личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.Цель игровой т...

Консультация для воспитателей «Технология сотрудничества - как ключевая технология в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»»

Технология сотрудничества - это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным поиском целей и анализом х...

Инновационные технологии"Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС»

Инновационные технологии "Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС»...