Возрастные особенности Аймухаметова М.М.
статья (средняя группа) по теме

Лакевич Валентина Владимировна

Как вести себя с детьми в период кризиса первого года и в дальнейшем

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aymukhametova.doc16.4 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности

Второй год жизни ребенка

Встав на ноги и научившись ходить, ребенок, может быть, впервые начинает ощущать себя самостоятельным существом, отделившимся от взрослых. Вдохнув этого воздуха свободы, ребенок уже не хочет возвращаться назад и настойчиво борется за свои права. Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении. Ребенок протестует против управления собой или каких-либо ограничений.

Это и есть кризис первого года жизни — главное событие, которым отмечен переход от младенчества к раннему возрасту. (Кризисом в психологии называется поворотный пункт в развитии, который сопровождается конфликтностью, эмоциональной неустойчивостью, противоречивостью).

Поведение ребенка второго года жизни связано с двумя отличительными особенностями его психики. Первая из них — ситуативность.

Для малыша 1—2 лет интересно только то, что находится в его поле зрения. Каждый предмет, попадающийся ребенку на глаза, как магнитом притягивает его к себе. Но достаточно показать ему новую интересную игрушку — и он отвлечется от того, к чему только что настойчиво стремился. Новый объект овладеет всем его существом. Ребенок в этом возрасте еще не способен заниматься чисто умственной деятельностью, например, что-то воображать или обдумывать — только действуя с предметами, он способен познать мир. Не давая малышу действовать с предметами, мы лишаем его возможности мыслить, а значит, полноценно жить.

Вторая характерная черта психики ребенка раннего возраста — особая эмоциональность восприятия окружающего мира. Эмоциональность свойственна и взрослым, но они умеют управлять своими чувствами.

У ребенка все не так — как радостно он включается в интересную игру, какой взрыв чувств вызывает у него расставание с любимой игрушкой! Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру — вот, пожалуй, главная особенность ребенка 1—3 лет.

Все это объясняет причину первого кризиса раннего возраста. Ребенок стремится познать окружающий мир доступными ему средствами, встречает сопротивление взрослых, которые беспокоятся о здоровье малыша и порядке в доме, а в результате — конфликты, капризы и слезы.

Как же вести себя с ребенком в период кризиса первого года и в дальнейшем?

Прежде всего, нужно позаботиться о максимальной безопасности малыша. Не нужно ставить его в такое положение, чтобы любое его желание встречало запрет. Ведь бесконечные ограничения, в конце концов, могут воспитать у него и страх, и пассивность перед окружающим миром. И если вы цените потребность ребенка в развитии, постарайтесь, когда это, возможно, заменить запреты более гибким поведением. Вместо запретов предложите сыну или дочке привлекательную замену тому, что они хотят получить. Его интерес к новому предмету будет удовлетворен, а вы избежите конфликта. При этом ребенок должен знать, что некоторые вещи для него запрещены, и об этом нужно сообщить серьезно и твердо. Нужно, чтобы малыш не боялся, а верил вам. Что же касается капризов, то здесь родители должны иметь определенные правила и придерживаться их. Ребенок, исследуя предметный мир, устанавливает для себя и границы дозволенного в общении с людьми, пределы своего влияния на взрослого. Не полная, а необходимая малышу свобода, некоторые разумные ограничения, прочные связи с взрослыми и безопасность наиболее важны для ребенка. Понимая это и не позволяя ребенку стать семейным тираном, родители должны мудро, где-то уступая, а где-то настаивая на своем, помогать ему, осваивать законы человеческого общежития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности Консультация для родителей Тема: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой

Консультация для родителейТема: «Возрастные особенности восприятиялитературных произведений дошкольниками изадачи ознакомления детей с книгой»ПодготовилаВоспитатель гр. №4Прокуратова  Г. А....

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

1. Возрастные особенности системы дыхания. 2.Анализ возрастных особенностей двух систем органов: нервной системы и сердечно-сосудистой системы у детей.

1.     Возрастные особенности системы дыхания.дыхание возрастной гигиенический воздушныйДыхание плода. Дыхательные движения у плода возникают задолго до рождения. Стимулом для их в...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей: «Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»«Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»

Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверен...

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...