Использование метода проектов в познавательно-исследовательской деятельности для формирования ключевых компетентностей у дошкольеников
статья по теме

Запара Марина Анатольевна

Педагогические коллективы, работвющие в инновационном режиме, всегада находятся в творческом поиске. Так и педагоги нашего ДОУ переходят на новые формы работы, одной из которых является использование метода проектов в познавательно-исследовательской деятельности с детьми, в эффективновности и перспективности которой мы убедились на своей практике. Мы пришли к выводу, что использование метода проектов целесообразно для всех:. Для детей: проектная деятельность помогает закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности, формировать ключевые компетентности.Для педагогов: позволяет расширить образовательное пространство, дать возможность для совершенствования творческого и педагогического потенциала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода проектов в познавательно-исследовательской

деятельности  для формирования ключевых компетентностей

у  дошкольников

(из опыта работы МБДОУ ЦРР – д/с №75г. Белгорода)

                                 Ст. воспитатель МБДОУЦРР – д/с №75

г. Белгорода:

                                                                       Запара М.А.

  Федеральные государственные требования к основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагают изменения в организации образовательного процесса и содержании работы в ДОУ. Педагогические коллективы, работающие в инновационном режиме всегда находятся в творческом поиске.  Так и педагоги нашего ДОУ  переходят на новые формы работы одной из которых является использование методов проектов в познавательно-исследовательской деятельности с детьми, в эффективности и перспективности которой мы убедились на своей практике.

Эффективность  и перспективность проектной деятельности

-позволяет интегрировать (по подбору педагога) и реализовывать в совокупности несколько образовательных областей («Познание», «Безопасность» «Физическая  культура»).

Следует помнить, что при организации любого вида детской деятельности могут решаться задачи из разных образовательных областей. Например, при проведении детского экспериментирования (познавательно-исследовательская деятельность) на практике реализуются задачи не только образовательной области «Познание», но и «Коммуникация», «Безопасность» и др. (по замыслу педагога). Таким образом,  в данном виде деятельности успешно реализуется принцип интеграции образовательных областей, который заявлен в ФГТ как один из основополагающих.

-позволяет удовлетворить потребность детей в любознательности и познании окружающего

Ребёнок по своей натуре исследователь. Неутолимая жажда новых приключений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляются в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное его достоинство заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых:

- принять и освоить цель, актуальную для них;

- выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;

- решать творческие споры, достигать договорённости;

- оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со сверстниками;

- обсуждать результаты деятельности каждого члена творческой группы, не воспринимая чужие успехи как своё поражение.

- является успешной обучаемость дошкольников в процессе реализации проектной -исследовательской деятельности, что и позволяет предположить, что старший дошкольный возраст можно рассматривать как сенситивный для  данного вида деятельности

-способствует формированию у дошкольников системы ключевых компетентностей, необходимых  при поступлении в школу:

- Социальная;

- Коммуникативная;

- Информационная;

- Здоровьесберегающая;

- Когнитивная;

- Эмоциональная.

Перечень ключевых образовательных компетенций в дошкольном возрасте определяется на основе главных целей, стоящих в сфере дошкольного образования. А именно, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

   Перечень ключевых образовательных компетенций в дошкольном возрасте будет определяться и основными видами деятельности ребенка, позволяющими ему овладеть социальным опытом и получить жизненно важные навыки в практической деятельности.

Использовать педагогическую технологию проектов педагоги МБДОУ ЦРР –д/с №75  начали с 2008г., преследуя решение актуальной задачи: содействовать формированию начальной деятельностной компетентности у детей старшего дошкольного возраста (умение ставить цель, отбирать необходимые средства для её осуществления, принимать решения, договариваться, прогнозировать результат).   А в ходе работы имели возможность убедиться еще раз, что внедрение технологии проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения является одним из эффективных способов.

     В нашем дошкольном учреждении стало традицией проведение ежегодных конкурсов детских научно-исследовательских проектов «Я – исследователь». Для участия в котором, дети совместно с родителями и педагогами готовят самые разнообразные исследовательские проекты («Полезно ли закалять горло?», «Что лучше ручка или карандаш?» «Коса – девичья краса», «Тайна зеленого листочка», «Огонь мо друг или враг?», «Что такое зеленая аптека?», «Тайны древнего Египта – мифы или реальность?»  и представляют их на конкурс по направлениям: математика, физика и техника; естественнонаучное (живая природа); естественнонаучное (неживая природа); гуманитарное. Представленные проекты оцениваются членами жюри согласно критериям указанным в Положении  о проведения конкурса «Я – исследователь» в МБДОУ №75. Следует отметить, что из года в год в ДОУ увеличивается число участников конкурса: 2010г. – 6 чел; 2011г. –7 лет; 2012г. – 9 чел.

  Становится разнообразней и содержательней тематика проектов «Почему у моих родителей глаза карие, а у меня голубые?», «Дед Мороз и Санта Клаус соперники или коллеги», «Влияние восточных единоборств на  становление личности человека», «Чудо-прибор – компас». Педагоги реализуют совместно с детьми различные виды проектов творческие, исследовательские, информационные, игровые, индивидуальные  и групповые и др. Победители  детсадовского конкурса направляются для участия в городском конкурсе «Я – исследователь» и добиваются в нём высоких результатов.      При организации исследовательской деятельности  педагоги (Фоменко И.А., Сафронова О.Е., Саморядова Н.С., Фролова Л.М., Брыткова Т.м., Стрельникова Е.Д.) делают акцент на стремление детей к новизне и открытиям, наблюдательность и рефлексивность. Но пока ещё не нашли широкого применения такие виды проектной деятельности как комплексные, практико-ориентированные (оформление групп, уход за клумбой).   Как показала практика нашего дошкольного учреждения наилучший  образовательный эффект среди других форм, видов, и методов деятельности имеет проектно-исследовательская деятельность. Наблюдения показали, что оптимальная самореализация  ребёнка происходит в художественно-творческой и  исследовательской деятельности  детей с присутствием компонента соревновательности.  Метод проектов – способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является оформленный тем или иным способом продукт. Нами отмечено, что использование метода проектов в познавательной деятельности дошкольников – это принципиально иной подход к построению образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции, позволяющий сформировать ключевые компетентности  у дошкольника. Мы знаем, что работа над любым проектом имеет свои определённые этапы: постановка цели, разработка проекта, выполнение проекта, поведение итогов.

Рассмотрим, как формируются основные ключевые компетентности у дошкольника на каждом этапе работы над проектом:

Этапы проекта

Вид компетентности

Содержание работы

Что сформируется у ребёнка

1.Подготовительный

2.Разработка проекта

Информационная

КОГНИТВНАЯ

Формулировка проблемы,

Выдвижение гипотезы,

Постановка цели

Умение получать информацию, используя различные источники, задавать вопросы, искать ответы

Технологическая

Решение проблемы, поиск ответов различными способами (спросить, пронаблюдать, прочитать, нарисовать.

Умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации, понимать инструкцию и алгоритм деятельности, планировать деятельность.

Социально-коммуникативная

Общение с целью получения необходимой информации, согласование мнений, выдвижение предположений, поиск выводов и решений

Умение получать необходимую информацию при общении, умение слушать собеседника, согласовывать с другими свои действия и предложения, убеждать, уступать, приходить к общему решению

3.Практический

Информационная, когнитиная

Проверка гипотез эксперименты, опыты, измерения, продуктивная деятельность

Умение оценивать, сравнивать

Социально-коммуникативная

Умение согласовывать с другими свои действия и предложения, убеждать, уступать, приходить к общему решению, принимать помощь

Технологическая

Решение задачи разными путями

Умение доводить дело до конца, принимать решение, применять полученные знания, организовывать рабочее место.

Здоровьесберегающая;

- Эмоциональная

В зависимости от темы и содержания работы по ней.

Радость открытий, удивление новому

Здоровьесберегающие привычки.

Умение радоваться результатам труда и поиска

 4.Презентационный

5. Заключительный

Все копмпетентности

Презентация  результатов, продуктов проектной деятельности, достижений, выводов, подготовка рисунков, плакатов, выставки, выпуск газеты и др.

Рефлексия. Определение задач для новых проектов

   Педагоги побуждают детей к оценке конечного продукта и рефлексии промежуточных результатов. Рефлексия способствует осознанному выполнению деятельности, развитию таких  качеств личности как ответственность, настойчивость, инициативность. Следует сделать акцент на следующих двух ключевых компетентностях для формирования которых метод проектов наиболее благоприятен.

   Информационная компетенция направлена на формирование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов. Данная компетенция обеспечивает формирование способов получения ребенком информации из разных источников и ее хранения, навыки деятельности ребенка по отношению к информации, содержащейся в окружающем мире и образовательных областях.

Когнитивная компетенция формируется в самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, аналитической деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда входят навыки самостоятельной работы с информацией, умение самостоятельной постановки цели, организации планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности. Ребенок по отношению к изучаемым объектам овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Формирование когнитивной ключевой компетенции эффективней всего происходит в исследовательской деятельности дошкольников. Кроме того, в старших и  подготовительных группах  ДОУ оформлены уголки  для повседневного экспериментирования. Под руководством воспитателей дети проводят различные опыты, например, с водой и снегом, глиной и песком, знакомство с камнями, почвой и т.д. 

     Мы имели возможность убедиться в перспективности метода проектов, т.к. он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, поведения сравнения и анализа, обобщения, умения делать выводы, творческого мышления, логики, пытливости ума,  активной поисковой  и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков  и многое другое, что составляет систему ключевых компетентностей дошкольника, необходимых ему для успешного обучения в школе.

В своей практике мы пришли к выводу, что использование метода проектов целесообразно для всех:

Для детей: проектная деятельность уже в дошкольном возрасте  помогает закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности, учит детей  систематизировать информацию, использовать знания в практической деятельности т.е. формировать ключевые компетентности, необходимые ребёнку для обучения в школе.

Для педагогов: позволяет расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность для развития своего творческого и педагогического потенциала. Так в 2010г. Воспитанники ДОУ Шафоростов Д. И Асева Д. стали победителями городского, областного и Всероссийского конкурса «Я – исследователь», где на английском языке защищали свой проект «Дед Мороз и Санта Клаус соперники или коллеги» (рук: ПДО Стрельникова Е.Д.), в 2011г. стали лауреатами городского  конкурса  Кролевецкая А.И и Крамаровский К.  с проектом на тему «Полезно ли закалять горло?» (Рук: воспитатель Брыткова Т.М.); в 2012 /13 у.г. стала победительницей городского и областного конкурса «Я – исследователь» Божинова Д., представлявшая проект «Почему у моих родителей глаза карие, а у меня голубые?» (рук: воспитатель Саморядова Н.С.), а так же стал лауреатом конкурса  Вдовенко В. (5 лет), представлявший проект «Влияние восточных единоборств на  становление личности человека».   Формирование ключевых компетенций у воспитанников дошкольных учреждений способствует развитию творческих способностей ребенка, позволяет ему решать реальные проблемы, с которыми дошкольник сталкивается в разных ситуациях.

                                 Ст. воспитатель МБДОУ ЦРР – д/с №75

г. Белгорода:

                                                                       Запара М.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта в развитии познавательной деятельности дошкольника

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного– потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; сн...

Проект по познавательно-исследовательской,экспериментальной деятельности с дошкольниками

Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.Детское экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности.- наблюдение- развитие речи- продуктивно-творческая д...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир бумаги»

   Тип проекта:творчески-экспериментальный, познавательно-исследовательский, информационно-творческий.     Вид проекта: групповой.Формы работы: образовательная дея...

Использование метода проектов в познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

В презентации раскрываются теоретические положения об эффективности использования проектной технологии в познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. ...

«Использование методов ТРИЗ в познавательно – исследовательской деятельности дошкольников»

Одной из самых востребованных методик является адаптированный для дошкольников вариант технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), нацеленный на раскрытие творческого потенциала детей....

Чек – лист подготовки и организации образовательной деятельности с использованием метода проектов по познавательно-исследовательской деятельности (пошаговое действие)

Последовательность действий педагога при подготовке и организации образовательной деятельности с использованием метода проектов  по познавательно-исследовательской деятельности....