Консультация для воспитателей на тему "познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников"
консультация (старшая группа) по теме

Егошина Ирина Петровна

Работа представляет собой консультацию для воспитателей на тему "познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников", целью которой является : 

-показать особенности познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

-познакомить с задачами воспитателя, решаемые в ходе экспериментальной деятельности с детьми;

-характеристика особенностей организации исследовательской деятельности детей;

-познакомить с показателями познавательной инициативы детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsulyatatsiya_dlya_vospitateley.docx15.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников»

     Согласно концепциям развития основное психологическое новообразование дошкольного возраста – появление и дифференциация внутреннего плана действий ( воображение, идеальные ориентирующие образцы, в том числе этические осознания своих переживаний, самооценка ). В данном возрасте ребёнка характеризует предельно развитое чувство инициативы. В его деятельности прослеживаются разные мотивирующие моменты : придумывать интересный замысел, создавать вещь, общаться и слаженно взаимодействовать со сверстниками, узнавать новое или понимать устройство вещей. Одновременно с усложнением внутреннего мира происходит движение в сторону дифференциации сфер деятельности в зависимости от того, что становится важным ( придумывать – творческая сюжетная игра ; создавать – продуктивная деятельность ; понимать или узнавать – исследовательская деятельность )

     Познавательно – исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как ? …)

     Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребёнок, с одной стороны, расширяет представление о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта : причинно – следственными, родо – видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.

     Формированию ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, способствует организация занятий не в виде «урока» , а в форме партнёрской деятельности со взрослыми. Такая форма занятий связана не только с демократизацией стиля поведения воспитателя, но и с подбором содержания : педагогу необходимо учесть общие задачи познавательного развития, охватить множество конкретных тем, а так  же сделать содержание привлекательным для ребёнка.

     Таким образом, перед воспитателем стоят следующие задачи :

- использовать познавательно – исследовательскую деятельность как стержнеобразующую для познавательного развития ребёнка (в сочетании с другими видами деятельности ) ;

- обеспечить освоение основополагающих культурных форм упорядочения опыта (причинно – следственные, родо – видовые, пространственные и временные отношения ) ;

- обеспечивать переход от предметно – практического действия к образно – символическому ( схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира ) ;

- развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ – рассуждений ;

-расширять кругозор ( вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления).

   Целевым ориентиром для воспитателя является комплекс нормативных показателей познавательной инициативы к концу дошкольного возраста :

- проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задаёт вопросы ( почему? , как? , зачем? ) ;

-обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение ( «потому что …» ) ;

-стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекция ) ;

-проявляет интерес к познавательной литературе ;

-проявляет интерес к символическим «языкам» : пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что – то по ним ( лепить, конструировать ) ; самостоятельно составлять схемы, карты ; записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации ) .

     Для организации занятий познавательного цикла необходимо учесть общие задачи познавательного развития и облечь ( «упаковать» ) содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребёнка, стимулировала его активность.

     Всё это можно сделать с помощью культурно – смысловых контекстов, служащих своеобразными посредниками между «педагогическими интересами» и интересами детей.

     Такими культурно – смысловыми контекстами могут выступать «типы исследований», доступные и интересные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию :

-опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами ;

-коллекционирование (классификационная работа) ;

-путешествие по карте ;

-путешествие по «реке времени» .

     В рамки этих контекстов можно ввести любые содержания, входящие в курс ознакомления дошкольников с окружающим миром.

     Темы, связанные с неживой природой и, частично, с рукотворным миром, наиболее целесообразно раскрыть в контексте «опыты» (ребёнок сам активно экспериментирует).

     Темы, связанные с живой природой, явлениями социальной жизни, целесообразно раскрыть в контексте «коллекционирование» (классификация).

     Темы, связанные с элементарными географическими представлениями (о сторонах света, океанах и их обитателях и т.д.), наиболее целесообразно вводить через контекст «путешествие по карте, а темы, связанные с историческим временем ( прошлое – настоящее – будущее ), - через контекст «путешествие по реке времени».

     Все эти контексты эпизодически необходимо использовать в образовательном процессе с дошкольником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад.Воспитатель, семья, общество в модернизации системы образования. Исследовательская деятельность старших дошкольников.

Доклад. Воспитатель, семья, общество в модернизации системы образования.  Исследовательская деятельность старших дошкольников....

Мастер-класс для воспитателей по теме: «Организация поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников»

Данный материал поможет педагогам  организовать  поисково-исследовательскую  деятельность   старших  дошкольников. На примере покажет,  как у детей старшего дошкольн...

Консультация для воспитателей «Познавательно — исследовательская деятельность старших дошкольников»

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые пред...

Консультация для воспитателей «Познавательно — исследовательская деятельность старших дошкольников»

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые пред...