Значение подвижной игры для укрепления здоровья и физического воспитания дошкольников
материал на тему

Вишнякова Елена Владимировна

Доклад к педсовету

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 44 общеразвивающего вида»

Доклад на тему:

«Значение подвижной игры для укрепления здоровья и физического воспитания дошкольников»

Подготовил воспитатель

Вишнякова  Е.В.

2013 г.


Состояние здоровья детей является одним из основных показателей работы детского учреждения. Глубоко понимая важность этой проблемы, в нашем коллективе на протяжении ряда лет уделяет большое внимание физическому воспитанию и оздоровлению детей в каждой возрастной группе.

Дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.

Особое значение в физическом развитие дошкольника занимают подвижные игры.

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.  

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.

В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.

В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.

Для укрепления здоровья воспитанников дополнительно к основным авторам, предусмотренных в программе, мною используются методики таких авторов:

Асачева Л.Ф. Горбунова О.В.-Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Галанов А.С.-  Игры для укрепления здоровья малышей.

Железновы Екатерина и Сергей -Гимнастика для малышей

Кузнецов В.С. -Физические упражнения и подвижные игры

Овчинникова Т. С.- Двигательный игротренинг для дошкольников

Трясорукова Т. П-. Речедвигательный тренинг

Подробнее следует остановиться на «Методике раннего музыкального развития Железновых» - характерной особенностью этой методики является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования.

  Занятия весёлой музыкально - ритмичной деятельностью:

•    Полезны для всестороннего гармоничного развития личности малышей.

• Развивают музыкальный слух, ритм и память, активную речь, эмоциональность, внимательность, творчество, навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и концентрации внимания.

• Улучшают общее физическое развитие, укрепляют мышечный корсет, формируют осанку.

•  Укрепляют нервную систему и являются профилактикой детских нервозов.

•   Вырабатывают навыки вербального и невербального общения.

•Воспитывают умения взаимодействовать в коллективе, добиваясь взаимопонимания и компромиссов.  

• Ускоряют обмен информацией между левым и правым полушариями, в результате чего стимулируются процессы восприятия, распознавания, мышления.  

Репертуар включает:

Жестовые и подражательные игры - формируют двигательные навыки, способствуя хорошему физическому развитию, являются средством предупреждения сердечнососудистых заболеваний и неврозов.

Развивают слух, зрение, речевую память, чувство ритма, устойчивое внимание, быстроту реакции и обеспечивают хорошее настроение. Упражнения собраны в специальные комплексы, объединенные игровым сюжетом, и включают в себя ходьбу, бег, наклоны, повороты, приседания – «Шарики», «Лягушата», «Автобус», «Воробушки», «Часы» и др.

Подвижные игры – хороводы, марши, танцевальные движения, жмурки, салки учат малышей лучше осознавать различные ситуации и роли, принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромисс, развивают эмоциональность, воображение, память, координацию движений и ритм, музыкальный слух и навыки общения – «Кошки – мышки», «Кто в тереме живёт», «Пугало», «Охотник и заяц», «Левая и правая»,  «Прятки», «Как котята» и др.

Игровой массаж – при проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Когда детям делается массаж, это обеспечивает их сенсорное развитие (они оценивают холод и тепло, характер прикосновения, направление движения, силу давления, гладкость или шершавость материала). Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки. Массаж влияет на физическое развитие, тонизирует или расслабляет, поднимают настроение - «Рельсы-рельсы», «Пёрышко», «Ежик», «Лошадка», «Дождик», «Мышки», «Мы пилим», «Барабан», «Дятел», «Маляр» и др.


Список литературы:

1. Асачева Л.Ф. Горбунова О.В. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО  «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 112 с.

2. Галанов А.С.  Игры для укрепления здоровья малышей. СТРЕКОЗА, 2012.-64с.

3.[Электронный ресурс]. Режим доступа http://dosug-malysha.livejournal.com/2061. 

4.[Электронный ресурс]. Режим доступа

http://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_rannego_muzykalnogo_razvitiya_zheleznovyh


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. «Подвижные игры – средство укрепления здоровья и физического развития».

Консультация для педагогов по теме:«Подвижные игры – средство укрепления здоровья и физического развития». В консультации представлена информация о значении подвижных игр и Методике организации и...

Подвижные игры - средство укрепления здоровья и физического развития

Консультация для воспитателей по подвижным играм, которая содержит в себе: определение и специфику подвижной игры, значение подвижных игр, методику организации и проведения и т.д....

Консультация для воспитателей «Подвижные игры – средство укрепления здоровья и физического развития».

Консультация для воспитателей  «Подвижные игры – средство укрепления здоровья и физического развития».  Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятел...

Консультация «Подвижные игры – средство укрепления здоровья и физического развития»

Консультация «Подвижные игры – средство укрепления здоровья и физического развития»...