Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста.
опыты и эксперименты (младшая группа) по теме

Булич Наталья Геннадьевна

Дети дошкольного возраста узнают окружающий мир посредством поисковой деятельности. Чем разнообразнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.sov_.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

МБ ДОУ Детский сад №248

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста.

 Игры с песком и водой.

Выполнила:

 воспитатель Булич Н.Г.

г.Новокузнецк

2014 г.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.   Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность.  В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь.  

      В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих  вопросов: Почему? Зачем?  Как?  Что будет если?

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

•       Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

•       Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

•       Развивается речь.

•       Происходит накопление фонда умственных умений.

•       Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

•       Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Ребенок дошкольного возраста узнает окружающий мир посредством ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразней исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки, а потом разрушать и снова построить. Воду можно переливать, окрашивать цветами, ловить в воде льдинки и т. д.

Для игр с песком и водой в нашей группе имеются  совочки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, палочки грабельки), набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, кораблики, сачки, мячики, набор игрушек из разных материалов (для игры «что плавает», «что тонет», набор цветных камешков, ракушек,  природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, ситечки,  мерные ложки и стаканчики и т.д. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики.  

 «Вода»

  В режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

Во время исследовательской деятельности дети получают  представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной.

Совместно с детьми мы проводим опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.

Во время исследовательской деятельности с детьми мы проводим и игры с элементами экспериментирования

  • игра «Переливашки»        

- показать детям, что вода жидкая, принимает форму сосуда.

  • игра «Найди ракушку»        

-  познакомить детей со свойствами воды - прозрачность, бесцветность, может менять цвет.

  • игра «Тёплое – холодное»        

- выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной

  • игра «Тонет – не тонет»        

- дать представления о плавающих и тонущих телах.

  • наблюдение за водой        

- познакомить со свойствами воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают.

  • игры-забавы с водой.        

- закрепить знание свойств воды: прозрачная, тёплая, холодная; в ней можно постирать одежду, помыть игрушки, вымыть руки, умыться.

«Песок»

  На организованной совместной деятельности  «Угощение для друзей» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце игры мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

 С помощью дидактической игры «Отпечатки наших рук», дети убедились, что на мокром песке остаются  отпечатки.

При проведении опыта с песком «Волшебное сито»,  детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.

  • игра «Печем печенье»        

- закрепить  умение детей выкладывать формы из влажного песка.

  • игра «Норка для зверушек»        

- закрепить  знания детей о свойствах сухого и влажного песка.

  • игра «Что спрятано в песке?»        

-развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

  • игра «Чудо пекарь»:        

- закрепить  знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.

Систематическая, специально организованная работа по экспериментированию позволяет  качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы. В результате организации детского экспериментирования,  у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами,  расширяется кругозор, обогащаются знания об объектах неживой природы и их свойствах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста...

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

В дошкольных  образовательных  учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально  организованное  обучение, совместная  деятельн...

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста...

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность  с детьми младшего дошкольного возраста...

опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Пояснительная запискаВ дошкольных  образовательных  учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально  организованное  обучение, совм...

Экологический проект «ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (2 младшая группа)

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам....

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего возраста...