Методические рекомендации "Исследовательская технология при проведении экспериментальных занятий со старшими дошкольниками"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Ванина Ольга Болеславовна

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи практическим работникам ДОУ при организации экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
Пушкинского района Санкт–Петербурга

Исследовательская технология

при проведении экспериментальных занятий

со старшими дошкольниками

Методические рекомендации

Разработано воспитателем

Ваниной О.Б. и

старшим воспитателем

Трущенко С.Ю.

г. Санкт-Петербург

2013


Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи практическим работникам ДОУ при организации экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками.


Содержание

        Стр.

Введение            2

1.  Роль и место экспериментальной деятельности в развитии детей
старшего дошкольного возраста. Особенности исследовательской
педагогической технологии            3

2.  Системный подход к экспериментальной деятельности старших
дошкольников с использованием исследовательской технологии.
Организация совместной деятельности ДОУ и родителей           5

3. Определение достигнутого уровня способностей старшего
дошкольника к проведению исследовательской деятельности.           7

Заключение            8

Использованные источники            9


Введение

По своей природе каждый ребенок является исследователем окружающей его жизни, – людей, вещей, событий… Проявляя любопытство и любознательность, он ежедневно тянется к экспериментированию над игрушками, над своими возможностями/способностями и даже над нами, взрослыми.

В этом стремлении экспериментировать ребенок проявляет возрастные упрямство и настойчивость. От последних нельзя спрятаться, их можно только организовать и направить, научив ребенка алгоритму действий, правилам проведения эксперимента и соблюдению мер безопасности жизнедеятельности.

В организации экспериментальной деятельности воспитатели должны научить детей наблюдать, думать и принимать решения, а также делать выводы. В этой работе необходимо организовать согласованную работу между ДОУ и родителями ребят.


1. Роль и место экспериментальной деятельности в развитии детей

старшего дошкольного возраста. Особенности исследовательской

педагогической технологии

"Расскажи — и я забуду,

покажи — и я запомню,

дай попробовать — и я пойму".

Китайская пословица

В период дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, имеет познавательная деятельность, которую следует понимать не столько как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск и приобретение знаний, либо самостоятельно, либо под руководством взрослого. Все сферы деятельности ребенка пронизаны экспериментированием – это прием пищи и сон, прогулка и игра, занятия и купание… По мнению исследователя психики ребенка Н.Н. Поддъякова, для дошкольного возраста "Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка".

У старших дошкольников заметно возрастают потребности/возможности инициативной преобразующей активности. Объекты и образы, окружающие дошкольника ещё не сформированы и требуют уточнений. Для ребенка этого возраста познавательные потребности, направленные на "открытие" нового, уже ярко выражены, именно эти "открытия" будут развивать его продуктивное мышление. Незыблемым является правило: Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Наиболее ценной является самостоятельная поисковая деятельность детей, в процессе которой они открывают новые и новые свойства предметов и явлений, находят сходства и различия между ними. Возможность самостоятельного, творческого поиска нового очень ценное направление в экспериментальной деятельности ребенка, позволяющее ему самому найти ответы на многие «КАК?» и «ПОЧЕМУ?». Однако эту самостоятельную деятельность необходимо подготовить и обеспечить. В самостоятельном экспериментировании ребенка поджидают проблемы связанные с трудностями достижения/открытия нового: от возможности получить травму, до потери интереса к поиску, из-за неумения продвигаться в решении все усложняющихся задач.  

Второй по значимости поисково-иследовательской деятельностью является деятельность, организуемая взрослым. Его первейшей задачей является помочь ребенку в преодолении трудностей, о которых было указано выше:

  • научить ребенка соблюдать меры предосторожности/безопасности при экспериментировании. Начинается безопасность с аккуратности…;
  • научить ребенка способам/приемам/правилам проведения исследова-ния или эксперимента. Хорошее правило: "Если не знаешь, или не можешь – не сердись, не вреди и не ломай, а обратись за помощью ".

Алгоритмом экспериментальной деятельности дошкольника должна стать последовательность следующих действий:

  • от наблюдения – к проблеме;
  • от проблемы – к поиску решения;
  • от решения – к выводу.

 Этот простой на вид алгоритм насыщен многообразием форм и методов наблюдения, выявления проблемы, поиска решения (выделения характерных свойств, выдвижения гипотез, обобщения) и заключения или вывода из поисковой задачи. Этот набор форм и методов индивидуален и динамичен, он предлагается и наращивается взрослыми на основе их собственного опыта и развития дошкольников по мере их взросления. Как двигаться по этому пути, подскажет исследовательская педагогическая технология.

В ходе экспериментальной деятельности дошкольника, взрослыми должен быть использован принцип «от простого к сложному».


2. Системный подход к экспериментальной деятельности старших

дошкольников с использованием исследовательской технологии.

Организация совместной деятельности ДОУ и родителей

Как же поддержать и развить интерес старших дошкольников к исследованиям и "открытиям"? Сразу отметим, что не все стороны проблемы достаточно изучены, и не на все насущные вопросы можно найти готовые ответы. А раз так, то в ДОУ необходимо обязательно создать и поддерживать уголок с литературой по теме Детское экспериментирование, выявлять и передавать передовой опыт среди воспитателей. В оформлении уголков исследователя, необходимую помощь могут оказать родители.

Для дошкольника сделать "открытие" зачастую большой труд, связанный с постановкой задачи, выдвижением и проверкой гипотез, поиском решения. Преодолев трудности, ребенок приходит к "открытию" в большинстве случаев с чувством удовлетворения от проделанной работы. В достижении цели ребенка следует обязательно поддерживать, поощрять. Обязательное правило экспериментальной деятельности: ребенок и воспитатель – это партнеры. При этом воспитатель не должен забывать, что с одной стороны – он постепенно отпускает детей в самостоятельный поиск, все меньше вмешиваясь в их экспериментирование, а с другой усиливает бдительность за соблюдением мер безопасности и находится в готовности помочь при возникновении "неразрешимой" проблемы. Насколько дети продвинутся по этому пути к самостоятельности, настолько воспитатель может считать свою задачу решенной.

Дети старшего дошкольного возраста задают обилие вопросов: Почему? Зачем? Сколько?.. и т.п. Это необходимо использовать и превращать в совместную поисковую задачу. При этом хорошо, если задачу решать не обособленно от других технологий (например, игровой), от всех и всего, а совместно с каким-нибудь сказочным героем – это усиливает эмоциональное напряжение, призывает к сотрудничеству, поддержке в совместной деятельности. Ведь очевидно, что для ребят это герой, на которого можно положиться, а для воспитателя исключительная возможность сказать: Ну, Заинька ты сегодня медленно работал, и мы с ребятами не успели дойти до конца решаемой задачи… Детям этого заявить нельзя, иначе они поймут что Воспитатель – это учитель-наставник, а не партнер.

Важным элементом исследовательской деятельности является набор необходимых материалов и инструментов: весы, часы, компас… При этом часть из них можно изготовить самостоятельно, а часть с помощью взрослых.

Известно, что ни одну образовательную программу невозможно решить без совместной работы ДОУ и родителей.  В области экспериментальной деятельности родителей необходимо подключать и информировать. Далее приводятся рекомендации для родителей Л.М. Менщикова:


ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

для поддержания интереса детей к познавательному

экспериментированию

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментиро-вание с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.

Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Проявляя заинтересованность к деятель-ности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».

Ральф У. Эмерсон


3. Определение достигнутого уровня способностей старшего дошкольника к проведению исследовательской деятельности

Учитывая важность экспериментальной деятельности для характерис-тики развития дошкольника педагогические работники стремятся отобразить тот уровень исследовательской деятельности, которого достиг ребенок при оценке достигнутых им интегративных качеств.

В качестве рекомендаций к оценке уровня способностей старшего дошкольника к проведению исследовательской деятельности можно предложить следующее:

  1. Показатели, должны быть скорее качественными, чем количественными.
  2. Во-первых, следует оценить отношение дошкольника к экспериментированию по степени его интереса и проявленной активности.
  3. Во-вторых, нужна оценка достигнутых способностей по овладению способами исследования: умение наблюдать и ставить цели, способность рассуждать и принимать решение (делать выводы), находить связи, общее/частное... Иначе, насколько сформировано исследовательское мышление у дошкольника.
  4. В-третьих, насколько близка сформированная ребенком картина мира (конечно, сообразно возрасту дошкольника) окружающей его действительности.

Заключение

Экспериментальная деятельность дошкольника должна занимать больше места в образовательной программе и качество исследовательских задач решаемых совместно в системе «ДОУ – дети – родители» должно гармонично сочетаться с другими направлениями деятельности в развитии ребенка.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений и интересов ребенка. Не допустить этого – общая задача взрослых – воспитателей и родителей.


Список использованных источников

  1. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. М. Издательство «Аркти», 2003
  2. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – С-Пб, ООО «Издательство «Детство пресс», 2011
  3. http://podsnezhniksad.ucoz.com Технология исследовательской деятель-ности в детском саду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка.Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия для старших дошкольников с недостаточностью ВПФ "Что на ёлке у детей"

В технологической карте авторской ООД для  детей логопедической группы подробно описаны задачи и алгоритм проведения образовательной коррекционной работы  с указанием  её этапов и их ре...

Методические пособия по технологиям для развития речевого творчества у старших дошкольников

Созданы книжки - малышки, наглядные пособя для составления синквейна, буклеты, сборники альбомов  сказочных героев по синквейну для составления рассказов, консультации , дидактические игры,...

Конспект познавательного занятия для старших дошкольников через экспериментальную деятельность «Волшебный магнит».

Формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание....

Методические особенности организации и проведения дидактических игр со старшими дошкольниками

Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Для педагога же она является одним из наиболее эффективных методов работы с детьми, поскольку ей присущи ценные качества, которые благоприятно сказы...

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее ...

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры ...