Методы и приемы, способствующие развитию речевого творчества ребенка в словесно – дидактической игре (при ознакомлении со сказками А.С. Пушкина)
методическая разработка по теме

Афанасьева Елена Александровна

Методы и приемы, способствующие

развитию речевого творчества ребенка

в словесно – дидактической  игре

(при  ознакомлении  со  сказками А.С. Пушкина)

Составила старший воспитатель  ГБОУ ЦРР  д\с № 2662 СЗОУО

Афанасьева Елена Александровна

Цель работы:

·         использование нетрадиционных форм работы:

·         развитие речевого творчества детей:

·         умение воспринимать сказку и творчески
преобразовывать ее;

·         воспитание правильной устной речи:

-        расширение словарного запаса;

-        умение строить диалоги;

-        развитие связной, логической речи.

1.  Задавание ребенком вопроса, но не простого, а шуточного.

«Золотая рыбка, где ты научилась так хорошо разговаривать - в

школе или в детском саду?»

«Злая царица, ты отравляешь только фрукты или овощи тоже?»

2.  Для жанра письменного общения. Дети говорят, взрослый
записывает, вместе обсуждают. Герои сказок - первые объекты
такого общения.

Телеграммы:

Старику: «Почини землянку и корыто, а рыбку не тревожь»

Старухе: «Жадность тебя, бабушка, погубит!»

Письма:

«Здравствуй, золотой петушок, тебя очень красиво нарисовал художник в нашей книге. Мы тоже тебя рисовали и лепили. А лучше всего ты получился у Лени и Леры. Только мы не знаем, куда ты пропал, может улетел в другую сказку?»

Открытки:

«Все ребята тебя, князь Гвидон, благодарят за то, что ты спас царевну Лебедь от злющего коршуна!»

 

Записочки:

«Белочка, много орешков не грызи, а то сломаешь зубки»

 

3. Игра «Интервью»

Цель: развитие речевого общения детей. Кто берет интервью, кто его задает, по какому поводу - диктует сюжет сказки.

Зеркальце у царицы: «Только и умеешь собой любоваться, если бы я знало, что ты такая злая и так сможешь поступить с царевной молодой, то не хвалило бы тебя. Как тебе не стыдно? Расскажи, почему ты так поступила?»

Дадон интересуется у петушка: Как тебе, золотой петушок, удается предсказать наступление беды? Каким волшебством ты обладаешь?

4. Использование сказочной атрибутики (шапка-невидимка,

волшебная палочка, сапоги-скороходы), которая способствовала развитию воображения, мышления, фантазии; умению задать вопрос поискового характера.

«Золотой петушок не клюнул царя Дадона, а надел шапку -невидимку и ...»

«Царица с сыном не смогли выбраться из бочки, но с помощью волшебной палочки они...»

5. Импровизация в движении. Использование невербальных средств общения.

•         с помощью пантомимы изображается диалог старика и старухи,
взлет петушка со спицы;

•         жестами, движениями - настроение моря;

•         ветер, полет комара, мухи, шмеля.

6. Активизация художественно-речевой деятельности (взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительного искусства)

•         соединение музыкального и литературного ряда;

•         рассматривание и анализ картин, репродукций, альбомов по
искусству, гравюр, портретов, иллюстраций;

•         рассматривание предметов народно-прикладного искусства;

•         создание композиций из сухоцветов;

•  коллажей.

7.  Описание   своих  «шедевров»  с  целью  построения   связного монологического   высказывания   с  включением в речь художественного текста сказки

« Старуха нарядилась в богатую дворянку, и увидел бедный старик ее в собольей душегрейке, в жемчугах на шее, а

«На ногах красивые сапожки, Перед ней усердные слуги»

«Молодец Балда, наказал попа, наказал за дело. Поп ленивым и жадным, а бесенок глупым был, и Балда его перехитрил.

 «Испугался бесенок да к деду,

Рассказывать про Балдову победу»

 А что, делать нечего, собрали и отдали оброк»

8. Игра - воплощение приобретенных умений и знаний.

Цель:    - активизация творческого воображения,

-        развитие смекалки, творческого восприятия,

-        формирование наблюдательности, находчивости,
коммуникабельности,

-        овладение навыками диалогового общения.

а)  блок «Словесные игры»

б)  блок «Сюжетно-ролевые игры»

•        «Волшебство сказочного терема»

•        «Путешествие в Лукоморье»

•        «В тихий зимний вечерок»

•        «У тесовых ворот» и др.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы, способствующие

развитию речевого творчества ребенка

в словесно – дидактической  игре

(при  ознакомлении  со  сказками А.С. Пушкина)

Составила старший воспитатель  ГБОУ ЦРР  д\с № 2662 СЗОУО

Афанасьева Елена Александровна

Цель работы:

  • использование нетрадиционных форм работы:
  • развитие речевого творчества детей:
  • умение воспринимать сказку и творчески
    преобразовывать ее;
  • воспитание правильной устной речи:
  • расширение словарного запаса;
  • умение строить диалоги;
  • развитие связной, логической речи.

1.        Задавание ребенком вопроса, но не простого, а шуточного.

«Золотая рыбка, где ты научилась так хорошо разговаривать - в

школе или в детском саду?»

«Злая царица, ты отравляешь только фрукты или овощи тоже?»

2.        Для жанра письменного общения. Дети говорят, взрослый
записывает, вместе обсуждают. Герои сказок - первые объекты
такого общения.

Телеграммы:

Старику: «Почини землянку и корыто, а рыбку не тревожь»

Старухе: «Жадность тебя, бабушка, погубит!»

Письма:

«Здравствуй, золотой петушок, тебя очень красиво нарисовал художник в нашей книге. Мы тоже тебя рисовали и лепили. А лучше всего ты получился у Лени и Леры. Только мы не знаем, куда ты пропал, может улетел в другую сказку?»

Открытки:

«Все ребята тебя, князь Гвидон, благодарят за то, что ты спас царевну Лебедь от злющего коршуна!»

Записочки:

«Белочка, много орешков не грызи, а то сломаешь зубки»

3. Игра «Интервью»

Цель: развитие речевого общения детей. Кто берет интервью, кто его задает, по какому поводу - диктует сюжет сказки.

Зеркальце у царицы: «Только и умеешь собой любоваться, если бы я знало, что ты такая злая и так сможешь поступить с царевной молодой, то не хвалило бы тебя. Как тебе не стыдно? Расскажи, почему ты так поступила?»

Дадон интересуется у петушка: Как тебе, золотой петушок, удается предсказать наступление беды? Каким волшебством ты обладаешь?

4. Использование сказочной атрибутики (шапка-невидимка,

волшебная палочка, сапоги-скороходы), которая способствовала развитию воображения, мышления, фантазии; умению задать вопрос поискового характера.

«Золотой петушок не клюнул царя Дадона, а надел шапку -невидимку и ...»

«Царица с сыном не смогли выбраться из бочки, но с помощью волшебной палочки они...»

5. Импровизация в движении. Использование невербальных средств общения.

  • с помощью пантомимы изображается диалог старика и старухи,
    взлет петушка со спицы;
  • жестами, движениями - настроение моря;
  • ветер, полет комара, мухи, шмеля.

6. Активизация художественно-речевой деятельности (взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительного искусства)

  • соединение музыкального и литературного ряда;
  • рассматривание и анализ картин, репродукций, альбомов по
    искусству, гравюр, портретов, иллюстраций;
  • рассматривание предметов народно-прикладного искусства;
  • создание композиций из сухоцветов;

•  коллажей.

7.  Описание   своих  «шедевров»  с  целью  построения   связного монологического   высказывания   с  включением в речь художественного текста сказки

« Старуха нарядилась в богатую дворянку, и увидел бедный старик ее в собольей душегрейке, в жемчугах на шее, а

«На ногах красивые сапожки, Перед ней усердные слуги»

«Молодец Балда, наказал попа, наказал за дело. Поп ленивым и жадным, а бесенок глупым был, и Балда его перехитрил.

 «Испугался бесенок да к деду,

Рассказывать про Балдову победу»

 А что, делать нечего, собрали и отдали оброк»

8. Игра - воплощение приобретенных умений и знаний.

Цель:    - активизация творческого воображения,

  • развитие смекалки, творческого восприятия,
  • формирование наблюдательности, находчивости,
    коммуникабельности,
  • овладение навыками диалогового общения.

а)        блок «Словесные игры»

б)        блок «Сюжетно-ролевые игры»

  • «Волшебство сказочного терема»
  • «Путешествие в Лукоморье»
  • «В тихий зимний вечерок»
  • «У тесовых ворот» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы развития речевой активности у детей с нарушениями в развитии младшего возраста . Потребности в общении с окружающим.

При исправлении нарушения большее внимание уделяется  общедидактическим принципам воспитывающего направления; принципам систематичности, научности, наглядности, сознательности , индивидуального х...

"Методы и приемы формирования речевых навыков на занятиях по ИЗО"

На занятиях  по ИЗО  можно и нужно развивать речевые навыки....

Выступление на родительском собрании о методах и приемах стимулирования речевой активности детей дошкольного возраста; памятка для родителей "Почитайте детям"

Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ, как один из методов активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью повышения их педагогической компетентности в вопросах развития речевых...

Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей раннего возраста

об основных методах и приемах, которые я использую в своей деятельности при стимулировании речевой активности малышей...

Консультация для воспитателей "Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста"...

«Мнемотехника — один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей» (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)

Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно д...

«Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста»...