Конспект занятия для старшей – подготовительной группы по ОБЖ «Пока мама на работе»
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Александрова Наталья Александровна

 

Конспект занятия для старшей – подготовительной группы по ОБЖ

«Пока мама на работе»

                             Образовательная область «Безопасность»

Цель: создать условия для осознанного отношения к себе и своему здоровью, развитие навыков  безопасного поведения ребенка. Обобщить знания детей о правилах пользования предметами, которые могут угрожать жизни и здоровью людей: колющие и режущими предметы, электроприборы, лекарства, препараты бытовой химии, чужие люди.

Задачи

Обучающая:

- закреплять знания опасных ситуаций, которые могут возникнуть в быту;

- обучать основам личной безопасности;

- учить детей отвечать на вопросы полным предложением;

- учить детей пользоваться номерами телефонов: 01, 02, 03.

Развивающая:

- развивать речь, память, мышление, внимание;

- формировать более точное понимание того, кто является «своим», «чужим», «знакомым».

Воспитывающая:

- воспитывать ответственность за себя и за других.

Материал к занятию: картинки: бытовые приборы, режущие, колющие предметы, лекарства, бытовая химия. Шкатулка с шитьём, аптечка. Картинки с номерами службы «01», «02», «03». Знаки – схемы «брать нельзя», «пользоваться осторожно». Листы бумаги, фломастеры. Сюжетные картинки об опасных ситуациях дома и предупреждающие схемы-правила к ним.

Игрушки: 2 телефона, мед. инструмент, бантик, кофточка, кукла, чайник, стакан с соком, ванночка, освежитель воздуха, утюг, гладильная доска, котёнок.

Ход занятия.

Дети стоят в кругу. Приветствуем гостей.

Воспитатель: ребята, послушайте стихотворение.

На работе взрослые с утра,
И одни остались дома сын и дочка,
Учит брата старшая сестра
Чиркать палочкой о спинку коробочка.
И когда наверняка
Дрогнет детская рука –
Испугается ребёнок с непривычки,
Безо всякого труда
Начинается беда.
Так как пламя начинается со спички.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей)

- Сегодня мы с вами побеседуем о безопасности. Ведь неприятные истории и ситуации могут случиться с любым человеком в любой момент.

Ребята, а у вас так бывает, что и вы на какое-то время остаетесь дома одни? (ответы детей).

- Да, сегодня мы будем говорить о том, когда вы остаетесь одни, какие опасности могут подстерегать вас дома.

- Какие предметы могут быть опасными? (ответы детей)

Воспитатель: Много домашних опасностей вы назвали. Садитесь на стульчики.

- Ребята, дома у нас есть много нужных предметов, при неправильном обращении с которыми мы можем пораниться, обжечься и даже отравиться. Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы будете их разгадывать.

На стенке в розетке,
В пластмассовой клетке,
Живет перевернутый кот.
Лишь вилку увидит,
Из клетки он выйдет.
А так ни за что не пойдет.

                  (Ток)

 

Четыре солнца у бабушки на кухне,
Четыре солнца горели и потухли.
Готовы щи, компот, блины -
До завтра солнца не нужны.
   (Газовая плита)

 

В домике тесном
Много сестер,
Спрятан у каждой
В головке костер.
   (Спички)

 

Все разровняет, разгладит вокруг
Мамин помощник -горячий ...
        (Утюг)

Ходит - бродит по коврам,

Водит носом по углам.

Где прошел - там пыли нет,

Пыль и сор - его обед.

(Пылесос)

Я подмышкой посижу и что делать укажу:

Или уложу в кровать, или разрешу гулять.

(Градусник)

Бумага в нашей пасти разделится на части.

 (Ножницы)

Чудеса по вечерам я показываю вам.
На моем, друзья, экране.
То моря шумят в тумане,
То плоды качает сад,
Есть программа для ребят.
   (Телевизор)

Я тонкая и острая.
И уколю так просто я.
За мною – нитка белая.
Лишь с нею дело сделаю.

(иголка)

Длинный носик, круглый бок.

В нём — горячий кипяток.

Он шипит, кипит,

Всем чай пить велит.

(чайник)

На плите — кастрюль начальник.
Толстый, длинноносый…
(Чайник)

Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.
(Нож)

Воспитатель: Молодцы! Всё правильно разгадали.

- Теперь скажите: пылесос, электрочайник, утюг, телевизор  – это какие приборы?

Дети: электроприборы,

- Могут ли такие полезные и нужные электроприборы быть опасными для детей?

Дети: электроприборы есть нагревательные, которые опасны /утюг, электрочайник, обогревательная плита, фен/

- Правильно, электроприборы могут обжечь, ударить током или стать причиной пожара. Это первая  опасность дома (открывает картинки).

Воспитатель: А чем же мне можно заняться пока мама не вернётся?

Дети: посмотреть телевизор, послушать музыку.

 Воспитатель: - А если все - таки пожар случился? Как мы будем действовать при пожаре?

Дети: - Надо сразу сообщить о пожаре, позвонив 01.

Воспитатель: - Кто напишет мне этот номер?

Воспитатель: теперь предлагаю вам поиграть в игру

 

«Если возник пожар».

 

Ход игры:

Дети становятся в круг. В центре – воспитатель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворение и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар другому и т.д. Если ребенок отвечает неправильно, он выбывает из игры, а шар переходит к педагогу. На шаре цифры 01.

Воспитатель: Этот шар в руках недаром.

Если раньше был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Где взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой, безжалостный … (передает ребенку – воздушный шар)

Ребенок: Пожар (передает шар другому)
Воспитатель: Раз, два, три, четыре –
У кого пожар…?
Ребенок: В квартире (передает шар)
Воспитатель: Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил…
Ребенок: Утюг (передает шар)
Воспитатель: Красный отблеск пробегает.
Кто со спичками…?
Ребенок: Играет (передает шар)
Воспитатель: Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил бельё над…?
Ребенок: Газом (передает шар)
Воспитатель: Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жёг…?
Ребенок: Листву (передает шар)
Воспитатель: Дым увидел – не зевай и пожарных…?
Ребенок: Вызывай (передает шар)
Воспитатель: Помни каждый гражданин этот номер - …!
Ребенок: ноль один.
 

Воспитатель: Добрые, милые дети. Запомните правила эти:
1.    Не пользуйся без взрослых электроприборами!
2.    Не включай самостоятельно электроплиту!
Помни: шутки со спичками до добра не доведут!
Спичка-невеличка, а огонь от нее большой
.

 

Воспитатель: какая же опасность ещё ожидает вас дома?

- Мы отгадали загадки про: иголку, нож, ножницы и гвоздь. Как можно назвать все эти предметы (режущие и колющие предметы).

- Ребята, острые, колющие и режущие  предметы – это вторая опасность, которая может вас поджидать дома. А что нужно делать, чтобы эти предметы не стали причиной беды.

(не махать ножницами, не брать нож, все предметы убирать на свои места)

-Правильно, необходимо соблюдать правила пользованиями этими предметами и все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Воспитатель открывает картинки лекарственных средств и бытовой химии.

- А что за опасность подстерегает вас на этот раз?

(Лекарства и бытовая химия) –

Воспитатель: Витамины, капли, таблетки. Как назвать одним словом?

Дети: лекарства.

Чем это опасны лекарства, ими же лечатся? (дети отвечают)

Правильно ребята,

Если не больны вы,

В таблетках – только вред!

Глотать их без причины

Нужды, поверьте, нет!

Ведь отравиться можно

И даже умереть!

Так будьте осторожней –

Зачем же  вам болеть?

Воспитатель: порошок, чистящие средства, моющие средства, освежитель воздуха, как их можно назвать короче?

Дети: бытовая химия.

- Что должны знать дети о бытовой химии? ( можно отравиться, попасть в больницу, детям эти вещества брать нельзя) .

Правильно, химикаты это яд и детям ими пользоваться нельзя.

Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности. Мы с вами знаем пословицу «Каждой вещи своё место».

Сейчас поиграем в игру «Что где храниться?»

У нас есть места хранения предметов, которые могут быть опасными и картинки этих предметов. Нужно разложить все предметы по своим местам и тогда они перестанут угрожать нашему здоровью. (дети расходятся по группе и раскладывают предметы: в шкатулку, на полку, в аптечку, ящик, в стол.

Воспитатель проверяет, и вместе с детьми формулируют правила хранения лекарств, бытовой химии, инструментов, столовых приборов, швейных принадлежностей.

- Где нужно хранить бытовую химию?

- Как называется место хранения лекарственных препаратов?

- Что хранится в этом контейнере? Где он обычно стоит?

- А что вы положили в шкатулку?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, а что же делать, если вдруг выпил лекарство по ошибке?

Дети: - В такой ситуации надо вызвать «Скорую помощь».

Воспитатель: - Назовите номер «Скорой помощи»? (03)

- Кто может его написать?

Воспитатель: - Ребята, давайте представим, что кто-то из вас выпил без разрешения, и ему стало плохо.

Игра - инсценировка «Скорая помощь».

- Алло, «Скорая помощь» слушает!

- Помогите, мне нужен врач!

- Я выпил без разрешения много лекарств, мне плохо!

- Дома есть взрослые?

- Нет, мама и папа на работе.

- Сколько тебе лет?

- Пять.

- Имя и фамилия?

- ________

- Домашний адрес?

- ________

- Жди «Скорая помощь» выезжает.

Воспитатель: - Спасибо ребята! Скажите, а что должен знать ребенок, чтобы вызвать «Скорую помощь»?

Дети: - Свою фамилию, возраст, адрес.

Воспитатель: - Ребята, но лучше, чтобы с вами не случалось таких ситуаций.

Мы с вами знаем знаки «Нельзя брать» и «Осторожно пользовться!»

Работа в парах «Подбери схемы к опасным ситуациям»

Вы нашли себе друга, и следующее задание будем выполнять в парах. Вам нужно: подобрать к картинке с изображением опасной ситуации схему-правило и проговорить его друг другу.

 Дети берут картинки с ситуациями, находят нужную схему и тихо друг другу проговаривают правила.

- Молодцы, садитесь на стулья. Со знакомыми ситуациями вы справились хорошо.

Воспитатель: про какую опасность мы ещё не поговорили сегодня?

Дети: общение с незнакомыми людьми.

Инсценировка ситуации «Женщина предлагает «в хорошие руки» замечательного котёнка». /ребёнок и воспитатель/

Обсуждение ситуации

Воспитатель: Ребятки! Скажите, можно ли открывать дверь, не спросив, « Кто это?» и не посмотрев в дверной глазок?

Дети: Нет! Нельзя! Надо спрашивать: «Кто?» или «Вам кого?» А лучше посмотреть в дверной глазок посмотреть - свой или чужой.

Воспитатель: Почему нельзя? Объясните, пожалуйста.

Дети: Этот человек может быть преступником, вором.

Воспитатель: - Ребята, а если все-таки кто-то пытается проникнуть в ваш дом? Как вы себя поведете?

Дети: - Позвоним в полицию.

Воспитатель: - По какому номеру вы будете вызывать полицию?

Дети: - 02

Воспитатель: - Кто сможет написать этот номер? (Ребенок пишет номер на листе бумаги).

 

Воспитатель: - Я вам, предлагаю поиграть в игру «Свой, знакомый, чужой».

Педагог называет: «Мама, папа, телемастер, милиционер……»

Если это близкий человек или знакомый дети хлопают в ладоши, если чужой сидят спокойно, при этом объясняют свои действия.

После игры подвести итоги и  сделать вместе с детьми выводы:

-Не открывать дверь незнакомому человеку:

-Если в дверь звонит почтальон, монтёр, врач или даже милиционер, всё равно не открывай, если ты не знаешь этих людей. Преступники могут переодеться в любую форму.

-На вопрос : «Ты один дома?» - отвечай всегда «Нет, не один : бабушка отдыхает / мама в ванной, папа телевизор смотрит/».

-Не поддавайся ни на какие уговоры и просьбы открыть дверь, вызывай милицию по телефону 02. потом звони маме или папе на работу и соседям, обязательно запомни свой адрес. Запиши телефоны соседей, родителей и близких людей.

Воспитатель: Молодцы!

- сейчас я вам покажу инсценировку, и вы мне скажете, что неправильно сделала девочка?

            Инсценировка. Воспитатель в роли Аришиши.

- Жила одна семья- мама и дочка. Однажды маму срочно вызвали на работу. И девочка осталась одна дома.

Девочка играет в куклу.

Меня зовут Ариша, мне 5 лет. Играет в куклу.

- Скучно стало играть в куклу, пойду я включу электрический чайник и попью чаю  с конфетами. /ставит чайник /. Ой долго ждать пока он согреется, попью сока. Пьёт и обливается соком.

- Ну вот теперь вся мокрая.. Пойду, застираю кофточку. /Распыляет освежитель воздуха/

- Ой- ёй, как глаза щиплет.

-   Я утюгом поглажу кофточку она так быстрее высохнет /включает утюг в розетку/. Гладит  кофточку и замечает, что на ней нет пуговицы.

- Где же пуговичка? /ищет вокруг себя, не находит / пойду я в маминой шкатулке посмотрю, там и иголки с нитками есть. /Берёт шкатулку, открывает, ищет/

- Ой, я уколола пале-е-е-е-ц.  /плачет, роняет шкатулку, всё рассыпается на пол/

- Надо срочно помазать палец зелёнкой. /достаёт аптечку, ищет зелёнку/

- О! какие тут бутылочки, а какие красивые таблеточки и витаминки, попробую одну. /съедает и у неё начинает болеть живот/

- Оё, ёй, как больно…,что мне делать? И мама ещё не скоро придёт.

Обсуждение ситуации.

Воспитатель: ребята, скажите, что неправильно делала Ариша, пока была дома одна?

Ответы детей

-  Электрочайник- это опасный предмет, нагревательный. Им детям пользоваться нельзя

- Утюг- это нагревательный электроприбор. Им  детям пользоваться нельзя. Может ударить током или случится пожар.

- Острые, колющие предметы опасны, можно уколоться , пораниться.

- Лекарства брать без спроса нельзя – это вещество, применяемое для лечения или для предупреждения болезни.

- Порошок, чистящие средства, моющие средства, освежитель воздуха – это бытовая химия,  можно отравиться, попасть в больницу, детям эти вещества брать нельзя.

Дети убирают все вещи на свои места.

Воспитатель: - Итак, ребята, мы с вами узнали, что когда мы остаемся одни дома, могут возникнуть разные опасные ситуации. Я предлагаю встать в круг и определить какая ситуация опасная, какая - нет! (Игра с мячом)

  1. Выглядывать в открытое окно.
  2. Открывать крышку горячей кастрюли.
  3. Помогать маме.
  4. Вставлять ножницы в розетку.
  5. Смотреть с мамой телевизор.
  6. Поджигать бумагу.
  7. Рисовать.
  8. Трогать острые предметы.
  9. Поливать цветы.
  10. Открывать кран с водой.
  11. Играть в мяч.
  12. Брать моющие средства и лекарства.

- Ребята, посмотрите, какие телефоны написали наши дети: 01, 02, 03.

  • 01 - телефон пожарной службы

01 звони по телефону

Ио пожаре сообщи

Ближайшему району

Пусть знает каждый гражданин

Пожарный номер: ноль – один!

  • 02 – полиция

 

Коль дверной звонит звонок –
Посмотри сперва в глазок,
Кто пришёл к тебе, узнай,
Но чужим не открывай!

Если нет глазка, тогда
«Кто там?» спрашивай всегда,
А не станут отвечать –
Дверь не вздумай открывать!

Если в дверь начнут ломиться –
То звони скорей в милицию!

 

  • 03 - скорая помощь

Если вдруг ты очень захворал,

Простудился или ногу поломал,

В тот же миг по телефону набери

Этот номер  « скорой помощи» - «03».

 

Итог занятия.

Итак, о каких домашних опасностях мы сегодня говорили? (острые, колющие предметы, электроприборы, лекарства и бытовая химия, общение с чужими людьми)

Что нужно делать, чтобы все эти предметы не угрожали здоровью?

Молодцы, я вижу, что правила безопасного поведения дома вы знаете. Надеюсь, вы будите их всегда выполнять

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старше - подготовительной группе на тему: «Как мы устроены»

Цель:5 – 6 дать первоначальное представление о строении человеческого организма6 – 7расширять представление о строении человеческого организма и функциях его основных органов; учить прислуш...

Конспект занятия в старшей-подготовительной группе «Путешествие в зимний лес».

Конспект занятия в старшей-подготовительной группе «Путешествие в зимний лес»....

Конспект развлечения в старше-подготовительной группе «Карельский сувенир для мамы»

Праздник с региональным компонентом для детей старшего дошкольного возраста и их родителей, проводится весной на материале, разучиваемом в течение всего учебного года, и является итогом всей работы де...

Конспект занятия для старшей - подготовительной группы на тему "Масленица".

Представляю Вашему вниманию конспект занятия "Госпожа Масленица", который позволяет познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица, развивает речь, воспитывает интерес и уважени...

Конспект занятия в старшей/подготовительной группе по теме: «Кто такие рыбы?»

Конспект занятия в старшей/подготовительной группе   по теме: «Кто такие рыбы?»...

Конспект занятия в старшей/подготовительной группе по теме: «Зимующие птицы?»

Конспект занятия в старшей/подготовительной группе   по теме: «Зимующие птицы?»...