Консультация для воспитателей
консультация (старшая группа) на тему

Жуковская Ольга Юрьевна

Главное назначение игр со словом - это развитие интеллнкта, памяти, внимания, музыкальности, координации и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Зачем нужны игры со словом?42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Зачем нужны игры со словом?

Взрослый обязан работать, ребёнку необходимо играть.

У врачей психиатров есть такое выражение “Игровая дистрофия”, когда дети в детстве не доиграли. Игры украшают наши будни и праздники. В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. А утешиться - это успокоиться на чём - то радостном, облегчить свою жизнь, перестать горевать. Играя, ребёнок проверяет свои умения и знания, а впереди ждёт награда: уверенность в том, что он умный, смышленый, весёлый, сообразительный, ловкий. И результат - отличное настроение. Положительные эмоции способствуют развитию и радостному мироощущению. А за этим стоит желание дарить радость другим, доброта.

В ряду игр, игры со словом занимают самое значительное место. Ведь это то, с чем ребёнок вырастает из колыбели и благодаря чему он получает своё развитие. Это музыка и мудрость детских забав и утех. Их словесное “пространство” кажется безграничным: говорилки, дразнилки, приговорки, заклички, пестушки, потешки, прибаутки, страшилки, молчанки, голосянки, небылички, загадки, скороговорки, перевёртыши, считалки. И мало того, что всё это помогает развить память, внимание, музыкальность, чувство ритма, координацию, глазомер, наблюдательность, воспитывает художественный вкус, языковую культуру, творческое, активное отношение к жизни и искусству.

Получается, что игра со словом выводит на широкие просторы. Главное назначение этих игр - развитие интеллекта, выход на творчество звука, движения, движения ритмически организованного. Давайте всё по-порядку. Звучит барабан. Он слушает тех, кто дружит с ритмом. Красиво ритмично идут солдаты в колоннах. Равномерно биение сердца - это тоже ритм. Ритмично идут часы, ритмично двигается спортсмен. Ритм - это порядок. А где порядок - там красота. А в стихах ударные и безударные слоги расположены не как попало, а по порядку, они чередуются. Это развивает чувство ритма, а значит, умение двигаться красиво, выразительно. И кроме того, ребёнку даётся инструмент общения и мышления, владения словом. Каждое новое, запомненное слово, как драгоценный камешек в сокровищнице человека. Ребёнок, в словарном запасе которого мало слов, теряется в сложном мире, беднеет духовно.

В основе большинства игр - народные тексты. Их можно не заучивать специально с ребёнком. Он запомнится в процессе игрового действия. Тексты удобны для распевного, выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала, позволяет выполнять движение по содержанию текста в нужном ритме, темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинки, дробный, топающий шаг, поскок, переменный шаг, галоп, лёгкий, стремительный бег.

“Солнышко”

 Солнышко, солнышко, выгляни в окошко,

  Твои детки плачут, по камешкам скачут.

Дети стоят врассыпную. На 1-ю и 2-ю строчки текста, взрослый вместе с ребёнком выполняет четыре полуприседания - “пружинки” - и одновременно хлопает в ладоши. Под текст 3-й  и 4-й строчек, выполняются лёгкие прыжки с одновременными хлопками в ладоши. Текст произносится нараспев, с ярко выраженной метрической пульсацией.

“Радуга - радуга”

 Радуга- дуга, не давай дождя,

  Давай солнышко, колоколнышко.

Дети стоят врассыпную. На весь текст выполняют лёгкие частые прыжки на двух ногах с небольшим покачиванием корпуса вправо и влево. В процессе игры происходит развитие ритмического чувства и совершенствование прыжкового движения.

“Огуречик”

 Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик,

 Там мышка живёт, тебе хвостик отгрызёт.

Для игры выбирается “ловишка”. Им может быть кто- либо из взрослых или ребёнок. “Ловишка “ уходит в другой конец комнаты или зала. Руки у играющих находятся на поясе.

Ход игры: “Ловишка” садится на стул у одной из стен комнаты, дети собираются стайкой  у другой стены. На текст 1-й и 2-й строки, дети лёгкими прыжками продвигаются в направлении “ловишки”. Под текст 3-й строчки, дети продолжают движение лёгким пружинным шагом, грозя пальчиком “ловишке”. Последняя фраза произносится детьми, стоящими на месте, и является сигналом к бегу. “Ловишка” догоняет убегающих от него детей.

Текст произносится выразительно, нараспев, в конце 3-й строки должна быть небольшая пауза. Последняя строчка произносится скороговоркой. В этой игре закрепляются навыки выполнения лёгких прыжков с продвижением вперёд, мягкого пружинящего шага и лёгкого стремительного бега.

“Паровоз”

 Чух, чух, пыхчу, пыхчу, ворчу.

  Стоять на месте не хочу.

  Колёсами стучу, верчу,

  Садись скорее прокачу: чух, чух.

Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги удобнее слегка согнуть в коленях.

Ход игры: Взрослый предлагает отправиться в путешествие. На весь текст выполняется ритмичное движение дробного шага с ускорением темпа его выполнения к концу игры.

В этой игре отрабатывается навык дробного шага с продвижением вперёд. Текст произносится очень чётко, ритмично, с ускорением. Следует обращать внимание на хорошую прямую осанку детей, а также следить за тем, чтобы шаг был коротким, не шаркающим.

Игру можно продолжить, предложив детям выйти из вагончиков и погулять по лесу, собирая цветы, ягоды или набрать букеты осенних листьев.

По сигналу “Ту-ту”, который даётся взрослым, дети снова садятся в поезд и едут до следующей остановки. Игра развивает воображение и творческие способности детей.

“Две тетери”

Как на нашем на лугу стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери, поклевали, улетели...

Ш-ш-ш-ш...

Играющие стоят, взявшись за руки; за кругом - двое детей, изображающих тетерь, и ребёнок, изображающий охотника.

Ход игры: На текст первых двух строк, дети выполняют ритмические полуприседания и раскачивают руками вперёд- назад. На 3-ю и 4-ю строчки текста, в круг поскоками “влетают тетери”, присаживаются, ”клюют”, улетают. ”Охотник” догоняет тетерь. С окончанием текста, стоящие в кругу, поднимают руки вверх и имитируют движения веточек, шумящих на ветру деревьев.

В ходе игры, совершенствуются пружинящие движения ног, лёгкого поскока, стремительного бега. Очень пластичными и выразительными должны быть “крылья” у детей и руки-веточки у детей.

“Скос- поскок”

Скок- поскок, молодой дроздок,

 По водичку пошёл, молодичку нашёл.

 Молодиченька, невеличенька,

 Сама с вершок, голова с горшок.

Дети стоят по кругу, сложив за спиной руки ладошка к ладошке, имитируя хвостик.

Ход игрового упражнения: Первые две строчки текста, дети продвигаются вперёд прыжками; на 3-ю и 4-ю - идут по кругу мягким пружинящим шагом. Под фразы следующих двух строчек, дети сужают круг и на фразу “сама с вершок” присаживаются. На последнюю строчку текста, расширяют круг, выполняя движения бодрого маршевого шага. Игра развивает выразительность выполнения движений.

                              

“Поймай-ка”

Скачет зайка маленький около заваленки.

 Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка.

Дети стоят в кругу, в центре ребенок. Это зайка. За кругом - охотник.

Ход игры: На первые две строчки текста, дети выполняют прыжки на двух ногах. Ребёнок, стоящий в центре, выполняет такие же прыжки вокруг себя. На двух последних строках текста “зайка” скачет между детьми, запутывает след, охотник стоит на месте и наблюдает за зайкой. С окончанием текста, охотник догоняет зайку точно по его следу.

Фразы произносится медленно, без остановок, с чёткой метрической пульсацией. Игра совершенствует движения лёгких прыжков, развивает у детей внимание, ловкость, быстроту реакции. “Охотник” должен пробежать точно между теми детьми, между которыми до него пробежал “ заяц”. Если он догоняет зайца, изменит при этом направление движения, то победившим не считается...

Дети должны внимательно наблюдать за “зайцем” и “охотником”, чтобы в конце игры оценить действия “охотника”.

“Под мельницей”

Под мельницей, под вертельницей,

Подралися два ерша - вот и сказка вся!

Дети стоят парами по кругу лицом друг к другу.

Ход игры: На первые две строчки текста, дети кружатся парами вертушкой (один поворот). На третью строку - четыре перекрёстных хлопка друг с другом левыми и правыми ладошками. Дети переходят к следующей паре с последней строкой, берутся за руки. Игра повторяется, пока дети не встретятся вновь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...