Экспериментальное исследование по устранению нарушения звукопроизношения у дошкольников со сложной дислалией
материал (подготовительная группа) по теме

Черданцева Альфия Раисовна

1. Выявление и систематизация нарушений звукопроизношений у старших дошкольников.

2. Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников со сложной дислалией.

3. Анализ результатов логопедической работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментальное исследование по устранению нарушения звукопроизношения у дошкольников со сложной  дислалией

 

2.1. Выявление и систематизация нарушений звукопроизношения у старших дошкольников

Формирование произносительной стороны речи тесно связано с развитием фонематического слуха, с одной стороны, и становлением лексико-грамматических категорий — с другой. Поэтому от того, насколько успешно и своевременно будет исправлено звукопроизношение в детском возрасте, в значительной степени зависит усвоение навыков письма и чтения в школьный период. Известно, что до 4—5 лет недостатки звукопроизношения могут носить физиологический характер, поэтому целенаправленные логопедические занятия по устранению дислалии рекомендуется начинать с 5 лет.[45]

Исследование проводилось на базе Хорошевского детского сада, п.  Хорошево  Ржевского района. 

В эксперименте принимали участия 10 детей с различными нарушениями звукопроизношения 5 - 6 лет. Работа по обследованию проводилась с февраля по март 2012 года.

Экспериментальное исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Цель исследования: апробировать наиболее эффективные приемы, методы коррекции нарушений звукопроизношения при сложной дислалии.

На  констатирующем этапе, были поставлены следующие задачи;

1. Исследование артикуляционной моторики.

2. Выявить особенности фонематического восприятия

3. Выявить нарушения звукопроизношения;

1. Первым этапом является осмотр строения всех органов, образующих артикуляционный аппарат: губы, язык, зубы, челюсти, небо.

 При обследовании артикуляционного аппарата важно помнить, что правильное произношение звуков во многом определяется сохранностью каждой из частей периферического речевого аппарата: ротовой и носовой полостей, а также глотки и носоглотки. Проверяя строение языка, зубов, губ, нёба, челюстей, необходимо выявить, соответствует ли их строение норме, а если нет, то каков характер нарушения.

При осмотре возможно обнаружение следующих аномалий развития:

1) губы могут быть толстые, мясистые, малоподвижные, короткие;

2) язык – толстый, короткий, маленький или большой, может иметь укороченную уздечку;

3) прикус – прогения, прогнотия, косой, открытый передний, боковой глубокий, шейный;

4) зубы в зубном ряду стоят на больших расстояниях друг от друга или заходят друг на друга, повернуты вокруг своей оси, отсутствие верхних или нижних резцов;

5) нёбо узкое и высокое («готическое» нёбо) или плоское и низкое;

6) челюсти могут выдаваться вперед (верхняя или нижняя).

При обследовании 10 детей были выявлены нарушения в строении артикуляционного аппарата у 4 человек. ( Приложение 1)

На втором этапе оценивается подвижность органов артикуляционного аппарата.

 Для исследования артикуляционной моторики мы использовали  тестовые задания, которые включали динамические и статические упражнения. (Приложение 2 и Приложение 3).

Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз.

Оценка: 1 балл – правильно выполнено с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному;

0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение;

0,25 балла – выполнение с ошибками (поиск позы, неполный объем, синкинезии);

0 баллов – невыполнение движения.

Максимальное количество баллов – 5

От 1 – 3 балла (низкий уровень)

От 3 – 4 балла (средний уровень)

От 4 – 5 балла (высокий уровень)

Исследование подвижности  артикуляционного аппарата дошкольников с дислалией. Данные представлены в виде таблицы 2. ( Приложение 4).

После проведенного нами исследования было выявлено, что дети, у которых артикуляционный аппарат был нарушен, продемонстрировали низкий и средний уровни развития. Так низкий уровень у Ангелины, Кирилла и Ксении. Есть упражнения, где они не исправились. Так, например, при укороченной уздечке языка (подъязычная связка) у Альберта  движения языка оказываются затрудненными, так как слишком короткая уздечка не позволяет ему поднять язык вверх. У Ангелины и Сергея при выполнении ряда упражнений по подражанию были затруднения, а именно по этой причине они не смогли выполнить следующие упражнения:

- облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу;

- произвести круговые движения широко распластанным языком по верхней и нижней губам;

- имитировать языком положение «трубочки»;

- удерживать кончик языка у правого, левого углов рта (2-3 сек.).

В этих упражнениях не было:

- чёткости артикуляционных движений;

- быстроты и плавности их воспроизведения;

- умения быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.

 В связи с этим мы в формирующем этапе проведем ряд упражнений для исправления артикуляционной моторики.

2. При обследовании фонематического слуха выясняется, как дети на слух различают фонемы родного языка (Приложение 5). Используются приемы, направленные на:

§  узнавание, различение и сравнение простых фраз;

§  выделение и запоминание заданных слов в ряду сходных по звуковому составу;

§  различение отдельных звуков в звуковом ряду, в слогах, словах;

§  запоминание и повторение слоговых рядов, состоящих из 2 — 4 элементов.

Исследуется способность к восприятию ритмических структур различной сложности, воспроизведению ритмических рисунков.

Особое внимание обращается на различение свистящих — шипящих, шипящих — аффрикат, глухих — звонких пар звуков.

Анализ всех полученных данных позволит определить характер и причину дислалии и обозначить направление исправления дефектов звукопроизношения.

Исследование состояния фонематического слуха:

а) опознание гласного звука среди ряда гласных звуков

Инструкция: «Подними руку, когда услышишь -О-»

Оценка: 5 баллов – правильный ответ с первой попытки;

3 балла – правильный ответ, но в ответах замечается замедленность и неуверенность;

1 балл – один правильно угаданный звук;

 0 – отказ от выполнения.

Максимальное количество - 5 баллов.

б) определение способности дифференцировать  оппозиционные звуки

Инструкция: «Покажи картинку».

Ребенку предлагается три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще».

Оценка: 1 балл – правильный ответ с первой попытки;

0,5 балла – правильный ответ со второй попытки;

0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки;

0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.

Максимальное число баллов за все задание – 10 баллов.

в) повторение ряда слогов состоит из 15 проб, представляющих собой цепочки слогов с фонетически сходными звуками.

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее».

Предъявление – воспроизведение – предъявление  - воспроизведение.
Вначале предъявляется первые член пары (ба-па), затем второй (па-ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба-па-па-ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па-ба-па);

0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой, пропусками;

0 – баллов отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

Максимальное число баллов за все задание – 15 баллов.

г) покажи где?

Инструкция: детям предлагается картинки, где ребёнок выбирает и показывает логопеду нужную картинку.

  1. кот-год;
  2. мишка-мышка;
  3. лук-люк;
  4. софа-сова;
  5. шар-жар.

Оценка: 1 балл – правильный показ картинки;

0,5 – показ картинки после стимулирования;

0,25 – восприятия слов – паратипов как одинаковых;

0 баллов – отказ, невозможность восприятия.

Максимальное количество баллов – 10.

Были определены уровни состояния фонематического слуха:

Высокий уровень – 50-70 баллов

Средний уровень – 30-40 баллов

Низкий уровень – 10-20 баллов и меньше.

Результаты показаны в таблице 3 (Приложение 6).

Исходя, из данных таблицы мы пришли к выводу, низкого уровня не показал никто (0%), средний уровень зафиксирован у 40%, у остальных наблюдается высокий уровень, это составило 60% детей.

3. При обследовании звукопроизношения необходимо выяснить, как ребенок произносит проверяемый звук изолированно, в словах, слогах, предложениях, текстах, используя соответствующий дидактический материал.[27]

Инструкция: «Повторяй за мной слова».

Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп:

Первые четыре – это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные (1 группа – свистящие   С,СЬ, З,ЗЬ, Ц;    2 группа – шипящие Ш,Ж, Ч,Щ; 3 – Л,ЛЬ; 4 – Р,РЬ) и 5 группа – остальные звуки, дефекты которых встречаются значительно реже (задненебные звуки Г,К,Х, и их мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения и крайне редкие нарушения произношения гласных звуков.

3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла – один или несколько звуков группы изолированно и отраженно правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы; 1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы, например, как это часто бывает, страдает твердый звук Р, в то время как мягкий вариант произносится правильно; 0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы (например, дефектно произносятся все свистящие звуки, либо страдают  звуки З,С,Ц,, а СЬ,ЗЬ сохранены). Баллы, начисленные за каждую из пяти групп, суммируются. Максимальное число баллов за все задание – 15 баллов.

Обследование звукопроизношения определилось с помощью заданий: предлагались предметные картинки на исследование произнесения свистящих звуков.

Инструкция: Дети садятся на ковер вокруг логопеда, а в это время Мальвина входит в группу и раздает детям карточки – символы звука С. Вызванный ребенок с помощью удочки с магнитом вытаскивает из «колодца» (большой коробки) картинки:

1) собака – маска – нос, сено – василёк – гусь

замок – коза, зима – магазин – карточка – символ З

цапля – яйцо – огурец – карточка – символ Ц

Логопед четко проговаривает названия картинок, а дети поднимают карточку – символ, услышав нужную картинку. Затем логопед уточняет, какой звук дети учились находить в словах.

Итог занятия:

Логопед: Какой звук мы сегодня учились правильно произносить и находить? Как запомнить, какой это звук и почему?

Дети: поочередно произносят звуки, и показывают, какой звук звучит твердо, а какой мягко.

Предлагались предметные картинки на исследование произнесения шипящих звуков.

Инструкция: Детям раскладывают на стол картинки, и организуем их рассматривание, обращаем внимание на каждый предмет, его части, внешний вид, назначения, ребенок  берет картинку и медленно, четко произносит. Это проигрывается все в игровой форме.

2) шуба – кошка – камыш

жук – ножи

щука – вещи – лещ

чашка – очки – мяч 

Для третьего задания предлагали предметные картинки со звуком Р.

Инструкция: Детям дается картинка и ребенку предлагается задание «Расскажи про свою картинку» (предмет или сюжет). Требования логопеда к речевым высказыванием зависит от индивидуальных возможностей каждого ребенка.

3) рыба – корова – топор                        5) кот – сокол - клубок

река – варенье – дверь                                     гусь - бумага

4) лампа – молоко – мел                                  хлеб – сахар - петух

лента – колесо – соль                              йод – майка – трамвай

Были определены уровни состояния звукопроизношения и данные занесены в таблицу 4. (Приложение 7).

Таким образом можно сделать вывод, что высокий уровень не показал  никто, средний уровень зафиксирован у четырех детей и у шести детей наблюдается низкий уровень.

На основе проведенного исследования звукопроизношения у всех детей была выявлена механическая дислалия. Чаще всего нарушаются группы звуков: свистящие, шипящие, р-р, , л-л, .

На основе экспериментальных данных для осуществления коррекционной работы, дети были разделены в подгруппы с учетом структуры дефекта и характера нарушения звукопроизношения:

1 группа – дети с нарушением шипящих;

2 группа – дети с нарушением свистящих;

3 группа – дети с нарушением сонорных.

Выявилось, что есть дети (5 человек), которые попадают во все три группы, со сложной дислалией:

Ангелина – заменяет [ш] на [c], [ж] на [з], [щ] на [с,], [р] на [л], [л,] на [й].

Альберт – заменяет [с] на [ш], [з] на [ж], [л] на [ы], [р] на [л].

Кирилл – межзубное произношение свистящих, шипящих и заменяет  [р] на [л], [р,] на [л] и [л,].

Тимур – заменяет [ш] на [с], [ж] на [з], двугубное [л], [р] на [р,].

Миша – заменяет [ш] на [с], [ж] на [з], [щ] на [с], горловое [р], [р,].

Результаты констатирующего этапа позволили нам выявить детей со сложной дислалией и наметить план работы на втором формирующем этапе.

2.2. Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников со сложной дислалией

Формирующий этап проводился с целью преодоления нарушений звукопроизношения у дошкольников со сложной  дислалией.

На данном этапе логопедическая работа была организована с учетом структуры речевого дефекта, учитывались произносительные возможности ребенка, то есть определялась в каких языковых структурах (в слогах, словах, предложениях) ребёнок мог произносить правильно звук.

Например: Альберту и Кириллу, находящимся на этапе постановки звука [с], были предложены следующие задания:

- артикуляционная гимнастика

С целью выработки длительной, направленной воздушной струи было использовано упражнение: высовываем язык, чтобы он спокойно, не напрягая лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и слегка нажимаем для образования канавки. Губы округляем, но не напрягаем. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдуваем воздух, раздувая щёки. Контролируем ладонью руки, бумажкой или ваткой.

«Лопаточка»

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Ребёнку предлагалось улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти – десяти. Обращалось внимание на то, чтобы язык был широким, края его касались уголков рта, похлопывать язык губами надо на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

«Дуем на лопаточку»

Для этого предлагалось улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. Дали подуть в небольшую бутылочку.  

         У Альберта  это упражнение вызвало затруднение, и нам пришлось вернуться к упражнению «Лопаточка».

Упражнение «Ветерок дует с горки».

Цель: Выработать плавную, длительную, воздушную непрерывную струю, идущую посередине языка.

Детям предлагалось улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным. Если, не меняя положения языка, приоткрыть рот, оставить между зубами небольшую щёлку и подуть, то у детей  получается звук «с-с-с»

 Упражнение «Фокус».

Цель: образование желобка и направления воздушной струи по середине языка.

С Альбертом, с целью механической помощи, пришлось использовать пластмассовую палочку, накладывая которую на язык и сдвигая губы, образовали желобок. Затем палочку заменили пальцем ребёнка.

«Чистим зубы снаружи» - научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. Для этого ребёнку предлагалось улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

При выполнении данных упражнений детьми сначала наблюдалась напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезло, движения стали непринуждёнными и координированными. Кириллу с трудом удавалось удержать язык за зубами, но после нескольких упражнений ребёнок научился выполнять это упражнение.

Уточнение произношения изолированного звука или вызывание его по подражанию проводилось как часть занятия.

Упражнение «Произнесение длительного звука [с]».

Ребёнку предлагалось открыть рот, распластать язык и напряжённым кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую, тонкую палочку так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой равномерно выдувать воздух, контролируя ладонью руки, бумажкой или ваткой. Слышится длительный звук [с].

При выполнении этого упражнения у Альберта  звук [с] получался неясным, не свистящим, поэтому нам пришлось проделать это упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу.

Упражнение «Свисток».

 Цель – добиваться правильного изолированного, длительного произношения звука [с].

Для этого детей учат укладывать первую фалангу указательного пальчика на широкий язык, лежащий за нижними зубами. Пальчик прикусывается резцами: «кладем свисток в рот». Ротик улыбается до ушей, передние зубы хорошо видны до клыков. Края языка (передней его части) показываются с двух сторон прикушенного языка и достают до углов рта. Как только ребенок научится ловко укладывать «свисток» в рот, ему предлагается подуть в «свисток», не вынимая пальца, не изменяя положения губ, языка и зубов.

Полученный звук С закрепляется сначала в обратных слогах таким образом: после произнесения гласного ребенок кладет пальчик – «свисток» и добавляет звук С

Этап закрепления изолированного звука у Кирилла был длительнее, чем у Альберта, и с ним приходилось выполнять ещё дополнительные упражнения.

После того как у детей появился изолированный звук [с], мы перешли к упражнениям на закрепление изолированного звука. Для этого было использована игра «Договори слово». Ребёнку предлагалось договаривать слова – произнося последний звук. При этом ребенок должен был выбрать нужную картинку.

         Ча…(с)                тру…(с)

         Ле…(с)                голо…(с)

         Но…(с)                ква…(с)

         Ри…(с)                мар…(с)

После успешного закрепления изолированного звука мы перешли к следующему этапу – автоматизация в слогах.

Сначала использовались упражнения, в которых нужно было произнести звук [с] в прямых слогах.

Упражнение «Произнеси слоги»

Инструкция: Мы показываем ребенку карточку со слогом, он должен слог проговорить четко, медленно и при этом придумать слова с этим слогом или показать картинку. Например: Со – собака и т.д.

Са, со, су, сы, сэ

«Доскажи словечко». Ребёнку предлагалось договорить слово, произнося слог (са).

Инструкция: Мы показываем ребенку картинку, даем устную инструкцию « я начинаю, а ты продолжи»

Ли…(са)              ро…(са)

Вак…(са)            плак…(са)

Ко…(са)              кра…(са)

Добавляя слог (сы).

Инструкция: На столе лежат картинки в единственном числе у логопеда, во множественном числе у ребенка. Мы показываем ребенку картинку, где нарисовано в единственном числе, выбери картинку, где будет во множественном числе.

Например: Оса - осы

         О…(сы)               ко…(сы)

         У…(сы)               ве…(сы)

         Бу…(сы)              но…(сы)

После закрепления звука [с] в прямых слогах мы перешли к упражнениям – произнесение звука [с] в обратных слогах. Для этого использовали следующие задания.

         «Произнеси слоги»      ас – ос – ус – ыс           ыс – ус – ос – ас

                                               яс – ёс – юс – ис           ес – ис – ос – ёс

         После того, когда звук [с] был автоматизирован в слогах, мы перешли на этап автоматизации данного звука в словах.

         На автоматизацию звука [с] в словах предлагались такие задания, как «Произнеси слово»

Инструкция: Прелагается наглядный материал картинки. Просим ребенка произнести слова четко, медленно, что нарисовано на картинке.

                   Сад, сам              вас, квас

                   Сок, сом              нос, рос

                   Суд, сук              ус, вкус

                   Сын, сыт             мыс, кумыс

Упражнение «Назови второй слог, а потом всё слово»

Инструкция: Прелагается наглядный материал картинки (слоги). Логопед показывает ребенку слоги, он повторяет и раскладывает перед ним, полученное слово проговаривает. Просим ребенка произнести слова четко, медленно, что нарисовано на картинке. И еще раз произнести второй слог.

         Ко – су – ля                  ко – сын – ка

         По – су – да                 ле – со – чек

         Ри – су – нок                ку – со чек

Упражнение «Повтори»

Инструкция: Мы проговариваем вместе с детьми слоги, а затем показывается картинка и ребенок самостоятельно проговаривает это слово.

         Са – са – коса               са – са – колбаса

         Са – са – оса                су – су – понесу

         Сы – сы – бусы            со – со – колесо

         Со – со – соки              сы – сы – осы

В игре «Магазин» мы упражнялись в правильном произношении звука [с] в словах, выделяя его более длительным произношением.

Детям предлагалось поиграть в магазин. Для этого дети должны были, придя в магазин выбрать игрушку (в названии которой есть звук, [с]),  которую хотят купить, показывая всем детям громко её назвать. Вызывались сначала те дети, которые хорошо произносят звук.

«Что есть в магазине?» (сахар, сок, соль, колбаса, масло, весы) см. приложение

В этих же целях мы использовали игру «Знаешь ли ты?»

Детям предлагались вопросы, на которые помогали ответить картинки лежащие на столах. Тот, кто находил правильный ответ на вопрос, выходил и чётко называл предмет, изображённый на картинке. Вопросы:

«На чём можно ездить?» (самокат, санки, коляска, и т. д.)

 «Кто живёт в зоопарке?» (сова, сом, слон, лиса, суслик)

После того как дети назвали правильно предметы и животных, изображённых на картинках, они должны были ответить на вопрос: «Какой звук повторялся во всех этих словах?»

Упражнение «Замени первый звук в слове на звук [с]»

Инструкция: Мы даем детям по две карточки, сначала ребенок произносит первую карточку, затем вторую и мы спрашиваем, в чем разница, какой мы звук заменили на какой и где(вначале)?

         Бок – сок             бор – сор

         Дом – сом           лук – сук

         Кон – сон            мода – сода

«Замени последний звук в слове на звук [с]»

Инструкция: Мы даем детям по две карточки, сначала ребенок произносит первую карточку, затем вторую и мы спрашиваем, в чем разница, какой мы звук заменили на какой и где(в конце )?

         бак – бас             нож – нос

         пёк – пёс              морж – морс

         Рим – рис            голод – голос

В результате проведённой работы на данном этапе мы определили, что Альберту и Кириллу нужно продолжать работу по автоматизации звука в словах, так как у них не достаточно сформирован навык контроля за собственной речью. Поэтому переходить к автоматизации звука в словосочетании и предложениях пока не следует.

После того как мы поставили изолированный звук [л], мы перешли к этапу автоматизации в слогах, словах и предложениях. Ангелина находилась на автоматизации в слогах, а Тимур и Альберт на автоматизации в словах. Для этих детей были предложены следующие задания:

«Произнеси слог» (произнесение звука [л] в прямых слогах)

Инструкция: Мы показываем на картинке слоги и ребенок произносит, если ребенок не может самостоятельно, то повторяет за логопедом.

                   ла – ло – лу – лы         ла – лу – ло – ла

                   ло – лу – ла – лы         ла – лы – лу – ло

         (произнесение звука в обратных слогах)

                   ал – ол – ул – ыл         ыл – ул – ол – ал

                   ал – ял – ол                  ёл – ол – ул.

«Произнеси слова» (с ударением на слоге)

Инструкция: Прелагается наглядный материал картинки. Мы показываем ребенку картинки, он повторяет и логопед задает вопрос, где звук Л  в начале или в конце. Просим ребенка произнести слова четко, медленно, что нарисовано на картинке.

                   лаз – вал             салат – пенал

                   лоб – гол             лодка – укол

(без ударения на слоге)

Инструкция: Детям предлагаются слова, и ребенок рисует по ним картинки. Затем четко проговаривает эти слова.

                   мыла, дула, писала               халва, балкон, сыпал

                   луна, лужок, палуба             кинул, дунул, сунул.

(со стечением согласных)

Инструкция: Мы предлагаем ребенку словосочетания, где первое слово говорим мы, а второе показываем на картинке и ребенок продолжает. Например: Карие глаза, большой класс, красный флаг и т.д.

                   глаза, класс, слабый, пламя, плавать

                   злак, флаг, шла, вышла, сладкий

(закрепление произнесения звука [л] в прямых и обратных слогах)

Инструкция: Произнесения слова сопровождается показом картинки.

                   лаял, плыл, колол                 ломал, глотал, баловал

                   молол, делал, лакал              колол, молотил, колотил

«Закончи предложение» - дополнить предложения по картинкам. Ребёнку предлагалось закончить предложение, найдя соответствующую картинку. Например:

Дядя Лука копает клумбу (лопатой).

Володя и Слава плывут на (лодке).

Клава мыла ладони (мылом).

Володя поехал на (велосипеде).

На данном этапе у Тимура, Альберта и Ангелины звук [л] автоматизирован в словах и можно вводить в предложения.

Для Ангелины, Тимура и Миши, которые заменяют звук [ш] на [с], находящихся на этапе автоматизации в словах, были предложены следующие задания:

«Закончи предложение» - ребёнку предлагалось закончить предложение, произнося последнее слово в нём, отчётливо проговаривая звук.

Я иду, и ты …(идёшь).

Я пою, и ты …(поёшь).

Я несу, и ты …(несёшь).

Я беру, и ты …(берёшь).

«Исправь ошибку» - ребёнку предлагается послушать стихи, в которых надо исправить ошибку, меняя последнее слово.

С другом мы играем в … чашки,

Пили чай из бело … шашки!

                   Вылезла из норки … шишка,

                   На неё упала … мышка!

Мы с сестрой посуды …шили,

И наряды куклам … мыли!

Игра «Угадай, что в руке». На столе стоят предметы. Дети рассматривают и называют их. После того, как предметы убираются, дети по очереди подходят к столу. Сзади в руку ребёнка даётся один предмет, который надо на ощупь определить и назвать (шапка, мишка, карандаш, камешки, шнурок, шарик и др.). Обращалось внимание на то, чтобы ребёнок выделял звук [ш] в словах, произнося его чуть длительнее других звуков.

После того, как звук [ш] был автоматизирован в словах, мы предложили задания на автоматизацию звука в предложениях.

Инструкция: Мы сначала слушаем слоги, затем показываем картинки с этими слогами и ребенок произносит слова, затем мы ребенку предлагаем повторить предложения.

«Повтори, чётко произнося [ш]»

Ша-ша-ша –наша Маша у душа

Ши-ши-ши – наши малыши едят беляши

Ош-ош-ош – ты идёшьи поёшь

Иш-иш-иш – какая тишь, малыш!

Ши и ше, ше и ши – мойте шею и уши.  

Звук [ш] мы автоматизировали в предложениях, но детям трудно различать звуки [ш] и [с], потому что язык ещё не приучился быстро менять рабочее положение при произнесении слов со смешиваемыми звуками. Поэтому требуется дифференциация этих звуков.

Ключевым моментом дифференциации свистящих и шипящих звуков является противопоставление артикулем нижнего звука С, верхним – Ш.успешное различение положений кончика языка в ротовой полости при артикулировании звуков С и Ш ускорит дальнейшую дифференциацию групп свистящих, шипящих и аффрикатов.

Цель данного этапа – научить ребенка правильно распознавать и узнавать смешиваемые звуки.

Работу мы начинали с различия звуков как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам. Работа заключалась в том, что мы сопоставляли и выделяли их основные признаки: например, холодный воздух выходит из насоса и свистит (с, с, с) – когда мы произносим звук [с], язык лежит за нижними зубами; тёплый воздух из лопнувшей шины и шипит (ш, ш, ш) – когда мы произносим звук [ш], язык поднимается за верхние зубы.

На развитие фонематического слуха предлагалось задание «Разложи правильно» - ребёнку предлагались предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки [с] или [ш], которые надо было разложить на две части.

Игра «Покажи». Детям показывались и назывались предметные картинки, ребёнок должен был показать ту картинку, которая соответствует названию. (Миска – мишка, каска – кашка, маска – Машка, крыса – крыша).

После того, как дети научились различать данные звуки по артикуляции и на слух, мы предложили задания на дифференциацию звуков в слогах.

«Повтори слоговые цепочки»

Инструкция: Мы предлагаем слоги, ребенок повторяет и зарисовывает себе в тетрадь.

                   ша – са                шо – со                ши – сы

                   ос – ош                ус – уш                ыс – ыш

са – ша – ша,    со – со – шо,      шу – су – шу,       су – шу – су.

В результате проделанной работы у Миши  звуки [ш] и [с] были отдифференцированы в слогах, и в дальнейшем предстоит работа по дифференциации этих звуков в словах и предложениях.

В результате проведённой работы на формирующем этапе мы сделали вывод, что произошло повышение речевой активности у детей, улучшилась артикуляция и произносительные навыки.

2.3.     Анализ результатов логопедической работы

По окончанию формирующего этапа был проведён контрольный этап, цель которого заключалась в сравнении полученных результатов с первоначальными данными.

Для этого мы использовали ту же методику, что и на констатирующем этапе.

Особое внимание мы также уделили следующим показателям: состоянию артикуляционной моторики, состоянию фонематического слуха, звукопроизношению.

При обследовании артикуляционной моторики детям предлагались следующие задания:

1) улыбка,

2) улыбка – трубочка,

 3) лопатка,

 4) иголочка,

 5) часики,

6) маляр,

 7) качели,

Система оценки артикуляционной гимнастики оставалась прежней.

Полученные результаты нами проанализированы и помещены в таблицу 5 (см. Приложение 8 ).

Данные таблицы говорят о том, что трое детей, которые имели средний уровень, показали высокий. Низкого уровня не зафиксировано.

Состояние фонематического слуха определялось теми же заданиями.

Данные результатов занесены в таблицу 6 (см. Приложение 9).

Анализируя показатели данной таблицы, мы пришли к выводу, что высокий уровень развития составил у 90% детей.

Для обследования звукопроизношения были взяты задания, используемые нами на констатирующем этапе.

Система оценки исследования звукопроизношения осталась прежней.

Показанные результаты занесены в таблицу 7 (см. Приложение 10).

Данные таблицы говорят о том, что высокого уровня не показал никто. Средний уровень развития зафиксирован у 8 детей. Низкий уровень наблюдается у двоих детей.

Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, занесены в сводную таблицу 8 (см. Приложение 11)

Количественная оценка результатов коррекционной работы с детьми со сложной дислалией  показала увеличение количества баллов речевого развития в группе дошкольников

После проделанной коррекционной работы по звукопроизношению было выявлено, что

У Альберта появился звук [с], закрепили его в слогах и словах, дальнейшая работа – введение звука во фразовую речь.

У Ангелины – звук [л] поставили, ввели в слоги, дальнейшая работа – введение в слова и в предложения.

Миша – научился различать на слух сходные звуки [с] и [ш], но при произношении иногда ещё смешивает их. Работу по дифференциации звуков в предложении продолжать.

Тимур– звук [л] закреплён в слогах и словах, следует вводить во фразовую речь.

Кирилл – поставили звук [с], ввели и автоматизировали в слогах и словах. Продолжать работу по автоматизации в словах, вводить в предложения.

Таким образом, логопедические мероприятия и педагогическая технология, учитывающая механизм и структуру речевого дефекта, разработанная нами на формирующем этапе эксперимента способствует устранению нарушений звукопроизношения у дошкольников со сложной дислалией.

Заключение

Устранение нарушений звукопроизношения у дошкольников со сложной дислалией – одна из важнейших задач логопедии. От её решения зависит развитие ребёнка, имеющего нарушения звукопроизношения. Всестороннее развитие ребёнка предполагает учёт не только психолого – педагогического, но и логопедического фактора при устранении нарушений звукопроизношения у детей со сложной дислалией.

Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования позволяет нам сделать следующие выводы.

Термин «этиология» - греческий и обозначает учение о причинах (этио-причина, логос – наука, учение).

Проблема этиологии речевых нарушений прошла тот же путь исторического развития, что и общее учение о причинах возникновения болезненных состояний.

     Таким образом, уже в исследованиях античных учёных наметилось два направления в понимании причин речевых нарушений. Первое из них, исходившее от Гиппократа, ведущую роль в возникновении речевых расстройств отдавало поражениям головного мозга; второе, берущее начало от Аристотеля, - нарушениям периферического речевого аппарата. На последующих этапах изучения причин речевых расстройств сохранились эти две точки зрения.

При оценке нарушений речи у детей важно учитывать так называемые критические периоды, когда происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, в связи с чем появляется повышенная ранимость нервных механизмов речевой деятельности и риск возникновения нарушений её функции даже при воздействии незначительных экзогенных вредностей. В этих случаях критический период в развитии речи является предрасполагающим условием к возникновению речевых расстройств.

Дислалия – это речевое нарушение, при котором ребёнок не может произнести те или иные звуки, заменяет их другими или смешивает их между собой.

Существует две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих дефект звукопроизношения: функциональная и механическая.

В тех случаях, когда не наблюдаются органические нарушения говорят о функциональной дислалии.

При отклонениях периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической дислалии.

В результате дислалии появляется нарушение фонематического восприятия, которое впоследствии приводит к общему недоразвитию речи, которое в дальнейшем повлечет за собой нарушение письма и чтения.

         Логопедическую работу по преодолению дислалии необходимо строить с учётом развития звукопроизношения в онтогенезе.

Для успешной коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников необходимо осуществлять дифференцированный подход, который предполагает:

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

- этиологию, механизм, структуру речевого дефекта.

 - использование методов обучения, выбор которых зависит от этапа логопедической работы.

Коррекционная работа по устранению нарушений звукопроизношения включает в себя несколько этапов.

Подготовительный этап. На котором идёт подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов правильному восприятию и воспроизведению звуков.

Второй этап – постановка звука. Цель данного этапа заключается в выработке правильного звукопроизношения изолированного звука.

На третьем этапе проводится работа по формированию правильного произношения звука во фразовой речи.

Четвёртый этап включает в себя умение различать смешиваемые звуки и использование их в собственной речи.

Для подтверждения теоретических выводов нами проведено экспериментальное исследование, которое состояло из трёх этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.

На констатирующем этапе эксперимента диагностические исследования позволили нам выявить первоначальный уровень развития речи детей и наличие дефекта.

Результаты данного этапа показали, что у четырёх детей высокий уровень развития артикуляционной моторики и у шестерых детей высокий уровень фонематического восприятия. Средний уровень состояния артикуляционной моторики – у троих детей и фонематического восприятия –у четырёх  детей. Низкий уровень развития артикуляционной моторики у троих детей. Состояние звукопроизношения у пяти детей зафиксирован средний уровень и пять детей показали низкий уровень развития.

Для устранения нарушений выявленных на констатирующем этапе мы разработали и провели коррекционные мероприятия по устранению нарушений звукопроизношения у дошкольников со сложной  дислалией, учитывающую механизм и структуру дефекта.

В результате проведённой работы на формирующем этапе мы отметили, что произошло повышение речевой активности у детей, улучшилась артикуляция и произносительные навыки.

Результативность работы была продемонстрирована при анализе контрольного этапа экспериментального исследования.

Данные, полученные на контрольном этапе, говорят о том, что произошло увеличение количества баллов речевого развития в группе дошкольников.

Состояние артикуляционной моторики по сравнению с констатирующим этапом высокий уровень показали 7 детей. Уровень развития состояния фонематического восприятия на контрольном этапе улучшилось на 30%.

Изменились  уровни и состояния звукопроизношения. Если на констатирующем этапе средний уровень развития показывали пятеро детей, то на контрольном этапе у восьми детей. Низкий уровень, показанный на констатирующем этапе, уменьшился в 2,5 раза.

Таким образом, цель, задачи нашего исследования достигнуты. Гипотеза о том, что логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников со сложной дислалией будет более эффективной, если учитывается: ведущий вид деятельности дошкольников; учитываются этапы развития звукопроизношения в онтогенезе; учитывается этиология, механизм и структура нарушения звукопроизношения при дислалии – подтверждена.

Приложение 1

Таблица 1

Имя ребёнка

Нарушения в строении артикуляционного аппарата

Нет нарушений в строении артикуляционного аппарата

Ангелина

+

Альберт

+

Сергей

+

Кирилл

+

Анна

+

Ксения

+

Тимур

+

Миша

+

Настя

+

Таня

+

Приложение 2

Обследование моторики артикуляционного аппарата

Исследование двигательной функции артикуляционного аппарата

Прием

Содержание  задания

Характер выполнения

Все задания должны выполняться при многократном повторении требуемого движения

1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу

а) сомкнуть губы

б) округлить губы, как при произношении звука «о» - удержать позу

в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу

г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их)

д) растянуть губы в "улыбке" (зубов невидно) и удержать позу

отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений; наличие тремора, саливации, гиперкинезов; активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной
стороны; движение не удается

 

е) поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы

ё) опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы

ж) одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю

з) многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п»

 

2. Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции

а) широко раскрыть рот, как при произнесении звука «а», и закрыть

б) сделать движение нижней челюстью вправо

в) сделать движение влево

г) сделать движение нижней челюстью вперед

отметить: выполнение правильное; движения челюсти недостаточного объема; наличие содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается

3. Исследование двигательных функций языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и словесной инструкции

а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 ао 5

б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать, как в предыдущем задании, под счет от 1 до 5

в)  переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ

г)  высунуть язык «лопатой», «иголочкой»

д) оттопырить правую, а затем левую щеку языком

е) поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам

ё) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на нижнюю губу

ж) движение языком вперед-назад

отметить: выполнение правильное; движения языка имеют недостаточный диапазон; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, всей массой, медленно, неточно; имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; истощасмость движений; наличие тремора гиперкинезов, саливации; движение не удается

4. Исследование двигательной функции мягкого неба

а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается)

б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появляться рвотный рефлекс)

в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи

отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, наличие содружественных движений, малой подвижности небной занавески, гиперкинезов, саливации; движение не удается

5. Исследование продолжительности и силы выдоха

а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т. д.)

б) поддувать пушинки, листок бумаги и т. п.

отметить: силу и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого)

Выводы: движения выполняются в полном объёме, правильно; выражен период включения в движение; истощаемость движений; движение выполняется в неполном объёме, в замедленном темпе, с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации; удержание позы не удается; движения не выполняются.

Приложение 3

Исследование динамической организации движений

 артикуляционного аппарата

Содержание  задания

Характер выполнения

Все предъявляемые формы вначале проводятся по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений

1. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот

2. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить на нижнюю губу

3. Положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот

4. Широко раскрыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыб-ку, вытянуть в трубочку

5. Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его

6. Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков я слогов изменяется) «а - и - у», «у - и - а», «ка - па - та», «па - ка - та», «пла - плу - пло», «рал - лар - тар - тал», «скла - взма - здра»

отметить: выполнение правильное; проявляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, инертность движения, недифференцированное движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, подергивание языка, движения языка не удаются; легко ли удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую и с одного звукового ряда на другой

Выводы: движения артикуляционного аппарата активные, вялые, пассивные; объём движений полный, неполный; замена движений есть, отсутствует; последовательность перехода от одного движения к другому есть, нет; наблюдаются гиперкинезы, синкинезии, саливация, тремор; моторная напряженность; двигательная активность, расторможенность.

Приложение 4

Таблица 2

Имя ребёнка

Высокий уровень развития артикуляционной моторики

Средний уровень развития артикуляционной моторики

Низкий уровень развития артикуляционной моторики

Ангелина

+

Альберт

+

Сергей

+

Кирилл

+

Анна

+

Ксения

+

Тимур

+

Миша

+

Настя

+

Таня

+

Приложение 5

Обследование фонематического слуха

Содержание  задания

Используемый речевой и наглядный материал

Ответы ребёнка

Примечание (указать характер выполнения)

1 .Опознание фонем:

а) подними руку, если услышишь гласный звук «о» среди других гласных

а, у, ы, о, у, а, о, ы, и

 

 

б) хлопни в ладоши, если услышишь
согласный звук «к» среди других согласных

п, н, м, к,т, р

 

 

2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам:

 

 

 

а)звонких и глухих

п - б, д - т, х - г, ж - ш, з - с, в – ф

 

 

б) шипящих и свистящих

с, з, щ, ш, ж, ч

 

 

в)соноров

р, л, м, н

 

 

3. Повторение за логопедом слогового ряда:

 

 

 

а) со звонкими и глухими звуками

да-та, та-да-та, да-та-да, ба-па, па-ба-па, ба-па-ба, ша-жа, жа-ша-жа, са-за-са, за-са-за

 

 

б) с шипящими и свистящими

са-ша-са, шо-су-са; са-ша-шу, са-за-па; ша-ша-ча, за-жа-за; жа-за-жа

 

 

в) с сонорами

ра-ла-ла, ла-ра-ла

 

 

4. Выделение исследуемого звука среди слогов
Подними руку, если услышишь слог со звуком «с»

ла, ка, ша, со, ны, ма, су, жу, сы, га, сы

 

 

5. Выделение исследуемого звука среди слов Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «ж»

лужа, рука, дорога, живот, молоток, жук, кровать, ножницы

 

 

6. Придумывание слов со звуком «з»

 

 

 

7. Определение наличия звука «ш» в названии картинок

колесо, ящик, сумка, шапка, машина, чайник, лыжи, цапля

 

 

8. Называние картинок и определение отличий в названиях

бочка - почка, коза - коса, дом – дым

 

 

9. Определение места звука «ч» в словах (начало, середина, конец)

чайник, ручка, мяч

 

 

10. Раскладывание картинок в 2 ряда: в первый со звуком «с», во второй со звуком «ш»

сом, шапка, машина, коса, автобус, кошка, пылесос, карандаш

 

 

Выводы: фонематический слух в норме; недоразвит.

Приложение 6

Таблица 3

Имя ребенка

Высокий уровень состояния фонематического слуха

Средний уровень состояния фонематического слуха

Низкий уровень состояния фонематического слуха

Ангелина

+

Альберт

+

Сергей

+

Кирилл

+

Анна

+

Ксения

+

Тимур

+

Миша

+

Настя

+

Таня

+

Приложение 7

Таблица 4

Имя ребен

ка

Высокий уровень состояния звукопроизноше

ния

Средний уровень состояния звукопроизношения

Низкий уровень состояния звукопроизношения

Ангелина

+

Альберт

+

Сергей

+

Кирилл

+

Анна

+

Ксения

+

Тимур

+

Миша

+

Настя

+

Таня

+

Приложение 8

Таблица 5

Имя ребёнка

Высокий уровень развития артикуляционной моторики

Средний уровень развития артикуляционной моторики

Низкий уровень развития артикуляционной моторики

Ангелина

+

Альберт

+

Сергей

+

Кирилл

+

Анна

+

Ксения

+

Тимур

+

        

Миша

+

Настя

+

Таня

+

Приложение 9

Таблица 6

Имя ребенка

Высокий уровень состояния фонематического слуха

Средний уровень состояния фонематического слуха

Низкий уровень состояния фонематического слуха

Ангелина

+

Альберт

+

Сергей

+

Кирилл

+

Анна

+

Ксения

+

Тимур

+

Миша

+

Настя

+

Таня

+

Приложение 10

Таблица 7

Имя ребен

Ка

Высокий уровень состояния звукопроизноше

ния

Средний уровень состояния звукопроизношения

Низкий уровень состояния звукопроизношения

Ангелина

+

Альберт

+

Сергей

+

Кирилл

+

Анна

+

Ксения

+

Тимур

+

Миша

+

Настя

+

Таня

+

Приложение 11

Таблица 8

Состояние звукопроизношения, артикуляционной моторики и фонематического восприятия у дошкольников с дислалией

Уровни сформированности, количество детей

Разделы логопедического обследования

Состояние артикуляционной моторики

Состояние фонематическо-го восприятия

Состояние звукопроизно-шения

А

Б

А

Б

А

Б

Высокий уровень

4

7

6

9

-

-

Средний уровень

3

3

4

1

5

8

Низкий уровень

3

-

-

-

5

2

А – констатирующий этап             Б – контрольный этап


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН. НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).

Перспективный план  логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН.НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).Работа над звукопроизношением Разви...

учебно-методическое пособие по теме "Использование игр в коррекционной работе с дошкольниками по устранению нарушений звукопроизношения"

1.Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.2. Игровые методы и приемы в логопедической работе с детьми дошкольного возраста....

учебно-методическое пособие по теме" Использование игр в коррекционной работе с дошкольниками по устранению нарушений звукопроизношения"

1.Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.2. Игровые методы и приемы в логопедической работе с детьми дошкольного возраста....

Скороговорки и считалки Речевой материал для занятий по устранению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

СкороговоркиСобирала МаргариткаМаргаритки на гореРастеряла МаргариткаМаргаритки на дворе.++++++++++МУХА.Муха в гости собираласьЕхать очень далекоУмывалась,Одевалась,Волновалась,Завивалась, передЗеркал...

Методика устранения нарушения звукопроизношения у старших дошкольников. Роль артикуляционной гимнастики в комплексе мер

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение...

Занятия по устранению нарушенного звукопроизношения у детей дошкольников

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение дляформирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его вшколе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладен...

Влияние конструктивного взаимодействия педагогов и родителей на эффективность устранения нарушений звукопроизношения у дошкольников

Консультация для родителей по теме: Влияние конструктивного взаимодействия педагогов и родителей на эффективность устранения нарушений звукопроизношения у дошкольников...