Формирование равноправных взаимоотношений детей и взрослых как основа развития современного детского сада. Развитие сотрудничества дошкольников со сверстниками, педагогами, родителями в процессе совместной деятельности.
статья по теме

Дурнова Светлана Геннадьевна

 

Формирование равноправных взаимоотношений детей и взрослых как основа развития современного детского сада. Развитие сотрудничества дошкольников со сверстниками, педагогами, родителями в процессе совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование равноправных взаимоотношений детей и взрослых как основа развития современного детского сада. Развитие сотрудничества дошкольников со сверстниками, педагогами, родителями в процессе совместной деятельности.

Воспитание детей – одна из вечных проблем человечества.

Среди разнообразных функций семьи (репродуктивная, воспитательная, хозяйственно – бытовая, организация семейного досуга, социализация, общение и др.) важное место занимает функция воспитания.

Воспитательная функция заключается в духовном воспроизводстве населения.

Семья – единственный воспитательный институт , нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье складываются его представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.

Выделяют четыре стиля взаимодействия с ребенком

- авторитарный, предполагающий безоговорочное подчинение ребенка воле родителей;

- ориентированный на поддержке иерархии социально – ролевых позиций взрослого и ребенка;

- ориентированный на равноправии социально- ролевых позиций взрослого и ребенка;

- ориентированный на поддержании активности ребенка и его самовыражение.

Взаимодействие с семьей - важное направление деятельности детского сада.

Социально – экономические преобразования, которые произошли в нашей стране в конце XX – начале  XXI в., повлекли за собой изменения привычного уклада жизни и нравственно – ценностных ориентаций и не могли не отразится на воспитании детей в семье. В настоящее время наблюдаются:

- ухудшение состояния здоровья детей (физического, психического, социального);

- стратификация общества, ведущая к увеличению процента социально незащищенных родителей и детей, росту социально – психологической тревожности, усталости;

- трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов;

- личностные проблемы родителей;

- глобальные проблемы, определяющие развитие взрослых и детей.

Семье нужны поддержка и сопровождение.

Взаимодействие родителей и педагогов  в воспитании дошкольников  рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а так же обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье.

Взаимодействие детского сада  и семьи – двусторонний, циклический процесс, разворачивающийся по спирали. Переход от ограничивающего к продуктивному взаимодействию( от низкого к высокому уровню спирали) в системе «детский сад – семья» возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла: с момента поступления ребёнка в детский сади до его выпуска в школу.

Важная форма взаимодействия детского сада и семьи – совместная деятельность педагогов, родителей и детей, которая не только развивает отношения педагогов и родителей, родителей и детей, но и содействует развитию отношений между семьями воспитанников.

Совместной принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей.

Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в системе « педагоги-родители-дети» является удовлетворение потребностей ребенка, имеющих ведущее значение для его развития:

- потребностей в любви, одобрении,

- стремление к овладению собственным телом, психическими функциями, социальными способами взаимодействия с другими людьми,

- потребность в удержании освоенных действий через их постоянное воспроизведение,

- потребность в ознакомлении с окружающим миром.

Партнерские взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса позволяют поддерживать положительно-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста  и предупреждают возникновение ситуаций дискомфорта. Системный подход в становлении партнерских взаимоотношений на основе дружбы, делового сотрудничества, развития самосознания и стиля общения детей дошкольного возраста дает возможность построить равноправные отношения между участниками образовательного процесса, основанные на диалоге, что помогает решить проблему преемственности в работе детского сада.  Педагогическими средствами становления обновленного педагогического мышления педагогов детского сада для построения равноправных партнерских взаимоотношений с детьми являются нетрадиционные формы работы: социоигровые тренинги; обмен опытом через «гостевую» форму работы (ГООП) педагогов, детей и родителей; социоигровые семинары-практикумы; семейные праздники выходного дня для макросоциума, построенные на основе равноправного сотрудничества сотрудников учреждения образования и родителей воспитанников; индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, стенды, буклеты, памятки, выставки.

Эмоциональное благополучие ребенка, его уверенность в себе, чувство защищенности, настроение и жизненные успехи во многом зависят от того, как складываются его взаимоотношения с окружающими взрослыми.

Наиболее благоприятную атмосферу общения создает позиция равноправного партнерства, при которой в процессе обучения и воспитания обеспечивается взаимное доверие, и создаются хорошие условия для решения любой проблемы. Такая позиция не означает абсолютного равенства ребенка и педагога, а предполагает их равноценность в общении. Хотя педагог и дети не равны по уровню развития, по объему их личного опыта, но они равноправны, вступая в общение.

Одна из главных задач воспитателя детского сада при построении равноправных положительных взаимоотношений, это развитие дружеских связей детей. Под дружескими связями детей мы понимаем склонность детей действовать совместно, проявление желаний и умений сотрудничать, длительное сохранение дружественно-делового стиля общения.

Наиболее удобная форма работы воспитателя с большой группой детей это деление их на микрогруппы. Для педагогов работа детских микрогрупп крайне важна, так как помогает взрослому самому поставить цель своих действий в предложенной теме, искать решения, ощущать свободу выбора знаний.

Чтобы детям было интересно, чтобы они увидели во взрослых (сотрудниках учреждений образования, родителях) партнеров сами взрослые должны перестроиться и научиться вместе с детьми смеяться, огорчаться, ошибаться и исправляться по ходу выполнения задания. Только при соблюдении этих условий возникает равноправный союз.

Равноправные отношения строятся на основе диалога. Невозможно запрограммировать диалог и ту истину, к которой он приведет. Для каждого участника диалога должна существовать своя истина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС

           Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и с...

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях ФГОС ДО

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях ФГОС ДО...

«Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Эффективные пути сотрудничества семьи и ДОУ»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является - партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совме...

Доклад на тему: современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в разновозрастной группе

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в разновозрастной группе...

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...