Статья на тему "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"
статья по теме

Батяева Ольга Петровна

В статье говорится о наиболее важных условиях успешного развития детского художественного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья на осовские чтения38.14 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства. Образцы детского изобразительного творчества рассматриваются как художественные, если в них находят отражение жизненные обобщения. Художественные образцы аккумулируют достижения детей в познавательной, эстетической, эмоциональной и социальной сферах. Основу художественного образца составляют «три кита» - эмоциональность, интерес, активность (Е.А.Флёрина).

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Если создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.

        Наш детский сад уделяет особое внимание творческому развитию детей и взрослых в качестве одной из приоритетных задач своей деятельности выделяет содействие развитию творческого воображения и фантазии ребенка, пробуждение его творческой активности.

        Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я занимаюсь по проблеме «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности», которая и стала основой в моей деятельности с детьми.

        Главной целью этой работы является содействие воспитанию человека с развитым миром эмоций и творческим мышлением, умеющего эстетически воспринимать окружающий мир, ценить произведения искусства, любить и беречь природу, владеющего изобразительными навыками.

        Занимаясь изобразительной деятельностью с детьми, я ставлю перед собой задачу развивать творческие способности детей, сохраняя и развивая их индивидуальность, свое видение мира в процессе освоения языка изобразительного искусства. Я стараюсь строить деятельность так, чтобы каждый ребенок смог проявить себя при решении поставленных задач.

        При этом следует: внимательно относится к естественным проявлениям ребенка; обеспечивать условия для их творческой самореализации; уважать позицию ребенка в решении художественных задач;  удовлетворять потребности ребенка в новых знаниях, умениях, навыках, необходимых для создания задуманного образа.

        Побуждая детей к созданию выразительных рисунков, я активно использую методы восприятия и проживания образа через себя, через движения, стараюсь включить детей в диалог, чтобы они не просто механически научились рисовать, а эмоционально пережили ситуацию. Например, рисуя деревья, мы с детьми как бы превращаемся в них. Туловища-стволы, руки – толстые ветки, пальцы – тонкие ветки, ноготочки – листочки. Деревья бывают разные, как и люди, - большие и маленькие, сильные и слабые, высокие и низкие. Дети любят превращаться и в высокую сосну, и в могучий дуб-богатырь, и в нежную березку, у которой тонкие ветви опускаются вниз. Иногда ребенку, чтобы лучше понять и почувствовать образ, нужно сравнить его с чем-то очень близким и знакомым. Так, создавая образ красивого осеннего дерева, мы сравниваем его с распустившимся цветком, с пылающим костром, с салютом, с ковром и так далее. Создавая образ замерзшего дерева, мы отмечаем, что зимние деревья в инеи похожи на снежинку, паутинку, ажурный платок, они искрятся как звездочки, а занесенные снегом – стоят как сугробы. Дети сами находят сравнительный образ.

        Известно, что развивает то обучение, которое основывается на активности, самостоятельности и инициативе воспитанников, поэтому в непосредственной образовательной деятельности я использую не образец для подражания, а прием показа нескольких способов изображений, оставляя за ребенком право самостоятельного выбора. Важно, чтобы, выполняя то или ионное задание, ребенок нашел свой уникальный вариант его решения и создал свой неповторимый образ, а рисунки были разнообразными и отличались друг от друга.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – 1) разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся занятия, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал         новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применять усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся  именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.), а что случится, если делать по-другому? Кто от этого пострадает? Жесткие, «единственно верные» правила сковывают инициативу педагогов и детей, лишают их возможности проявить творческие способности.

        Разнообразие следует предусматривать и в отборе тем, предлагаемых детям для рисования, лепки, аппликации. Так, научить малышей изображению предметов той или иной формы можно на разном предметном содержании.

        Рассмотрим это на примере круглых или шарообразных предметов. В процессе обучения можно показывать детям любые предметы круглой формы: колечки, колесики, мыльные пузыри, воздушные шары, елочные шарики, сушки, баранки, яблоки, ягодки, апельсины, хурму, помидоры, орехи и многое другое. Из всего этого разнообразия воспитатель может выбрать для занятия по рисованию, лепке, аппликации то, что ближе и более знакомо детям его группы. Если в программе стоит задача научить дошкольников изображать предметы, состоящие из нескольких частей круглой формы, можно также найти разнообразное содержание для рисования, лепки, аппликации: бусы, неваляшки, снеговик, цветы, шары на ниточке, погремушки разного строения, цыплята и т.п.

        Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.  

        Особый интерес у детей вызывает создание изображений на темы сказок. Дети любят сказки, готовы слушать их бесконечно, сказки будят детскую фантазию. У каждого малыша есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому предложение нарисовать картинки к сказкам или вылепить волшебных персонажей всегда вызывает у детей положительный отклик. Тем не менее, рисование, аппликации, лепку по сюжетам сказок необходимо разнообразить. Так, все дети могут создавать образ одного и того же персонажа. В этом случая, рассматривая вместе с малышами готовые работы, следует обратить внимание на разницу в изобразительных решениях, на какие-то оригинальные находки. Например, если дети рисовали петушка из сказки «Лиса и заяц», можно затем попросить их выбрать самого большого петушка, отметить, у кого петушок самый красивый, храбрый. Можно провести занятие, на котором дети будут изображать разных сказочных животных. В другой раз они рисуют иллюстрации к одной сказке, и каждый сам решит, какую картинку нарисует.

        Занятие может проходить и так: ребята вместе создают иллюстрации к своей любимой сказке, а затем поочередно рассказывают эпизод, который изобразили. Дети с большим удовольствием откликаются на предложение воспитателя нарисовать или вырезать или наклеить общую картинку к какому-то произведению, например, «Незнайка в Солнечном городе» Н.Носова, «Чебурашка и крокодил Гена» Э.Успенского, «Горшочек каши» братьев Гримм и другое. Предлагая детям создавать изображения на темы сказок, необходимо разнообразить и материалы.

        Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержания, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные особенности.        

        2) Устранение причин, мешающих успешному развитию детского творчества.

        Основная задача изобразительной или художественно-творческой деятельности заключается в том, чтобы развивать эстетические чувства, представления и взгляды на мир; научить детей создавать своими руками аппликацию, рисунок; предоставить растущей личности возможность познать радость созидания, получить удовлетворение от своей деятельности, осуществляя руководство изобразительной деятельностью, необходимо помнить о ее специфике – это не обычное учебное занятие, на котором дети просто чему-то учатся, что-то узнают, это – художественно-творческая деятельность, требующая от ребенка положительного эмоционального отношения, желание создать изображение, картину, прикладывая усилия мысли и физические условия. Без этого успех невозможен.

        Однако зачастую на практике специфика изобразительной деятельности игнорируется, сама деятельность ставится в ряд с другими занятиями, что приводит к формализации педагогического процесса. Воспитатель часто диктует детям, сколько предметов в сюжетном изображении они должны передать (как будто это не творческая художественная деятельность, а занятия по математике). Например, предлагая нарисовать осенний парк, говорит: «Нарисуйте два дерева». Делается это обычно из боязни, что дети не справятся с большим количеством изображений, не успеют завершить работу в срок, но таким образом ограничиваются возможности всех ребят.

        Изобразительная деятельность как часть воспитательно-образовательной работы с детьми должна соответствовать дидактическим принципам. Однако применительно к изобразительной деятельности детей общедидактические правила рассматриваются в качестве основы обучения, не формально, а с учетом специфики изобразительной деятельности. Поэтому на первое место выдвигаются те принципы, которые в руководстве развитием детского художественного творчества являются определяющими.

        Как уже неоднократно отмечалось, в изображении дети передают те впечатления, которые они получили от окружающего мира и произведений искусств. Один из наиболее важных принципов, на котором должно основываться руководство художественной деятельностью со стороны взрослого, - связь обучения с жизнью. Это значит, что изобразительная деятельность должна опираться на впечатления, полученные ребенком от действительности. Необходимо учитывать, как окружающая обстановка действует на растущего человека, его интересы. Не следует, однако, ориентироваться только на уже имеющиеся интересы и устраняться от их формирования. Подобный подход приведет к ограничению представлений и знаний детей, приостановит развитие фантазии и творческих способностей. Малышам интересно изображать то, что им хорошо знакомо, с чем они встречаются в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик они находят в их творчестве. Необходимо ребенку давать возможность пережить получение впечатления. Это повышает личностно значимую мотивацию занятий.

        Важным принципом, характеризующим специфику рисования, лепки, аппликации, является принцип наглядности. Опираясь на него, необходимо обеспечивать познание детьми предметов и явлений, организовывать осознанное восприятие действительности и наблюдение над ней. Не следует надеяться на то, что дети когда-то уже видели те или иные объекты, впечатления от воспринятого ранее могут сглаживаться, стираться в памяти под влиянием новых.

        Одной из частых ошибок является недооценка возможностей детей и стремление воспитателя все делать самостоятельно: приготовить все и разложить на столах, опасаясь, что дети сделают что-то не так. А ведь, включаясь в посильную подготовку, дети уже мысленно входят в творческую работу, начинают понимать, что им предстоит делать: рисовать, лепить или вырезать и наклеивать. Вот, казалось бы, такая незначительная деталь, как раскладывание листов бумаги для рисования или аппликации. Когда это делает воспитатель, ребенок принимает положение листа на столе как должное и не думает, почему его надо класть именно так. Тем самым педагог фактически задает композицию рисунка, лишает детей возможности поразмышлять, как будет выглядеть творение. Совсем другое дело, когда ребенку предлагают самому взять лист бумаги со стола воспитателя и решить, как его лучше положить, чтобы картина получилась красивой. При этом целесообразно показать детям варианты композиционного решения на примере репродукций картин, книжных иллюстраций и даже рисунков их товарищей.

        Одним из существенных недостатков организации учебных занятий по изобразительной деятельности следует считать ограниченное количество материалов, предлагаемых детям для рисования, аппликации и лепки; небольшое число используемых детьми способов изображения. Некоторые считают, что детям не стоит показывать разнообразную технику изображения, что это, дескать, формализует, засушивает детское творчество. Однако такое мнение ошибочно. Дети любят новизну, им интересны разные приемы рисования, и далеко не все могут самостоятельно выделить и воспроизвести определенные способы изображения.

        Развитию творческих способностей, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционного и привычного, поиск новых решений. Например, для аппликации целесообразно использовать не только готовую цветную бумагу. Очень интересные работы получаются из бумаги, которую раскрашивают восковыми мелками при положении мелка плашмя по отношению к листу. Детям нравится создавать композиции из нарисованных и вырезанных ими изображений. Необходимо разнообразить занятия аппликацией: создавать изображения методом вырезания и наклеивания, способом обрывания (особенно выразительно можно передать облака, снег на земле, на ветвях деревьев, на крыше дома, заборе; снеговика, одуванчики и многое другое). Аппликация может быть плоскостной и объемной (в этом случае вырезанное изделие или его части наклеиваются на картину не полностью), тогда изображение получается более выразительным, живым. Особенно интересны созданные таким образом композиции с цветами («Цветы в корзине», «Ваза с цветами», «Цветущий луг» и др.), летающими бабочками и стрекозами, также можно создавать настольно-печатные игры. В качестве материалов можно использовать обертки от конфет, обои, плакаты, цветные страницы журналов и даже газеты.

        Знание условий, отрицательно влияющих на развитие творческих способностей детей, поможет педагогам избежать ошибок, сделать свою работу наиболее эффективной и приносящей радость детям.

        3)Взаимосвязь изобразительного творчества и игры.

        Игра имеет много общего с изобразительной деятельностью, и на основе этого появляется возможность установления связи между ними, способствующей углублению переживаний детей, расширению их представлений о мире, обогащению творческой деятельности.

        В жизнь детей в детском саду включены разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и подвижные. Все они доставляют малышам радость. Игра и изобразительная деятельность имеют много общего. Оба вида деятельности основываются на тех впечатлениях, которые дети получают из окружающей жизни и в процессе жизнедеятельности в детском саду и дома. Поэтому так важна взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой. Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает личностно значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ее более высокую эффективность. Результат получается более высоким, так как ребенок не просто рисует, лепит, а передает в изображениях образцы игры, создает новые игры (дидактические, настольно-печатные).

        Игровая форма занятия захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, так как все дети объединяются общей целью, единым положительным отношением к изобразительной деятельности. При этом создаются условия для содержательного общения детей с педагогами и друг с другом. Дети вместе с воспитателем обсуждают композицию работы; учатся договариваться, доброжелательно оценивать вклад каждого в общее дело, оказывать помощь; приобретают навыки сотрудничества. Вместе с тем каждый ребенок выполняет посильное и интересное для него изображение.

        Изобразительная деятельность естественно связывается с игрой через игрушку. Предложение нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить игрушку вызывает радость у детей всех возрастных групп. Изображая своих любимых мишек, кукол, зайчат, ребенок переживает те же добрые, радостные чувства, что и при игре с ними. А это в свою очередь вызывает стремление лучше изобразить любимцев. Таким образом, весь творческий процесс приобретает эмоционально-положительную окраску.

        Важное место в жизни ребенка занимает сюжетно-ролевая игра, поэтому связь детского изобразительного творчества с играми этого вида имеет особое значение для воспитателя, служит средством обогащения и развития этих видов деятельности. Эта связь должна быть разносторонней: дети могут создавать предметы для игры и отражать сюжеты игры в аппликации, рисунках, лепке. Так, малыши могут сделать «угощение» для кукол: баранки, конфеты, печенье и т.п., а для игры в магазин – яблоки, ягоды, огурцы, картофель, помидоры и другие овощи и фрукты. Создание предметов для игры, оформление игровых помещений и уголков продолжаются в средней и старшей группах, однако содержание изображений усложняется. Старшие дети могут создать не только разнообразные «угощения», овощи и фрукты для игр, но и посуду для кукол, декоративно оформленные предметы (занавески, скатерти, салфетки, коврики и т.п.) для кукольной комнаты. Так обогащается и развивается игра. Связь между игрой и изобразительной деятельностью усложняется от младшей группы к старшей и способствует повышению интереса ребят и к той и к другой деятельности.

        Освоение детьми разнообразных способов изображения, новых материалов позволяет им передавать впечатления от игр. Отражение  в рисунках содержание сюжетно-ролевых игр является ценным в воспитательном отношении моментом: обогащает содержание игр и изобразительной деятельности, углубляет познание жизни, закрепляет положительное отношение ребенка к ее событиям и явлениям.

        Большие возможности для решения задач всестороннего воспитания детей и развития детского творчества заключается во взаимосвязи рисования, лепки, аппликации, конструирования и игры-драматизации.

        Игры-драматизации строятся по мотивам литературных произведений и требуют, чтобы у детей были сформированы ясные представления об образах героев, а также умение передавать в игре характеры, действия и поступки персонажей. Для игр-драматизаций дети многое могут изготовить сами: декорации или их части, детали костюмов, маски. Так, на занятиях по рисованию или аппликации дети могут все вместе или подгруппами создать картину леса для игры-драматизации по сказке «Кот, петух и лиса», выполнить декорации и детали костюмов к сказке «Лиса и заяц». Для этого лучше всего организовать детей в три подгруппы: первая рисует картину леса, вторая – лубяную и ледяную избушки, третья готовит маски, детали костюмов и атрибуты для исполнителей ролей лисы, зайца, петуха и других героев сказки. Подготовка объединит всех детей, сделает игру-драматизацию более привлекательной для них; даст каждому возможность выразить в рисунках свои представления о сказке и ее действующих лицах. Разумеется, такую развернутую работу следует проводить только с детьми из подготовительной и частично – старшей группы.

        Взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности способствует повышению активности детей, вызывает у них положительное отношение к игре, рисованию, лепке, аппликации, углубляет образное познание действительности и искусства. Предложение воспитателя нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить картину о том, как они разыгрывали сказку, рассказ, вызывает у детей живой интерес; возникает личностно значимый для каждого ребенка мотив творческого изображения.

        Темы подобных занятий можно сформулировать по-разному: «Нарисуй, как мама-коза спасла семерых козлят и они радуются, пляшут» или: «Мы с вами играли в сказку «Теремок», - говорит воспитатель. – Помните, какой красивый теремок мы сделали для этой сказки? (Готовясь к игре, дети в коллективной работе украсили аппликацией или рисунками вырезанный из картона теремок). А сегодня нарисуйте картинку к этой сказке. Пусть каждый нарисует свою картинку, по-своему украсит теремок».

        В процессе подготовки и проведения игр-драматизаций, как правило, участвуют все дети группы: одни – как действующие лица, другие – как художники, готовящие декорации, костюмы, маски, третьи – как зрители. А потом на занятии по изобразительной деятельности дети отражают содержание игры, их объединяют общие переживания, заинтересованность, радость.

        С большим интересом и удовольствием дети воспринимают предложение воспитателя создать рисунки на тему подвижные игры. Динамика этих игр, положительное отношение к ним детей делают инициативу педагога особенно привлекательной в глазах ребят. Сюжеты подвижных игр незамысловаты, их легко передать не только в рисунке, но и в аппликациях: «Караси и щука», «Гуси-лебеди», «Кот и мыши». Дети рисуют не себя, а тех животных, персонажей игр, которые в ней участвуют, и это активизирует работу воображения. Характер игры стимулирует передачу персонажей в движении: рыбки уплывают от щуки, мыши убегают от кошки или сидят вокруг спящего кота, гуси убегают от волка и т.д. Задача изобразить несколько рыбок, птиц вызывает у детей желание показать их в разных позах, движениях. рассматривая готовые работы, ребята видят, как по-разному можно изобразить игру.

        Интересные возможности для установления связи между изобразительной деятельностью и игрой содержатся в дидактических играх.

        В процессе дидактических игр («Чудесный мешочек», парные картинки, разнообразные лото, домино и др.) ребенок приобретает или закрепляет знания о свойствах предметов: цвете, форме, строении, величине, полезные, в частности, для того, чтобы изображать предметы. Дидактические игры обогащают сенсорный опыт детей, мышление, умение сравнивать, выделять сходства и различия. Расширяются представления малышей об окружающем мире, формируются обобщенные представления о свойствах схожих предметов, что в свою очередь способствует овладению обобщенными способами изображения. Ребенок получает возможность самостоятельно и свободно рисовать, лепить, делать аппликации. Вместе с тем создание самих дидактических игр может стать заданием на занятии по изобразительной деятельности. Дети способны изготовить дидактические игры (чаще всего в аппликации): домино, лото, парные картинки, разрезные картинки (содержание этих игр может быть различным: декоративные композиции по мотивам народного искусства – матрешки, гжельская посуда, городецкие доски; изображения игрушек, транспортных средств, объектов природы).

        Игры, создаваемые детьми, имеют для них особое значение. Участвуя в такой работе, ребенок в деятельной форме познает и отражает предметы и их свойства. В процессе изготовления игр, а затем в самой игре у детей развивается эстетическое восприятие, формируются эстетические представления, образное мышление, воображение. Благодаря активному формированию мыслительных операций анализа, сравнения, уподобления, синтеза развиваются также когнитивные структуры мозга. И чем больше свойств предметов и явлений выделяет ребенок, тем активнее идет процесс развития мышления и когнитивных структур.

        4) Анализ и оценка детского творчества.

        Просмотр и анализ детских работ в конце занятия – важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. В зависимости от того, как осуществляются просмотр, анализ оценка детских рисунков, лепки и аппликаций, у ребенка возникает либо положительная мотивация деятельности, что служит импульсом для дальнейшего развития творческих способностей, либо отрицательная, когда он отказывается работать.

        В детском саду просмотр и анализ детских работ по изобразительной деятельности необходимо проводить после каждого занятия. Нужно стремится к максимально активному участию детей в данном процессе. Во-первых, им это нравится, а во-вторых, позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задумываться над тем, что у него получилось, как рисунок выглядит среди работ других детей, как оценивается.

        Рассматривая свои и чужие творения, юные ценители прежде всего должны получить удовольствие от них. Поэтому надо обратить внимание детей на то, какими замечательными получились работы, предложить полюбоваться ими, отметить, что делает изображения красивыми: необычное цветовое решение, интересная композиция, удачное выполнение характерных деталей, разнообразие замыслов. Даже изображая один и тот же предмет, каждый передает его по-своему. Если дети вырезали и наклеивали цветы, они обязательно получатся разными по цвету (для этого на занятии нужно предоставить им возможность выбора бумаги), по величине (как бы ребята не старались, одинаковыми по величине лепестки цветов все равно не получатся), по форме (одни вырежут лепестки более круглыми, у других они получатся продолговатыми и т.д.). Иногда причиной различий может быть всего лишь недостаточно сформированное умение пользоваться ножницами. Но не стоит упрекать ребенка за неудачу, ведь навыки вырабатываются постепенно, а замечания и недовольство взрослых лишь усугубят неумение. Гораздо полезнее расценить это как непохожесть изображений, а для себя сделать вывод о необходимости поупражнять детей в работе ножницами.

        Просмотр и анализ детских работ нужно организовывать по-разному, не допуская шаблона и стереотипности. Способ оценки определяется особенностями и назначением созданных изображений.

        Как уже отмечалось выше, просмотр и анализ работ ценен прежде всего тем, что дети видят результаты своей деятельности. Собранные вместе рисунки для аппликации выглядят эффектно, красиво. Воспитатель вместе с детьми рассматривает их работы, побуждая их к рассказам и оценкам. Таким образом, ребята продолжают учиться решению изобразительных задач. Очень важно, чтобы дети могли полюбоваться созданными изображениями, порадоваться общему результату. Для того чтобы научить детей оценивать свои работы и работы товарищей, все творения нужно помещать на доску, на специальный выставочный стенд или на подставку (для лепных изделий).

        Обсуждение созданных изображений должно быть разнообразным по форме. Так, можно предложить детям показать понравившиеся работы и объяснить, почему они им нравятся. Можно, выслушав мнения детей, предложить авторам выбранных работ рассказать, что они изобразили и почему(такая форма целесообразна при проведении занятий по замыслу или на широкую тему, например, при рисовании на тему «Кем быть?»). рекомендуется использовать и такую форму подведения итогов: воспитатель предлагает ребенку оценить свою работу и поместить ее  в соответствующем ряду выставки: в верхнем (для лучших работ), в среднем (для хороших) или нижнем (для не очень хороших). Затем все вместе смотрят и определяют, правильно ли «художники» оценили свои работы.

        Эти формы просмотра и анализа детских работ применимы в развернутом виде лишь в старшей и подготовительной к школе группах. От детей нужно добиваться и обоснованных рассказов о том, почему та или иная работа названа лучшей. Бывает, что воспитатели соглашаются со стереотипными, односложными и необоснованными ответами. Выслушав такой отзыв, педагог не то, что, по его мнению, не было сказано, добавляет сам. Гораздо полезнее задавать детям дополнительные вопросы, способствующие более развернутой характеристике рисунка, лепки. Если ребенок затрудняется дать полное описание, чувствует себя скованно, не стоит настаивать на том, чтобы он обязательно закончил рассказ. Лучше вызвать кого-то другого, постаравшись не обидеть предыдущего выступавшего. Обычно дети с большим удовольствием откликаются на предложение рассказать о своих или выбранных ими изображениях других детей, оценить их. Важно поддерживать и стимулировать это желание. Такой подход будет способствовать формированию активности, самостоятельности ребят, развитию их речи и мышления.

        В младших и средних группах рассматривание готовых работ носит совсем другой характер. Здесь, прежде всего нужно обращать внимание детей на работу в целом: «Вот как много красивых цветов мы нарисовали. получилось нарядно, как ковер, как будто большое поле усеяно цветами!». Или: «Как много пушистых желтеньких цыплят бегает по травке. Это мы все вместе наклеили!». В другой раз воспитатель может собрать ребят около своего стола, на котором выставлены вылепленные изделия, и сказать: «Вот как много угощений мы вылепили для кукол. Они будут очень рады. Давайте угостим их». И дети все вместе идут в кукольный уголок, накрывают на стол, ставят угощение.

        В средней группе у ребенка ужу можно формировать умение рассказывать о своих рисунках, лепке, аппликации, выделять понравившиеся работы товарищей. В конце года дети могут делать это вполне осознанно.

        Просмотр и анализ детских работ проходят более живо, эмоционально приподнято, интересно, если начинаются с чтения соответствующего теме стихотворения или пения песенки.

        Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детских рисунков, лепки, аппликаций. Их следует систематически организовывать в художественных студиях, в детском саду: в зале, в групповой комнате, в вестибюле, в коридорах и переходах. При этом необходимо выставлять произведения всех детей, а не только тех, кто хорошо овладевает навыками изобразительной деятельности. Одной из форм выставки, на которой можно использовать все работы, является украшение зала к различным праздникам и досугам. Такие выставки радуют и детей, и родителей.

Главной целью моей работы являлось содействие воспитанию человека с развитым миром эмоций и творческим мышлением, умеющего эстетически воспринимать окружающий мир, ценить произведения искусства, любить и беречь природу, владеющего изобразительными навыками.

        Занимаясь изобразительной деятельностью с детьми, я ставила перед собой задачу развивать творческие способности детей, сохраняя и развивая их индивидуальность, свое видение мира в процессе освоения языка изобразительного искусства, стараясь строить деятельность так, чтобы каждый ребенок смог проявить себя при решении поставленных задач.

        В решении задачи по развитию творческой индивидуальности у детей мною использованы разнообразные изобразительные техники, которые способствовали развитию воображения, фантазии, творческой самостоятельности: монотипию, кляксографии, отпечатывания листьев на бумаге, аппликацию с дорисовыванием, рисование на мятой бумаге и др. Дети с интересом осваивали эти техники и испытывали радость и удовольствие. Новые методы и приемы в силу своей новизны и необычности вызывали интерес у детей, способствовали развитию творческой активности, желание вести исследовательскую деятельность.

Литература

1. Игнатьев Е.И. Психология образовательной деятельности детей. – М., 1961. с.35.

2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 120 с.: цв. вкл.

3. Комарова Т.С. изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. – М., 1990.

4. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.: Миемозина, 1995.

5. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008. – 192 с., 16 л. вкл.

6. Флерина Е.А. эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961. с. 181.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»...

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

                Консультация для родителей«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельност...