Главные вкладки

    Мастер-класс по теме: "Оригами".
    статья по теме

    Оригами. Кто-то уже не раз слышал это слово, кто-то сам занимается этим замечательным искусством, а для некоторых это слово сегодня прозвучит впервые. Что же такое ОРИГАМИ? Немного истории. ОРИГАМИ и медицина. Складывать раньше, чем читать.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master_origami.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

                            Мастер-класс

                                Оригами

    Чистый бумажный листок.

    Что в нем таится?

    Лев, длинноногий журавль

    Или бродяга монах.

    Оригами. Кто-то уже не раз слышал это слово, кто-то сам занимается этим замечательным искусством, а для некоторых это слово сегодня прозвучит впервые. Но оригами стоит того, чтоб о нем говорили. Это уникальное занятие для всех и каждого, для трехлетнего малыша и математика на пенсии, для папы в выходной и учителя на уроке. Каждый найдет в оригами то, что ему близко, интересно. И никого оригами не оставит равнодушным. А впрочем, вы и cами знаете об оригами много. Помните, тюльпаны из тетрадного листа или «водяные бомбочки»? Да и самолетики запускали прямо в классе и кораблики из бумаги пускали плавать по лужам. Помните? Так вот это и есть - оригами. Так что это такое - ОРИГАМИ?

    Немного истории

    Знакомство с оригами следует начинать с древней истории. Именно там, в Древнем Китае, в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения оригами - искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея. Как свидетельствует история, в том знаменательном году чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о том, что создана технология производства бумаги. Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа. Но со временем, когда монахи Китая начали свои путешествия в Японию, вместе с ними стали путешествовать, и некоторые тайны этой страны. В 7 веке странствующий буддийский монах Дан-Хо, о котором современники говорили, что он богат знаниями и умеет делать тушь и бумагу, пробирается в Японию и обучает монахов изготавливать бумагу по китайской технологии.

    Очень скоро в Японии сумели наладить свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай.

    Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются скачала в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке понятия «Бог» и «Бумага» звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами. Фигурки из бумаги имели символическое значение. Они становились участниками религиозных церемоний. Украшали стены храмов. Помещались на жертвенный костер. До наших дней дошли одни из первых фигурок из бумаги коробочки «САНБО», в которые японцы вкладывали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений. Но это еще не было искусство. Просто лист бумаги, очень ценный и дорогой, несущий в себе имя Бога, становился неотъемлемой частью жизни японца.

    В средние века, когда производство бумаги позволило снизить на нее цену, искусство складывания проникло в быт дворянства. И тогда появилось искусство самураев. В те времена считалось признаком хорошего воспитания умение богатого дворянина развлечь свою даму на балу складыванием бумажных фигурок. Тогда же возникло и искусство сворачивания тайных писем. Используя свое умение, самураи так складывали свои записки, что только посвященный мог развернуть его. Кроме того, оригамные фигурки часто использовали в свадебной церемонии, украшении домов или праздничных шествиях.

    Со временем оригами (а этот термин возникает только в 1880 году) становится обязательным занятием во многих японских семьях. Мамы передавали свои знания дочкам, показывая немногие известные им фигурки.

    Искусство оригами существовало много веков как храмовое, чрезвычайно регламентированное по технике исполнения. Количество фигурок было не велико. Но приемы работы с бумагой, как с материалом на, котором можно не только рисовать, но и особым образом сворачивать, тщательно шлифовались.

    Если обратиться к истории разных стран, то практически везде, где существовало производство бумаги, сложились свои традиции складывания из плоского листа различных фигурок. Например, Северная Африка или Латинская Америка. Но именно Япония подарила миру искусство оригами.

    Расцвет оригамного творчества приходится на середину двадцатого века, когда рабочий-металлист Акиро Йошидзава решил посвятить себя оригами и его развитию. Основная заслуга Йошидзава в том, что он сумел создать то, что сегодня называется «оригамная азбука». Условные обозначения, символы, графические знаки, придуманные Акиро, позволили зафиксировать на бумаге процесс складывания оригамной фигуры. Это замечательное открытие позволило оригами стать универсальным международным языком. И сегодня все книги, посвященные искусству оригами, используют оригамную азбуку Акиро Йошидзава.

    В сороковых годах нашего столетия в Америке и Европе появляется множество энтузиастов, для которых древнее японское занятие становится способом реализации собственных творческих возможностей. И создаются первые Центры и школы оригами. Особая заслуга в этом принадлежит «бабушке Американских оригамистов» Лилиан Оппенгеймер. Именно она создала первый Центр Оригами в Нью-Йорке.

    А что сегодня?

    Сегодня оригами переживает очередную волну интереса. Практически во всем мире это искусство развивается в соответствии с традициями народа. Появились новые направления оригами и области его применения. Так, математики открыли множество возможностей для решения геометрических и топологических задач. Архитекторы и строители увидели в оригамном конструировании возможности для создания многогранных структур из плоского листа. Даже возник новый термин - «оригамика». Для педагогов оригами уникальная возможность развития тонкой моторики ребенка, что прямо связано с развитием интеллекта. Для психологов оригами - это одно из направлений арттерапии, возможности оказания психологической помощи больному посредством искусства.

    Складывать раньше чем читать

    Единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества, позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования.

    Занятие оригами не требует особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому каждый может складывать оригамные фигурки везде, в любой ситуации. Ведь необходимы лишь руки и лист бумаги; Это свойство оригами позволяет в полной мере привлекать его для работы в больницах, в детских лагерях отдыха, в длительном путешествии.

    Возникнув на Древнем Востоке, оригами полностью впитало в себя эстетику и философию Китая и Японии. Прежде чем придумать свою оригамную фигурку, необходимо научиться правилам, отшлифованным веками. Надо узнать множество древних оригамных форм, классические модели оригами. Ведь все современный оригамный мир строится на древних традициях.

    Недолгий путь создания оригамной фигуры особо важен для тех, кому не терпится получить быстрый результат. Ведь уже через несколько минут после начала работы вы держите в руках готовую фигурку. При этом процесс творчества не ограничивается только складыванием. Ведь с готовой фигуркой можно поиграть, преподнести ее в подарок другу и даже устроить спектакль для детей с бумажными куклами - героями сказок. Создание оригамной фигуры похоже на чудо. Только что у него в руках был лист бумаги. Несколько поворотов... И птица начинает махать крыльями! Или лягушка скачет по столу!

    Игра - дела серьезное

    Человеку, впервые столкнувшегося с оригами, кажется, что это наука сложная, требующая много времени, и обязательное присутствие педагога. Да и не взрослое это дело. «Мне это не одолеть! Пусть мой сын занимается, это не для меня!» - отмахиваются порой папы от предложения попробовать что-нибудь сложить. Но почему возникает у нас такая реакция? Ведь оригами превосходный способ развлечься самому, и помочь развлечься своим друзьям. При этом занятие очень похоже на интересную игру.

    Оригами неограниченно в своих возможностях. Лист бумаги может изобразить все, что только может возникнуть в вашем воображении. Хотите шапочку от солнца? Пожалуйста. Игрушку для сына? Нет проблем! Изящную открытку, подарочную упаковку, бумажную икебану, сложную архитектурную конструкцию. Все можно выполнить из листа бумаги, использую древнюю технологию оригами.

    Оглядываясь на почти пятнадцативековую историю оригами, поражаешься. Какими разнообразными путями может развиваться творческая мысль! И каждому находится свой собственный путь. Кому-то нравится складывать прыгающих лягушек, для кого-то интереснее смотреть на пародийные движения бумажных птичек. Кого-то привлекает результат. Иным интересен процесс. И все это оригами. Оригами, не потерявшее своего восточного звучания. Оригами, не изменившее традициям.

    Дорогие взрослые! Складывайте фигурки оригами! В них вы найдете все: любовь, грусть, иронию, игру, пародию, поэзию, пластику. Оригами позволит вам посмотреть на себя со стороны. А ведь это так важно: посмотреть на себя со стороны, стать детьми хоть на немного. На то время, пока вы складываете фигурку оригами.

    Оригами и медицина. Возможно ли?

    Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен.

    Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. Пространственная трансформация плоского листа позволяет школьникам легко, играя, осваивать сложные математические понятия, решать задачи по геометрии.

    При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Например, выполнение традиционных японских бумажных шаров - кусудам- требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущего шара. При этом его изделия должны абсолютно точно повторять те элементы, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, шар выполнен быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание красивого бумажного шара становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придется выполнять роль статистов.

    Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства, что не менее важно в работе с самыми различными группами.

    В течение веков бумага помогала делать жизнь японцев содержательнее и обогащала японскую культуру.

    Что нужно для занятий оригами?

    Чтобы научиться складывать и самому придумывать фигурки, нужно:        

     выучить международные условные знаки, принятые в оригами;

            

    овладеть основными приемами складывания;

            

     знать базовые формы и уметь их складывать на память;

            

    цветная бумага (в клубе пользуются специальной японской), ножницы, клей.

    Почему оригами нравится взрослым и детям?

    Оригами похоже на фокус - из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! Оригами не требует больших материальных затрат, занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть! Не требуется особых способностей и получается у всех! С помощью оригами легко делать необычные и оригинальные подарки и украшать помещения.

    Какие способности развивает оригами?                        

    Развивает способности к мелким движениям руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания.

    Развивает пространственное воображение, учит читать чертежи.

            

    Знакомит детей с основными геометрическими понятиями.

            

    Стимулирует развитие пространственной и моторной памяти, учит концентрации внимания.

            

    Развивает творческие способности.

            

    Расширяет игровые и коммуникативные способности детей, их кругозор и воспитывает уважение к японской культурной традиции.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

    Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

    Мастер класс с детьми на тему: "Оригами. Пиратская шляпа"

    Пиратская шляпа - одна из любимых маскарадных шляп. Пиратскую шляпу можно сделать разными способами, мы выбрали один из самых простых вариантов....

    Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

    Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

    Мастер-класс для родителей 1 младшей группы на тему " Оригами "

    Мастер –класс для родителей Тема: "Оригами" Цель: познакомить родителей с техникой оригами. Задачи: научить родителей в совместной деятельности с ребёнком изготавливать оригами « С...

    Мастер-класс для педагогов по теме: Оригами в детском саду и его роль в развитии ребенка

    Оригами - традиционная техника складывания бумажных фигурок, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния оригами на развити...

    Мастер-класс для родителей Тема: Оригами «Тюльпан»

    Тема: Оригами «Тюльпан»Цель: познакомить родителей с техникой оригами.Задачи:научить родителей в совместной деятельности с ребёнком изготавливать оригами «Тюльпан»рассказать ро...

    Мастер-класс для воспитателей на тему: «Оригами»

    Тема: развитие творческого и исследовательского потенциала воспитателей средствами использования технологии конструирования из бумаги методом оригами.         Ц...