"Почему дети перестают слушаться"
консультация по теме

никитина жанна геннадьевна

    Почему учителя нередко говорят о патологическом упрямстве , лености , жестокости детей , которые только-только пришли в первый класс?

    Объяснить это можно тем , что трудновоспитуемость , которая ярко проявляется в подростковом возрасте , не возникает вдруг , ни вс того , ни с сего . Она формируется по крупицам , является результатом длительного процесса формирования личности .Чаще всего трудным ребенок становится в следствии педагогической запущенности , то есть неправильного или вовсе не организованного процесса воспитания .                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_deti2_perestayut.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Почему дети перестают слушаться

По оценкам педагогов, фактически в каждой группе 1-3 ,а иногда и больше детей, которые с трудом поддаются воспитательному   влиянию, по  отношению к ним малоэффективны многие приемы педагогического воздействия .

    Почему учителя нередко говорят о  патологическом упрямстве , лености , жестокости детей, которые только- только пришли в первый класс?

    Объяснить это можно тем , что трудновоспитуемость , которая ярко проявляется в подростковом возрасте (11-15 лет) , не возникает вдруг , ни с того , ни с сего.  Она формируется по крупицам, является  результатом длительного нарушения процесса  формирования личности. Чаще всего трудным ребенком становятся вследствие педагогической  запущенности, т.е. неправильного или вовсе неорганизованного воспитания.

    Педагогическая запущенность , как процесс  для многих детей  начинается в дошкольном возрасте. Именно в эти годы, в неблагоприятных условиях жизни и при неправильном  воспитании  создаются определенные предпосылки для появления и закрепления таких отрицательных качеств ,как жестокость ,жадность ,лживость ,которые лежат в основе антиобщественного и даже криминального поведения в белее зрелом возрасте. Недооценку же родителями самых первых стремлений  детей 1,5-2 лет к самостоятельности, исследователи связывают с появлением привычки добиваться результатов только с помощью взрослых, упрямства, пассивности, лени. Если своевременно не принять меры по нормализации воспитательной ситуации , то у детей к 6-7 годам могут сформироваться некоторые отрицательные черты характера.

      Как бы не были серьезны нарушения в поведении дошкольника , они не затрагивают всю его систему отношений к другим. Как правило, дети сохраняют доброе отношение к взрослому , стремление быть хорошими ,всегда ищут человека у которого они могли бы заслужить одобрение.

      Когда речь идет о детях  дошкольного возраста , используется такой термин, как «педагогическая запущенность» Ребенок запушен взрослыми людьми , в первую очередь своими родителями. Они не сумели или не захотели дать ему то, что необходимо для его нормального развития, в итоге малышу трудно общаться с педагогами и товарищами по группе. Он часто просто не знает, что тот или иной его поступок плох, а его во всех случаях стыдят, наказывают , одергивают.

     Недооценка роли раннего периода  детства, как наиболее благоприятного для профилактики педагогической запущенности детей обусловлена самим характером их поступков , которые как известно не таят в себе серьезной  опасности для окружающих Опасность ,  которую они представляют для самого ребенка , зачастую в расчет не берется. К тому же родители маленьких детей всегда имеют в распоряжении средства воздействия , которые не будучи целесообразными с педагогической точки зрения , все же до поры до времени , дают сиюминутный результат(окрик , угроза наказать). В таких случаях не учитывается главное: если вовремя не остановить ребенка, совершившего первый, пусть даже самый незначительный проступок, не разъяснить ему в доступной форме ошибочность его действий  и не научить его поступать правильно , то у малыша может сформироваться искаженное понимание основных нравственных ценностей , неправильное  отношение к окружающему миру.

          Таким образом мы понимаем педагогическую запущенность, как двусторонний процесс –неблагоприятного воздействия на ребенка и  накопление последним нежелательных качеств- и одновременно , как состояние ребенка , развитие личности которого уже нуждается в коррекции.

        Что же касается  содержательной стороны педагогической запущенности, то она может быть разнообразной.

        А.С.Макаренко писал, что первый случай детского воровства- это не воровство , это «взял без спросу». Лишь потом , когда ребенок знает , что брать без разрешения нельзя , но делает это , такой поступок можно назвать воровством. В такой ситуации складывается деформированное отношение к чужой собственности , которая сказывается и на характере отношений с родителями и воспитателями (ложь, недоверие , обида).

         Неблагоприятные условия жизни и воспитания нередко ведут к появлению задержки психического развития (ЗПР), которая в дальнейшем не только не позволяет  ребенку успешно учиться в школе , но и в особо сложных случаях ставит под удар его здоровье,- дети страдают патологической возбудимостью, несобранностью, плохо спят , не могут справиться с простыми заданиями  и наряду с этим серьезно нарушают нормы поведения в детском саду или в школе. Дети с ЗПР всем видам деятельности предпочитают игры , характерные для младших , избегают общения со сверстниками , не доводят начатое дело до конца. У них не сформированы познавательные потребности. Эти дети не любят книги , занятия , не проявляют интереса к окружающему. И поскольку коррекция поведения ребенка не становится  с возрастом проще , а наоборот усложняется, то в дошкольном возрасте  необходимо все сделать для преодоления ЗПР таких детей.

          Распространенной формой педагогической запущенности является  избалованность

          Избалованные дети , как правило растут в благополучных . материально обеспеченных семьях, где на единственного ребенка активно влияют родители , бабушки , дедушки , другие родственники , здесь ребенок с первых дней жизни привыкает к особенному положению «кумира» семьи , все пожелания которого немедленно удовлетворяются. Такие дети , как правило , хорошо развиты.Они знают правила поведения , но придерживаются их лишь тогда , когда эти правила помогают им выгодно оттенить свои достоинства. Избалованные дети не приучены к труду . даже в старшем дошкольном возрасте они ждут помощи от других , не доводя неинтересное для них дело.

        Избалованность может развиться и в результате болезненности ребенка, стать следствием щадящего воспитания , которое продолжается и после его выздоровления.

       К сказанному нужно добавить , что родители , которые избаловали детей, часто проявляют недоверие к педагогу, считая , что в дошкольном учреждении не оценили достоинств его ребенка , несправедливы  к нему. Последнее еще больше усложняет коррекцию поведения малыша и работу педагогов с семьей.

       Профилактика появившихся признаков педагогической запущенности , по существу должна начинаться с первых дней жизни ребенка. Она заключается в правильном , в соответствии  с возрастом ,организации систематического , целенаправленного воздействия на его личность в семье и дошкольном учреждении.

        Трудности воспитания могут быть обусловлены длительной болезнью ребенка , пограничным состоянием его нервной системы. Первый вопрос , на который  нужно ответить , преступая к работе с ребенком – это вопрос о состоянии  его здоровья .

         Вместе с тем каждый случай педагогической запущенности требует и специальной психолого-педагогической диагностики. Процесс изучения личности ребенка одновременно являе6тся первым этапом его перевоспитания. Очень хорошо , если с этого этапа начинается и сотрудничество педагога с родителями. Действительно, предложение разобраться в сложном характере ребенка , чтобы лучше подготовить его к школе , помочь ребенку и родителям преодолеть  отрицательные проявления , всегда находят отклик у отцов и матерей.

          Наиболее доступным и достаточно эффективным методом изучения личности ребенка является целенаправленное педагогическое наблюдение. Для изучения личности ребенка , помимо наблюдений , следует использовать беседы , отдельные поручения и задания , рисование по замыслу на определенную тему.

            Первый опыт взаимоотношений с окружающими приобретается в семье. Все , что наблюдает ребенок в родительском доме воспринимается им , как норма , как модель собственного поведения. Поэтому

           Корни трудностей , которые встречаются в дошкольном учреждении или подчас в школе , находятся в семье. И поскольку неправильные представления о том , что можно и чего нельзя делать, где добро , а где зло , что хорошо , а что плохо, восприняты ребенком от родителей , как единственно возможные, то изменить их нельзя не изменив воспитательную ситуацию в семье, не убедив родителей в необходимости более или менее глубокой перестройки их влияния на ребенка.

          Избалованность , аффективное поведение, недружелюбное отношение к сверстникам и взрослым , отставание ребенка в развитии – все это сигнализирует о том , что его семья нуждается в особых методах коррекции , воспитательного влияния. Какие семьи тут надо иметь в виду?

           В первую очередь неблагополучные семьи , т.е. такие, в которых имеется источник отрицательного влияния на детей , где родители или не уделяют достаточного внимания воспитанию ребенка , или оказывают разрушительное влияние на его неокрепшую личность. Перед детским учреждением в таких случаях стоят трудные задачи: во-первых , объединять усилия всех причастных  к рассматриваемой проблеме организаций и лиц к оздоровлению воспитательной ситуации семьи; во-вторых, компенсировать недостатки семейного воспитания. Опыт лучших педагогических коллективов свидетельствует о посильности этих задач.

          Иного подхода требуют педагогически ослабленные семьи.

Например такие , в которых родители не в состоянии активно участвовать в воспитании ребенка: инвалиды или люди в силу специфики своей профессии подолгу не бывающие дома.

         Особую группу педагогически ослабленных детей составляют неполные семьи. В отличии от неблагополучных семей , которые как правило , не осознают необходимости такой помощи, члены этих семей с большим вниманием и благодарностью воспринимают заботу об их ребенке, охотно повышают свою педагогическую культуру.

        Большого внимания требуют к себе такие семьи , которые воспитывают единственного ребенка. Здесь особенно если активно в воспитании участвуют бабушки и дедушки , часто растут избалованные дети , у которых часто формируются завышенные представления о своих возможностях и такие же потребности.

        С первых лет жизни ребенка родители предъявляют к его поведению определенные требования , которые в той или иной мере отражают требования нашего общества . Одобрение или запрет и последующая оценка действий ребенка регулируют повторность поступков . Положительная оценка доставляет малышу огромное удовлетворение , закрепляет не только те или иные действия , но и характер взаимоотношений со взрослыми . Желая снова и снова заслужить одобрение родителей или воспитателей , ребенок привыкает поступать определенным образом . Педагогически запущенный ребенок также нуждается в положительных взаимоотношениях со взрослыми , стремиться заслужить их . Но он неизбежно оказывается в сложном для него положении , так как не знает , за что ругают , а за что хвалят . Попав надолго в обстановку , где наказывают , одергивают , стыдят , ребенок теряет всякие ориентиры для своего поведения и совершает все новые и новые проступки .

       Такой процесс формирования первичной педагогической запущенности определяет и основное требование к преодолению и предупреждению этого явления , а именно этот процесс надо не нагнетать , сгущать , усугублять а , наоборот , снижать напряжение во взаимоотношениях с ребенком . В связи с этим очень важно создать ситуацию успеха , в которой ребенок может заслужить одобрение взрослого , а потом не забыть своевременно похвалить малыша , высказать уверенность в том , что он и дальше будет поступать подобным образом . Способы одобрения могут быть различными . Иногда можно просто погладить ребенка по голове , прижать к себе или ласково похлопать по плечам или спине . Все это будет способствовать доверительному отношению малыша , создавать атмосферу домашнего тепла и защищенности .  

        Для педагога в группе, педагогически запущенные или «трудные» дети — это прежде всего неуспевающие дети, и это – проблема номер один. И здесь главное для педагога будет создать особые условия, так же будет полезно создать комплекс мер для решения проблем «трудных» детей. Это и просветительская работа с родителями, и индивидуальные программы обучения, совместная досуговая деятельность. Нередко родители понимают, что отношения с ребенком нужно менять, но как? Тогда можно предложить игру-тренинг: родитель исполняет роль ребенка, педагог — роль родителя. Проиграть с ними различные жизненные сценарии. Этот прием дает сильный эффект.

         Очень важно помнить родителям, да и всем взрослым, что ребенок не может жить и расти «как трава», «сам по себе». Его ростом и развитием надо руководить, а при малейших признаках отставания в развитии необходимо выяснить причины этого явления и найти быстрый и действенный способ исправить ситуацию.

           В заключение хочется обратить внимание на следующее: если нормализовать условия жизни и воспитания ребенка, то возможна полная компенсация проявлений педагогической запущенности.

Комплексная экспресс-диагностика социально-педагогической запущенности детей

 Цель: определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности, выявление путей и способов их профилактики и коррекции; прогнозирование дальнейшего развития ребенка.

Содержательными критериями диагностики должны стать:

 а) отсутствие патологии развития;

 б) неблагоприятная социально-педагогическая ситуация развития;

 в) неадекватная, несоответствующая возрастным требованиям и индивидуальным возможностям активность ребенка как субъекта общения и деятельности;

 г) неразвитость ребенка как субъекта самосознания;

 д) общая средовая адаптация;

 е) педагогическая трудность ребенка.

    В основе метода лежат независимые характеристики ребенка педагогом и психологом. Метод определяет наличие или отсутствие состояния, выявляет картину основных отклонений и недостатков, вызванных этим состоянием, и примерный уровень этих отклонений.

Инструкция: «Внимательно прочтите утверждения каждой шкалы. Если указанное утверждение подходит к характеристике вашего умения, зачеркните соответствующий номер в прилагаемом бланке. Искренность ваших ответов будет способствовать правильной оценке ситуации и поможет преодолеть ребенку имеющиеся трудности».

СПИСОК УТВЕРЖДЕНИЙ

Шкала 1 – СС (свойства самосознания)

 1. Хочет быть слишком маленьким (большим).

 2. Считает себя некрасивым.

 3. Считает себя нездоровым.

 4. Считает себя слабее других.

 5. Не любит свое имя.

 6. Не хочет быть девочкой (мальчиком).

 7. Думает, что у него мало друзей.

 8. Думает, что у его знакомых более дружная семья.

 9. Ему кажется, что дома он всем мешает.

 10. Ему кажется, что он глупее других.

 11. Считает себя не очень способным.

 12. Полагает, что родители им недовольны.

 13. Считает, что ему часто не везет.

 14. Ему кажется, что учительница им недовольна.

 15. Считает, что у него все получается плохо, что он ничего не умеет.

 16. Думает, что он плохой мальчик (девочка).

 17. Считает, что он никому не нужен, его никто не любит, и часто говорит об этом.

Шкала 2 – СО (свойства общения)

 1. Любит, когда к нему проявляют симпатию.

 2. Хочет быть замеченным, но сам не проявляет активности.

 3. Редко просит кого-то о помощи и помогает кому-то сам.

 4. У него мало друзей.

 5. Редко подходит к учителю по собственной инициативе.

 6. Ребенок-подчиненный (соглашается на невыигрышные роли).

 7. Имеет только одного друга в группе (остальных детей игнорирует).

 8. Часто жалуется на детей в группе.

 9. Шумно ведет себя, когда рядом нет учителя.

 10. Иногда, когда ему делают замечание, играет «героя».

 11. Случается, что прикидывается «шутом», паясничает.

 12. Мешает детям на уроках, в играх, подсмеивается над ними, любит пугать.

 13. Редко реагирует на замечания, советы или не обращает на них внимания.

 14. Не понимает, почему его поступки не нравятся окружающим.

 15. Надоедает детям, пристает к ним.

 16. Находится в плохих отношениях со сверстниками.

 17. Проявляет агрессивность по отношению к окружающим, портит вещи, игрушки.

 18. Подражает хулиганским проделкам.

 19. Ведет себя в группе как посторонний, отверженный, бывает «козлом отпущения».

 20. Избегает контактов с учителем.

 21. Часто ведет себя невпопад.

Шкала 3 – СУД (свойства учебной деятельности)

 А. Мотивация учения

 1. Нравится иметь школьные принадлежности и быть учеником.

 2. В школу ходит потому, что там много детей.

 3. Особой любознательности не проявляет.

 4. К учению относится равнодушно, иногда отрицательно.

 5. Ходит в школу без особого желания.

 6. Не любит учиться.

 7. Боится плохих оценок, потому что за них дома ругают или наказывают.

 8. Не любит учиться, потому что его редко хвалят.

 9. В школе не нравится, потому что там не любят плохих учеников.

Б. Учебно-познавательная активность

 10. Не отличается прилежанием к учению.

 11. Особого интереса к определенному предмету не проявляет.

 12. На уроках часто пассивен.

 13. Вопросы задает редко и не стремится отвечать на них.

 14. Работает тогда, когда над ним «стоит» учитель (родители).

 15. Домашние задания редко выполняет самостоятельно, если делает сам, то не очень качественно.

 16. Мало читает.

 В. Целенаправленность и осознанность учения.

 17. С трудом понимает учебное задание, часто не знает, как его выполнить.

 18. Быстро забывает условие и вопрос.

 19. Чаще выполняет задание по стандарту.

 20. Ошибки в своих действиях обнаруживает и исправляет с трудом.

 21. Неуверен в правильности своих действий.

 22. Недоволен результатами своей учебной деятельности.

Шкала 4 – ОТ (общая тревожность)

ОТС (семья)

 1. Часто просит прощения у родителей или чувствует себя виноватым.

 2. Ведет себя дома беспомощно.

 3. Ведет себя дома неуклюже.

 4. Чувствует себя в семье бестолковым.

 5. Чрезмерно привязан к матери.

 6. Держится обособленно от всех близких.

 7. Слишком боится жалоб педагогов родителям.

 8. Часто обманывает родителей.

 9. Слишком часто вспоминает о семье.

 10. Часто бывает в плохом настроении.

ОТУ (школа)

 1. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителями.

 2. Чрезмерно дружелюбен по отношению к нему.

 3. Часто приносит и показывает ему различные предметы.

 4. «Подлизывается», старается понравиться учителю.

 5. Постоянно нуждается в помощи и поддержке.

 6. Добивается монополии на педагога, но безуспешно.

 7. Слишком озабочен, чтобы заинтересовать собой других.

 8. Легко устраняется в случаях неудачи.

 9. Играет «героя», когда ему делают замечание.

 10. Рискует без надобности.

 11. Играет исключительно с детьми старше или младше себя.

 12. Неадекватно относится к оценкам окружающих.

Шкала 5 – ВМ (воспитательный микросоциум)

ВМС (семья)

 1. Родители согласны, что частые наказания формируют сильный характер.

 2. Родители считают, что их поведение должно быть непреклонным.

 3. Работа родителей связана с командировками.

 4. У родителей очень ответственные должности.

 5. Ребенок часто пропускает занятия.

 6. Он растет довольно неряшливым.

 7. Ребенок «портит нервы» родителям.

 8. Родители могут пожаловаться на слабые способности ребенка.

 9. Родители завидуют тем, у кого способные дети.

 10. Родители думают, что с этим ребенком им не повезло.

 11. Родители хотят, чтобы их ребенок дружил с хорошими, воспитанными детьми.

 12. Родители предпочли бы не расспрашивать педагогов о своем ребенке и реже с ними встречаться.

 13. Родителям редко удается посещать родительские собрания.

ВМУ (школа)

 1. Ребенок вызывает у педагога скорее сожаление, чем симпатию.

 2. По мнению педагога, ребенок отстает во многом от своих сверстников.

 3. Учитель старается сделать так, чтобы отстающий ребенок не подводил класс.

 4. Педагог считает, что активность ребенка хороша, если она соответствует целям обучения и воспитания.

 5. Педагог считает, что уважать можно такого ребенка, который этого заслуживает.

 6. Педагог уверен в том, что дети должны быть послушными и дисциплинированными, - в этом залог воспитания.

 7. Педагог считает, что дети должны доверять учителю и делиться с ним своими мыслями и переживаниями.

 8. Педагог уверен, что успехов можно добиться, лишь работая по четкому плану, строго его придерживаясь.

 9. Педагог полагает, что недостатки ребенка связаны прежде всего с его семейным воспитанием.

 10. Он уверен, что педагоги учат детей только хорошему.

 11. Нередко родителям бывает стыдно за своего ребенка перед знакомыми.

 12. Родители видят все недостатки ребенка, которых больше, чем достоинств.

Шкала ДР (достоинства ребенка)

 (в произвольном порядке ответьте на вопросы)

 Что он любит?

 Что он умеет?

 Чего он хочет?

 Какой он?

Обработка результатов

Шкала 1 – СС показывает уровень развитости свойств субъекта самосознания. Первые четыре суждения свидетельствуют о неприятии физического «Я», 5-е и 6-е указывают на отсутствие идентификации с именем и полом, 7, 8, 9, 12, 14-е характеризуют его социальную неприспособленность, остальные свидетельствуют о неадекватной самооценке и уровне притязаний. Общее количество совпадений ответов по шкале притязаний указывает на уровень нарушений формирования самосознания запущенного ребенка.

Шкала 2 – СО определяет уровень сформированности свойств субъекта общения. Первые два суждения касаются потребности ребенка в признании; утверждения 3, 5, 6, 7, 20 говорят о низкой коммуникативной активности ребенка и его неудовлетворенной потребности в общении, в утверждениях 4, 8, 16, 19 содержатся указания на низкий социальный статус ребенка и его отвержение окружающими. Позиции 13, 14, 15, 21 свидетельствуют о социальной неадекватности ребенка, связанной со слабой социальной рефлексией, а остальные демонстрируют способы защитно-компенсаторного поведения социально отверженного ребенка.

Шкала 3 – СУД показывает уровень развития свойств субъекта деятельности.

По шкале СУД суждения 1-9 демонстрируют дисгармонию мотивации учения, 10-16 свидетельствуют о нарушениях в учебно-познавательной активности ребенка, 17-22 характеризуют несформированность осознанности и целенаправленности обучения, опирающихся на психические новообразования младшего школьного возраста (рефлексия, внутренний план действий, произвольность психических процессов).

Шкала 4 – ОТ содержит 22 суждения, 10 из них характеризуют семейную тревожность ребенка – ОТС; 12 суждений содержат характеристики тревожности ребенка в школе – ОТУ. Чем выше балл общей тревожности, тем больше указаний на отвержение запущенного ребенка референтными общностями, его социальную дезадаптацию. Этот показатель в большей степени характерен для младших школьников.

Шкала 5 – ВМ имеет два варианта:

ВМС – воспитательный микросоциум семьи (15 суждений) и ВМУ воспитательный микросоциум учреждений (10 суждений).

В этих суждениях отражаются неблагоприятная семейная и школьная атмосфера, отвержение запущенного ребенка педагогами и родителями, авторитарно-гиперсоциализированный тип отношений к ребенку, сдерживающий его активность и самовыражение. Общее высокое количество баллов по шкале диагностирует неблагоприятность социально-педагогической ситуации развития ребенка.

Дополнительно вводится шкала ДР (достоинства ребенка), которая в опроснике не зашифрована.

Эта шкала содержит 4 вопроса о ребенке, которые касаются его положительных качеств, и выявляет, знают ли родители, педагоги, что он любит, что он умеет, что он хочет и какой он? Незаполненность этой шкалы свидетельствует о незнании, отвержении, неприятии, одностороннем подходе к ребенку со стороны педагогов или родителей.

Противоречивые данные могут уточняться путем непосредственного наблюдения за ребенком. Полученные сведения о ребенке обобщаются.

Социально-педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений по 1, 4, 5 и одной из оставшихся шкал (2, 3) либо по всем шкалам. При легкой степени запущенности число совпадений составляет 10-25%, при выраженной степени – 25-50%, при высокой – 50% и более. При легкой степени запущенности совпадения опросника и ответов респондентов группируются в первой трети утверждений.

Бланк для ответов

Имя, фамилия ребенка ______________________________________________

Возраст ___________________________________________________________

Класс _____________________________________________________________

1 – СС 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

2 – СО 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 1920 21

3 – СУД 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

4 – ОТС 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

      ОТУ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

5 – ВМС 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

      ВМУ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

 

 Дата заполнения ___________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему дети не слушаются родителей?

Консультация для родителей . В помощь родителям и воспитателям...

Почему дети не слушаются взрослых

Для малышей речь – более слабый побудитель и регулятор поведения, нежели непосредственно воспринимаемые раздражители и двигательные стереотипы. Внешняя наглядная ситуация и сложившиеся двигательные ст...

Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению

Почему дети иногда нас не слушаются? Мы же хотим как лучше, мы знаем, что и как надо делать! А может быть, не всегда? Может быть, иногда надо взглянуть на ситуацию глазами ребенка? Новая книга известн...

Консультация для родителей воспитанников: "Почему дети не слушаются"

Как быть, если ребенок вдруг выходит из-под контроля? Мнение социального педагога....

Поведение родителей в ситуации непослушания детей. ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ СЛУШАЮТСЯ? (Консультация - рекомендация)

Что делать, если ваш малыш не слушается? Чтобы разобраться в этом, нужно постараться ответить на следующие вопросы:Почему ребенок не слушается? Что он хочет этим сказать, чего добиться?Как реагировать...