консультация для воспитателей
консультация (старшая группа) по теме

Консультация для воспитателей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей

 

экологическое воспитание дошкольников с использованием трудовой деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей


Введение

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Они несут угрозу жизни и человеческой цивилизации. Самая волнующая из них – это проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. А это губительно сказывается на растениях, животных, на здоровье людей. Поэтому вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту.

Экология – наука о связях в природе между живыми существами и окружающей средой. Под экологическим воспитанием понимается формирование у людей высокой экологической культуры всех видов деятельности, связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.

Знать о природе мало – стыдно, а не знать совсем - просто невозможно. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Дошкольный возраст стал первым этапом в развитии экологической культуры человека. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируется основа нравственно-экологических позиций.

Воспитательно-образовательное значение

трудовой деятельности дошкольников в экологическом воспитании

Важным показателем экологической образованности дошкольников является их участие в трудовой деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо учитывать и объяснять детям тот факт, что дикая природа прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим собственным законам. Заботиться о природных объектах следует только в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях дошкольного учреждения - на участке, в живом уголке. Следовательно, помогать необходимо растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков, участка, растениям цветников, голодающим зимой городским птицам, то есть тем, чье благополучие зависит от действий людей. Поэтому содержание экологической деятельности для детей дошкольного возраста включает: систематический уход за растениями и животными уголка природы, экологической комнаты; организация дежурства; труд на участке детского сада (в саду, огороде, на клумбе); подкормка птиц зимой; организация трудовых десантов, рейдов. Целью этой деятельности является ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ.

Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Труд в природе - это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Конечная цель― вырастить овощи, ягоды, цветы, и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, как это имеет место в ручном труде, например, сделал ребенок игрушку ― может играть. Цель труда по выращиванию овощей, ягод, цветов отдалена во времени и имеет отсроченный результат: посеяли семена, через какое-то время появились всходы, еще позже плоды. Эта особенность требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы, помогает воспитывать выдержку, терпение. Дошкольник в процессе труда испытывает истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на удовлетворение своих потребностей самостоятельно, не пользуясь помощью взрослых. Его включение в труд всегда обеспечивается существенными для него мотивами, и, наконец, ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов. Например, вырастив овощи на грядках и собрав урожай, старшие дошкольники могут угостить ими малышей. Труд в природе увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества. Труд в природе отличается от других видов труда детей тем, что дети имеют дело с живыми объектами (растениями и животными), а значит, приучаются ответственно относиться к этому труду. Дети учатся понимать, что от их действий зависит, насколько хорошо будут чувствовать себя обитатели природного уголка, какие условия будут созданы для их жизни и роста.

Значение детского труда в природе невозможно переоценить. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней, уважение к труду взрослых. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней, умение доводить начатую работу до конца. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу, развиваются чувства коллективизма, взаимопомощи.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы. Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в природе. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду: труд становится осмысленным и целенаправленным.

В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения), о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы. Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности, любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, воспитывает интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать у детей любовь к ней. Любить природу ― это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к результатам труда.

В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, самостоятельно подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело. Работая на участке (в огороде, цветнике), а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений.

Трудовую деятельность экологического содержания следует организовывать систематически, с постепенным усложнением. Каждый ребенок должен проявить свои силы и способности, приобрести опыт и воплотить его в практических делах. Такая деятельность приучает думать и реально заботиться о «братьях меньших» находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.

Основные этапы и особенности трудовой деятельности детей

Воспитатель детского сада — главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная трудовая деятельность.

Основные этапы взаимодействия с природой в процессе экологического воспитания:

1 этап. Вовлечение детей в предметно-преобразующую деятельность среди природы.

Цели этапа – приучение дошкольников к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношений в естественной среде. Результатом на данном этапе будут практические знания, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среди природы. Активизируются и деловые отношения группы, растет взаимопонимание, появляется стремление сравнивать себя с товарищами, подражать лучшим из них, заслужить уважение и авторитет.

2 этап. Учебная деятельность дошкольников становится ведущей. Она помогает систематизировать впечатления о природе и личной деятельности, открывает возможность соединить практику с образованием. Развитие речи, работа с произведениями литературы, музыки и изоискусства позволяет дошкольнику глубже раскрыть духовную ценность природы.

3 этап особый. Он предполагает целенаправленное формирование личности дошкольника. Здесь подразумевается специальная организация деятельности для вовлечения ребенка в дела среди природы, которые способствуют формированию мировоззрения, убеждений, ценностной ориентации, речи, воли, характера.

Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной трудовой деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели. Характерными особенностями совместной трудовой деятельности являются:

- контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;

- понимание всеми участниками смысла их труда, его конечного результата;

- наличие руководителя, который организует совместную трудовую деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников.

Основное место в системе экологического воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растет, дает потомство, цветет и т.д.). Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условий для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространствах» дошкольного учреждения. Это и уход за горшечными растениями в группе, забота о животных, птицах, рыбках в живом уголке, уход за цветами на клумбах на участке детского сада.

Воспитатели, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живых уголков, участка, развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.

Совместная трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей. Дошкольники способны стать участниками этой деятельности тремя способами:

- слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;

- наблюдая за деятельностью взрослых;

- практически участвуя в ней.

Какие бы формы ни принимала совместная трудовая деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных — с экологической точки зрения — действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

Вначале дети в совместной трудовой деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив двух-трех детей участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдемте к окну, посмотрим на наши растения, поговорим с ними и польем их. (Подошли к окну.) Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? (Осматривает растения.) Нет, все в порядке — вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них смотреть! (Трогает землю в горшке.) Сухая земля, а растениям нужна вода — они живые, без воды жить не могут! Польем их». Воспитатель дает каждому ребенку лейку, в которой немного воды, поливает все сам, приговаривая: «Цветок (говорит название растения), мы нальем в твой горшок много воды, пей сколько хочешь и расти дальше — мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совместной трудовой деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают за его действиями, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. 

Во всех трудовых операциях главным является живой объект. Дети наглядно видят целесообразность трудовых усилий. В живом уголке дети наблюдают, как птица клюет зерно, купается в чистой воде, как рыбы поедают корм и т.д., — всем стало лучше от того, что дети потрудились. Это необходимое эмоциональное завершение совместной деятельности воспитателя и детей. Оно вселяет в них уверенность, рождает понимание важности реальной практической заботы о питомцах уголка природы, о растениях, цветах, вызывает желание и далее принимать в этом участие.

Также организуется совместная деятельность по выращиванию растений на участке дошкольного учреждения (в огороде, цветниках) — каждый раз дети осматривают зеленых питомцев, выясняют, чего им не хватает или что мешает, а затем поливают их, пропалывают и т.д.

Труд дошкольников целесообразно сочетать с экологическими играми, наблюдениями, беседами и т.д., чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранительной деятельности; вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.

Формы организации трудовой деятельности в природе

Для того чтобы создать у детей устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но столь необходимой работе в уголке природы по уходу за растениями и животными, в огороде и цветнике по уходу за посадками, воспитать любовь к родной природе, необходимо правильно и эффективно организовать труд детей. Великий русский педагог А.С.Макаренко уделял этому вопросу огромное внимание и говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

Занятия. Проводятся в уголке природы, на огороде и в цветнике. В процессе этих занятий дети получают первоначальные сведения о жизни растений, животных, узнают, какие условия нужны для их выращивания, приобретают необходимые трудовые навыки и умения, которые затем закрепляются в повседневной жизни.

Повседневный труд. Воспитатель, работая вместе с детьми, ставит им конкретную задачу, намечает, какой они получат результат, по мере надобности показывает нужные приемы, сообщает знания, но делает это по ходу выполнения работы. Например, приучая детей к уходу за растениями, воспитывая трудолюбие, педагог постепенно объясняет детям и значение ухода для роста растений, сообщает сведения, но не ставит это главной задачей.

Поручения. Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада, но особое значение они имеют в младших группах, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и умения, способствует воспитанию ответственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию. Существуют и более длительные индивидуальные поручения – например, по уходу за каким-либо растением, животным.

Дежурства. Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. В ходе дежурств у них совершенствуются навыки труда в природе, формируются общественные мотивы труда, этот труд воспитывает в детях ответственность, гуманность, заботу об обитателях уголка природы. Дежурство в уголке природы должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты, поэтому необходимо распределить трудовые обязанности на весь день. Если дети выполнят всю работу утром, то в течение дня не будут уделять внимание живым объектам. Для дежурств дети объединяются в группы (звенья по 3 - 4 человека). Если дети ухаживают за новыми для них живыми объектами, воспитатель первое время возглавляет группу дежурных и все трудовые процессы выполняет совместно с детьми, помогает детям понять их обязанности.

Коллективный труд. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, оценивать работу. При фронтальной организации коллективного труда, когда в труде участвуют все дети возрастной группы, они сообща могут выполнять одно какое-либо задание, например прополку огорода. При уборке уголка природы одни моют растения, другие чистят клетки для животных, третьи протирают подоконники. В этом случае детей делят на подгруппы.


Педагогические и санитарно-гигиенические требования

к трудовой деятельности детей в природе

Существенной особенностью систематического труда по уходу и выращиванию растений является получение результата, имеющего практическую значимость, а ожидание результата связывается с радостной перспективой. Возможность создания у детей радости ожидания во многом зависит от того, какие культуры отобраны для огорода или цветника, посеяны в ящике на окне, помещены в уголок природы.

Если растения неприхотливы, хорошо растут, затем зацветают, у детей возникает положительное отношение к своей деятельности. Требование педагога «надо» при этом органически включается в систему положительных переживаний ребенка. Усилие, которое приходится совершать ребенку, чтобы систематически выполнять работу, оправдывается положительным результатом.

Труд детей в уголке природы и на участке необходимо сочетать с наблюдениями за ростом и развитием растений и животных. Иначе у детей пропадает интерес к этому виду труда, не формируются причинно-следственные связи объектов и явлений в природе.

В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. Так, например, при пересадке цветущих растений осенью из грунта в старшей группе воспитатель закрепляет умение различать и правильно называть их (астра, георгин и т. д.). Он знакомит детей с корнем как частью растения, объясняет связь между похолоданием и состоянием растений, формирует навыки пересадки растений (выкапывать с земляным комом; копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой). При посеве цветочных семян в подготовительной к школе группе следует их рассмотреть, выделить цвет, величину, форму и т.д., соотнести с изображением цветущего растения, припомнить процесс выращивания этого растения до образования семян, а затем начать посев. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности.

Должны обязательно соблюдаться и санитарно-гигиенические требования к организации труда детей в природе. Воспитатель отбирает для детей каждой возрастной группы доступные виды труда. Они должны требовать от детей известного напряжения. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям.

Труд следует дозировать. Длительность трудового процесса зависит от характера труда, возраста и возможностей ребенка; например, при посеве семян учитывается величина посадочного материала и техника посева, в прополке требуется от детей сосредоточенность, большое внимание. Выполнение этого процесса доступно детям старшего возраста недлительное время (10 мин.). Правильная организация труда заключается не только в дозировке его, но и в режиме.

Продолжительность труда в младшей группе колеблется в пределах 5 - 7 минут, в средней — от 10 до 15 минут с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте — 15 - 25 минут с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. Для этого виды труда необходимо чередовать, учитывая его характер (чтобы в работу включались разнообразные группы мышц, анализаторы). Менее напряженные трудовые процессы должны сменяться более напряженными, работа - отдыхом.

 Детское оборудование должно соответствовать росту и силам детей, их возможностям, быть правильной конструкции (соответственно назначению), например лейка для полива - с двумя ручками, расположенными сверху и сбоку. Только при этих условиях труд будет способствовать укреплению организма ребенка. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасны, исправны и вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. Прежде чем приступить к работе, воспитатель заранее готовит и проверяет детский инвентарь. Он должен храниться в доступном для детей месте и в количестве, необходимом для каждого ребенка. У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю (правильно его хранить, чистить, мыть, убирать после работы). Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками.

Оборудование для труда детей на участке необходимо для того, чтобы правильно организовать деятельность детей во все сезоны. Предметы для труда должны быть удобны для детей, иметь привлекательный вид, изготовляться из легкого, но достаточно прочного материала (например, лопаты и совки железные или стальные; ведра и лейки из тонкого оцинкованного железа или жести, выкрашенные масляной краской, или полиэтиленовые; тачки, носилки, этикетки из дерева).

Для уборки участка, работы в цветнике используется следующий инвентарь: лопаты для перекопки земли, вскопанной взрослыми (лоток лопаты 15 - 13 см, длина ручки 75 - 30 см); деревянная лопата для расчистки участка от снега (длина ее с лотком от 80 см до 1 м, лоток 12 - 14 см, диаметр ручки - 2 см); грабли деревянные (для сгребания листьев) и железные (для рыхления, очистки поверхности почвы от камней, выравнивания поверхности гряд), примерное количество зубьев 7, расстояние между ними 2,3 - 2,5 см, высота зубьев 5 см, длина гребенки 20 - 22 см, длина граблей 100 - 110 см, сечение ручки 2 - 3 см; метелка для очистки участка от сухих листьев и другого сора: длина палки 1 м, диаметр от 2 до 2,3 см; носилки с бортиками для переноски земли, песка, опавших листьев (длина 20 - 25 см, ширина 20 см, высота бортика 3 - 4 см, длина с ручками 100 - 110 см); тачка для перевозки земли, песка, опавших листьев, камешков (высота бортов 20 см, длина вместе с ручками 100 см, длина бортов 30 - 40 см, диаметр колеса 12 см); трамбовка для снега, движок для сгребания свежевыпавшего снега; скребки металлические; санки, корзины или ящики для перевозки снега; ведра вместимостью 1,5 - 2 л; лейки вместимостью до 2 л; совки для выкапывания и посадки растений, для окучивания и рыхления почвы (длина лотка 10 см, ширина 7 – 8 см, длина совка 16 - 20 см); ручные цапки-«кошки» для рыхления земли.

При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать гигиенические правила: работать не в жаркие часы дня, а утром и вечером. Одежда детей должна быть удобной, не стеснять их движений. Рабочая поза детей должна быть правильной. При рыхлении тело должно быть выпрямленным, при переносе воды ведра и лейки дети должны носить в двух руках и т.д. 

Заключение

Труд детей, какого бы объема он ни был, становится осмысленным и экологически целесообразным:

- если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся;

- если укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.

Труд дошкольников в природе является средством воспитания экологически направленной личности и всестороннего развития детей:

- разнообразный труд в природе доставляет детям много радости, удовольствия и содействует их всестороннему гармоничному развитию;

- в процессе труда у детей воспитываются любовь к природе, бережное, ценностное отношение к ней, уважение к труду взрослых;

- развиваются интерес к трудовой деятельности, умение доводить начатую работу до конца, трудиться сообща, помогать друг другу, развиваются чувства коллективизма, взаимопомощи, формируются практические навыки ухода за растениями и животными;

- труд в природе расширяет кругозор детей, учит осознанно-правильному отношению к объектам природы, создает благоприятные условия для решения задач умственного и сенсорного воспитания;

- развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, самостоятельно подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты работы;

- в процессе труда развивается двигательная активность детей. Труд закаляет детей физически, делает их более выносливыми, укрепляются мышечная, опорно-двигательная, дыхательная системы организма;

- в труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет удовольствие, результаты работы – эстетическое наслаждение, а это основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться.

Таким образом, трудовая деятельность, выраженная в заботе взрослых и дошкольников о растениях и животных, создании и поддержании необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, является главным методом экологического воспитания — методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.


Литература

1. Николаева С.Н. Совместная деятельность взрослого и детей // Дошкольное воспитание. - 2000. - №5.

2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2002.

3. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой. - М., 1983.

4. Кокорева Н.Н., Бондаренко А.К. Любить труд на родной земле. - М., 1987.

5. Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П.Г.Саморуковой. - М., 1992.

6. Наблюдение и труд детей в природе / Сост. А.Ф.Мазурина. - М., 1976.

7. Павлова Л. Работа с дошкольниками в уголке природы // Ребенок в детском саду. - 2005. - №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...