ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ТВОРЧЕСТВО
статья по теме

Тикка Елена Юрьевна

Игра и творчество имеют много общего: тре­буют относительной свободы и незави­симости; позволяют активно выразить собственное отношение к миру, полу­чить удовлетворение от процесса со­здания.

В игре развиваются творческие спо­собности детей. Чтобы их совершенст­вовать, родителям и педагогам следует:

▪   Поощрять игровое эксперименти­рование с предметами (ковер может стать плотом, домиком, трубой или ко­нем).

▪   Предлагать, кроме игрушек, ко­робки, картон, бруски, шарики, бумагу и т.д.

▪   Поддерживать творческие усилия ребенка при создании новых сюжетов, игровых действий, правил.

Предлагаю некоторые игровые приемы, способствующие развитию фантазии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ТВОРЧЕСТВО32.12 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ТВОРЧЕСТВО

Детская игра – это творческая деятельность, которая не направлена наконечный продукт. В отличие от рисования и лепки в игре дети ничего не создают.

Показателен опыт, который провели ученые: в детском саду поставили необычный железный предмет с кнопками и рычагами. Дети, увидев такой аппарат, сразу начали исследовать его возможности. Они нажимали на кнопки: аппарат то гудел, то звенел, то извергал пар, то брызгал водой. Такое изучение продолжалось 3 – 4 дня. Затем дети стали совершать с аппаратом различные повторяющиеся действия: возить, передвигать, садиться, вставать на него и т.д. Постепенно сформировались отдельные игровые действия и, наконец, родились сюжетно-ролевые игры: например, дети стали космонавтами, а аппарат превратили в луноход и т.д.

Через две недели массовый интерес к необычному сооружению стал угасать.

Этот пример показывает, что игра и творчество имеют много общего: требуют относительной свободы и независимости; позволяют активно выразить собственное отношение к миру, получить удовлетворение от процесса создания.

В игре развиваются творческие способности детей. Чтобы их совершенствовать, родителям и педагогам следует:

  • Поощрять игровое экспериментирование с предметами (ковер может стать плотом, домиком, трубой или конем).
  • Предлагать, кроме игрушек, коробки, картон, бруски, шарики, бумагу и т.д.
  • Поддерживать творческие усилия ребенка при создании новых сюжетов, игровых действий, правил.

Предлагаем некоторые игровые приемы, способствующие развитию фантазии детей.

  1. “Оживление” предмета

Любая вещь наделяется человеческими чувствами, желаниями, манерой поведения. Например, ребенок или взрослый берет на себя роль холодильника. Что может хотеть холодильник? Чтобы в нем было как можно больше вкусных продуктов. Чего он может опасаться? Чтобы их у него не отобрали. Какая история могла с ним произойти? Однажды холодильник купил тысячу брикетов мороженого и пошел в парк, чтобы раздать их детям.

Информация для воспитателя. Дошкольники вообще склонны оживлять мир. Например, дети считают облака живыми, так как они движутся.

Предлагаемая игра позволяет ребенку четко различать мир реальный, где “вольности” не всегда допустимы, и мир воображаемый, где возможны любые преобразования и превращения.

  1. “Перевирание” сказки

Известные сказочные герои наделяются противоположными чертами характера.

Воспитатель говорит: “Злая волшебница заколдовала Золушку и ее сестер. Теперь Золушка злая, грубая, ленивая, а ее сестры – трудолюбивые добрые девочки”. (Выбирается Золушка и ее сестры).

Педагог рекомендует детям продумать новый сюжет, а затем разыграть его.

  1. Игра в “волшебника”

Взрослый предлагает ребенку стать волшебником: “Вот тебе волшебная палочка! Ты можешь превращать людей и вещи во что пожелаешь! Только помни одно условие: не навреди никому!”

Правила для остальных участников игры: “Как только палочка коснется вас, вы превращаетесь в... Слушайте волшебника!”

4. “Салат” из сказок

Из нескольких сказок составляется новая. Например, Царевна-лягушка повстречала Мальчика с пальчик и просит помочь ей: придумать заклинание, чтобы победить злого волшебника. Другой вариант: злой волшебник требует от братьев, желающих спасти царевну, исполнения своих желаний и т.д.

Это может быть режиссерская игра, когда один ребенок разыгрывает все роли, или коллективная, в которой участвует несколько детей. В любом случае участие взрослого обязательно.

При недостатке атрибутов или артистов вводятся куклы, предметы – заместители. Рекомендуется иметь ценные, сточки зрения детей, атрибуты, например красивую корону для Царевны-лягушки или копье для Мальчика с пальчик, что поможет сделать роль более желанной.

При создании “салата” из сказок размывается, нарушается сюжет, но характеристики героев остаются прежними. В сказку можно вводить волшебные предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапку-невидимку.

Информация для воспитателя. В ходе преобразования знакомых сюжетов следует поощрять стремление ребенка к самовыражению. Это является основной целью, а гибкость сюжета и необычность сочетания героев разных сказок – ц ель подчиненная.

Следует иметь ввиду, что при разыгрывании сюжетов младший дошкольник будет идти от игровых действий к изменению сюжета, а старший дошкольник сначала начнет обговаривать сюжет.

  1. Прием “овеществления”

Живое наделяется свойствами неживого. Например, педагог говорит: “Человек – сосулька”. Надо показать действия этого человека, рассказать, где он живет, что ест, как ходит, чего опасается. (Дети–сосульки живут в холодильнике, питаются снегом и любят сахар. Больше всего они боятся тепла. Из своей квартиры–холодильника они выходят только зимой и осторожно, чтобы не разбиться, гуляют и т.д.)

6. Игры – смешинки

Вариант 1. Придумываются и частично разыгрываются смешные истории. Например, воспитатель говорит: “Дети, сегодня к вам пришел вместо воспитателя медведь, слушайтесь его!”

Ребенку, исполняющему эту роль, даются указания: “Ты предлагаешь детям делать все наоборот: спать под кроватями, есть мячи вместо каши. Ты не знаешь, как надевается шапка, пальто и т.д.”.

Информация для воспитателя. Дошкольник предпочитает не представить, а увидеть смешное действие, поэтому следует поощрять детей к показу, как они “едят” мяч, ходят на четвереньках и т.д.

Вариант 2. Дети придумывают правило, которое необходимо соблюдать на протяжении определенного времени. Например: “Сегодня до завтрака выполнять поручения воспитателя следует прыгая на одной ноге или держась с приятелем за руку и т.д.”.

  1. Игры в заданном ключе

Детям предлагается ситуация, а они должны придумать и разыграть ее продолжение. Например, что могло бы произойти, если бы вы оказались в гостях у роботов или в стране, где все сделано из шоколада, или превратились бы в человека – невидимку и т.д.

8. Игры с числами

        Воспитатель называет число, а ребенок придумывает к названному числу смешные действия. Например, взрослый говорит: “Сто”. Дети продолжают: “Сто шоколадок мы проглотили, сто башмаков мы износили, сто друзей мы пригласили, сто собак мы накормили, сто коров мы подоили” и т .д.

Вариант игры.

        Воспитатель начинает предложение, например: “Я съел...”. Дети придумывают его конец: “Тысячу котлет, миллион крокодилов... ”.

Воспитатель. Две тысячи пирогов...

Дети. Мы на завтрак проглотили.

Воспитатель. Сорок нянек...

Дети. Нас сегодня одевали.

Воспитатель. Сто пар обуви...

Дети. Мы на Марсе износили.

       9. Сказка – калька

Чтобы создать сказку-кальку, нужно использовать схему-сюжет популярной сказки и сочинить новую историю. Например, на основе сказки про Красную Шапочку придумывается следующая история: “В океане заболел китенок. Маленький мальчик узнал об этом и решил ему помочь: взял у мамы лекарство и отправился в путь. Злой волшебник, который хотел помешать выздоровлению китенка, явился к его маме и уговорил отдать сына ему на лечение. Но проплывающий мимо дельфин помешал злому волшебнику, а потом привез мальчика с лекарствами, и китенок был спасен”.

Информация для воспитателя. Известный отечественный ученый В.Я. Пропп, исследовавший исторические корни волшебной сказки, считал, что постоянным элементом сказки является определенное количество действий, совершаемых ее персонажами в одинаковой последовательности. Приведем некоторые из них:

  • предписание или запрет;
  • нарушение запрета;
  • вредительство;
  • отъезд героя;
  • трудные испытания;
  • встреча с дарителем;
  • волшебные дары;
  • борьба героя и злодея;
  • победа;
  • возвращение, наказание злодея;
  • свадьба.

        На основе этих действий можно составлять бесчисленное количество сказок и придумывать интересные игры. Воспитателю желательно привлечь к составлению историй сразу нескольких детей. В этом случае полезно использовать игру в карты, которую предлагает Джанни Родари.

10. Игра в карты

Изготавливается колода из 12 – 20 карт, на которых изображены персонажи из какой-либо сказки (можно использовать иллюстративный материал из газет и журналов). Действия сказочных героев можно изобразить символически, опираясь на вышеперечисленные элементы Проппа.

Воспитатель предлагает каждому участнику игры не глядя вытащить из колоды одну карту. Проводится жеребьевка. Первый ребенок начинает рассказ. Остальные продолжают начатую историю, опираясь на свою карту.

11. Игра по готовому сюжету

Заготавливается колода карт, на которых изображены действующие лица знакомой сказки или истории и их действия. Подбираются атрибуты, необходимые для передачи сюжета.

Воспитатель объясняет детям: “Каждый берет одну карту. На ней “изображена” ваша роль и действия в игре. Внимательно слушайте мои слова. Когда я назову вашего героя, выходите и делайте то, что обозначено на вашей карте”.

Начинаем игру: “Жили-были старик со старухой у самого синего моря. (Выходят трое детей, у которых на картах изображены старик, старуха и море).

Однажды старик пошел ловить рыбу. Вот он закинул невод. (Ребенок, играющий роль старика, делает соответствующие движения). Внезапно море взволновалось. (Ребенок-“море” выполняет соответствующие движения.) Старик вытащил из моря невод и увидел, что там бьется золотая рыбка. (В действие вступают дети, у которых на картах нарисованы невод и золотая рыбка. Ребенок, изображающий невод, захватывает “золотую рыбку”, которая пытается освободиться, а “старик” тянет невод.)

Не удержал старик рыбку, и уплыла она в синее море”. (Ребенок-“рыбка” показывает, что он освободился, и удаляется. “Синее “море” радуется, а “старик” удивляется и огорчается).

        

Игротехника

        В совместной игре ребенку необходимо понимать не только вербальный (словесный), но и невербальный (мимика, жесты, поза) язык общения и самому использовать их.

Игры без слов

1.  “Маски” (с 5 лет)

        Материал. Маски, изображающие разные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление, страдание, страх и др.)

Ход игры. Дети располагаются по кругу. Воспитатель показывает какую-либо маску и спрашивает: “Какое настроение передает эта маска?” (Ответы детей.) Затем надевает маску и предлагает детям мимикой изобразить данное состояние. Объясняет: “Если на мне грустная маска, то и вы сделайте свои лица грустными. Вот сколько зеркал! А теперь мы будем действовать без слов. Я надеваю маску и смотрю в “зеркала”. Молодцы! Теперь ты, Маша (Ваня), посмотрись в “зеркала”. (Маска передается по кругу, и дети по очереди передают соответствующее эмоциональное состояние.)

Затем воспитатель убирает маски и продолжает игру: “Вспомните злого Карабаса Барабаса! Какое у него выражение лица? Покажите. А у Колобка, который весело катится по дорожке? Вы превратились в Царевну Несмеяну (хитрого кота Базилио, в Буратино и т.д.)”.

Вариант игры.

Дети делятся на две группы. Участники первой договариваются, какого героя они будут показывать. Участники второй отгадывают. Воспитатель по очереди присоединяется к каждой группе. Затем группы меняются ролями.

Вопросы для беседы с детьми после игры.

  • Какая маска вам понравилась?
  • Какого героя вы хотите “сыграть” еще раз?
  • Какое выражение лица вам приятно видеть у своего друга, мамы, воспитателя? Покажите.
  • Как вы думаете, какое выражение вашего лица приятно для других людей? Покажите.

2. “Свет мой, зеркальце, скажи” (с 6 лет)

Дети распределяются на пары и становятся друг против друга. Воспитатель произносит предложение, которое они должны сопровождать определенной мимикой.

Таким образом, ребенок сам с помощью мимики изображает эмоциональное состояние и видит то же состояние на лице партнера.

Вариант игры.

Воспитатель. Игра называется “Разговор без слов”. Говорить нельзя, свои чувства можно выражать только мимикой. Перед вами “зеркало” – лицо вашего друга.

        К вам пришел Карлсон. Обрадуйтесь: какая приятная встреча!

        Карлсон вынужден уйти. Огорчитесь: как плохо, что мы  расстаемся.

        Вы обидели Карлсона! Попросите у него прощения.

        Ваш друг внезапно исчез! Удивитесь: не может быть!

        Вдруг вы услышали резкий звук. Испугайтесь!

        Теперь успокойтесь: все будет хорошо!

Затем взрослый предлагает: “А теперь покажите: “рот до ушей”, “брови у переносицы”, “губы трубочкой”.

        Вопросы для беседы после игры.

Когда вы радуетесь? Огорчаетесь? Удивляетесь? Пугаетесь? Когда вы делаете “рот до ушей”? Когда сдвигаете “брови у переносицы”?

3.  “Немое кино” (с 5 лет)

       Дети становятся в круг.

Воспитатель. Сейчас я превращусь в телевизор, но, к сожалению, у него нет звука. Я вам буду что-то показывать жестами и мимикой, а вы догадайтесь и ответьте мне так же. (Приветствует, прощается, приглашает, отталкивает, слушает, хвалит, ругает, сердится, боится; просит замолчать, показать, подойти, уйти, принести, унести, передать какой-либо предмет другому.)

Затем роль ведущего по очереди выполняют дети.

Вариант 1.

Ребенок – водящий. Он сам придумывает себе роль (или роль предлагается ему взрослым) и показывает, например, как сердится (ругается, здоровается) Карабас Барабас и т.д.

Вариант 2.

Играющие делятся на две группы. Воспитатель. Вы стоите по разным берегам широкой, бурной реки. (Обращается к детям одной группы.) Вы должны сообщить стоящим на другом берегу, что им нужно перебраться к вам. (Обращается к детям другой группы.) На том берегу вас не слышат. Новы видите, что к ним приближается злодей. Покажите им, что нужно спрятаться.

Вариант 3.

Воспитатель.  Покажите одним жестом, что вы благодарите (пугаетесь, предупреждаете и т.д. )

Вопросы для беседы после игры.

  • Можно ли говорить без слов?
  • Можно ли понять друг друга без слов?
  • Одинаково ли прощаются (здороваются, благодарят, сердятся) злая и добрая феи (Баба Яга, Золушка и т.д.).

4. “Именины” (с 5 лет)

Дети образуют круг. Выбирается “именинник”. Он встает в центр круга. Остальные дети – “дарители”. Именинник выбирает себе роль какого-нибудь известного сказочного героя (например, Золушки) и сообщает об этом дарителям. Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов “преподносит” его имениннику. Это могут быть как волшебные предметы (хрустальные башмачки, карета, корона, волшебная флейта, аленький цветочек), так и реальные (конфета, мяч, зеркало, воздушный шарик и т.п.). Именинник должен догадаться, что ему подарили, и поблагодарить.

Затем выбирается новый “именинник”.

Информация для воспитателя. Дошкольники младшего и среднею возраста обычно “дарят” вещи, а дети старшею возраста предлагают в качестве подарка нравственные качества: нежность, заботу, дружбу. Например, именинник сообщает, что он Чебурашка. Дарители преподносят ему, кроме конфет и игрушек, свою дружбу, внимание, любовь, защиту.

Вариант 1.

Именинник выбирает себе роль какого-нибудь сказочного персонажа и жестами, мимикой сообщает об этом дарителям.

Воспитатель. У нас сегодня именинник – неизвестный сказочный герой. Отгадайте, кто это. Какие подарки ему можно подарить?

Вопросы для беседы после игры.

  • Вопрос “имениннику”: какие подарки больше всего понравились?
  • Вопросы “дарителям”: кому из именинников вам больше всего хотелось преподнести подарок? Почему?
  • Захочет ли Золушка получить подарки, которые вы подарили Бармалею?

Вариант 2.

Выбирается “именинник”. Остальные дети дарят ему воображаемые подарки с учетом его интересов и желаний. Педагог может посоветовать, кроме обычных подарков (автомобиль, игрушечный самолет и т.д.), подарить аккуратность, дружбу, хорошее настроение и т.д.

Вопрос для беседы после игры.

  • Знаете ли вы, о каком подарке мечтает ваш друг?

5. “Фигуры” (с 5 лет)

Дети распределяются на две команды. Одна команда демонстрирует характерные позы какого-нибудь сказочного персонажа, вторая угадывает, кто перед ними. Затем команды меняются ролями.

В игре сначала используются сказочные образы, например Карабаса Барабаса, Золушки, Снежной Королевы и т.д. Затем задача усложняется: ведущий просит изобразить человека плачущего (просящего, грустного, веселого). Фигуры “выставляются” в музее, а “посетители” отгадывают, какая фигура что обозначает. Если ответ правильный, фигура оживает.

6.  “Фотография на память” (с 6 лет)

Материал. Сюжетные картинки или фотографии с изображением нескольких персонажей (людей, зверей) на различном фоне; настоящий или игрушечный фотоаппарат.

Ход игры. Дети рассматривают, например, репродукцию картины И. Шишкина “Утро в сосновом лесу”. Затем распределяются на две группы, каждая из которых создает свою “скульптурную композицию” по картине. Фотографируются на память.

Можно изображать любые сценки, подобрав соответствующую картинку.

7.  “Надувной Буратино”(с 5 лет)

В этой игре дети учатся управлять своим телом, чередовать напряжение и расслабление. Игра может использоваться как разминка или упражнение для снятия напряжения.

Воспитатель. Я буду папой Карло, а вы Буратинами, которые сделаны не из дерева, а из резины. Сначала я вас надую с помощью насоса (имитирует действия и звук насоса), а потом выпущу воздух.

Действия детей: надувают щеки, раскидывают руки, расставляют ноги, затем медленно опускают руки, голову, садятся на корточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов Тема: «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»

Цель: познакомится с приёмами направленными на развитие фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи».Задачи:• Активизировать знания педагогов о значимости ра...

Семинар-практикум на тему: "Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста"

Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работ...

"Игры,развивающие творчество детей"

в статье говорится о том, как помочь ребенку развить свои музыкальные способности...

Игры, развивающие музыкальное творчество детей.(консультация для родителей)

Врожденных музыкальных способностей нет - они развиваются в процессе слушания музыки. Ученые предполагают, что решающим в этом обучающем процессе являются первые шесть лет жизни ребенка. Позднее обуче...

Игры, развивающие музыкальное творчество детей.(консультация для родителей)

Врожденных музыкальных способностей нет - они развиваются в процессе слушания музыки. Ученые предполагают, что решающим в этом обучающем процессе являются первые шесть лет жизни ребенка. Позднее обуче...