Влияние предметно-развивающей среды на творческие способности детей
статья по теме

Залогом успешной работы считаю - создание в группе предметно – развивающей среды. Прежде всего, она должна быть эстетично оформленной. Начинаю всегда с цвета, так как он является важным средством художественной выразительности. Стараюсь, чтобы всё в группе радовало глаз ребенка и побуждало к взаимодействию со средой. Это обеспечивается доступностью материала, его разнообразием и постоянным обновлением. Внесение новых, совершенно незнакомых материалов, побуждает детей к творческому поиску. Дидактические игры и пособия, ярко и оригинально оформленные, помогают детям эффективно и быстро освоить не всегда интересный и достаточно трудный материал. Развивающая среда, созданная мною в группе, вариативная, динамичная и соответствует возрасту детей. Уголки оформляю в виде знакомых детям образов с яркими красочными деталями. Например «Уголок природы» оформлен в виде панно с цветами и насекомыми, где много сшитых мягких деталей, действуя с которыми, у детей развиваются еще и тактильные ощущения. Он схематичен и многофункционален. Организую пространство так, чтобы у ребенка были возможности для самовыражения. Развивающую среду образуют и творческие работы детей. Поделки изготовленные из бросового материала, очень нравятся детям. Дети учатся по – новому смотреть на старые ненужные вещи, находить им необычное применение, т.е. у них развивается фантазия, воображение. В «Уголке творчества» любой ребенок может разместить свои работы, выполненные в детском саду или дома. Многие работы мы так же дарим сотрудникам детского сада. Дети видят практическое применение своим работам, это повышает их самооценку и служит мотивацией к продолжению творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Влияние предметно – развивающей среды

на творческие способности  детей»

Залогом успешной работы считаю - создание в группе предметно – развивающей среды. Прежде всего, она должна быть эстетично оформленной. Начинаю всегда с цвета, так как он является важным средством художественной выразительности. Стараюсь, чтобы всё в группе радовало глаз ребенка и побуждало к взаимодействию со средой. Это обеспечивается доступностью материала, его разнообразием и постоянным обновлением. Внесение новых, совершенно незнакомых материалов, побуждает детей к творческому поиску.

Дидактические игры и пособия, ярко и оригинально оформленные, помогают детям эффективно и быстро освоить не всегда интересный и достаточно трудный материал.

Развивающая среда, созданная мною в группе, вариативная, динамичная и соответствует возрасту детей. Уголки оформляю в виде знакомых детям образов с яркими красочными  деталями. Например «Уголок природы» оформлен в виде панно с цветами и насекомыми, где много сшитых мягких деталей, действуя с которыми, у детей развиваются еще и тактильные ощущения. Он схематичен и многофункционален. Организую пространство так, чтобы у ребенка были возможности для самовыражения.

Развивающую среду образуют и творческие работы детей. Поделки изготовленные из бросового материала, очень нравятся детям.

Дети учатся по – новому смотреть на старые ненужные вещи, находить им необычное применение, т.е. у них развивается фантазия, воображение.

В «Уголке творчества» любой ребенок может разместить свои работы, выполненные в детском саду или дома. Многие работы мы так же дарим сотрудникам детского сада. Дети видят практическое применение своим работам, это повышает их самооценку и служит мотивацией к продолжению творческой деятельности.

Развивающая среда – это и взаимодействие детей и воспитателя. У нас в группе царит атмосфера доверия и взаимопонимания – а это прямой путь к творчеству. Учу детей не бояться ошибок, настраиваю их только на позитивный результат («Я сумею, смогу, узнаю»). Любую деятельность детей оцениваю с позиции творческого замысла и нестандартного пути решения. Поэтому дети уверены в себе и своих возможностях. Они имеют максимальную свободу для инициативы, активно участвуют в процессе формирования и преобразования окружающей среды. Ненавязчиво формирую у них  чувство вкуса и  чувство меры. Кроме того, вложив свой труд в организацию развивающей среды, дети более бережно к ней относятся.

Эмоциональный фон для творческой деятельности создаёт музыка, которая всегда присутствует в нашей жизни. Активно использую технические средства: телевизор, DVD, музыкальный центр.

В своей жизни я всегда придерживалась правила: «Взялся за дело, делай его хорошо». А для этого необходимы знания, надо постоянно учиться. Ведь мы имеем право учить до тех пор, пока учимся сами. А чем больше узнаешь, тем яснее понимаешь, как мало еще знаю. Поэтому постоянно занимаюсь самообразованием.

Современная жизнь диктует применение новых подходов к работе, использование новых технологий. Новые знания позволяют  познавательнее и увлекательнее организовывать деятельность детей. Использую разнообразные формы проведения занятий: интегрированные, развивающие,  проблемные, игровые, включаю элементы ТРИЗ, игровые этюды.

Веду в группе кружковую работу. Работает кружок ручного труда «Задумка», в котором приобщаю детей к основам рукоделий. Ребята, которым особенно нравится этот вид деятельности, которые хотят непременно создавать красоту своими руками, стали моими первыми помощниками и кружковцами.

А недавно организовали персональную выставку рисунков «Маленькие шедевры». Накопившиеся работы моей воспитанницы Насти Решетниковой, заставили меня задуматься о статусе детского рисунка, его значении и ценности. Я считаю, что в ребёнке обязательно надо проявлять и поддерживать любое его стремление к творчеству. Ведь за всеми этими изображениями и кроются  подлинные проявления её хрупких чувств. А как известно, лучшей наградой для художника, особенно для маленького, является публичное признание его творчества. И, возможно, в будущем из неё получится настоящий художник!

Накопленный мной опыт передаю коллегам в своем саду и на МО. Принимаю активное участие в различных конкурсах.

Сейчас появилась возможность для участия детей в конкурсах. Мои дети участники и победители многих из них. Это дополнительный стимул к развитию.

Гораздо больших успехов в работе можно добиться в сотрудничестве с родителями. Проводимая мною работа по развитию творческих способностей, нашла у них полную поддержку. Организовала родительское собрание на тему «Развитие творческих способностей в различных видах художественно-эстетической деятельности», через практикумы знакомила их с основными  направлениями работы. Родители стали проявлять интерес и активно участвовать в обустройстве группы. Появилась добрая традиция к Новому году проводить конкурс на лучшую игрушку или украшение. В этом году провели конкурс на самую оригинальную новогоднюю игрушку и композицию. Родители порадовали своим творческим подходом.

Участие родителей в различных конкурсах стало доброй  традицией в нашей группе. У меня замечательные родители. Они такие, какими я хочу их видеть.

Руками родителей изготовлено много нестандартного оборудования и пособий. Особой гордостью наших сотрудников и родителей воспитанников являются наши участки. Дети гордятся своими родителями и, конечно, перенимают у них опыт творчества.

Одной из задач по нравственно-патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям.

Но в наши дни дети мало получают информации по русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам народной культуры. Погрузить детей в атмосферу старины помогла организация музея «Русская изба», в которой мы провели много бесед и встреч. Здесь дети знакомились с песней, танцами, народно-прикладным искусством, бытом русского народа. Недавно у нас в детском саду прошло итоговое мероприятие по данному проекту «Посиделки». Хочу выразить особую благодарность родителям (Елистратову В. А., Фединой Г. М., Саратовской О.В., Долгошеевой Н.В., Чикалкиной Ю.Г., Черкашиной С. В., Советниковой Н. И.), которые помогли нам в создании музея «Русская изба».

Видя вокруг себя оригинальные, интересные оформления, ребенок невольно, сначала просто подражая, переносит это и в свою деятельность, а приобретая новые навыки и умения, пытается самостоятельно переосмыслить и создать что-то индивидуальное, неповторимое, т.е. проявить творчество.

Детское художественное творчество находится в тесной связи с другими видами деятельности ребенка, в которые он и переносит свой опыт, т.е   творчество становится стилем его жизни.

Скоро моим «подготовишкам» предстоит войти в самостоятельную школьную жизнь, но я за них спокойна, ведь они активные, инициативные, умеющие оригинально мыслить, имеющие активную жизненную позицию. «Ребенок не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». Значит мне удалось уловить «искорку» самостоятельной мысли и развить ее в потребности думать, рассуждать, творчески мыслить.

Творческий ребенок – это успешный ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние предметно – развивающей среды на творческие способности детей

Статья  по создании предметно - развивающей среды в группе и помещениях детского сада....

Консультация для воспитателей "Влияние фольклора на развитие художественно-творческих способностей детей"

Материал рассказывает о разных видах фольклора и его педагогическом воздействии на детей....

"Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей. Решение зада...

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на развитие творческих способностей детей».

Консультация для родителей«Влияние художественной литературы на развитие творческих способностей детей»....

Влияние мелкой моторики на развитие творческих способностей детей с ОНР

Работа по развитию ручной моторики занимает значительное место в общей системе работы с детьми.Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах художественно -творческой деятель...

консультация для воспитателей «Влияние предметно-развивающей среды на творческую способность детей» .docx

laquo;Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»    ...