Обобщение педагогического опыта
статья на тему

Гришуткина Наталья Владимировна

Представление инновационного   педагогического опыта музыкального руководителя по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_ped.opyta_.docx53.09 КБ
Файл obobshchenie_ped.opyta_.docx53.09 КБ

Предварительный просмотр:

Представление

собственного инновационного педагогического опыта

музыкального руководителя МБДОУ «Большеелховский детский сад №1

комбинированного вида» Лямбирского муниципального района РМ

Гришуткиной Натальи Владимировны

Тема «Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора»

Актуальность и перспективность опыта

        Отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народное творчество  является одной из высших духовных ценностей русского народа. В художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольников значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной музыкальной  культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

         Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.

         Основой при формировании эстетического сознания дошкольников должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа, источником и фундаментом которого является фольклор.

          На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

     Еще несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки, колыбельные, которые ему, пели мама и бабушка. Затем вместе с товарищами во время игр он выкрикивал-напевал заклички, дразнилки, приговорки. Подрастая, ребенок приобщался к труду, и в его жизнь входили взрослые песни — трудовые, обрядовые, лирические, шуточные.

Но с течением времени жизненный уклад людей кардинально изменился, и, как результат, прервалась цепочка непосредственной передачи песенного наследия народа.

      «Все начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова В. А. Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка. В младшем возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка часто недоступны, а пение народных песен всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией всего существа ребенка.

«Запоют дети — запоет народ», - писал К.Д Ушинский.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов).

Целостность педагогического процесса в нашем ДОУ осуществляется реализацией программы «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой , которая предусматривает: воспитание интереса к музыке, эмоциональную отзывчивость, знакомство с музыкальными жанрами, развитие эстетического восприятия, музыкальной культуры, певческого голоса, навыков движения под музыку. Но для  приобщения ребенка к своей национальной культуре  необходимо  создать  такие  условия,  которые  дают возможность  и  педагогам,  и  детям  погрузиться  в  мир  народного  быта,  народной  культуры  в  целом.

Изучив ряд парциальных программ, основанных на русском фольклоре, я остановила свой выбор на программе М. В. Хазовой «Горенка». По проблеме приобщения детей дошкольного возраста к мордовской народной культуре средствами музыкального фольклора за основу мною взят региональный модуль программы «Мы в Мордовии живём» О.В. Бурляевой, Л.П. Карпушиной .

  Цель: привлечение детей дошкольного возраста к народной культуре, воспитание на народных традициях и обрядах.

 Задачи:

  • Знакомить детей с разнообразными формами русского и мордовского  музыкального  фольклора.
  • Формировать исполнительские навыки  в области пения, музыкально-ритмических движений.
  • Развивать воображение, эмоциональность, творчество ребенка.
  • Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.
  • Воспитывать доброе, уважительное отношение к старшим.
  • Усваивать язык своего народа, нравы, обычаи через фольклор, календарные, обрядовые и семейно-бытовые праздники.

 Свою работу я условно разделяю на несколько направлений:

  • Слушание  русской  и  мордовской народной музыки, песен.
  • Знакомство с народными  музыкальными играми и хороводами.
  • Знакомство с народными музыкальными инструментами.
  • Знакомство с традициями и обрядами русского, мордовского, татарского  народа.

            Новизна темы заключается в осуществлении   художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно - творческой деятельности детей, как одной из форм взаимосвязи, взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к  народной культуре.   Создана система в формировании  ритмических и инструментальных импровизаций, танцевальных композиций,  несложных игровых миниатюр,  инсценировок Внедрён метод проекта.  Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах.

             Приобщение к  национальным  культурным ценностям  происходит в процессе ознакомления с образцами песенного народного творчества (на примере попевок, закличек, народных песен, хороводов, традиционных народных игр); устного народного творчества (на примере потешек, прибауток, пословиц, поговорок, народных сказок); с традиционными русскими ремеслами (Гжель, Хохлома, дымковская игрушка, городецкая роспись) на занятиях по музыке, развитию речи , театрализованной игре.

               В течении трёх лет  были поставлены музыкально-театрализованные представления по народным сказкам: «Гуси-лебеди», «Теремок», «Колобок»; мордовские народные сказки «Как собака друга искала», «Скрипочка». В процессе игры ребенок познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.

               Музыкальные занятия проходят в интересной, увлекательной форме, каждый ребенок принимает непосредственное участие во всех видах деятельности, предложенных на занятии. Содержание и форму проведения каждого занятия тщательно продумываю, стремлюсь, чтобы занятие максимально решало поставленные задачи: образовательные, воспитательные и развивающие.

                Так, работа по обучению пению занимает значительное место в системе работы. На музыкальных занятиях навыки пения прививаю детям постепенно, по известному принципу – от простого к сложному.

                 Хочу отметить, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому при ознакомлении с народной культурой необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта.

              В связи с этим возникла необходимость создания «Комнаты национальной культуры». Освободив в МДОУ небольшое помещение, соорудили в нём русскую печь, поставили кровать с подзорами, накрыли её одеялом из лоскутков, сделали деревянные лавки, постелили самотканые половики, развесили национальные костюмы.

                 Благодаря совместной работе педагогов и родителей появились предметы русского быта: чугунок, ухват, кочерга, пряха, гребень, народные игрушки, национальные костюмы.

                Знакомить с фольклором начинаю детей с младшей группы. Большинство малышей к моменту прихода в детский сад уже имеют небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню мамы;  весёлое подпевание плясовой мелодии. Эти первые впечатления я стараюсь закрепить и расширить с первого дня пребывания ребёнка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа.

            Это такие песенки, как: “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока” и т.д.. Они для детей просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка

            Работая с малышами над музыкально-ритмическими движениями,  я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например: “Из-под дуба”,“Ах вы сени”, “Как у наших у ворот”, “Пойду ль выйду ль я”, “Ах ты берёза”, “Я на горку шла”, “Я рассею своё горе”,  используя элементы программы «Топ, хлоп, малыши» (авторы А. Буренина, Т. Сауко).

              Постепенно, в зависимости от возраста детей, расширяю репертуар народных песен и мелодий, усложняю его.

           В более старшем возрасте  стараюсь  уделить больше внимания региональному фольклорному материалу.    

              Дети с удовольствием исполняют русские хороводные песни  «Во поле берёза стояла», «На горе – то калина», «Ходит Ваня»; мордовские народные песни «Авкай молян мон вирев», «Луганяса келунясь»

            Подбирая репертуар для исполнения, для инсценирования, останавливаю свой выбор на песнях, доступных детям по содержанию, интересных по сюжету; слежу за тем, чтобы диапазон этих песен соответствовал возрасту детей. Большой интерес дети проявляют к песням, которые можно инсценировать: «Как у наших у ворот», «Ой, вставала я ранёшенько», «Валенки», «Где был, Иванушка?» и т. д. На основе имеющихся у детей музыкально – двигательных навыков, я разучиваю с ними русские пляски «Кадриль») Пляска тесно связана с народной музыкой. Пляска, как и песня, отражает лучшие черты  национального характера.

             Сначала учу ребят выразительно исполнять элементы движений русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, шаг с притопом на месте, приставной боковой шаг, полуприсядка, также постепенно начинаю знакомить с отдельными элементами мордовского танца. Для детей средней группы самые простые элементы: «лебёдушка», «вертушок», которые использую в мордовском танце «Мордовские матрёшки». Одним из распространённых движений являются хлопки в ладоши.

             В старшей группе знакомлю с более сложными движениями русской пляски : припадание, «ковырялочка», «гармошка», «веревочка» и др.; с более сложными элементами мордовского танца, такими  как «замочек», «солнышко», кружения, повороты, которые являются основой мордовского танца.

            Детям очень нравятся такие русские народные танцы, как: «Кадриль», танец

«матрешек», танец «Яблочко», мордовские танцы «Кштема», «Мордовские матрёшки».

             С целью развития у детей чувства ритма использую игру  на детских музыкальных инструментах: ложках, колокольчиках, свистульках. Эти инструменты впоследствии использую в плясовых песнях и играх на праздниках и развлечениях.

             Вся работа с детьми строится на обрядах - потому что для ребенка это прежде всего встреча со сказкой. Дети с огромным удовольствием принимают участие в календарных и обрядовых праздниках, потому что в них нет определенных строгих рамок, они спонтанны и основываются на знакомом фольклорном материале.

             Встречаем и провожаем Масленицу, зазываем весну, закликаем птиц, приносим веточки вербы и ждем, пока они распустятся. На Пасху красим яйца, устраиваем конкурс на самое красивое яичко к Христову дню. Прощаясь с осенью, провожаем ее песнями, играми, хороводами , устраиваем Покровскую Ярмарку.

            Игра, игры - хороводы составляют часть каждого занятия  по национальной культуре и подбираются согласно его тематике. Любимыми играми детей стали: «Золотые ворота»,  Гори- гори ясно»,« Жмурки», « Каравай»,  « Баба яга» и т.д., мордовские игры «Горшки», «Солнышко и жаворонушки». , и т.д.

 « Заря – заряница», «Золотые ворота»,  Гори- гори ясно»,« Жмурки», « Каравай»,  « Баба яга» и т.д.

          Ежегодно наш детский сад принимает  участие в  концерте в рамках республиканского фестиваля народного творчества «Шумбрат, Мордовия!»; в праздничных программах, посвящённых « Дню села», «Дню Матери», «Дню пожилого человека»; торжественных митингах, посвящённых празднованию Великой Победы, детских праздниках, посвящённых «Дню Защиты Детей».

          С огромной радостью дети примеряют костюмы, предназначенные для выступления. Костюм помогает ребёнку войти в образ, и тогда  действие становится более выразительным.

        Отдельные элементы народных костюмов предлагаю детям на музыкальных занятиях и вечерах развлечений (платочки, косыночки, ленточки, кокошники, фартуки и т. д.)

           Используя народные костюмы на народных праздниках и развлечениях, я приобщаю детей к  народному искусству, воспитываю в них национальную гордость. Большую пользу приносят детям и выступления взрослых в детском саду. Пляшет русскую Дед Мороз, плавно движется в русском танце Василиса Премудрая, лихо отплясывает Петрушка, роль которых играют воспитатели.

Неформальный подход к работе с родителями помогает найти в них единомышленников, они становятся активными участниками в работе по приобщению детей к истокам народной  культуры. Ежегодно являются участниками выставок « Осенняя фантазия », « Город мастеров», помогают своим детям в изготовлении атрибутов, творческих заданий: «Сочини сказку», «Придумай колыбельную песню», «Изобрети свой инструмент».

 Родители участвовали в праздниках и развлечениях: готовили угощение к развлечениям , пекли блины на Масленицу .

 В процессе совместной работы специалистов ДОУ, родителей, через различные формы приобщения к истокам русской ,мордовской, татарской  народной культуры, у детей формируются эмоциональная  причастность  к наследию прошлого, приобретается совокупность культурных ценностей, что способствует развитию духовности -интегрированного свойства личности, которое проявит себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций.

            Хорошими помощниками в моей работе являются технические средства обучения –магнитофон, ноутбук. На занятиях и в часы досуга дети слушают в грамзаписи различные мелодии, песни,  народные сказки. С большой радостью дети прослушивают магнитофонные записи, в которых сами принимают участие. Я записываю мелодии, которые дети исполняют на детских музыкальных инструментах, песни, инсценировки. Снимая на видеокамеру фольклорные мероприятия, я имею возможность детям показать их выступления по ноутбуку. Дети оценивают свои выступления. Используя ТСО для приобщения детей к  народному творчеству, я продолжаю развивать в них чувство любви к родному искусству.

            Свою работу  с детьми по развитию музыкальных способностей средствами музыкального фольклора строила по следующим принципам:

                                             

  • От общего к частному (в формировании духовно- нравственных установок). Дети более эмоционально отзывчивы на воздействия героев сказок, эпоса; могут ощущать их положительную или отрицательную позицию, т. е. находиться в действии.
  • Интегрированный подход (тесная связь с музыкой, театром, изодеятельностью, игрой, трудом, литературой, ознакомлением с окружающим).
  • Программно-действенный подход, т.е. связь с окружающим миром, с основами искусства.
  • Игровой принцип, - данный принцип соответствует возрастным психологическим особенностям детей, моделирует ситуации общения, позволяет чувствовать себя раскованно: говорить, смеяться, двигаться.
  • Принцип вариативности содержания предусматривает широкие возможности для творческого подхода, включение в материал новых модулей, например, «Двигательно-ритмический». Количество                                                                                                                    тем может меняться в зависимости от возраста  детей, условий, развивающей среды, желаний.

Наличие теоретической базы опыта.

  1. Мы в Мордовии живём : примерный региональный  модуль  программы дошкольного образования / под ред. О.В. Бурляевой , Л.П. Карпушиной, Е.Н. Киркиной. -  Саранск, 2011
  2. Т.Н. Сауко , А.И. Буренина . Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. - СПб., 2001.
  3. Н.Ф. Сорокина ,Л.Г.  Миланович  «Театр- творчество - дети». Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства. - М.: МИПКРО, 1995.
  4. Т.И. Суворова   Танцевальная ритмика для детей. Авторская программа - Музыкальная палитра, Санкт-Петербург , 2011.
  5. М.В. Хазова  «Горенка». Программа комплексного изучения музыкального фольклора. - М.: «Владос», 1999.
  6. О.Л. Князева, М.Д. Маханева  Приобщение детей к истокам русской  народной культуры Санкт-Петербург; «Детство-Пресс»,2000

Ведущая педагогическая идея   заключается в   формировании  устойчивого интереса и любви к народному искусству , приобщению детей к лучшим национальным традициям.

Чтобы реализовать идею, мною разработана программа «Народный фольклор».

Цель программы: 

 Обогащение духовной культуры детей, формирование устойчивого интереса и любви к народному искусству.

Задачи программы:

  • Дать общее представление о содержании и объёме понятия «детский фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях, и художественном своеобразии.
  • Приобщать детей к лучшим национальным традициям, знакомить с музыкальным фольклором.
  • Развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории.
  • Развивать познавательный интерес, любознательность к народной культуре.
  • Способствовать развитию музыкально-творческих способностей дошкольников
  • Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.
  • Воспитать человека-патриота, носителя традиций и чаяний своего народа.
  • Воспитывать доброе, уважительное отношение к старшим.
  • Усваивать язык своего народа, нравы, обычаи через фольклор, календарные, обрядовые и семейно-бытовые праздники.

Оптимальность и эффективность средств.

       При работе с детьми использую следующие принципы организации воспитательного процесса: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, связь теории с практикой обучения и жизнью. В работе с детьми использую следующие методы: наглядный, словесный, практический. Знакомя детей с жителями республики и их традициями, организовываю в форме беседы на темы: «Народы Республики Мордовии», «Жители Мордовии» и др. Воспитывая чувство гордости за свою малую родину, за мордовский народ, знакомлю детей с именами знаменитых земляков, уроженцев родного посёлка. Углубляя представления о родном крае, детям даю элементарные сведения о республике, объясняю, почему республика называется Мордовия, связывая название с мордовским народом.

Результативность работы подтверждается наличием заметной положительной динамики.

Графический анализ

мониторинга по освоению программы «Народный фольклор»

за 2010-2013 уч. год

  • Создана система поэтапного, последовательного музыкального развития ребенка средствами фольклора.
  • Разработаны эффективные методы и приемы развития песенного творчества на фольклорном материале.
  • Обогатилось методическое обеспечение по данной теме.
  • Разработаны сценарии народных праздников, конспекты занятий по ознакомлению детей с  русским, мордовским песенным фольклором, картотека хороводов и подвижных игр.
  • Повысился интерес дошкольников к народной культуре и традициям.

           Наши воспитанники  активные участники концертов в ДК, на праздничных мероприятиях поселка. Ежегодно наш детский сад принимает  участие в  концерте в рамках республиканского фестиваля народного творчества «Шумбрат, Мордовия!»; в праздничных программах, посвящённых « Дню села», «Дню Матери», «Дню пожилого человека»; торжественных митингах, посвящённых празднованию Великой Победы, районных мероприятиях, посвящённых  Дню Защиты Детей.

Возможность тиражирования

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые занятия, театрализованные представления, выступаю на семинарах, заседаниях педагогического совета; завершила работу над проектом «Ты единой России частица», где обобщающим этапом было открытое мероприятие на методическом объединении педагогов ДОУ Лямбирского муниципального района «Это ты - Родина моя!»

В 2012 году мой опыт работы на тему «Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора» был представлен в отделе национального вещания «Сияжар» ГТРК-Мордовия.

Мои работы:  

  • «Это ты - Родина моя»,
  • «Покровская ярмарка».

опубликованы  в методическом пособии «Детям о Мордовии» /авт.-сост. О. В. Бурляева , Е. Н. Киркина.  -  Саранск , 2013,

Для родителей провожу индивидуальные консультации, беседы на родительских собраниях.

Приложения, наглядно иллюстрирующие основные формы и приёмы работы с детьми

- «Ты единой России частица». Развлечение для детей старшего дошкольного возраста с использованием регионального компонента

- «В хороводе были мы». Конспект  открытой НОД с использованием народного фольклора в старшей группе .

- «Ярмарка». Сценарий фольклорного развлечения для детей старшего дошкольного возраста.

-  «Мы чтим традиции наши». Презентация опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

- Презентация «Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГТ».

- Представление собственного инновационного педагогического опыта 

              В международной педагогической олимпиаде    http://pedolimp.ru/konkurs .php

моя конкурсная работа  «Земля моя, тобою я живу» стала лауреатом  XXI конкурса  «Мой край, моя Родина» (дошкольный возраст).



Предварительный просмотр:

Представление

собственного инновационного педагогического опыта

музыкального руководителя МБДОУ «Большеелховский детский сад №1

комбинированного вида» Лямбирского муниципального района РМ

Гришуткиной Натальи Владимировны

Тема «Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора»

Актуальность и перспективность опыта

        Отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народное творчество  является одной из высших духовных ценностей русского народа. В художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольников значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной музыкальной  культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

         Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.

         Основой при формировании эстетического сознания дошкольников должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа, источником и фундаментом которого является фольклор.

          На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

     Еще несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки, колыбельные, которые ему, пели мама и бабушка. Затем вместе с товарищами во время игр он выкрикивал-напевал заклички, дразнилки, приговорки. Подрастая, ребенок приобщался к труду, и в его жизнь входили взрослые песни — трудовые, обрядовые, лирические, шуточные.

Но с течением времени жизненный уклад людей кардинально изменился, и, как результат, прервалась цепочка непосредственной передачи песенного наследия народа.

      «Все начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова В. А. Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка. В младшем возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка часто недоступны, а пение народных песен всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией всего существа ребенка.

«Запоют дети — запоет народ», - писал К.Д Ушинский.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов).

Целостность педагогического процесса в нашем ДОУ осуществляется реализацией программы «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой , которая предусматривает: воспитание интереса к музыке, эмоциональную отзывчивость, знакомство с музыкальными жанрами, развитие эстетического восприятия, музыкальной культуры, певческого голоса, навыков движения под музыку. Но для  приобщения ребенка к своей национальной культуре  необходимо  создать  такие  условия,  которые  дают возможность  и  педагогам,  и  детям  погрузиться  в  мир  народного  быта,  народной  культуры  в  целом.

Изучив ряд парциальных программ, основанных на русском фольклоре, я остановила свой выбор на программе М. В. Хазовой «Горенка». По проблеме приобщения детей дошкольного возраста к мордовской народной культуре средствами музыкального фольклора за основу мною взят региональный модуль программы «Мы в Мордовии живём» О.В. Бурляевой, Л.П. Карпушиной .

  Цель: привлечение детей дошкольного возраста к народной культуре, воспитание на народных традициях и обрядах.

 Задачи:

  • Знакомить детей с разнообразными формами русского и мордовского  музыкального  фольклора.
  • Формировать исполнительские навыки  в области пения, музыкально-ритмических движений.
  • Развивать воображение, эмоциональность, творчество ребенка.
  • Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.
  • Воспитывать доброе, уважительное отношение к старшим.
  • Усваивать язык своего народа, нравы, обычаи через фольклор, календарные, обрядовые и семейно-бытовые праздники.

 Свою работу я условно разделяю на несколько направлений:

  • Слушание  русской  и  мордовской народной музыки, песен.
  • Знакомство с народными  музыкальными играми и хороводами.
  • Знакомство с народными музыкальными инструментами.
  • Знакомство с традициями и обрядами русского, мордовского, татарского  народа.

            Новизна темы заключается в осуществлении   художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно - творческой деятельности детей, как одной из форм взаимосвязи, взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к  народной культуре.   Создана система в формировании  ритмических и инструментальных импровизаций, танцевальных композиций,  несложных игровых миниатюр,  инсценировок Внедрён метод проекта.  Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах.

             Приобщение к  национальным  культурным ценностям  происходит в процессе ознакомления с образцами песенного народного творчества (на примере попевок, закличек, народных песен, хороводов, традиционных народных игр); устного народного творчества (на примере потешек, прибауток, пословиц, поговорок, народных сказок); с традиционными русскими ремеслами (Гжель, Хохлома, дымковская игрушка, городецкая роспись) на занятиях по музыке, развитию речи , театрализованной игре.

               В течении трёх лет  были поставлены музыкально-театрализованные представления по народным сказкам: «Гуси-лебеди», «Теремок», «Колобок»; мордовские народные сказки «Как собака друга искала», «Скрипочка». В процессе игры ребенок познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.

               Музыкальные занятия проходят в интересной, увлекательной форме, каждый ребенок принимает непосредственное участие во всех видах деятельности, предложенных на занятии. Содержание и форму проведения каждого занятия тщательно продумываю, стремлюсь, чтобы занятие максимально решало поставленные задачи: образовательные, воспитательные и развивающие.

                Так, работа по обучению пению занимает значительное место в системе работы. На музыкальных занятиях навыки пения прививаю детям постепенно, по известному принципу – от простого к сложному.

                 Хочу отметить, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому при ознакомлении с народной культурой необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта.

              В связи с этим возникла необходимость создания «Комнаты национальной культуры». Освободив в МДОУ небольшое помещение, соорудили в нём русскую печь, поставили кровать с подзорами, накрыли её одеялом из лоскутков, сделали деревянные лавки, постелили самотканые половики, развесили национальные костюмы.

                 Благодаря совместной работе педагогов и родителей появились предметы русского быта: чугунок, ухват, кочерга, пряха, гребень, народные игрушки, национальные костюмы.

                Знакомить с фольклором начинаю детей с младшей группы. Большинство малышей к моменту прихода в детский сад уже имеют небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню мамы;  весёлое подпевание плясовой мелодии. Эти первые впечатления я стараюсь закрепить и расширить с первого дня пребывания ребёнка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа.

            Это такие песенки, как: “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока” и т.д.. Они для детей просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка

            Работая с малышами над музыкально-ритмическими движениями,  я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например: “Из-под дуба”,“Ах вы сени”, “Как у наших у ворот”, “Пойду ль выйду ль я”, “Ах ты берёза”, “Я на горку шла”, “Я рассею своё горе”,  используя элементы программы «Топ, хлоп, малыши» (авторы А. Буренина, Т. Сауко).

              Постепенно, в зависимости от возраста детей, расширяю репертуар народных песен и мелодий, усложняю его.

           В более старшем возрасте  стараюсь  уделить больше внимания региональному фольклорному материалу.    

              Дети с удовольствием исполняют русские хороводные песни  «Во поле берёза стояла», «На горе – то калина», «Ходит Ваня»; мордовские народные песни «Авкай молян мон вирев», «Луганяса келунясь»

            Подбирая репертуар для исполнения, для инсценирования, останавливаю свой выбор на песнях, доступных детям по содержанию, интересных по сюжету; слежу за тем, чтобы диапазон этих песен соответствовал возрасту детей. Большой интерес дети проявляют к песням, которые можно инсценировать: «Как у наших у ворот», «Ой, вставала я ранёшенько», «Валенки», «Где был, Иванушка?» и т. д. На основе имеющихся у детей музыкально – двигательных навыков, я разучиваю с ними русские пляски «Кадриль») Пляска тесно связана с народной музыкой. Пляска, как и песня, отражает лучшие черты  национального характера.

             Сначала учу ребят выразительно исполнять элементы движений русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, шаг с притопом на месте, приставной боковой шаг, полуприсядка, также постепенно начинаю знакомить с отдельными элементами мордовского танца. Для детей средней группы самые простые элементы: «лебёдушка», «вертушок», которые использую в мордовском танце «Мордовские матрёшки». Одним из распространённых движений являются хлопки в ладоши.

             В старшей группе знакомлю с более сложными движениями русской пляски : припадание, «ковырялочка», «гармошка», «веревочка» и др.; с более сложными элементами мордовского танца, такими  как «замочек», «солнышко», кружения, повороты, которые являются основой мордовского танца.

            Детям очень нравятся такие русские народные танцы, как: «Кадриль», танец

«матрешек», танец «Яблочко», мордовские танцы «Кштема», «Мордовские матрёшки».

             С целью развития у детей чувства ритма использую игру  на детских музыкальных инструментах: ложках, колокольчиках, свистульках. Эти инструменты впоследствии использую в плясовых песнях и играх на праздниках и развлечениях.

             Вся работа с детьми строится на обрядах - потому что для ребенка это прежде всего встреча со сказкой. Дети с огромным удовольствием принимают участие в календарных и обрядовых праздниках, потому что в них нет определенных строгих рамок, они спонтанны и основываются на знакомом фольклорном материале.

             Встречаем и провожаем Масленицу, зазываем весну, закликаем птиц, приносим веточки вербы и ждем, пока они распустятся. На Пасху красим яйца, устраиваем конкурс на самое красивое яичко к Христову дню. Прощаясь с осенью, провожаем ее песнями, играми, хороводами , устраиваем Покровскую Ярмарку.

            Игра, игры - хороводы составляют часть каждого занятия  по национальной культуре и подбираются согласно его тематике. Любимыми играми детей стали: «Золотые ворота»,  Гори- гори ясно»,« Жмурки», « Каравай»,  « Баба яга» и т.д., мордовские игры «Горшки», «Солнышко и жаворонушки». , и т.д.

 « Заря – заряница», «Золотые ворота»,  Гори- гори ясно»,« Жмурки», « Каравай»,  « Баба яга» и т.д.

          Ежегодно наш детский сад принимает  участие в  концерте в рамках республиканского фестиваля народного творчества «Шумбрат, Мордовия!»; в праздничных программах, посвящённых « Дню села», «Дню Матери», «Дню пожилого человека»; торжественных митингах, посвящённых празднованию Великой Победы, детских праздниках, посвящённых «Дню Защиты Детей».

          С огромной радостью дети примеряют костюмы, предназначенные для выступления. Костюм помогает ребёнку войти в образ, и тогда  действие становится более выразительным.

        Отдельные элементы народных костюмов предлагаю детям на музыкальных занятиях и вечерах развлечений (платочки, косыночки, ленточки, кокошники, фартуки и т. д.)

           Используя народные костюмы на народных праздниках и развлечениях, я приобщаю детей к  народному искусству, воспитываю в них национальную гордость. Большую пользу приносят детям и выступления взрослых в детском саду. Пляшет русскую Дед Мороз, плавно движется в русском танце Василиса Премудрая, лихо отплясывает Петрушка, роль которых играют воспитатели.

Неформальный подход к работе с родителями помогает найти в них единомышленников, они становятся активными участниками в работе по приобщению детей к истокам народной  культуры. Ежегодно являются участниками выставок « Осенняя фантазия », « Город мастеров», помогают своим детям в изготовлении атрибутов, творческих заданий: «Сочини сказку», «Придумай колыбельную песню», «Изобрети свой инструмент».

 Родители участвовали в праздниках и развлечениях: готовили угощение к развлечениям , пекли блины на Масленицу .

 В процессе совместной работы специалистов ДОУ, родителей, через различные формы приобщения к истокам русской ,мордовской, татарской  народной культуры, у детей формируются эмоциональная  причастность  к наследию прошлого, приобретается совокупность культурных ценностей, что способствует развитию духовности -интегрированного свойства личности, которое проявит себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций.

            Хорошими помощниками в моей работе являются технические средства обучения –магнитофон, ноутбук. На занятиях и в часы досуга дети слушают в грамзаписи различные мелодии, песни,  народные сказки. С большой радостью дети прослушивают магнитофонные записи, в которых сами принимают участие. Я записываю мелодии, которые дети исполняют на детских музыкальных инструментах, песни, инсценировки. Снимая на видеокамеру фольклорные мероприятия, я имею возможность детям показать их выступления по ноутбуку. Дети оценивают свои выступления. Используя ТСО для приобщения детей к  народному творчеству, я продолжаю развивать в них чувство любви к родному искусству.

            Свою работу  с детьми по развитию музыкальных способностей средствами музыкального фольклора строила по следующим принципам:

                                             

  • От общего к частному (в формировании духовно- нравственных установок). Дети более эмоционально отзывчивы на воздействия героев сказок, эпоса; могут ощущать их положительную или отрицательную позицию, т. е. находиться в действии.
  • Интегрированный подход (тесная связь с музыкой, театром, изодеятельностью, игрой, трудом, литературой, ознакомлением с окружающим).
  • Программно-действенный подход, т.е. связь с окружающим миром, с основами искусства.
  • Игровой принцип, - данный принцип соответствует возрастным психологическим особенностям детей, моделирует ситуации общения, позволяет чувствовать себя раскованно: говорить, смеяться, двигаться.
  • Принцип вариативности содержания предусматривает широкие возможности для творческого подхода, включение в материал новых модулей, например, «Двигательно-ритмический». Количество                                                                                                                    тем может меняться в зависимости от возраста  детей, условий, развивающей среды, желаний.

Наличие теоретической базы опыта.

  1. Мы в Мордовии живём : примерный региональный  модуль  программы дошкольного образования / под ред. О.В. Бурляевой , Л.П. Карпушиной, Е.Н. Киркиной. -  Саранск, 2011
  2. Т.Н. Сауко , А.И. Буренина . Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. - СПб., 2001.
  3. Н.Ф. Сорокина ,Л.Г.  Миланович  «Театр- творчество - дети». Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства. - М.: МИПКРО, 1995.
  4. Т.И. Суворова   Танцевальная ритмика для детей. Авторская программа - Музыкальная палитра, Санкт-Петербург , 2011.
  5. М.В. Хазова  «Горенка». Программа комплексного изучения музыкального фольклора. - М.: «Владос», 1999.
  6. О.Л. Князева, М.Д. Маханева  Приобщение детей к истокам русской  народной культуры Санкт-Петербург; «Детство-Пресс»,2000

Ведущая педагогическая идея   заключается в   формировании  устойчивого интереса и любви к народному искусству , приобщению детей к лучшим национальным традициям.

Чтобы реализовать идею, мною разработана программа «Народный фольклор».

Цель программы: 

 Обогащение духовной культуры детей, формирование устойчивого интереса и любви к народному искусству.

Задачи программы:

  • Дать общее представление о содержании и объёме понятия «детский фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях, и художественном своеобразии.
  • Приобщать детей к лучшим национальным традициям, знакомить с музыкальным фольклором.
  • Развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории.
  • Развивать познавательный интерес, любознательность к народной культуре.
  • Способствовать развитию музыкально-творческих способностей дошкольников
  • Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.
  • Воспитать человека-патриота, носителя традиций и чаяний своего народа.
  • Воспитывать доброе, уважительное отношение к старшим.
  • Усваивать язык своего народа, нравы, обычаи через фольклор, календарные, обрядовые и семейно-бытовые праздники.

Оптимальность и эффективность средств.

       При работе с детьми использую следующие принципы организации воспитательного процесса: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, связь теории с практикой обучения и жизнью. В работе с детьми использую следующие методы: наглядный, словесный, практический. Знакомя детей с жителями республики и их традициями, организовываю в форме беседы на темы: «Народы Республики Мордовии», «Жители Мордовии» и др. Воспитывая чувство гордости за свою малую родину, за мордовский народ, знакомлю детей с именами знаменитых земляков, уроженцев родного посёлка. Углубляя представления о родном крае, детям даю элементарные сведения о республике, объясняю, почему республика называется Мордовия, связывая название с мордовским народом.

Результативность работы подтверждается наличием заметной положительной динамики.

Графический анализ

мониторинга по освоению программы «Народный фольклор»

за 2010-2013 уч. год

  • Создана система поэтапного, последовательного музыкального развития ребенка средствами фольклора.
  • Разработаны эффективные методы и приемы развития песенного творчества на фольклорном материале.
  • Обогатилось методическое обеспечение по данной теме.
  • Разработаны сценарии народных праздников, конспекты занятий по ознакомлению детей с  русским, мордовским песенным фольклором, картотека хороводов и подвижных игр.
  • Повысился интерес дошкольников к народной культуре и традициям.

           Наши воспитанники  активные участники концертов в ДК, на праздничных мероприятиях поселка. Ежегодно наш детский сад принимает  участие в  концерте в рамках республиканского фестиваля народного творчества «Шумбрат, Мордовия!»; в праздничных программах, посвящённых « Дню села», «Дню Матери», «Дню пожилого человека»; торжественных митингах, посвящённых празднованию Великой Победы, районных мероприятиях, посвящённых  Дню Защиты Детей.

Возможность тиражирования

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые занятия, театрализованные представления, выступаю на семинарах, заседаниях педагогического совета; завершила работу над проектом «Ты единой России частица», где обобщающим этапом было открытое мероприятие на методическом объединении педагогов ДОУ Лямбирского муниципального района «Это ты - Родина моя!»

В 2012 году мой опыт работы на тему «Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора» был представлен в отделе национального вещания «Сияжар» ГТРК-Мордовия.

Мои работы:  

  • «Это ты - Родина моя»,
  • «Покровская ярмарка».

опубликованы  в методическом пособии «Детям о Мордовии» /авт.-сост. О. В. Бурляева , Е. Н. Киркина.  -  Саранск , 2013,

Для родителей провожу индивидуальные консультации, беседы на родительских собраниях.

Приложения, наглядно иллюстрирующие основные формы и приёмы работы с детьми

- «Ты единой России частица». Развлечение для детей старшего дошкольного возраста с использованием регионального компонента

- «В хороводе были мы». Конспект  открытой НОД с использованием народного фольклора в старшей группе .

- «Ярмарка». Сценарий фольклорного развлечения для детей старшего дошкольного возраста.

-  «Мы чтим традиции наши». Презентация опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

- Презентация «Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГТ».

- Представление собственного инновационного педагогического опыта 

              В международной педагогической олимпиаде    http://pedolimp.ru/konkurs .php

моя конкурсная работа  «Земля моя, тобою я живу» стала лауреатом  XXI конкурса  «Мой край, моя Родина» (дошкольный возраст).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы МДОУ д/с "Ромашка" по правилам дорожного движения

Материал содержит разработки педагогов сада по правилам дорожного движения.               Раскрывая духовный и творческий потенциал детей, педагоги нашего ...

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

обобщение педагогического опыта "Развитие элементов логического мышления посредством игры"

Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС".

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС"....