Выпускная квалификационная работа на тему: ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСВОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Фролова Светлана Алексеевна

Выпускная квалификационная работа посвящена изучению особенностей и условий развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Отдельное внимание уделено описанию интерактивных форм работы со старшими дошкольниками по теме.

Работа оформлена в соответствии с требованиями к выпускной квалификационной работе и получила оценку «отлично».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования

ИНСТИТУТ ДЕТСТВА

Кафедра дошкольного образования

Образовательная программа

«Формирование интегративных качеств ребенка на пороге школы»

Фролова Светлана Алексеевна

ТЕМА:

 ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСВОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Выпускная квалификационная работа

Научный руководитель:

преподаватель кафедры

дошкольного образования

Ю.В. Лагутина

Санкт-Петербург

2013г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Раздел 1. Современные психолого-педагогические исследования проблемы творчества детей старшего дошкольного возраста

1. Особенности изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста и его показатели

2. Условия развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

Раздел 2. Педагогическая система становления детского художественного творчества детей старшего дошкольного возраста

3. Формы и приемы организации образовательного процесса по образовательной области «Художественное творчество»

4. Интеграция в образовательной области «Художественное творчество»

Раздел 3. Практическая часть

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Творчество - род человеческой деятельности, сущность и отличительная черта которой состоит в создании нового, не имеющего аналогов в природе и в самой этой деятельности. Отсюда - художественное творчество - метод создания художественных образов, отмечающихся принципиальной новизной, по-новому открывающий мир[1].

Отечественные исследователи (М.С. Коган, Г.А. Ермаш и др.) выявили структуру художественного творческого процесса, который состоит из :

  1. Замысла - этап, когда возникает идея произведения, сюжетные наброски образов, эмоциональная тональность. Именно он определяет цель и направление работы мастера, деятельность его воображения, выбор необходимых материалов и средств;
  2. Разработка замысла. Здесь осуществляется работа по обдумыванию образной конкретизации, идейно-художественной детализации и уточнения задуманного;
  3. Дальше следует воплощение замысла, период окончательного оформления произведения, его поправка и отделка.

Исследователи отмечают, что показателем подлинного творчества является качество художественных образов. Чем совершеннее будут найдены художником средства выразительности для воплощения замысла, их адекватность содержанию задуманного, в отображении жизненных явлений, тем выше качество его произведений. Все этапы художественно-творческого процесса не изолированы друг от друга, им не свойственна жесткая последовательность в зависимости от характера произведения, особенностей таланта и мастерства художника.

Основы творчества подразделяют на объективные и субъективные           (Г.Л. Ермаш). Объективная сторона заключается в познании и переработке материала действительности. Субъективные стороны творчества подразделяют на «внутренние», характеризующие способности самого субъекта и «внешние», связанные с приобретением художником опыта, профессиональных умений в процессе освоения действительности. «Внутренние» стороны – это силы творчества, а «внешние» - компоненты творчества.

Силы творчества – это волевые, интеллектуальные и эмоциональные способности, посредством которых осуществляется творческий процесс.

Труд и вдохновение – продуктивные силы творческого процесса. Художественно-творческий труд подразделяют на два вида: работа по изучению жизни, развитию мировоззрения, вкуса и мастерства и труд по непосредственному созданию произведения. А в периоды вдохновения все творческие силы художника – память, воображение, чувства, воля, мастерство достигают сосредоточенности и дееспособности.

Для художника огромное значение имеет степень развитости и мобильности его чувственно-эмоционального аппарата, посредством которого осуществляется процесс накопления впечатлений, наблюдений и т.д.

Необходимыми творческими силами художника являются его образное мышление и воображение. С помощью художественно-творческого мышления осуществляется отбор и осмысливание деталей задуманного, поиск путей его воплощения. Воображение помогает художнику найти соответствующий образ и форму для идейно-эмоционального содержания, которое включает в себя оценку изображаемого, определенное отношение к действительности, мир духовных ценностей и переживаний художника.

Л.С. Выготский выделил четыре основные формы, которые связывают деятельность воображения с действительностью.

  1. Созданное воображением всегда строится из элементов, взятых из действительности. Чем богаче опыт, тем больше материал, которым располагает его воображение.
  2. Взаимосвязь с готового продукта фантазии и сложного явления действительности. Художник может вообразить на основе прочитанного или услышанного.
  3. Эмоциональная связь, которая проявляется двойным образом. С одной стороны, всякое чувство стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. С другой стороны, образы фантазии создают внутреннюю основу нашего чувства. Богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображение.
  4. Построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-либо реально существующему предмету, однако, будучи воплощено начинает реально существовать в мире.

Таким образом, неразрывная связь воображения с действительностью вносит существенный вклад в творческий процесс художника, обогащая его новыми идеями и открытиями.

Компоненты творчества – это приобретенные субъектом знания и навыки, приемы и методы создания художественного произведения. К ним относятся познания и осмысление окружающей действительности, мировоззрение, художественный вкус и художника и степень его мастерства.

РАЗДЕЛ 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 1. ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЕГО ПОКАЗАТЕЛИ

Как отмечают исследователи (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов и другие) дошкольный возраст-период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостности эмоциональной и интеллектуальной сфер, основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности.

 Выдающихся психолог Л.С. Выгодский писал о том,  что творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает и создает что-то новое.

Детское творчество тоже характеризуется тем, что ребенок создает новое для себя и для своих сверстников.

   По мнению отечественных педагогов (Е.А. Флериной, Н.А. Ветлугиной, Т.С.Комаровой, Н.П.Сакулиной), детское изобразительное творчество-Это осознанное отображение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, На основе своих наблюдений, впечатлений, полученных через слово, картинку и вида искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, но перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому. Е.А.Флерина - один из первых исследователей детского изобразительного творчества пояснила, что творчество детей имеет свои особенности, связанные с возрастными психологическими возможностями - искренность, увлеченность, большая эмоциональность, непосредственность, правдивость, содержательность, смелость, красочность, и декоративность.

Дети рисуют тогда, если у них есть значительный запас впечатлений, когда они смогли увидеть в образе или явлении что-то для них интересное. Но, как бы не были полны и разнообразны сведения об окружающем, для творческого решения поставленных задач необходимы богатое воображение, чувственное восприятие, смелость в выборе сюжета, достаточные изобразительные умения.

   Л.С. Выготский утверждает; «Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности  он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет действовать его воображение.»

Старший дошкольник способен к некоторым элементам предварительного продумывания содержания, средств выполнения и последовательности действий. В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием .Результатом творческой работы ребенка является создание изобразительного образа. Образ в рисунке связан с предварительным формированием замысла. Источником, питающим творческие замыслы детей, служат образы действительности, сказок, песен, стихотворений. Взаимосвязь изобразительной деятельности с литературой, музыкой. Словесно-художественной, театрализованной деятельностью и необходимость ее для развития детского творчества, формирования ярких, образных представлений, развития воображения неоднократно подчеркивали психологи и педагоги (Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, Н.П. Сакулина, Е.И. Флерина, Н.А. Ветлугина, В.Н. Езикеева, Т.Г. Казакова). После знакомства с литературным произведением или музыкальным, разучивания стихотворений дети создают в рисунках иллюстрации к этим произведениям.

Исследователи детского рисунка (Т.С. Комарова, Н.П.Сакулина, Т.Г. Казакова и др.) утверждают, что предпосылкой создания выразительного рисунка старшего дошкольника является овладение им изобразительной грамотности, т.е. элементарными навыками, умениями изобразительной деятельности, овладение ими средствами выразительности: ритмом, цветом, композицией.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка интенсивно развиваются и такие стороны личности как интеллектуальная, нравственно-волевая, эмоциональная и действенно-практическая. Они во многом определяют творческую активность ребенка, суть которой не следовать готовым штампам и образцам, а искать, как можно больше собственные оригинальные решения, не бояться выражать свое отношение к отражаемому, направлять свое воображение на поиск нового.

Исследователь проблемы развития художественного творчества   Н.А. Ветлугина отмечает, что развитие творческого начала в детской художественной практике носит поэтапный характер.

1. Сначала это организация взрослым тех жизненных наблюдений, которые влияют на детское творчество. Ребенка необходимо учить образному видению окружающего, важную роль при этом  отводиться ознакомлению их с произведениями искусства.

2. Затем возможен самостоятельный процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновением замысла, с поисками детьми средств  художественной выразительности.

  Ветлугиной Н.А. были разработаны три группы показателей детского творчества:

а) отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве;

б) способы творческих действий;

в) качество детской продукции.

1.В первой группе показателей дается  характеристика отношения  детей к творчеству: их увлеченность, способность *войти* в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации, развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт, искренность, правдивость, образное видение.

2. Показатели качества способов творческих действий: дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала; самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания; нахождение новых приемов решения; быстрота реакции, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях; подражание образцу, но применение его при выполнении новых образов, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.

3. Показателем качества продукции, нахождение соответствующих выразительно-изобразительных средства для воплощения доступных и различных художественных образов в рисунке; индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения; соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

На основе сопоставления творческого процесса взрослого художника и дошкольника мы полагаем, что можно выделить ряд черт, свойственных обоим:

1. Наличие 3-х этапов творческого процесса (возникновение замысла, его разработка и реализация), хотя качество этих процессов у взрослого художника и ребенка различны.

2. Влияние эмоционально-чувственной сферы на процесс и результат творчества.

3. Активизация в процессе деятельности внутренних и внешних сторон личности (воли, психических процессов, эмоций, знаний и т.д.)

Как отмечает  В.Кузовлев в своих исследованиях, существуют различные тенденции в подходе к проблеме детского творчества[2]. С одной стороны, автор отмечает, что источник творчества видится во внутренних самозарождающихся силах ребенка, которые неуправляемы (Взгляд некоторых зарубежных авторов). А с другой – источником развития детского творчества считается окружающая жизнь (этой позиции придерживаются отечественные исследователи). В ней необходимо создавать соответствующие условия для его развития.

В следующем разделе нами будет рассмотрен вопрос о создании условий для развития изобразительного творчества детей 5-6 лет.

2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В исследованиях психологов Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева подчеркивается, что любой опыт может быть усвоен двумя путями. Один из них воспроизводящий, в основе которого лежит активное усвоение ребенком ранее выработанных приемов поведения и способов действий для дальнейшего его совершенствования. Это путь развивающего обучения. В основе другого пути – творческая переработка: создание новых образов, действий. Это путь творчества. Исследователи отмечают тесную связь между обучением и творчеством детей.

Работы отечественных ученых (Е.А. Флериной, Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой и других) показали, что развить творчество детей нужно в процессе обучения, при этом предусматривается также взаимодействие учебных и творческих задач, при котором творческий элемент не заменяет учебные задачи, а делает их более значительными, осмысленными, эмоциональными.

Обучение, учитывая возможности ребенка, обеспечивает целенаправленную и планомерную передачу необходимых для художественной, изобразительной деятельности знаний, умений, навыков и на этой основе формирует умение пользоваться усвоенным для решения творческих задач.

Качество творческих действий определяется многими компонентами: творческим воображением и обобщением реальной практики, интуицией, обобщенной художественным опытом ребенка определенностью поисков.

Творчество успешно развивается в тех условиях, где обеспечена планомерность и систематичность обучения детей и они имеют определенный уровень художественного развития.

Н.А. Ветлугиной разработаны творческие задания, предполагающие определенную этапность, включающие в себя различные уровни соотношения активности и самостоятельности ребенка, управляемого взрослым.

Исследователь предлагает следующие этапы творческих заданий:

1. Задания, требующие от детей самой первой ориентировки в творческой деятельности. Дети действуют совместно с педагогом, им дается задание: придумай, найди, дополни и т.д.

2. Задания, предполагающие целенаправленные действия детей в поиске нужных решения. Возникает атмосфера «сотворчества» с взрослыми.

3. Задания, рассчитанные на самостоятельные действия детей. Они обдумывают замысел, выбирают художественные средства.

Назначение творческих знаний Н.А. Ветлугина видит в том, чтобы вызвать у детей строй соответствующих чувств, стимулировать их художественную образованность, готовность к поискам новых способов действий, помочь «войти» в воображаемую ситуацию.

Развитие индивидуальных возможностей, личностных качеств и творческого потенциала каждого воспитанника – высшая цель, которая традиционно определялась передовыми педагогами прошлого и настоящего (К.Д. Ушинский, Ж. Пиаже, Т.И. Тихеева, Н.Н. Подъяков и другие). От личности воспитателя, его увлеченности, способности участвовать в творчестве детей зависит успех этой сложной и увлекательной деятельности. Творческая деятельность детей будет проходить успешно в условиях хорошо поставленного педагогического процесса с использованием разнообразных приемов и методов, направленных на развитие поиска у детей, экспериментирования, решения проблемных ситуаций.

Одним из важнейших условий развития у детей интереса, внимания к изображаемому в рисунках является целенаправленная предварительная педагогическая работа (проводимая перед рисованием с детьми и в ходе его) (А. Усова, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакунина, Е. Флерина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова и другие).

Под предварительной работой, способствующей развитию творчества у детей, как отмечают исследователь, понимается наблюдение за предметами и явлениями природы и окружающей действительности; чтение сказок и беседы воспитателя о прочитанном, рассматривании эстампов, репродукций с картин, иллюстраций, проведение игр-драматизаций, слушание музыки и т.д.

Исследования В.А. Езикеевой, Н.М. Зубаревой, Тюс. Комаровой, Л.В. Компанцевой показали важную роль в развитии художественного творчества детей в рисовании таких видов изобразительного искусства, как графика, живопись. В процессе восприятия, как отмечают данные авторы, у детей развиваются такие ценные качества как наблюдательность, чувство цвета и формы, понимание средств художественной выразительности, что оказывает положительное влияние на их собственное творчество. Но при этом необходимо обеспечить следующие педагогические условия: правильный выбор произведений искусства (должны быть реалистичными, высокохудожественными, доступными детям по сюжету и средствам выразительности) и правильная организация их восприятия (должно быть целенаправленным, иметь эмоциональную окраску и .т.д.).

При рассматривании иллюстраций к художественным произведениям, так же как и при рассматривании картин, на которых главными действующими лицами являются люди, целесообразно направить внимание детей на выразительность лица и тела персонажей, отражение в них чувств, настроения. На последующих этапах обучения полезно проводить сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту. Дети убеждаются, что один и тот же отрывок литературного произведения можно по-разному изобразить в рисунке, что не влияет на смысл произведения.

У детей возникает представление в творческом подходе к передаче образа, помогает детям в их практической деятельности создавать различные варианты цветовых сочетаний, композиционных построений.

В многочисленных исследованиях психологов и педагогов (Л.С. Выготский, Т.А. Репина, Е.И. Игнатьев, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, В.Н. Езикеева, Т.Г. Казакова и другие), посвященных различным аспектам влияния литературы на детей, говорится, что для восприятия художественного произведения характерно единство понимания, ориентирования образами и переживаниями. Основу же глубокого, эмоционально окрашенного текста составляют образы воображения. Воображением воссоздаются описанная обстановка, пейзаж, и главное, действующие лица с характерными для них переживаниями, чертами характера, внешним видом, выразительностью речи и движений. Действенным методическим приемом является формирование зрительного образа с помощью словесного описания. Важно не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящего.

На современном этапе в работе с детьми по изобразительной деятельности используются элементы ТРИЗа, которые по утверждению исследователей (М.Н. Шустермана, Т.А. Сидорчук, А.М. Страунинг и др.) способствуют развитию творческого мышления и воображения, повышают творческую активность и инициативу детей дошкольного возраста. Педагог не должен давать детям готовые ответы, раскрывать истину перед ними, но должен учить ее находить. Пригласить ребенка к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы он сам нашел ответ (ТРИЗ).

В работах Н.П. Сакулинной, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и др. отмечается, что для творческих проявлений детей в рисунках требуется развитие восприятия, формирование образных представлений, воображения, развитие специальных движений руки, усвоение средств выразительности рисунка и графических навыков и умений. Графической стороне детского рисунка особое внимание уделено в работах Т.С. Комаровой, которая рассматривает их как ручную умелость: способность к формообразующим умениям, техника рисования и обобщенные качественные способы изображения – регуляция рисовальных движений (скорость, сила, темп, ритм, координированность, точность, легкость). Овладение техническими навыками и умениями позволяет старшему дошкольнику изобразить окружающий мир во всем его многообразии, а умение использовать при создании изображений различные материалы обогатит рисунки детей.

В основной общеобразовательной программе дошкольного  образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой   образовательный процесс осуществляется по нескольким направлениям. Одно из направлений « Художественно-эстетическое развитие».

Образовательная область художественно - эстетического развития «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

1. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) в рисовании.

- совершенствование умения изображать предметы по памяти и с натуры. Развитие наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги);

- совершенствование техники изображения. Развитие свободы движений руки под контролем зрения, их плавности, ритмичности;

- расширение набора материалов;

- совершенствования свободного владения карандашом при выполнении рисунка;

- развитие умения видеть красоту созданного изображения;

- развитие представлений о разнообразии цветов и оттенков;

- совершенствование умения размещать изображения на листе в соответствии с их реальным изображением (сюжетное рисование). Формировать умение строить композицию рисунка;  передавать движения людей и животных. Формировать умения передавать в рисунках сюжеты сказок, стихотворений, рассказов. Проявлять самостоятельность в выборе темы, цветового решения и композиционного;

- развитие декоративного творчества детей.

2.Развитие детского творчества.

- формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащение сенсорного опыта;

- развитие образного эстетического восприятия, образных представлений. Формирование эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности;

- воспитание самостоятельности; развитие умения активно применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании и др. видах изобразительной деятельности;

- совершенствование умения рисовать с натуры;

- развитие коллективного творчества. Воспитание стремления действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину;

- формировать умения замечать недостатки своих работ и исправлять их, вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.

3.Приобщение  к изобразительному искусству

- формирование основ художественной культуры. Развитие интереса к искусству. Закрепление знаний об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно-прикладное, изобразительное, литература и музыка, архитектура, театр, кино, цирк);

- развитие художественного восприятия произведений изобразительного искусства;

- обогащение представлений о скульптуре малых форм, выделяя форму, цвет, позы движения и др.;

- расширение представлений о художниках - иллюстраторах детской книги;

- знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, с керамическими изделиями, народными игрушками;

- знакомство со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки и др. Знакомство с архитектурой с опорой на региональные особенности местности, в которой  живут дети;

- развитие умения передавать в художественной деятельности сказочных построек, стремление изображать детали построек (ставенки, резной подзор по контуру крыши);

- расширение представления детей о творческой деятельности, ее особенностях; формирование умения называть виды художественной деятельности, профессии деятелей искусства (художник, композитор, артист, архитектор и т.п.);

- развитие эстетических чувств, эмоций, переживаний, умение самостоятельно создавать художественные образы  в разных видах деятельности;

- расширять представления о народном искусстве, художественных промыслов. Воспитание бережного отношения к произведениям искусства. Организация посещений театра, музея;

- поощрение активного участия детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.

РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3. ФОРМЫ И ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей:

- непосредственно образовательная деятельность: занятие, дидактические игры, наблюдение, рассматривание, чтение, обыгрывание незавершенного рисунка, коллективная работа, обучение, создание условий для выбора, опытно-экспериментальная деятельность, беседа, творческие задания;

- образовательная деятельность в режимных моментах: наблюдение, беседа, проблемные ситуации, обсуждение, проектная деятельность, дизайн, занимательные показы, индивидуальная работа, тематические праздники и развлечения.

Самостоятельная деятельность детей: сюжетно-ролевые игры, наблюдение, сбор материала для оформления, экспериментирование с материалами.

Образовательная деятельность в семье: беседа, рассматривание, наблюдение, рассказы, экскурсии, чтение, детско-родительская проектная деятельность

4. ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Образовательные задачи наиболее эффективно решаются в том случае, когда педагог использует интегративный подход при организации образовательного процесса.

Интеграция  должна охватывать все виды художественно-творческой деятельности  (разнообразные игры, изобразительную деятельность, художественно-речевую, музыкальную). Интеграция основывается, с одной стороны,  на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой художественной деятельности. С другой стороны, основой интеграции применительно к художественному направлению является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими средствами выразительности.

При интеграции разных видов художественной деятельности, искусства все содержание включается в процесс создания образа. Вместе с тем какое-то тематическое содержание всегда выступает в роли стержневого.

Именно вокруг этого стержня объединяются другие формы работы, виды искусств и художественной деятельности.

Механизмом интеграции является образ, создаваемый детьми в разных видах их художественной деятельности: в изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет, композиция), лепка (форма, объем, пропорции, поза), аппликация (форма, цвет, композиция) и др.

Интеграция художественного содержания предоставляет детям ярче проявить себя в том или ином виде художественной деятельности.

Интегрированный подход при организации образовательного процесса способствует более глубокому освоению детьми художественной культуры, а также формированию у них художественно – творческих способностей.

Интегрированная работа по разным направлениям художественного творчества может осуществляться в разных вариантах: построение всего образовательного процесса вокруг одной темы, объединенных по наиболее интересным темам:

 « Зоопарк»                                        «Сказочные птицы»

«Твоя любимая сказка»                        «Нарисуй сказочный лес»

«Волшебный сад»                                «Придумай и нарисуй свою сказку»

«Наши друзья животные»                        «Солнечный луг»

«Наш город»                                        «О тех, кто в море живет»

«Сказочный дворец»                        «В космосе»

«Цветик - семицветик»                        «Цветущая весна»

«Осенняя пора»                                «Страна волшебных цветов»

Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе  с учетом интеграции обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

РАЗДЕЛ 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Я работаю с детьми подготовительной группы. В своей работе с детьми провожу систематические занятия по изобразительной деятельности. Детям очень нравится заниматься рисованием, лепкой, аппликацией. В своих работах дети отражают то, что они видят, о чем думают, что захватывает их чувства и вызывает интерес. Рисование, лепка, аппликация как виды активной деятельности помогают им переосмыслить полученные знания, в чем-то разобраться, в чем-то убедиться. Мы понимаем, что занятия по изобразительной деятельности способствуют воспитанию у детей элементарных навыков учебной деятельности. Это, прежде всего, выслушать, понять педагога и принять учебную задачу, применить свои знания и умения в практической деятельности и, наконец, оценить результаты своей работы и результаты других детей.

На занятиях я предлагаю детям различные задания творческой направленности, основное место отводится работе по замыслу детей, так как цель таких занятий – развитие самостоятельности, определить тему работы, применять освоенные приемы изображения. Такая работа активизирует познавательную, речевую и продуктивную деятельность детей, проявить самостоятельность, инициативу, как непременные компоненты творческой деятельности. Содержание тем занятий, творческих проектов стараюсь подбирать с учетом возрастных особенностей детей, их кругозора, накопленных впечатлений и интересов. Так как я работаю с детьми с нарушением речи, занятия по изобразительной деятельности взаимосвязаны с лексическими темами. Ставим педагогические задачи на данный отрезок времени. Чтобы занятия по изобразительной деятельности стали средством формирования творческой личности, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

В методической работе широко использую словесные, наглядные и практические методы: беседы с детьми, разнообразные игры, поисковые, проблемные, эвристические методы, анализ детских рисунков. В работе с детьми использую наблюдения, художественное слово, картины, предметы прикладного искусства, что способствует возникновению художественного замысла. Беседы с детьми, вопросы помогают воспроизвести в памяти ребенка увиденное, услышанное, домыслить образ. На занятиях творческого характера мы не создаем искусственного возбуждения, а стараемся активизировать творческий процесс, создать условия, побуждающие к поискам. Предлагаются на выбор детей тонированная бумага, разный изобразительный материал (гуашь, акварель, фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки и др.).

Одним из активных средств развития изобразительного творчества детей является русская народная сказка, обладающая увлекательными образами.

Проводим занятия с детьми: путешествия, беседы, проведение русских традиционных праздников: «На завалинке», «Моя Русь», «Яблочный Спас»; рассказывание сказок, викторины, художественно – развивающие дидактические игры: «Угадай из какой мы сказки», «Подбери краски, которые использовал художник в своей картине»; словесные игры: «Угадай откуда строчка»; творческие занятия на тему: «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой» и др.; проведение сюжетно-ролевых игр, игр - драматизаций, хороводных игр и другое.

Все работы наших воспитанников анализируются, создаем выставки для родителей, детскими рисунками украшаем комнаты детского сада.

Наши дети стали любознательны, они интересуются тематикой предстоящей совместной изобразительной деятельности, по окончании занятия обмениваются впечатлениями, повысилась ответственность за результат работы. Хотя техника исполнения рисунка старших дошкольников подчас несовершенна, но они проявляют желание и стремление точно передать форму, своеобразно цвет, композицию в своем творчестве и нас это радует.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ теоретических исследований дал нам возможность установить:

1. Творчество – это деятельность по созданию нового, материального, духовного продукта не имеющего аналогов, способствующего дальнейшему прогрессу общества, это – многоуровневая система, в которой творчество по адресату можно рассматривать как творчество для человечества, коллектива, для индивидуума;

2. Творчество ребенка – это процесс становления творческих возможностей, обладает теми же показателями, что и творчество взрослого;

3. Изобразительное творчество детей – это процесс создания оригинальных изобразительных образов, качество которых зависит от особенностей развития психических процессов: образы восприятия, мышления, ассоциативного мышления, памяти, уровня развития воображения, его комбинаторных способностей и умений соединять образы действительности, от владения техническими и изобразительными навыками и умениями; от интереса, увлеченности и активности самой личности;

4. Показателями детского изобразительного творчества являются: отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве; способы творческих действий; качество детской продукции.

5. Творчество детей необходимо развивать, оно требует своих упражнений и тренинга. В этом велика роль взрослого, создающего определенные условия – развивает среду использует методы эксперимента, поиска, создание проблемных ситуаций, развития воображения и мышления, комбинаторных способностей.

Основные направления в моей работе с детьми 6-7 лет: обеспечение их развития, взаимодействие с окружающим, приобщение детей к миру человеческих ценностей; путем введения их в мир сказки, искусства, театра, приобщаю к народным традициям.

В работе с детьми считаю важным: словесный метод, игровой, наглядность. Беседы, чтение, ознакомление с произведениями искусства, просмотр иллюстраций, диафильмов, аудиозаписей, кукольный театр, экскурсии в музей, театр, наблюдения в природе, речевая деятельность.

Наряду с традиционными методами использую следующие формы работы: построенные на игровом материале с включением проблемных вопросов, заданий, экспериментирования и моделирования, проведение диагностики освоения детьми содержания программы.

Самостоятельно разрабатываю методику ознакомления детей с русским народным творчеством: сказки и влияние сказочных образов на детское изобразительное творчество.

Проведенное исследование показало, что правильно спланированная педагогическая стратегия со своими методами и формами способствует эффективному развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста и целостному развитию личности ребенка – интеллектуальной, эмоционально-эстетической, нравственной культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду. Издательство Академия наук. Москва. 1962г.
  2. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. Педагогика. М. 1972г.
  3. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. Москва. Просвещение. 1974г.
  4. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.  «Союз». Санкт-Петербург. 1997г.
  5. Гурович Л.М. «Проблема содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду». Содержание обучения детей в детском саду. Ленинград. 1987г.
  6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012г.
  7. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет « Красота. Радость. Творчество»/ Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина. М.: Педагогическое общество России, 2002.
  8. Проектирование основной общеобразовательной программы ДОУ./ И.Б. Едакова, И.В. Колосова и др. – М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2012г.
  9. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение. 1982г.
  10. Казакова Т.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. М.: ТЦ «Сфера», 2010.
  11. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. Москва. 1997г.
  12. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет.  – М.: АРКТИ, 2001г.
  13. Сакулина Н.П. рисование в дошкольном детстве. Москва. Просвещение. 1965г.


[1] Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. С.П. 1993г. с.213.

[2] В. Кузовлев «Развитие творческого мышления у старших дошкольников». Тезисы докладов и сообщений III Международной Конференции «Ребенок в современном мире». 1996 г. с.77.