Концепция «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ ИЗ ЧИСЛА МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
проект (младшая группа) на тему

В процессе интеграции в многонациональном государстве малочисленные народы Севе-ра столкнулись с опасностью утраты родного языка, самобытной народной культуры, этнического самосознания. Коренное население округа серьезно обеспокоено проблемами культуры своего народа. Проблема школы для населения, ведущего кочевой образ жизни, не имеет аналогов в других странах, где живут народы Севера, так как перемещения, связанные с хозяйственными занятиями, там не носят столь глобального по протяженности сезонных маршрутов характера. Поэтому это специфическая проблема Севера. В школах-интернатах. следует большое место уделять изучению родного края, его истории, фольклора, овладению навыками традиционных видов хозяйственной деятельности. Методы обучения и воспитания в школе и способы проникновения в тайны природы, конечно же, разные, но цель должна быть одна - стремление достичь в окружающем мире гармоничного равновесия, т.к. человек и природа не могут изменить своей традиционной привычке - жить по законам взаимного доверия и дружбы. Чтобы добиться этого, школе и воспитателям предстоит решить трудную, но выполнимую задачу: так воспитать будущих граждан, чтобы их принципом стали слова Сусой Е.Г. из книги «Из глубины веков»: « Учиться искать, учиться думать, учиться рисковать, но не быть ради успеха жестокими к культуре, языку и традициям своего народа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_2.docx592.75 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа - интернат

«Сеяхинская школа – интернат среднего (полного) общего образования»

                               

 

   

                      

Автор Малькова Надежда Николаевна                              

Воспитатель 3 младшей группы

  1. Проблемы и противоречия

В процессе интеграции в многонациональном государстве малочисленные народы Севера столкнулись с опасностью утраты родного языка, самобытной народной культуры, этнического самосознания. Коренное население округа серьезно обеспокоено проблемами культуры своего народа.

Проблема школы для населения, ведущего кочевой образ жизни, не имеет аналогов в других странах, где живут народы Севера, так как перемещения, связанные с хозяйственными занятиями, там не носят столь глобального по протяженности сезонных маршрутов характера. Поэтому это специфическая проблема Севера. В школах-интернатах. следует большое место уделять изучению родного края, его истории, фольклора, овладению навыками традиционных видов хозяйственной деятельности.

Методы обучения и воспитания в школе и способы проникновения в тайны природы, конечно же, разные, но цель должна быть одна - стремление достичь в окружающем мире гармоничного равновесия, т.к. человек и природа не могут изменить своей традиционной привычке - жить по законам взаимного доверия и дружбы. Чтобы добиться этого, школе и воспитателям предстоит решить трудную, но выполнимую задачу: так воспитать будущих граждан, чтобы их принципом стали слова Сусой Е.Г. из книги «Из глубины веков»: « Учиться искать, учиться думать, учиться рисковать, но не быть ради успеха жестокими к культуре, языку и традициям своего народа».

  1. Цели и задачи решения выдвигаемой проблемы.

Психологию народа, его духовный мир, нравственность невозможно понять5 подробнейшим образом не изучив, не осмыслив обычаи, по которым жили многие поколения. Традиции - своеобразный источник знания истории и культуры любого народа.

Ненецкие обычаи помогают раскрыть глубину и прочность веками сложившихся связей человека с суровой природой родного края, они исток любви северянина к родному краю.

Цели:

*Формирование общекультурных компетенций младших школьников через использование этнографических материалов народов Севера.

Задачи:

* развивать традиционные народные представления о природе и месте человека в ней;

* воспитывать  идеалы и воззрения на ценности семьи, рода, племени

  *обучать детей внутри этническим отношениям между старшими и младшими поколениями, приемам и традициям воспитательных воздействий

       

  1. Теоретическая база опыта

Одним из определяющих компонентов воспитания в народной педагогике выступает передача некоторых традиций в процессе взаимодействия поколений. С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношества, подготовки к семейной жизни. В народном сознании четко выражены идеи необходимости, природосообразности и непрерывности воспитания, отраженные в фольклоре.

В российской педагогической теории термин "Народное воспитание" впервые употребил К.Д. Ушинский. Идеи и традиции народной педагогике нашли отражение в педагогических трудах Н. Ф. Бунакова, П. Ф. Каптерева, Д. Д. Семенова и др.

Удачный опыт соединения традиционного воспитания с педагогической теорией продемонстрировали Яснополянская школа Л. 14. Толстого и Симбирская чувашская учительская школа И. Я. Яковлева. Во 2-ой половине 20 в. тенденции демократизации системы образования во всем мире способствуют возрождению множества традиционных форм воспитания. На современном этапе идеи и традиции народной педагогики нашли отражение в книгах Е. Г. Сусой - первой ученой ненки на Ямале, кандидата педагогических наук, которую называют «поющее сердце тундры».

1. Теоретическая интерпретация 1.1 Актуальность темы

У каждой народности, нации существуют свои обычаи, традиции, сложившиеся на протяжении многих веков их существования. Ненецкий народ создал и сохранил многие добрые традиции, по которым жили их предки не одно столетие. Они просты и человечны - воспитать ребёнка так, чтобы он любил Родину, жил её радостями, тревогами и чаяниями, не гнушался никаким трудом, был честным, добрым. И как важно, чтобы сегодня, в такое стремительное и переменчивое время новым поколением они не были утрачены. На современном этапе, когда психологическое и физиологическое формирование детей, и подростков большей частью проходит в условиях жизни в школе-интернате (под влиянием семейного воспитания они находятся только в каникулярное время), воспитательную работу необходимо проводить с учётом правил и традиций народа. Как писала Сусой Е.Г. в своей книге «Из глубины веков»: "Мы уже сегодня убеждаемся в том, что наша молодёжь, которая забыла традиции своего народа и не постигла до конца секреты другой цивилизации, начинает жить "белой вороной" между двумя культурами, не принося пользы ни государству, ни обществу, ни себе. Такие люди, в конце концов, возвращаются к исходному, но н там оказываются бесполезными, позабыв даже самое элементарное из жизни тундры". Задача воспитателя заключается в том, чтобы ненецкая молодёжь после учёбы вернулась обязательно к родному очагу не обнищавшей душой, а полной сил, знаний и умений для больших свершений. Как важно, чтобы молодые стали разумными последователями народных традиций в родном краю

Поэтому в воспитании детей и молодёжи ненцев нужно принимать во внимание этнические и психологические особенности, максимально использовать достижения в развитии материальной и духовной культуры народа. Воспитания детей в традиционной культуре важно для понимания различных механизмов, обеспечивающих формирование человека как социальной личности и представителя этноса. Рождение и воспитание детей в семье и обществе являлось актуальной задачей, на решение которой были направлены социальные, экономические и духовные потенциалы общества. Многие институты традиционной культуры этноса исчезают, в том числе и институты социализации, поэтому сегодня задача специалистов состоит в том, чтобы зафиксировать их. Традиционная культура ненцев являлась надежным гарантом воспитания подрастающего поколения. Выработанная поколениями, жизненная модель обеспечивала готовность личности к воспроизводству экономических и духовных ценностей этноса.

Народные традиции и фольклорные материалы являются основным источником для воссоздания ушедшего в прошлое старинного быта народов Севера ненцев. Ненецкий фольклор представляет собою поистине бесценный памятник по исторической этнографии ненцев.

Здесь рассказывается об их истории, о родственных связях отдельных ненецких родов, о происхождении некоторых ненецких родов, о происхождении оленеводства, об особенностях родовой организации, о социальном устройстве, родовой взаимопомощи, родовом суде, родовой мести, о формах производственных объединений и ведения хозяйства, о различных обрядах, семейных, и т. п. В фольклоре прекрасно отражены психология ненцев, их суровый быт, моральные нормы прошлого, воспитание детей.

Можно с полным основанием сказать, что проблема знакомства воспитанников интерната с народными традициями, с фольклором является актуальной в наши дни. Это связано с переломом во взглядах на процесс воспитания в последние десятилетия, с пониманием того, что формировать патриотов своей страны можно, лишь вернувшись к истокам традиционной культуры, фольклора. И начинать воспитание нужно именно в раннем школьном возрасте, когда у ребенка закладываются основные понятия о Родине, о стране, в которой он живет, о своем этносе.

  1. Область применения: данный опыт может использоваться воспитателями школ - интернатов.
  2. Продуктивность:
  • овладение воспитанниками прочными знаниями, умениями, навыками;
  • устойчивый внутренний мотив к народным традициям и обычаям;
  • развитие познавательных процессов и кругозора воспитанников.

2. Сущность опыта:

Между экономической жизнью общества и его духовной жизнью воспитание выступает как связующее звено. Как отметил М.Мельников в своей книге «Сохранить родники фольклора»: "Всеобщая гармония, царящая в природе, накладывала свой отпечаток на народные традиции и воспитание детей. Педагогические знания народа находились в тесной связи с житейской философией и моралью, с практическими знаниями народа. Педагогические явления просматриваются во всех народных традициях: в песнях, танцах, играх, обрядах..." Идеи народной педагогики глубоко заложены в творческом наследии всех народов. Воспитательный процесс естественно и гармонично вплетался в ткань произведений фольклора. По своим качествам они как бы являлись формой отдыха, наслаждения, развлечения, эмоционального переживания, хотя, в сущности, в них глубоко заложены воспитательные цели. В произведениях устного народного творчества пословицах, поговорках, сказках отражены вопросы морали, нравственности. проблемы гуманизма, любви и дружбы.

Народное творчество имело тесную связь с различными видами человеческой практики. Не случайно, что каждое событие в жизни человека отражено в фольклоре.

В произведениях устного народного творчества огромная практическая целесообразность, сконцентрированный многолетний опыт воспитания детей. Безусловно, что с позиций педагогики этот материал бесценен. Как писал К.Д. Ушинский: « Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах».

Заключенный в народном творчестве огромный воспитательный потенциал, его педагогическая миссия реализовалась специфическими путями и методами. Передача педагогической информации осуществлялась в художественно-обобщенной форме или как коллективное назидание, коллективный труд.

Приобщение ребенка к миру народной культуры традиционно приоритет школьного воспитания. Народное искусство, фольклор являются, чуть ли не единственными «высокими» сферами культуры, которые доступны и открыты ребенку первокласснику для освоения. Двери в другие «высокие» сферы культуры в науку, технику и т.д. - открываются позже. Так или иначе, но именно воспитание на народных традициях оказывается той «лазейкой», через которую он способен проникнуть в здание «большой» культуры. Однако проникнуть в мир народной культуры ребенок не может без помощи особых средств. Прямая задача взрослых педагогов вооружить его этими средствами.

Народные традиции и представляют собой большую воспитательную ценность, состоящую в познавательном, нравственном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой: обычно, чем ярче и полнее проявляется одно из них, тем ярче и полнее проявляются другие. Воспитательное значение фольклорных традиций состоит в том, что лучшие его произведения вдохновлены высокими идеями любви к Родине, стремлением к миру.

В народных традициях и фольклоре предстает образ родной земли. В этом выражается патриотизм и тех, кто сложил народные произведения, и тех, кто их исполняет. Народные традиции выражают жизненные стремления и социальные взгляды народа.

Традиции - своеобразный источник знания истории и культуры любого народа. Нет исторических и неисторических народов, народов, способных к педагогическому творчеству и неспособных к нему. Всем народам, большим и малым, присуща сознательная забота о воспитании человека.

Любовь к детям - важнейший компонент педагогической культуры человечества, одновременно элемент педагогической культуры конкретного человека. Дети в наиболее чистом виде представляют народ. Когда национальное умирает в детях, то это значит начало смерти этноса. При наличии гармонии между национальным и интернациональным обогащается нация.

Преемственность - условие непрерывного развития личности. Преемственность поколений обеспечивается воспитанием на народных традициях, которое выступает как фактор духовного прогресса народа. Следовательно, использование в воспитательном процессе школы - интерната народных традиций следует рассматривать как средство развития человечности -,нравственных качеств личности, имеющих принципиальное значение в формировании человеческой личности, способной ощущать свою историческую принадлежность к своему народу, жить в гармонии с окружающим миром.

Учитывая воспитательное, образовательное и развивающее значение народных традиций, используемых с целью их возрождения и сохранения, был выдвинут принцип критериальных положений по организации воспитательной работы. Прежде всего, это принцип связи с жизнью. Он предполагает включение в современный воспитательный процесс народных традиций, беседы о них.

Важно отметить, что целый пласт фольклора имеет четко выраженную воспитательную направленность. Колыбельные песни, пестушки, прибаутки, песни-игры, скороговорки, считалки готовят ребенка к жизни. Традиции любого народа, его историческое прошлое, элементы труда, национально-психологические черты находят отражение во многих жанрах детского фольклора. Веселые забавы, игры - это как бы шуточное подражание труду взрослых. Скороговорки, дразнилки - это песенки и стихи, доставляющие эстетическое удовольствие.

Фольклор искусно пользуется вымыслом, фантастикой, а также символикой, т. е. иносказательной передачей и характеристикой явлений и их поэтизацией. В фольклоре выражаются художественные вкусы народа. Форма его произведений веками отшлифована творчеством прекрасных мастеров. Поэтому фольклор развивает эстетическое чувство, т.е. чувство прекрасного, чувство формы, ритма и языка. В силу этого он имеет большое значение для развития всех видов профессионального искусства: литературы, музыки, театра. 

2.1 Беседа – это метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанника. Беседа отличается тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Цель беседы - углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование нравственных взглядов и убеждений.

Молодое поколение должно хорошо знать не только быт, фольклор своего народа, но и уметь использовать их в играх, праздниках. Для этого проводились традиционные праздники, отражающие народные традиции, организуются встречи с известными людьми, чья жизнь тесно связана с Крайним Севером, полуостровом Ямал, округом, районом, совхозом. Это были люди разных профессий, трудовых занятий, творческих наклонностей (сказители - сказочники, фольклористы, народные умельцы, мудрые старцы). Привлекались родители, воспитывающие своих детей в народно-этническом духе. Популярными стали занятия, организуемые на материале жизни воспитанников школы-интерната.

Воспитатель вместе с детьми создает непринужденную обстановку для развития естественного общения, где дело и игра способствовали раскрытию лучших качеств души каждого ребенка. Дети учились общению: умению слушать, слышать и понимать друг друга, учились высказывать свое мнение, давать оценку реальной ситуации, при этом руководствоваться житейскими нравственными нормами, сложившимися в жизни народа и течение многих веков, обсуждали сказки, рассказы не любого писателя, а писателя-земляка, который описал жизнь, культуру и бытовые занятия ненцев.

Одним из методов на таких занятиях служит беседа о жизни и творчестве северных, в том числе, ямальских писателей, поэтов, которые достойно описали, отразили, воспели в своем самобытном творчестве жизнь простых людей округа. Ведется работа по организации этнических игр, праздников, обрядов, коллективных чтений и обсуждений фольклорных произведений.

Перечисленные формы работы содействуют решению воспитательных задач, реализации на практике принципа коммуникативной активности.

Следует отметить, что предпосылкой к более активной творческой деятельности воспитанников интерната является возможность выбрать наиболее интересный и доступный вид деятельности, например:

  • беседы с интересными людьми;
  • обсуждение народных сказок;
  • исполнение песен на родном языке;
  • подготовка литературно-музыкального мероприятия.

Коммуникативная активность детей во многом определяется отношением самого воспитателя к данной проблеме:

  • его уровнем владения ненецким и русским языками;
  • знанием традиций народа;
  • умением создать дружелюбные отношения между детьми и взрослыми;
  • оказать своевременную морально-нравственную поддержку.

Проводятся так же беседы по этноботаническому краеведению. Говоря об,этноботанике, следует сказать, что народ издавна многие явления природы и общества мог объяснить благодаря народной системе воспитания и обучения. Дети тундры знают от своих родителей множество народных запретов по отношению человека к природе, животному миру. Например: "Лэмор сарню сарадамба вэва -нумда вомда" (В тундре каждый ребенок знает, что нельзя разорять воробьиные (птичьи) гнезда может резко испортится погода). Запрещено разорять паутинные двери "Ладсэро хадаба вэва - ханд си" ивна пакалтыд" (Пауков нельзя убивать - в ухо залезут); "Пыя' савак' тибюита пэб", - сарюмда" (Если кулик начинает петь свою куличью песню - быть дождю) или же "Пэвсюмя няиа яля' няръяб' - хуняна ядембанту" (Если солнце к вечеру краснеет - к жаре) и т.д.

В тундре дети с раннего возраста учатся помогать родителям. Девочки уже лет с 8-ми начинают помогать матери в делах: заготовка болотного сфагнума для колыбели младших детей в семье, сбор которого от девочки требовал не только сноровки, но и умений и навыков его правильного выбора, т.е. требовались и знания "ботаники". Для детской колыбели в условиях кочевья требуется особый сорт этой уникальной по своим лечебным и практичным свойствам болотной травы.

К труду подобного рода следует отнести также поермама (сбор или заготовка топлива из сухих ив и карликовых берез), заготовку чистых (мятликовых) трав для обработки только что выловленной рыбы, (приложение И)

  1. КВД / КТД

Эффективность воспитательной работы во многом определяется соответствием содержания, форм, методов и этапов работы возрастным особенностям детей.

В педагогической литературе понятие « воспитательное мероприятие» используется для обозначения различных видов и форм воспитательной работы. Мероприятия имеют коллективный и творческий характер и называются коллективными воспитательными делами (КВД) или коллективными творческими делами (КТД). КТД, отмечает один из создателей методики воспитания, основанной на системе таких творческих дел, профессор И. П. Иванов, - это не мероприятие, а забота. КТД - это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и, в тоже время, основное воспитательное средство.

Руководство и контроль со стороны взрослых на занятиях крайне важны, но в то же время следует избегать мелочной опеки, навязчивости и назойливости, категоричных распоряжений. При установлении делового и эмоционального контакта с детьми в условиях школы- интерната воспитателю следует говорить с ними как с равными, считаться с их обостренным чувством собственного достоинства, считаться с их интересами, радостями и огорчениями.

У детей, надолго оторванных от родителей, часто возникают проблемы, связанные со здоровьем, с взаимоотношениями со сверстниками, проблемы с дисциплиной. Опытные воспитатели обычно стараются найти возможности проявления интереса и уважения к личности каждого воспитанника, уважительного отношения к родителям детей. В присутствии детей не должны происходить разговоры, имеющие оттенки пренебрежительного отношения к традиционной культуре народов, ведущих кочевой образ жизни. Педагогу ни в коем случае нельзя осуждать родителей своих подопечных. У интернатских детей обычно наблюдается обостренный слух: они могут случайно услышать разговор сами или же "услышать" через других детей.

Педагогу необходимо постоянно помнить о том, что его воспитанники живут в режиме "оторванности " от исконно родной среды жизнедеятельности, это болезненно сказывается на их психологии, поведении. Хотя внешне дети кажутся вполне бодрыми и жизнерадостными, податливыми и послушными, но это всего лишь видимость, "маскировка " лица, облика, уход в свой внутренний мир.

Ребенок тундры все чаще будет "уходить в себя", если будет постоянно находиться в "режиме окриков", чрезмерной и необдуманной опеки, существования без ежедневного жизненно необходимого физического труда, к которому дети стойбищно-кочевой тундры привыкают и приучены с самого рождения.

Планируя воспитательную работу в школе-интернате, воспитателю следует помнить, что интересы детей разнообразны, но неустойчивы и поверхностны. Поэтому неусидчивых может увлечь интересная игра. Лучше, если эта игра народная, отражающая реальную ситуацию общения со сверстниками, педагогами, родителями, требующая проявления жизненной позиции, импровизации, творчества, т. е. того, что способствует интеллектуальному и эмоциональному самоутверждению. Например, проведение игры (театрализованное, игровое посещение гостями детей) или театрализованное слушание сказки старого деда, проведение конкурса национальной одежды, организация выставки национально-прикладного искусства. Главное, как мы теперь понимаем, не число и не звучность мероприятий, а их педагогическая целесообразность. Только система хорошо продуманных, крепко связанных между собой педагогических воздействий, а не случайный набор может обеспечить максимальную воспитательную отдачу.

кочевья требуется особый сорт этой уникальной по своим лечебным и практичным свойствам болотной травы.

К труду подобного рода следует отнести также поермама (сбор или заготовка топлива из сухих ив и карликовых берез), заготовку чистых (мятликовых) трав для обработки только что выловленной рыбы, (приложение И)

Результативность воспитательной работы зависит от учета следующих моментов:

  • добровольность участия детей в этих мероприятиях;
  • сочетание самостоятельности и инициативы детей с направляющей ролью воспитателя;
  • четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
  • эстетическая ценность, выразительность, занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
  • нравственное содержание запланированного;
  • наличие целевых установок и перспектив деятельности,
  • широкое использование методов педагогического стимулирования активности дошкольников.

При проведении воспитательной работы воспитателям предлагается применять народные словесные методы (разъяснение, совет, намек, одобрение, осуждение, просьба, закрепление) в сочетании с убеждением в зависимости от ситуации и личности ребенка. В данном случае особую значимость приобретают пословицы и поговорки в виде педагогических требований (см. также Приложение А. Ж)

  1. Игры

Сегодня Россия и населяющие её народы стараются вернуться к своим корням, восстанавливая историческую память. Для ненцев - одного из народов Сибири подобное историческое возрождение и развитие национального физического воспитания стало основой самосохранения и саморазвития в целом. Под влиянием культуры более многочисленных народов и давлением научно-технического прогресса этот народ практически утратил национальные традиции, которые на протяжении многих веков служили ему источником духовного и физического развития. В 50—80-е годы XX в. из национальной программы по физической культуре постепенно стали исчезать традиционные игры и состязания. Лишь на уроках физкультуры да на массовых соревнованиях ещё использовались национальные виды спорта. Важно с самого раннего детства приучать детей осваивать национальные виды спорта, игры. Они помогут им в воспитании выносливости, ловкости, наблюдательности, приблизят духовно к своему народу.

Для взрослого человека игра это отдых от серьезных дел. Игра в жизни ребенка занимает исключительное положение. Она начинается в ранний колыбельный период и является в начале выражением чисто физиологических потребностей и побуждений. Со временем игра становится главным занятием ребенка, приобретает социальные черты и представляет собой. Как писал в своей книге «Детские народные подвижные игры» А.В.Кенеман: «горячую, неустанную, но вместе с тем и веселую работу, с помощью которой энергично развивается дух и тело ребенка, насаждаются в нем знания и опыт и закладываются первые основы для его будущей деятельности и жизни». Вопрос об использовании народных игр в воспитании детей поднималась еще в прогрессивной русской педагогике. Е А Покровский выделял педагогическое значение игр, их роль в представлении детям широкой возможности появления собственной инициативы, организованного поведения в обществе сверстников. Н.К. Крупская рекомендовала использовать в работе со школьниками народные игры. Правильно организованные и систематически проводимые, они формируют характер, волю, воспитывают патриотические и интернациональные чувства.

Игра - исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленная на познание окружающей действительности.

Через социокультурную функцию игры ребенок входит в культуру общества. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Результативность воспитательной работы зависит от учета следующих моментов:

  • добровольность участия детей в этих мероприятиях;
  • сочетание самостоятельности и инициативы детей с направляющей ролью воспитателя;
  • четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
  • эстетическая ценность, выразительность, занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
  • нравственное содержание запланированного;
  • наличие целевых установок и перспектив деятельности.

Народные игры являются неотъемлемой частью культурного, художественного и физического воспитания. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

      В традиционном представлении ненцев каждый человек должен владеть всеми видами игр и быть готовым к состязанию в любом виде соревнований. Большое место занимают игры и в народном фольклоре

Дети в процессе народных игр приобретали ценные для жизни качества. Как заметил в своей книге В.II.Красильников: "На протяжении тысячелетий игры были незаменимым и почти единственным средством физической, военной, умственной подготовки детей, средством нравственного и эстетического воспитания "

      В играх, так или иначе, отражались национальные черты, бытовой уклад народа, его мировоззрение, общественная жизнь, по ним можно судить об истории народа.

      Поэтому народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармоничной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми воспитателю надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в жизни и творчестве. В работах современных исследователей (Д.В. Менджерицкая. А.К. Бондаренко и др.) подчеркиваются широкие педагогические возможности народных игр, методические приемы, направленные на применение умственной и физической активности школьника.

     Все исследователи называют такие особенности народных игр. как высокую эмоциональную насыщенность, юмор, связь движений со словом, наличие таких элементов, как игровой зачин, считалки разыгрывание фантов, выбор водящего, образность содержания. Игры - это материализация сказки - мечты, мифов - желаний, фантазий- сновидений, это драматизация воспоминаний о начале жизненного пути человечества.

      В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность. И что еще очень важно - в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели - стихийно. Цели же возникают в процессе игры, в связи с ней, попутно, в соответствии с результатом и достижениями. Итак, игра не пустое занятие. Это первая школа для ребенка. Не случайно и сегодня представители старшего поколения - бабушки и дедушки,- обладающие большим жизненным опытом предостерегают не в меру строгих родителей: «Не мешайте детям играть!».

      Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему воспитатель должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе.

      При организации и выборе игр необходимо учитывать нижеследующие факторы:

  • Возраст играющих. Для детей ("первоклашек") следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого им необходим.
  • Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проверить и тщательно убрать.
  • Количество участников игр. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить малышей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и т. д. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.
  • Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, флажки и т.п. Он должен быть подготовлен заранее в достаточном количестве.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку, они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью воспитанника младшей группы школы - интерната. (Описание ненецких игр в приложении Б.)

Под эффективностью использования народных традиций в воспитании детей младшей группы школы-интерната понимается ее стимулирующая роль в приобщении к культуре своего народа. Педагогический эффект будет считаться достигнутым при условии устойчиво сформированного этнического самосознания.

Воспитатели должны стремиться к тому, чтобы сформировать у ребенка интерес к культуре своего народа, нравам, обычаям, к приобретению знаний, полезных для жизни в этническом регионе.

  1. Перспективы педагогической деятельности.

В процессе приобщения детей к народным традициям воспитатели должны учитывать индивидуальность каждого ребенка, знать особенности его жизни, психологии, чтобы ненавязчиво способствовать появлению у детей интереса и любви к своей нации.

Для этого необходимо:

  • проводить работу по приобщению детей младшего школьного к национальным традициями;
  • учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его национальные черты, психологию;
  • внедрять новые формы и методы работы, стимулируя детей к изучению национальных традиций, истории своего народа,
  • привлекать к воспитанию родителей или людей, хорошо знающих традиции данного региона;
  • организовывать кружки, студии по изучению народных промыслов, танцев, песен, игр...

При этом:

  • воспитатели должны сами знать традиции и обычаи региона, в котором работают;
  • для более эффективной работы обмениваться опытом с коллегами.

Педагоги должны помнить, что детство является очень благоприятным периодом для формирования интереса к каким-либо явлениям жизни. Поэтому, если в младшем школьном возрасте будет сформирован устойчивый интерес к этносу, человек и в дальнейшем будет ассоциировать себя со своей нацией, сохранять ее традиции, фольклор.

Таким образом, используя в своей работе все вышеприведенные рекомендации, педагог сможет, опираясь на народные традиции и опыт, воспитывать в детях любовь к своему народу, гордость за Родину, самостоятельность, уверенность и положительный эмоциональный настрой.

  1. Результативность работы.

Воспитание, как мы знаем, процесс противоречивый и длительный. В нем возникают серьезные трудности, бывают и срывы. Результаты воспитания имеют нередко отдаленный характер, и учитывать их трудно. Оно начинается задолго до школы-интерната и продолжается в процессе трудовой жизни. С определенного возраста воспитание сочетается с самовоспитанием. Исправление отрицательных последствий так или иначе поставленного воспитания называется перевоспитанием.

Как узнать, достиг ли цели воспитательный процесс в целом или отдельный его этап? Естественно, для этого нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Без знания достигнутых результатов, как промежуточных, так и конечных, ни планирование, ни управление процессом невозможно. По результатам воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.

 Он может соответствовать запроектированному, а может отличаться от него. Выявить степень соответствия помогает диагностика. Нам уже известно, что оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявления истинного уровня воспитанности. Данные диагностического изучения сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками воспитанности, разница между начальными и конечными результатами определяет эффективность процесса воспитания.

Как же определяется воспитанность? Это очень сложная и не вполне разрешенная в современной педагогике проблема. Наука лишь приближается к разработке надежных "измерителей" результативности воспитания. Сегодня об уровнях воспитанности можно составить лишь весьма приблизительные представления, используя сложные и трудоемкие процедуры выявления и анализа результатов.

В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии (от лат. "критериум". что значит "сравнение").

Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Оформляются они обычно в виде шкалы наименований. Если степени проявления качеств присваиваются условные количественные оценки, то можно осуществлять сравнение и производить подсчет, выражая уровни воспитанности числами, подобно тому, как это делается при тестировании успехов, достигнутых в обучении. Определение уровней воспитанности представляет собой такое же тестирование, с той, однако, разницей, что тестом служит не теоретическое задание, а практическое поведение воспитанника в определенной ситуации, выполнение им требуемых действий, свидетельствующих о наличии или отсутствии определенных качеств.

Технология диагностирования воспитанности должна отвечать ряду важных требований. Она должна быть:

  • Доступной для массового применения воспитателями всех уровней квалификации;
  • Экономной - требовать минимума времени и усилий;
  • Надежной - давать максимально обоснованные выводы:
  • Информативной - результаты диагностирования должны давать ответы на широкий круг вопросов;
  • Наглядной -  выводы фиксируются в виде графиков, профилей, сравнительных срезов, чтобы их можно было анализировать, сравнивать изменения, накапливать.

2012-2013 учебный год

При применении в мероприятиях народных традиций и обычаев у воспитанников повышается уровень воспитанности. Исходя из диагностики видно, что все показатели, по которым анализировался уровень воспитанности детей,  увеличились. То, есть  можно сделать вывод  о том, что работа по формированию таких компетенций как коллективизм, отношение к труду и др. успешна.

                                            2012-2013 учебный год

При проведении мероприятий, бесед, спортивных мероприятия я применяю элементы традиций и обычаев ненецкого народа. При этом мною было замечено, как и видно, на диаграмме, что  все показатели, по которым анализировался уровень удовлетворённости  детей,  увеличились.  На таких мероприятиях воспитанники более активны. Поэтому можно сделать вывод, что применение традиций и обычаев ненецкого народа актуально на различных этапах развития ребёнка.

 

Список используемой литературы

  1. Вербов, Г.Д. Ненецкие сказки и былины (из ненецкого фольклора) [Текст] / Г.Д.Вербов. - Салехард, 1937..
  2. Волшебная Сибирь: неизвестные сказки, предания, легенды, притчи, героические сказания коренных народов Восточной и Западной Сибири - записи XIX-XX веков [Текст] / сост. И пер. А. Преловский. - М.: Новый ключ, 2003.
  3. Гурвич, И.С. Этническая история северо-востока Сибири [Текст] / ИС.Гурвич. - М.: Наука, 1967.
  4. Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. Сада и родителей [Текст] / Сост.А.В. Кенеман, Т.И. Осокина.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение; Владос, 1995
  5. Житков, Б.М. Полуостров Ямал [Текст] / Б.М.Житков. - СПб., 1996
  6. Красильников, В.П. Игры и состязания ненцев [Текст] / В.П.Красильников // Народное творчество.-2006.-№2.
  7. Мельников, М. Сохранить родники фольклора [Текст] / М.Мельников// Искусство в школе.-1991.-№1.

8.        Ненянг, Л.П. Что, отчего, почему? Ненецкие сказки и легенды [Текст] / ЛП.Ненянг-
Красноярск, 1984.

  1. Няруй, В.Н. Внеклассная работа в сельской школе Ямала: методическое пособие для учителей и воспитателей школ-интернатов округа [Текст] / В.Н.Няруй.-изд.З-е, стереотип. - Салехард: ЯНОИПКРО, 2004.
  2. Проблемы фольклора [Текст] / Отв. Ред. НИ. Кравцов.- М.: Наука, 1975.
  3. Самодийский сборник [Текст] - Новосибирск, 1971.
  4. Сказание о просторе: сказки народов Россия [Текст]. - JL, 1988.

  1. Сластенин, В.А. Общая педагогика [Текст] / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.- М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003.
  2. Сусой, Е.Г. Из глубины веков [Текст]/Е.Г. Сусой. - Тюмень 1994.
  3. Терещенко, Н.М. Ненецко-русский словарь [Текст] / Н.М.Терещенко. - М., 1965.
  4. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения. Т.2. [Текст] - М.:Педагогика,1988.
  5. Фольклор в современном мире: Аспекты и пути исследования. [Текст] - М.:Наука, 1991.
  6. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф.Харламов. - М.:Гардарики, 2002.
  7. Хомич, Л.В. Деревянная и меховая утварь у ненцев [Текст] / Л.В.Хомич / Материальная культура народов Сибири и Севера. - Л.:Наука, 1976.
  8. Чернецов, В.Н. Источники по этнографии Западной Сибири [Текст] / В.Н.Чернецов. - Томск, 1987.

Приложение А.

Пословицы и поговорки

Пословица-совет (пшбекутва):

Вэва серм' нёр нёда - вэва серт" еремдан

(Не следуй плохому примеру -  сам в   нехорошее  попадешь)

Нюдя.'нямд нёр ехелюлтамбю - вэвако"янгэ ханда (Не дразни кого-либо в семье - в плохую привычку перейдет);

Манзаям’ пяб“ - техэ выканда тэвра сава (За дело берешься - до конца доводи)

Крылатое сито (пословица) - одобрение (савуць Сава сер" - юнда нгаха' тэворнга                      

Иленяхав - ханяри7 тэвангу"'(Хорошее дело - далеко слышно);  

 (Живой - везде дойдет;

Сава ня’ вадахав - им' савумдамби (Слово друга - настроение поднимает)

Поговорка (слово) - намек (тэри нгахакумна хита);

Харта пыхыдамда ноб’савутахав - саиь сава нензць’нзвнав! (Кто себя постоянно похваливает - вероятно, не есть хороший человек);

Не нюнд таняхава”- хаюпадид тора снрана натенгу’ нинав” (Имеешь дочерей - гостей по первому снегу будешь ожидать) или же Ненюсавэй - ийсавэй нэнгу (Имеющий дочерей - с зятьями будет);

Есясавэй нэхвабат - няньдава’ ’тэмдангу' нинав" (Деньгами если богат - хлебом нас обеспечь)

Слово-пословица - осуждение (вэвавна манэ "ма или вэва сэвнм'хаме а):

Манзара нёр пирас" - нгопой яхана хасена, (Не умеешь работать - сиди).

Нибат пирас" - таня нгэрва (Не можешь - не берись вообще)

Ниня харвана - сян вадам' хонгу(У нежелающего что-либо делать - слов куча).

Лэк' манзада"'ма"' - нгамгарим" тирнийвана нидя мэнгу (Дело, выполненное нехотя, сделано на "тяп-ляп").

Крылатое слово - просьба (пожалуйста - нгэвкута нян 'лахапава):

Нгэкуци мере"нгаци - няньдава хосма" (Ножки у тебя быстрые - сходи за хлебом),

Сэвкукуд мэбе"нгаци - тыт ханякуна хэбя манэ"сама" (У тебя глазки зрячи - погляди, где олени).

Народное слово - закрепление (сертабавым' сертабава, ватормым' мипва):

Ватормы нгамгэхзв - нгоб' мип"тара' нив' (Обещанное - нужно отдавать);

Мядонзэй - пуня' ханабада нина" (Подарок обратно не забирают)

Тэри нгамдедахавахана нгамгэ нгадимда - тайку" ятнабна" сава нгэдакы (Сидение сложа руки - ничего нам не дает);

Нгопой яхана лескадедахавана" - мя"ма" ниня" хавангу (Будем баклуши бить -чум на нас упадет).

Приложение Б.

Спортивные игры

Стрельба из лука по палочкам

Состязание проводится в летнее и зимнее время на утоптанных ровных площадках. Участвуют подростки 10-14 лет, а иногда и взрослые. Продолжается это состязание порой несколько часов подряд. Участники образовывают две команды по 3 человека. Каждый участник имеет лук и определённое количество стрел. В качестве мишени используют еловые или берёзовые палочки длиной 15-20 см, шириной 3 см, толщиной 2-3 см. Семь палочек – мишеней - втыкают неглубоко в землю или снег так, чтобы они падали при попадании стрелы. Ставят их плотно в один ряд на расстоянии 1 см друг от друга. Через 25 м от них другая команда также устанавливает свои 7 мишеней.

Команды встают в ряд у своих палочек-мишеней и, по жребию или договорённости между собой, первая начинает стрелять из луков по мишеням противника. Каждый игрок выпускает определенное количество стрел (по договорённости). Затем стреляет другая команда. После этого участники состязания подсчитывают количество сбитых мишеней. Команда, которой удается выбить больше палочек-мишеней, становится победителем

Прыжки через нарты

В этом состязании принимают участие подростки 12-14 лет. Соревнуются обычно летом на ровной утоптанной площадке.

Для этого устанавливают 5-6 нарт на расстоянии 1 м поперёк площадки. Высота нарт — 50 см, ширина — 70 см. Количество участников не ограничивается.

Один из участников становится около первой нарты, лицом к ней. По команде старшего он начинает перепрыгивать через все нарты. Во время прыжка ступни ног должны быть вместе. После того, как прыгун, преодолев ряд нарт, доберётся до последней, он должен прыжком развернуться кругом и продолжить скачки в обратном направлении. Запрещается прыгать боком вперёд или сбивать нарты при перепрыгивании. Победителем становится участник соревнований, перепрыгнувший наибольшее количество нарт.

Перетягивание каната

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три - начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике оленеводов.

Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.

Снежная стрела.

 Состязаются на льду, припорошенном небольшим слоем снега, или на дороге. Участвуют подростки 14-16 лет, иногда даже взрослые мужчины. Количество игроков не ограничивается. Каждый участник в руках держит папку из ёлки в виде копья длиной 1,5 м. Один конец палки толстый, заострённый, диаметром до 5 см, другой — тонкий, тоже заострённый, диаметром 2-3 см. Палку ошкуривают, зачищают и опускают в прорубь несколько раз для того, чтобы она обледенела. Кроме того, для игры на снежном насте дороги или на льду реки проводят линию, от которой производится метание палки. Игрок берёт палку за среднюю часть (руки должны быть обязательно в рукавицах), делает замах назад вниз и сильно посылает палку толстым концом вперёд, так, чтобы она после броска заскользила всей своей поверхностью по льду или снегу как можно дальше вперёд. После того как она перестала скользить и остановилась, остальные участники отмечают это место (кладут палочку, проводят черту и т. д.). Затем бросает палку следующий участник состязания и т. д. Победителем становится тот, чья палка оказалась дальше.

Нарты-сани

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1 м. Нарты-сани имеют длину 1 м. ширину 30—40 см, высоту 20 см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты.

Правила игры. Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставя двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.

Тройной прыжок

На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входит от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше. Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена.

Игры с предметами

Кольца

В этом состязании принимают участие только мальчики-подростки. Из гибких веток они делают копьё длиной 70-80 см. Ветку опиливают так, чтобы она в разветвлённой своей части была равна диаметру кольца. Кольцо изготавливается из гибких веток 25 см в диаметре; толщина ветки — 1 см. Участники делятся на две команды и встают на расстоянии 5-10 м друг от друга.

Члены команды с кольцами поочерёдно подбрасывают их вверх - вперёд в сторону игроков с копьями, а те копьями пытаются поразить кольца. Потом подсчитывают, кто больше поразил колец. Затем участники состязания меняются снарядами (кольцами, копьями) и игра продолжается. Побеждает та команда, которой удаётся поразить больше колец противника.

Игра камешками

Играть можно в любое время года, развлекается в основном детвора 5-10 лет. Для игры по берегам рек собирают не большие камешки округлой формы диаметром около 1 см. Один из игроков кладёт на ладонь 10-15 камешков и подбрасывает их вверх. Затем он должен перевернуть кисть руки и поймать камешки тыльной стороной кисти, но так, чтобы они не падали

на землю или на пол. После этого он опять подбрасывает камешки, но уже тыльной стороной кисти, а ловит их ладонью. Цель игры — уронить как можно меньше камешков.

Игра палочками

Играют круглый год дети 5-10 лет. Для этого делаются деревянные палочки от 10 до 15 штук четырехгранной формы длиной 5-7 см, шириной 5 мм.

Каждый участник игры берёт как можно больше папочек в горсть, а затем подбрасывает их вверх. После этого он должен перевернуть ладонь вниз и поймать палочки тыльной стороной кисти. Далее он снова подбрасывает палочки вверх, но ловит их уже ладонью и так далее. Особенность игры заключается в том, что на руке всегда должно быть нечётное количество палочек, но игрок может сбросить движением кисти лишнюю палочку. Если же игрок поймал чётное количество палочек и не смог избавиться от лишней, он выбывает, а игру продолжает другой участник. Победителем считается тот, кому удаётся удержать большее количество палочек за определённое число подбрасываний (по договорённости между игроками).

Прячем кольца

Играют и в помещении, и на улице и дети, и взрослые. Играть может 7-10 человек. Игрокам потребуется кольцо или монетка Жребием или считалкой выбирают водящего. Остальные садятся в круг на пол или на землю и скрытно передают друг другу кольцо (монетку), стараясь спрятать его у кого-либо из участников. Затем они предлагают водящему отгадать, у кого спрятано кольцо (монетка). Если водящий находит игрока, у которого спрятана монетка, этот игрок становится новым водящим, а прежний садится на его место.

Игра с палочкой

Играют в любом помещении (чуме) и дети, и взрослые. Для игры вырезается четырёхгранная палочка 5-7 см длиной, 5 мм толщиной и тщательно зачищается от неровностей. Первый игрок кладёт палочку на ладонь. А затем подбрасывает её вверх, но поймать палочку надо большим и указательным пальцами, перевернув кисть тыльной стороной вверх. Кидая палочку во второй раз, игрок снова поворачивает кисть верх ладонью и ловит её указательным и средним пальцами, и так продолжается до тех пор, пока игрок не доберётся до мизинца 

Бросание палки в цель

 Играть можно летом и зимой на ровных площадках. Играют и дети, и взрослые. Количество участников — от 2 до 6 человек. Для этой игры из ёлки или берёзы делают 24 дощечки длиной 15-20 см, шириной 3 см и 12 палок длиной 50-60 см, диаметром 3-4 см. Дощечки втыкают в землю не очень глубоко, на 2-3 см, чтобы их можно было сбить. Расставляют по обеим сторонам площадки по 12 штук в ряд на расстоянии 15-20 см одна от другой. Расстояние между сторонами, где стоят дощечки, — 25-30 м. Посередине площадки проводят линию. Место, где стоят дощечки, ограничивается линиями длиной 2-3 м, шириной 20-25 см. Это место игроки называют «сало».

Одна из команд выстраивается в линию на границе «сало», спиной к своему ряду дощечек. После этого игроки по очереди стараются выбить палкой как можно больше дощечек противника. Если им удаётся выбить хотя бы одну дощечку, они переходят к средней линии, разделяющей площадку, и оттуда продолжают выбивать дощечки. Необходимо выбить все дощечки из площадки «сало». Команда выбивает дощечки до тех пор, пока у игроков есть палки. Затем в игру вступают игроки второй группы, от противоположного ряда. Они стараются также выбить как можно больше дощечек из площадки соперника. Побеждает команда, которая смогла выбить большее число дощечек.


Игры забавы Катание с гор.

Играют зимой и весной, когда на улице достаточно холодно, обычно на крутых берегах рек. Часть крутого берега заливают водой и дают подмёрзнуть. Участникам забавы — а это не только дети, довольно часто в игре принимают участие и взрослые — нужны санки, доски или шкуры.

Игроки поочередно скатываются с горки, стараясь проскользить как можно дальше Место, где они останавливаются, отмечают разными способами: кладут ветку, чертят линию, ставят флажок. Побеждает тот игрок, которому удаётся уехать по реке дальше других.

                                                                 Бытовые игры

Олени и пастухи

Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих

  • пастухи — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута

Ловкий оленевод.

В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3—4мотнего. Поочередно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, кто большее число, раз попадет в оленя.

Правим игры. Бросать мяч можно только с условленного расстояния.


Театрализованные игры

 Важенки и оленята

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки) На слова ведущего:

-Бродит в тундре важенка,

С нею - оленята,

Объясняет каждому Все, что непонятно...

Гопают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая Наставленья мамины —

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

Приложение В