Дидактические игры как средство обучения детей дошкольного возраста английскому языку (из опыта работы)
учебно-методический материал по теме

Ирина Викторовна Сенченко

В материале представлен опыт работы руководителя кружка английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_senchenko_i.v.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры как средство обучения

детей  дошкольного возраста английскому языку.

(из опыта работы)

Раннее обучение дошкольников иноязычной речи на сегодняшний день является актуальным. Это определяется возросшим статусом иностранного языка в современном обществе.

21 век – время расцвета информационных технологий. Все более расширяющиеся внешне экономические и культурные связи нашей страны формируют социальный заказ на владение иностранными языками для практического их использования в различных сферах жизнедеятельности нашего общества. Как следствие возникает потребность в высококвалифицированных специалистах, владеющих иностранными языками, и определяется возросшим статусом иностранного (английского) языка, как средства межкультурного общения общения, стимулирующего мощное движение общества навстречу новым формам и моделям обучения его как предмету. Поэтому именно сейчас концепция раннего обучения иностранному языку рассматривается как компонент обучения не только в школе, но и дошкольном учреждении, так как изучение иноязычной речи в раннем возрасте особенно эффективно.

Общеизвестно, дошкольный возраст – это тот период человеческой жизни, когда формируются базовые качества личности, закладываются основы физического, эмоционального, умственного развития.

Обучение языку в этот период дает более высокие результаты, ибо осуществляется в сензитивный период развития ребенка: пластичность природного механизма усвоения языка, имитационные способности, природная любознательность и потребность в познании нового – способствуют развитию интеллектуальных, речевых и эмоциональных способностей детей. (Верещагина И.Н., Негневицкая Е.И., Ижогина Т.И., Еремина О.П., Гальскова Н.Д., Григорьева Е.И., Сафонова В.В.Майер А.А., Луран С., Вербовская М.И., Шишкова И.А., Бонк Н.А., Венгер Л.А., Выготский Л.С., Гальперин  П.Я., Леонтьев А.А., Амонашвили Ш.А. и др.). Возможности дошкольного возраста в овладении иноязычной речью поистине уникальны: «Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как не может приучиться в несколько лет» (К.Д.Ушинский).

Дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов» языка.

Дошкольники отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов» языка.

Иностранный язык на ранней ступени рассматривается как средство формирования интеллекта ребенка и развития его способностей; как средство осознания собственного «Я» и самовыражения; как средство социального взаимодействия, с помощью которого ребенок овладевает социальным миром.

 Он открывает ребенку перспективы познания нового мира со своими ценностями: природой, окружающей средой, самобытностью. Национальными традициями, детскими народными сказками, фольклором. Музыкой, стихами и песнями. Все это способствует формированию у дошкольников целостной картины мира4 воспитанию толерантности по отношению к другим4 привитию интереса к познанию иностранного языка как жизненно важного средства общения.

    У детей, которые изучают иностранные языки в дошкольном возрасте, когнетивные способности развиваются лучше, они раньше овладевают чтением, способны гибко и на абстрактом уровне усваивать язык, что проявляется в суждениях о грамматике языка, в понимании игры слов.

   Раннее обучение дошкольников иностранному языку дает возможность гибкого перехода к углубленному изучению его в начальной школе, позволяет сохранить положительную мотивацию изучения этого предмета в дальнейшем.

   Для эффективного решения обозначенной проблемы а практической работе с детьми применяются разнообразные формы и методы, направленные на формирование мыслительных операций, речевой деятельности, на стремление к познанию окружающей действительности. Особое место занимает игра, которая является способом приобщения к миру взрослых, способом познания.

   Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма обучения.

Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Чем больше ребенок погружается в атмосферу игры, следуя четким правилам и импровизируя на ходу, тем успешнее происходит обучение. Игра в обучении английскому языку не противостоит учебной деятельности, а органически связана с ней.

    Поэтому игровая методика, а именно использование дидактических игр, определяет основной принцип обучения дошкольников иностранному языку, так как именно дидактическая игра содержит и обучающую форму, и игровую деятельность дошкольников одновременно. Две задачи – дидактическая и игровая отражают взаимосвязь обучения и игры.

    Применение дидактических игр в педагогической деятельности определено тем, что в основу их содержания положены строго научные знания и дети, таким образом, учатся культуре научного труда.

    В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях, в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решать ее, активизирует игровые действия.

    В дидактических играх у детей  не только развивается речевая активность, происходит усвоение и закрепление лексико-грамматического материала, но и развитие психических процессов: мышление, память, произвольное внимание, а также важные качества личности, как целеустремленность, сосредоточенность, умение подчинить свое поведение определенным правилам и, конечно же, такие социальные чувства, как сопереживание, умение прийти на помощь, коллективизм, дружба.

  Игра освобождает детей от боязни говорить на иностранном языке, оставляет яркое впечатление о занятии.

    Для эффективного решения обозначенной проблемы были определены оптимальные педагогические условия, особенности взаимодействия с детьми и семьей:

  • Продумана организации учебного процесса посредством различных видов детской деятельности: учебной, игровой, творческой, способствующих объединению мыслительной, эмоциональной, двигательной деятельности детей;
  • Создана образовательная, предметно - развивающая среда обучения;
  • Разработана система перспективного планирования; конспекты специально организованных  интегрированных,  тематических занятий с определением игрового материала;
  • Подобраны дидактические игры, соответствующие тематике занятий,  осуществлена классификация их на группы по видам речевой деятельности детей.

Существенным признаком качества обучения является взаимодействие с родителями, активными участниками педагогического процесса. Организовываем как общие, так и индивидуальные консультации, семинары – практикумы. Приглашаем их на занятия, родительские собрания, праздники.

Приведем пример семинара – практикума для родителей на тему «Использование дидактических игр при обучении детей английскому языку».

В наше время знание английского языка – уже не прихоть или хобби, а зачастую – необходимость. В необходимости знать иностранные языки никто не сомневается. Это важное условие для развития успешных социально – экономических, дипломатических и межкультурных отношений, это средство и метод познания мира, а также важный инструмент для гармоничного развития личности. 

Обучение детей английскому языку можно осуществлять не только в дошкольными учреждении, но и в условиях семьи. Для этого не обязательно иметь педагогическое образование, достаточно знать, как организовать и провести дидактические игры с детьми дома.

Дошкольное детство – это мир сказок, увлекательных игр. Историй и песенок. Мир. Где царствует интерес поиграть со сверстниками. Поэтому:

 - не спешите лишать детей этой радости;

 -не бойтесь, что слишком много играющие дети не научатся серьезности и ответственности.

Ребенок прекрасно умеет отличить вымышленный мир от мира реального и переносить умения, полученные в игре, на реальную значимую деятельность.

Игровой метод обучения является наиболее эффективным, так как позволяет приучать к умственному труду постепенно. Делая его занимательным и интересным.

    Особое значение в обучение играет дидактическая игра. Она содержит и обучающую задачу, и игровую деятельность, что позволяет заложить основы учебной деятельности: умение ставить цель и действовать в соответствии с ней; прочно усвоить изученное и приобрести новые знания. Дидактическая игра развивает внимание, мышление, творческие способности; освобождает детей от боязни говорить на иностранном языке.

    Такое серьезное препятствие как «языковой барьер», становится легко преодолимым, как только дети попадают в ситуацию игры, оказываются вовлеченными в общий творческий поиск.

     Поэтому важность использования дидактических игр при обучении английскому языку особенно велика не только на занятиях, но и дома, во время прогулок и отдыха.

Разнообразие игр помогает создать благоприятные условия для усвоения новых знаний: «Один и много» на закрепление счета до 10 и образования множественного числа существительных; «Овощное лото» на активизацию лексики по теме «Овощи»; «Веселые зверята» во время которой отрабатывается грамматическая конструкция «I аm а…»; «Сложи игрушку» на закрепление лексики; «Посади бабочку на цветок», в ходе которой закрепляется навык использования в речи названий цветов; «Время года», во время которой закрепляются представления о сезонных изменениях и явлениях природы и многие другие.

 Дидактическая игра помогает поддерживать высокую активность каждого ребенка, учитывая при этом индивидуальные особенности детей.

Несколько советов по использованию дидактических игр:

*Слишком возбудимым, подвижным детям чаще предлагайте настольно-печатные игры: «Лото», «Мозаику», «Разрезные картинки», «Кубики» и другие. Детей с замедленной реакцией вовлекайте в игры, которые требуют быстрого ответа, решения игровой задачи: «Кто быстрее назовет?», «Добавь слово», «Отвечай быстро».

*С детьми 6 летнего возраста чаще играйте в настольно – печатные игры: на обобщение классификацию предметов, в ходе которых они незаметно для себя будут учиться не только говорить на английском языке, а также думать. («Собери картинку», «Пообдери пару», «Веселое домино», «Волшебная стрелка» и многие другие).

*Для снятия утомляемости применяйте игры с движениями. Такие игры, как «Веселая карусель», «Брось мяч и назови слово», «Съедобное– несъедобное», «             «Мыши водят хоровод», «Яблоки на полу», «Чарли», «Что ты умеешь делать?» и другие, - помогают повысить внимание и работоспособность дошкольников и в веселой непринужденной форме повторить изученный материал.

Например,  игры с мячом (участвует как один ребенок, так и несколько детей одновременно)

1. Подбрось мяч. Дети, стоя полукругом, подбрасывают мяч вверх и, пока он летит, называют нужное слово или фразу (слово определяется тем, какую карточку им показывают)

2. Передай мяч соседу. Педагог показывает карточку. Ребенок называет слово или фразу, передавая мяч стоящему рядом с ним товарищу.

3. Ударь мяч. Дети по-английски называют слова или фразы, которые просят их произносит по-русски. При этом они должны ударить мяч о землю, произнести нужное слово или фразу и поймать отскочивший от земли мяч.

4. Попади в корзину. Дети забрасывают мяч в стоящую на полу корзину и называют при этом слова на определенную  лексическую тему.

5. Перекати мяч. Дети садятся на пол кружок и произвольно перекатывают мяч друг другу. Получивший мяч дожжен быстро назвать слово или фразу.

Настольно – печатные игры:

 «Закрой окно»

Детям раздаются карточки – панно с изображением предметов или животных, птиц и фишки. Далее  произносится слова на определенную заранее тему, дети должны закрыть то окно карточки, в котором изображено названное слово.

«Покажи»

Детям раздаются карточки с изображением предметов, животных, например, домашних птиц. Взрослый называет птицу на английском языке, дети поднимают карточки с изображением названной птицы.

«Дотронься»

Взрослый предлагает задание: дети должны подойти к столу и дотронуться до той игрушки, которую ему называют. Затем дети играют в парах: один ребенок просит дотронуться до игрушки, другой выполняет. Затем дети меняются местами.

Главное помнить, что главная педагогическая ценность игры – воспитание воли, умения преодолевать горечь поражения, желание играть до победы.

Вся  система работы направлены на реализацию основной цели обучения, которая заключается в безболезненной интеграции дошкольников в систему школьного обучения, гибкого перехода к углубленному изучению иностранного языка в начальной школе, сохранению положительной мотивации изучения этого предмета в дальнейшем.

Сенченко И.В.

Воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 19 п.Разумное Белгородского района Белгородской области».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как ведущий метод формирования коммуникативных умений при обучении детей дошкольного возраста английскому языку

Данная статья является кратким изложением педагогического опыта. В статье описывается роль игры для детей средней, старшей и подготовительной группы. Данный материал может использоваться педагогами до...

"Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста"

Дидактические игры можно широко использовать как средство  обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы ...

План работы по самообразованию «Обучение детей дошкольного возраста английскому языку»

План самообразования воспитателя детского сада Даминовой Адели Радиковны по теме "Обучение детей дошкольного возраста английскому языку"...

Дидактические игры как средство изучения детей дошкольного возраста хакасскому языку

Дидактические игры: "Домашние животные", "Дикие жители леса", "Моя семья", "Кто, как кричит", "Животные и их детеныши" и т.д....

Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста английскому языку (из опыта работы)

Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста английскому языку (из опыта работы)...