«Мокрые ладошки, песочные дорожки»
учебно-методическое пособие (младшая группа) по теме

Воронкова Надежда Михайловна

Актуальность

Ведущим познавательным процессом  в  раннем  возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.

Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.  Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.

         Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной  деятельности. Для этого необходим системный подход, позволяющий   ежедневно включать ребенка  в поисковую, творческую деятельность, способствующей формированию у него обследовательских действий.

         Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

         Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.

Такой подход способствует формированию целостного восприятия мира.

         Формирование обследовательских действий  происходит в предметной деятельности. Для успешной ее организации  была создана  нестандартная предметно – развивающая среда.  

Реализация такого подхода к развитию восприятия детей раннего возраста позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), группируют, находят и называют предметы ближайшего окружения, соотносят предметы по выделенным признакам. Совместно с взрослыми выполняют некоторые обследовательские действия, используют их в самостоятельной деятельности.  Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.

Данный материал позволяет  вести целенаправленную работу  по формированию у детей раннего возраста элементарных обследовательских действий как условия восприятия  окружающего мира. Он может быть использован  воспитателями групп раннего возраста.

 

 

 

 

 

 

Паспорт  проекта

 

Тип проекта:  групповой,  долгосрочный

 

По содержанию:  познавательный

 

По  доминирующей деятельности:  исследовательский

 

Участники проекта:  дети  ясельной  группы,  родители,  воспитатели

 

Срок  реализации:  сентябрь – май

 

Цель  проекта

Формирование  умения  экспериментировать  через  знакомство  со  свойствами  воды  и  песка,  развивать  мелкую  моторику  рук  и  обогащать  словарный  запас  детей  раннего  возраста.

 

Задачи

1.  Укреплять  физическое  и  психическое  здоровье  детей,  обеспечивая  эмоциональное  благополучие;

  1.  Расширять  кругозор  детей,  их  познавательные  способности;

3.   Расширять  опыт  ориентировки  в  окружающем,  обогащать  детей  разнообразными  сенсорными  впечатлениями;

4.   Формировать  коммуникативные  навыки  детей,  способствующие  успешной  адаптации  в  коллективе;

5.   Развивать  мелкую  моторику  рук.

 

Условия  успешной  реализации  проекта

  1. Создание  условий  для  детской  деятельности  в  рамках  проекта
  2. Готовность  педагога  к  осуществлению  экологического  образования  детей
  3. Создание  экспериментального  уголка  в  группе
  4. Личностно-ориентированное  взаимодействие  взрослого  и  ребёнка  в  процессе  осуществления  проекта
  5. Осуществление  тесного  сотрудничества  со  всеми  сотрудниками  детского  сада
  6. Активное  участие  родителей  в  проектной  деятельности

 

 

Формы  работы  по  проекту

 

Работа  с  детьми:

  • Чтение и рассматривание  художественной литературы (потешки, прибаутки, шутки).
  • Проведение  игр с песком, водой.
  • Проведение игровых занятий.
  • Пополнение  предметно - развивающей среды группы;
  • Опытно – экспериментальная деятельность

 

Работа  с  родителями:

  • Подбор художественной литературы;
  • Выполнение творческих заданий;
  • Совместная опытно – экспериментальная деятельность;
  • Консультации

 

 

Структура и содержание проекта

 

В данном проекте  представлены:

 

  • перспективный план работы на учебный год;
  • сборник  игровых занятий;
  • опыты с песком и водой
  • иллюстрированный альбом «Водичка, водичка»;
  • консультации для родителей и педагогов по проведению игровых занятий и опытно – исследовательской деятельности с детьми.

 

Предполагаемый результат

  • Получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми
  • Возникает интерес к значимой деятельности
  • Владеют элементарными навыками продуктивной деятельности
  • Владеют действиями с предметами, разнообразными способами использования предметов
  • Знают и хорошо ориентируются в отношении величин предметов, различают цвета
  • Способны ясно выразить мысль, вступить в диалоговое общение, используют обобщающие  понятия

 

Продукт  проектной  деятельности:

-  Игровое  развлечение  «Игры  и  забавы»

-  Презентация  проекта

-  Создание  предметно-развивающей  среды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективное  планирование работы по реализации проекта

 

Сентябрь

Цель:

- Формировать знания  о свойствах сухого и влажного песка;                  

- Познакомить детей со свойствами воды

Задачи:

  • Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони);
  • Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений;
  • Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной  деятельности;
  • Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов;
  • Развивать активный словарь;
  • Воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке.

 

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность, знакомство детей со свойствами воды.

Приложение 1

2

Коммуникация

- подбор художественной литературы (стихи, потешки, песенки);

- заучивание потешки «Водичка, водичка»;

- рассматривание иллюстраций

 

3

Социализация

- игра с водой «Водичка, водичка»- игра с песком «Печем печенье»

Приложение 1

 

4

Предметно – развивающая среда

- пополнение уголка детского экспериментирования

 

5

Работа с родителями

- пополнение уголка детского экспериментирования

- консультация «Развивающие детские игры с песком и водой»;

- изготовление буклета «Мокрые ладошки, песочные дорожки»

 

 

Приложение 2

 

Приложение      25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь

Цель:

- Закрепить  знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.

- Познакомить  детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.

Задачи:

  • Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.
  • Развивать фантазию, творческие способности.
  • Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.
  • Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками.
  • Развивать умение проговаривать знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики.
  • Воспитывать  положительное отношение к персонажу.

 

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность, знакомство детей со свойствами влажного песка.

Приложение 3

2

Коммуникация

- коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные)

 

3

Социализация

- игра «Что как плавает»;

- игра «Чудо пекарь»:

- игра «Разливаем суп»

Приложение 4

 

4

Предметно – развивающая среда

пополнение уголка детского экспериментирования материалами и оборудованием для экспериментальной деятельности

 

5

Работа с родителями

- консультация «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем»

Приложение 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

Цель:

- Закрепить  знания детей о свойствах воды и песка

 - Формировать  у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.

 

Задачи:

  • Формировать умение узнавать и называть основные цвета.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.
  • Учить детей действовать с природным материалом.
  • Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук,        координацию движений.
  • Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

 

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность «В гости к мышке»

Приложение 7

2

Коммуникация

- заучивание «По ровненькой дорожке шагают наши ножки»

 

3

Социализация

- игра «Найди шарик»;

- игра «Песочная картина»

Приложение 6

 

4

Предметно – развивающая среда

изготовление картотеки игр с водой и песком.

 

5

Работа с родителями

 

- консультация «Как играть  с песком и водой »

Приложение 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

Цель:

- Закрепить   знания детей о свойстве песка - удерживать воду.

- Формировать  представление детей о свойстве воды - возможность окрашивания.

 

Задачи:

  • Развивать фантазию, творческие способности.
  • Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.
  • Приучать  называть основные цвета.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности.

 

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность «Речка и ручеек»

Приложение 9

2

Коммуникация

- чтение художественной литературы «Снег, снег, кружится, белая вся улица»

 

3

Социализация

- игра «Водяная мельница»;

- игра «Разноцветная водичка»

Приложение 9

 

4

Предметно – развивающая среда

- изготовление дидактических игр: «Путешествие кораблика», «Тонущие и плавающие предметы»

 

 

Приложение 14

 

 

5

Работа с родителями

- консультация

«Лед, вода и песочек»

 

 

Приложение 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь

Цель:

- Закрепить  знания детей о свойствах сухого и влажного песка.

- Дать   представление о свойстве снега превращаться в воду.

 

Задачи:

  • Формировать представление о количестве (один - много), размере (большой - маленький).
  • Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов.
  • Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
  • Воспитывать заботливое отношение к животным.
  • Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными  материалами.
  • Воспитывать положительное отношение к персонажу-Снеговику.

 

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность «Снеговик в гостях у детей»

 

2

Коммуникация

- разучивание: речевое упражнение с движением  «Снеговик»

 

3

Социализация

- игра «Круги на воде»;

- игра «Вода из снега»;

- игра «Круги на песке »

Приложение 11

 

4

Предметно – развивающая среда

- подборка художественной литературы  (сказки, песни, загадки, прибаутки)

 

5

Работа с родителями

- совместная опытно – экспериментальная деятельность «Найди бусинку»

- консультация « Игры с песком водой и крупой»

 

 

Приложение 13

 

Приложение 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

Цель:

- Учить  детей выкладывать форму из влажного песка.

- Дать  представление о свойстве воды превращаться в лёд.

 

Задачи:

  • Формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий.
  • Развивать общую моторику рук, координацию движений.
  • Воспитывать доброжелательность, желание помочь.
  • Формировать умение называть основные цвета.
  • Воспитывать положительное отношение персонажу.

 

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность «Песчаные отпечатки»

Приложение13

2

Коммуникация

- разучивание «Я пеку, пеку, пеку»

 

3

Социализация

- игра «Переливалочки »;

- игра «Печем печенье»

- игра «Горки для козлят»

Приложение 14

 

4

Предметно – развивающая среда

- пополнение уголка детского экспериментирования (совочки, лейки, сачки и т.д.)

 

5

Работа с родителями

- изготовление  сборника игр для мам и пап   «Сыпь песок, лей водичку»

 

Приложение 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

Цель:

- Закрепить    умение определять свойства сухого (сыпется) и мокрого (держит форму) песка.

 - Дать  понятие о свойствах и качествах льда.

Задачи:

  • Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить  умение пользоваться ситом.
  • Развивать  общую и мелкую моторику.
  • Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.
  • Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе).
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

 

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность «Поварёнок»

Приложение 16

 

2

Коммуникация

- разучивание  «Мишка косолапый»

 

 

3

Социализация

- игры детей с песком «Маленький художник»

-  «Песочный праздник»

 

Приложение 17

 

 

4

Предметно – развивающая среда

- пополнение уголка детского экспериментирования

 

5

Работа с родителями

- пополнение уголка детского экспериментирования

- консультация «Кидаем в воду все подряд!»

Приложение 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

Цель:

- Продолжать  учить детей выкладывать формы из влажного песка.

- Формировать  у детей умение называть температуру воды

Задачи:

  • Приучать детей договаривать слова знакомой сказки
  • Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
  • Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.
  • Упражнять  в назывании предметов одежды, белья.
  • Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз).
  • Воспитывать  интерес к трудовым действиям взрослых.

 

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность «Постираем кукле платье»

Приложение 19

2

Коммуникация

- чтение знакомых сказок

 

3

Социализация

- игра «Печём печенье»

- игра «Ловим шарики»;

- игра «Водяная мельница»

Приложение 20

4

Предметно – развивающая среда

- пополнение дидактическими играми, «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает»

Приложение 22

5

Работа с родителями

- выпуск фотоальбома «Наши друзья – песок и вода»

 

Приложение 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май

Цель:

- Закрепить  умение детей выкладывать формы из влажного песка.

- Закрепить   умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая».

Задачи:

  • Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы.
  • Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность.
  • Воспитывать положительное отношение к персонажу.
  • Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними.
  • Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи.
  • Воспитывать культурно- гигиенические навыки,  поведения.

 

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность «Найди бусинки»

Приложение 13

2

Коммуникация

- игры на мелкую моторику рук

 

3

Социализация

- игра «Печем печенье»;

- игра «Ловим шарики»;

- игра «Постираем кукле белье»

Приложение 23

 

 

4

Предметно – развивающая среда

пополнение уголка детского экспериментирования

 

5

Работа с родителями

- презентация проекта на едином проектном дне в ДОУ;

- праздничное развлечение «Весеннее развлечение с Лисичкой»

Приложение 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

 

«Мокрые  ладошки, песочные  дорожки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект  предназначен для работы с детьми  раннего  возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность

Ведущим познавательным процессом  в  раннем  возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.

Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.  Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.

         Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной  деятельности. Для этого необходим системный подход, позволяющий   ежедневно включать ребенка  в поисковую, творческую деятельность, способствующей формированию у него обследовательских действий.

         Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

         Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.

Такой подход способствует формированию целостного восприятия мира.

         Формирование обследовательских действий  происходит в предметной деятельности. Для успешной ее организации  была создана  нестандартная предметно – развивающая среда.  

Реализация такого подхода к развитию восприятия детей раннего возраста позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), группируют, находят и называют предметы ближайшего окружения, соотносят предметы по выделенным признакам. Совместно с взрослыми выполняют некоторые обследовательские действия, используют их в самостоятельной деятельности.  Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.

Данный материал позволяет  вести целенаправленную работу  по формированию у детей раннего возраста элементарных обследовательских действий как условия восприятия  окружающего мира. Он может быть использован  воспитателями групп раннего возраста.

 

 

 

 

 

 

Паспорт  проекта

 

Тип проекта:  групповой,  долгосрочный

 

По содержанию:  познавательный

 

По  доминирующей деятельности:  исследовательский

 

Участники проекта:  дети  ясельной  группы,  родители,  воспитатели

 

Срок  реализации:  сентябрь – май

 

Цель  проекта

Формирование  умения  экспериментировать  через  знакомство  со  свойствами  воды  и  песка,  развивать  мелкую  моторику  рук  и  обогащать  словарный  запас  детей  раннего  возраста.

 

Задачи

1.  Укреплять  физическое  и  психическое  здоровье  детей,  обеспечивая  эмоциональное  благополучие;

  1.  Расширять  кругозор  детей,  их  познавательные  способности;

3.   Расширять  опыт  ориентировки  в  окружающем,  обогащать  детей  разнообразными  сенсорными  впечатлениями;

4.   Формировать  коммуникативные  навыки  детей,  способствующие  успешной  адаптации  в  коллективе;

5.   Развивать  мелкую  моторику  рук.

 

Условия  успешной  реализации  проекта

  1. Создание  условий  для  детской  деятельности  в  рамках  проекта
  2. Готовность  педагога  к  осуществлению  экологического  образования  детей
  3. Создание  экспериментального  уголка  в  группе
  4. Личностно-ориентированное  взаимодействие  взрослого  и  ребёнка  в  процессе  осуществления  проекта
  5. Осуществление  тесного  сотрудничества  со  всеми  сотрудниками  детского  сада
  6. Активное  участие  родителей  в  проектной  деятельности

 

 

Формы  работы  по  проекту

 

Работа  с  детьми:

  • Чтение и рассматривание  художественной литературы (потешки, прибаутки, шутки).
  • Проведение  игр с песком, водой.
  • Проведение игровых занятий.
  • Пополнение  предметно - развивающей среды группы;
  • Опытно – экспериментальная деятельность

 

Работа  с  родителями:

  • Подбор художественной литературы;
  • Выполнение творческих заданий;
  • Совместная опытно – экспериментальная деятельность;
  • Консультации

 

 

Структура и содержание проекта

 

В данном проекте  представлены:

 

  • перспективный план работы на учебный год;
  • сборник  игровых занятий;
  • опыты с песком и водой
  • иллюстрированный альбом «Водичка, водичка»;
  • консультации для родителей и педагогов по проведению игровых занятий и опытно – исследовательской деятельности с детьми.

 

Предполагаемый результат

  • Получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми
  • Возникает интерес к значимой деятельности
  • Владеют элементарными навыками продуктивной деятельности
  • Владеют действиями с предметами, разнообразными способами использования предметов
  • Знают и хорошо ориентируются в отношении величин предметов, различают цвета
  • Способны ясно выразить мысль, вступить в диалоговое общение, используют обобщающие  понятия

 

Продукт  проектной  деятельности:

-  Игровое  развлечение  «Игры  и  забавы»

-  Презентация  проекта

-  Создание  предметно-развивающей  среды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективное  планирование работы по реализации проекта

 

Сентябрь

Цель:

- Формировать знания  о свойствах сухого и влажного песка;                  

- Познакомить детей со свойствами воды

Задачи:

  • Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони);
  • Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений;
  • Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной  деятельности;
  • Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов;
  • Развивать активный словарь;
  • Воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке.

 

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность, знакомство детей со свойствами воды.

Приложение 1

2

Коммуникация

- подбор художественной литературы (стихи, потешки, песенки);

- заучивание потешки «Водичка, водичка»;

- рассматривание иллюстраций

 

3

Социализация

- игра с водой «Водичка, водичка»- игра с песком «Печем печенье»

Приложение 1

 

4

Предметно – развивающая среда

- пополнение уголка детского экспериментирования

 

5

Работа с родителями

- пополнение уголка детского экспериментирования

- консультация «Развивающие детские игры с песком и водой»;

- изготовление буклета «Мокрые ладошки, песочные дорожки»

 

 

Приложение 2

 

Приложение      25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь

Цель:

- Закрепить  знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.

- Познакомить  детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.

Задачи:

  • Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.
  • Развивать фантазию, творческие способности.
  • Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.
  • Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками.
  • Развивать умение проговаривать знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики.
  • Воспитывать  положительное отношение к персонажу.

 

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность, знакомство детей со свойствами влажного песка.

Приложение 3

2

Коммуникация

- коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные)

 

3

Социализация

- игра «Что как плавает»;

- игра «Чудо пекарь»:

- игра «Разливаем суп»

Приложение 4

 

4

Предметно – развивающая среда

пополнение уголка детского экспериментирования материалами и оборудованием для экспериментальной деятельности

 

5

Работа с родителями

- консультация «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем»

Приложение 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

Цель:

- Закрепить  знания детей о свойствах воды и песка

 - Формировать  у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.

 

Задачи:

  • Формировать умение узнавать и называть основные цвета.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.
  • Учить детей действовать с природным материалом.
  • Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук,        координацию движений.
  • Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

 

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность «В гости к мышке»

Приложение 7

2

Коммуникация

- заучивание «По ровненькой дорожке шагают наши ножки»

 

3

Социализация

- игра «Найди шарик»;

- игра «Песочная картина»

Приложение 6

 

4

Предметно – развивающая среда

изготовление картотеки игр с водой и песком.

 

5

Работа с родителями

 

- консультация «Как играть  с песком и водой »

Приложение 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

Цель:

- Закрепить   знания детей о свойстве песка - удерживать воду.

- Формировать  представление детей о свойстве воды - возможность окрашивания.

 

Задачи:

  • Развивать фантазию, творческие способности.
  • Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.
  • Приучать  называть основные цвета.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности.

 

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность «Речка и ручеек»

Приложение 9

2

Коммуникация

- чтение художественной литературы «Снег, снег, кружится, белая вся улица»

 

3

Социализация

- игра «Водяная мельница»;

- игра «Разноцветная водичка»

Приложение 9

 

4

Предметно – развивающая среда

- изготовление дидактических игр: «Путешествие кораблика», «Тонущие и плавающие предметы»

 

 

Приложение 14

 

 

5

Работа с родителями

- консультация

«Лед, вода и песочек»

 

 

Приложение 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь

Цель:

- Закрепить  знания детей о свойствах сухого и влажного песка.

- Дать   представление о свойстве снега превращаться в воду.

 

Задачи:

  • Формировать представление о количестве (один - много), размере (большой - маленький).
  • Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов.
  • Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
  • Воспитывать заботливое отношение к животным.
  • Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными  материалами.
  • Воспитывать положительное отношение к персонажу-Снеговику.

 

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность «Снеговик в гостях у детей»

 

2

Коммуникация

- разучивание: речевое упражнение с движением  «Снеговик»

 

3

Социализация

- игра «Круги на воде»;

- игра «Вода из снега»;

- игра «Круги на песке »

Приложение 11

 

4

Предметно – развивающая среда

- подборка художественной литературы  (сказки, песни, загадки, прибаутки)

 

5

Работа с родителями

- совместная опытно – экспериментальная деятельность «Найди бусинку»

- консультация « Игры с песком водой и крупой»

 

 

Приложение 13

 

Приложение 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

Цель:

- Учить  детей выкладывать форму из влажного песка.

- Дать  представление о свойстве воды превращаться в лёд.

 

Задачи:

  • Формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий.
  • Развивать общую моторику рук, координацию движений.
  • Воспитывать доброжелательность, желание помочь.
  • Формировать умение называть основные цвета.
  • Воспитывать положительное отношение персонажу.

 

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность «Песчаные отпечатки»

Приложение13

2

Коммуникация

- разучивание «Я пеку, пеку, пеку»

 

3

Социализация

- игра «Переливалочки »;

- игра «Печем печенье»

- игра «Горки для козлят»

Приложение 14

 

4

Предметно – развивающая среда

- пополнение уголка детского экспериментирования (совочки, лейки, сачки и т.д.)

 

5

Работа с родителями

- изготовление  сборника игр для мам и пап   «Сыпь песок, лей водичку»

 

Приложение 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

Цель:

- Закрепить    умение определять свойства сухого (сыпется) и мокрого (держит форму) песка.

 - Дать  понятие о свойствах и качествах льда.

Задачи:

  • Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить  умение пользоваться ситом.
  • Развивать  общую и мелкую моторику.
  • Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.
  • Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе).
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

 

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность «Поварёнок»

Приложение 16

 

2

Коммуникация

- разучивание  «Мишка косолапый»

 

 

3

Социализация

- игры детей с песком «Маленький художник»

-  «Песочный праздник»

 

Приложение 17

 

 

4

Предметно – развивающая среда

- пополнение уголка детского экспериментирования

 

5

Работа с родителями

- пополнение уголка детского экспериментирования

- консультация «Кидаем в воду все подряд!»

Приложение 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

Цель:

- Продолжать  учить детей выкладывать формы из влажного песка.

- Формировать  у детей умение называть температуру воды

Задачи:

  • Приучать детей договаривать слова знакомой сказки
  • Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
  • Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.
  • Упражнять  в назывании предметов одежды, белья.
  • Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз).
  • Воспитывать  интерес к трудовым действиям взрослых.

 

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность «Постираем кукле платье»

Приложение 19

2

Коммуникация

- чтение знакомых сказок

 

3

Социализация

- игра «Печём печенье»

- игра «Ловим шарики»;

- игра «Водяная мельница»

Приложение 20

4

Предметно – развивающая среда

- пополнение дидактическими играми, «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает»

Приложение 22

5

Работа с родителями

- выпуск фотоальбома «Наши друзья – песок и вода»

 

Приложение 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май

Цель:

- Закрепить  умение детей выкладывать формы из влажного песка.

- Закрепить   умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая».

Задачи:

  • Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы.
  • Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность.
  • Воспитывать положительное отношение к персонажу.
  • Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними.
  • Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи.
  • Воспитывать культурно- гигиенические навыки,  поведения.

 

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность «Найди бусинки»

Приложение 13

2

Коммуникация

- игры на мелкую моторику рук

 

3

Социализация

- игра «Печем печенье»;

- игра «Ловим шарики»;

- игра «Постираем кукле белье»

Приложение 23

 

 

4

Предметно – развивающая среда

пополнение уголка детского экспериментирования

 

5

Работа с родителями

- презентация проекта на едином проектном дне в ДОУ;

- праздничное развлечение «Весеннее развлечение с Лисичкой»

Приложение 24

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

Ведущим познавательным процессом  в  раннем  возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.

Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.  Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.

        Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной  деятельности. Для этого необходим системный подход, позволяющий   ежедневно включать ребенка  в поисковую, творческую деятельность, способствующей формированию у него обследовательских действий.

        Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.        Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

        Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.

Такой подход способствует формированию целостного восприятия мира.

        Формирование обследовательских действий  происходит в предметной деятельности. Для успешной ее организации  была создана  нестандартная предметно – развивающая среда.  

Реализация такого подхода к развитию восприятия детей раннего возраста позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), группируют, находят и называют предметы ближайшего окружения, соотносят предметы по выделенным признакам. Совместно с взрослыми выполняют некоторые обследовательские действия, используют их в самостоятельной деятельности.  Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.

Данный материал позволяет  вести целенаправленную работу  по формированию у детей раннего возраста элементарных обследовательских действий как условия восприятия  окружающего мира. Он может быть использован  воспитателями групп раннего возраста.

Паспорт  проекта

Тип проекта:  групповой,  долгосрочный

По содержанию:  познавательный

По  доминирующей деятельности:  исследовательский

Участники проекта:  дети  ясельной  группы,  родители,  воспитатели

Срок  реализации:  сентябрь – май

Цель  проекта

Формирование  умения  экспериментировать  через  знакомство  со  свойствами  воды  и  песка,  развивать  мелкую  моторику  рук  и  обогащать  словарный  запас  детей  раннего  возраста.

Задачи

1.  Укреплять  физическое  и  психическое  здоровье  детей,  обеспечивая  эмоциональное  благополучие;

  1.  Расширять  кругозор  детей,  их  познавательные  способности;

3.   Расширять  опыт  ориентировки  в  окружающем,  обогащать  детей  разнообразными  сенсорными  впечатлениями;

4.   Формировать  коммуникативные  навыки  детей,  способствующие  успешной  адаптации  в  коллективе;

5.   Развивать  мелкую  моторику  рук.

Условия  успешной  реализации  проекта

  1. Создание  условий  для  детской  деятельности  в  рамках  проекта
  2. Готовность  педагога  к  осуществлению  экологического  образования  детей
  3. Создание  экспериментального  уголка  в  группе
  4. Личностно-ориентированное  взаимодействие  взрослого  и  ребёнка  в  процессе  осуществления  проекта
  5. Осуществление  тесного  сотрудничества  со  всеми  сотрудниками  детского  сада
  6. Активное  участие  родителей  в  проектной  деятельности

Формы  работы  по  проекту

Работа  с  детьми:

  • Чтение и рассматривание  художественной литературы (потешки, прибаутки, шутки).
  • Проведение  игр с песком, водой.
  • Проведение игровых занятий.
  • Пополнение  предметно - развивающей среды группы;
  • Опытно – экспериментальная деятельность

Работа  с  родителями:

  • Подбор художественной литературы;
  • Выполнение творческих заданий;
  • Совместная опытно – экспериментальная деятельность;
  • Консультации

Структура и содержание проекта

В данном проекте  представлены:

  • перспективный план работы на учебный год;
  • сборник  игровых занятий;
  • опыты с песком и водой
  • иллюстрированный альбом «Водичка, водичка»;
  • консультации для родителей и педагогов по проведению игровых занятий и опытно – исследовательской деятельности с детьми.

Предполагаемый результат

  • Получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми
  • Возникает интерес к значимой деятельности
  • Владеют элементарными навыками продуктивной деятельности
  • Владеют действиями с предметами, разнообразными способами использования предметов
  • Знают и хорошо ориентируются в отношении величин предметов, различают цвета
  • Способны ясно выразить мысль, вступить в диалоговое общение, используют обобщающие  понятия

Продукт  проектной  деятельности:

-  Игровое  развлечение  «Игры  и  забавы»

-  Презентация  проекта

-  Создание  предметно-развивающей  среды

Перспективное  планирование работы по реализации проекта

Сентябрь

Цель:

- Формировать знания  о свойствах сухого и влажного песка;                  

- Познакомить детей со свойствами воды

Задачи:

  • Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони);
  • Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений;
  • Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной  деятельности;
  • Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов;
  • Развивать активный словарь;
  • Воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность, знакомство детей со свойствами воды.

Приложение 1

2

Коммуникация

- подбор художественной литературы (стихи, потешки, песенки);

- заучивание потешки «Водичка, водичка»;

- рассматривание иллюстраций

3

Социализация

- игра с водой «Водичка, водичка»- игра с песком «Печем печенье» 

Приложение 1

4

Предметно – развивающая среда

- пополнение уголка детского экспериментирования

5

Работа с родителями

- пополнение уголка детского экспериментирования

- консультация «Развивающие детские игры с песком и водой»;

- изготовление буклета «Мокрые ладошки, песочные дорожки»

Приложение 2

Приложение      25

Октябрь

Цель:

- Закрепить  знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.

- Познакомить  детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.

Задачи:

  • Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.
  • Развивать фантазию, творческие способности.
  • Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.
  • Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками.
  • Развивать умение проговаривать знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики.
  • Воспитывать  положительное отношение к персонажу.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность, знакомство детей со свойствами влажного песка.

Приложение 3

2

Коммуникация

- коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные)

3

Социализация

- игра «Что как плавает»;

- игра «Чудо пекарь»:

- игра «Разливаем суп»

Приложение 4

4

Предметно – развивающая среда

пополнение уголка детского экспериментирования материалами и оборудованием для экспериментальной деятельности

5

Работа с родителями

- консультация «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем»

Приложение 5

Ноябрь

Цель:

- Закрепить  знания детей о свойствах воды и песка

 - Формировать  у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.

Задачи:

  • Формировать умение узнавать и называть основные цвета.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.
  • Учить детей действовать с природным материалом.
  • Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук,        координацию движений.
  • Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность «В гости к мышке»

Приложение 7

2

Коммуникация

- заучивание «По ровненькой дорожке шагают наши ножки»

3

Социализация

- игра «Найди шарик»;

- игра «Песочная картина»

Приложение 6

4

Предметно – развивающая среда

изготовление картотеки игр с водой и песком.

5

Работа с родителями

- консультация «Как играть  с песком и водой »

Приложение 8

Декабрь

Цель:

- Закрепить   знания детей о свойстве песка - удерживать воду.

- Формировать  представление детей о свойстве воды - возможность окрашивания.

Задачи:

  • Развивать фантазию, творческие способности.
  • Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.
  • Приучать  называть основные цвета.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность «Речка и ручеек»

Приложение 9

2

Коммуникация

- чтение художественной литературы «Снег, снег, кружится, белая вся улица»

3

Социализация

- игра «Водяная мельница»;

- игра «Разноцветная водичка»

Приложение 9

4

Предметно – развивающая среда

- изготовление дидактических игр: «Путешествие кораблика», «Тонущие и плавающие предметы»

Приложение 14

5

Работа с родителями

- консультация

«Лед, вода и песочек»

Приложение 10

Январь

Цель:

- Закрепить  знания детей о свойствах сухого и влажного песка.

- Дать   представление о свойстве снега превращаться в воду.

Задачи: 

  • Формировать представление о количестве (один - много), размере (большой - маленький).
  • Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов.
  • Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
  • Воспитывать заботливое отношение к животным.
  • Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными  материалами.
  • Воспитывать положительное отношение к персонажу-Снеговику.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность «Снеговик в гостях у детей»

2

Коммуникация

- разучивание: речевое упражнение с движением  «Снеговик»

3

Социализация

- игра «Круги на воде»;

- игра «Вода из снега»;

- игра «Круги на песке »

Приложение 11

4

Предметно – развивающая среда

- подборка художественной литературы  (сказки, песни, загадки, прибаутки)

5

Работа с родителями

- совместная опытно – экспериментальная деятельность «Найди бусинку»

- консультация « Игры с песком водой и крупой»

Приложение 13

Приложение 12

Февраль

Цель:

- Учить  детей выкладывать форму из влажного песка.

- Дать  представление о свойстве воды превращаться в лёд.

Задачи: 

  • Формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий.
  • Развивать общую моторику рук, координацию движений.
  • Воспитывать доброжелательность, желание помочь.
  • Формировать умение называть основные цвета.
  • Воспитывать положительное отношение персонажу.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность «Песчаные отпечатки»

Приложение13

2

Коммуникация

- разучивание «Я пеку, пеку, пеку»

3

Социализация

- игра «Переливалочки »;

- игра «Печем печенье»

- игра «Горки для козлят»

Приложение 14

4

Предметно – развивающая среда

- пополнение уголка детского экспериментирования (совочки, лейки, сачки и т.д.)

5

Работа с родителями

- изготовление  сборника игр для мам и пап   «Сыпь песок, лей водичку»

Приложение 15

Март

Цель: 

- Закрепить    умение определять свойства сухого (сыпется) и мокрого (держит форму) песка.

 - Дать  понятие о свойствах и качествах льда.

Задачи: 

  • Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить  умение пользоваться ситом.
  • Развивать  общую и мелкую моторику.
  • Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.
  • Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе).
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность «Поварёнок»

Приложение 16

2

Коммуникация

- разучивание  «Мишка косолапый»

3

Социализация

- игры детей с песком «Маленький художник»

-  «Песочный праздник»

Приложение 17

4

Предметно – развивающая среда

- пополнение уголка детского экспериментирования

5

Работа с родителями

- пополнение уголка детского экспериментирования

- консультация «Кидаем в воду все подряд!»

Приложение 18

Апрель

Цель: 

- Продолжать  учить детей выкладывать формы из влажного песка.

- Формировать  у детей умение называть температуру воды

Задачи:

  • Приучать детей договаривать слова знакомой сказки
  • Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
  • Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.
  • Упражнять  в назывании предметов одежды, белья.
  • Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз).
  • Воспитывать  интерес к трудовым действиям взрослых.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность «Постираем кукле платье»

Приложение 19

2

Коммуникация

- чтение знакомых сказок

3

Социализация

- игра «Печём печенье»

- игра «Ловим шарики»;

- игра «Водяная мельница»

Приложение 20

4

Предметно – развивающая среда

- пополнение дидактическими играми, «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает»

Приложение 22

5

Работа с родителями

- выпуск фотоальбома «Наши друзья – песок и вода»

Приложение 21

Май

Цель: 

- Закрепить  умение детей выкладывать формы из влажного песка.

- Закрепить   умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая».

Задачи:

  • Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы.
  • Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность.
  • Воспитывать положительное отношение к персонажу.
  • Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними.
  • Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи.
  • Воспитывать культурно- гигиенические навыки,  поведения.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познание

- экспериментальная деятельность «Найди бусинки»

Приложение 13

2

Коммуникация

- игры на мелкую моторику рук

3

Социализация

- игра «Печем печенье»;

- игра «Ловим шарики»;

- игра «Постираем кукле белье»

Приложение 23

4

Предметно – развивающая среда

пополнение уголка детского экспериментирования

5

Работа с родителями

- презентация проекта на едином проектном дне в ДОУ;

- праздничное развлечение «Весеннее развлечение с Лисичкой»

Приложение 24