Игры и игровые ситуации как средство развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников
статья по теме

Иванова Марина Эдуардовна

Предназначено для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_igrovye_situatsii.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

             ИГРЫ И ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО
         РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ
                            СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Содержание

Введение                                                                                                            3

Глава 1 Теоретические аспекты понятий  "игра" и "отзывчивость"

1.1. Игры, актуальные для развития личности дошкольника                       5

1.2. Чувства и этические представления дошкольника                                 9

1.3. Эмоциональная отзывчивость  дошкольника в процессе игровой деятельности                                                                                                     14

Глава 2 Практическое исследование эмоциональной отзывчивости дошкольников

2.1. Определение задач проведения занятия в игровой форме                    20

2.2. Этапы построения игрового занятия                                                       20

2.3. Практическая реализация и выводы                                                        22

Заключение                                                                                                       24

Список использованной литературы                                                              25


                                                    Введение

Считаю, что можно с уверенностью судить об актуальности данной проблемы, и важности ее научного исследования. Игровая деятельность вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование детского общества. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы. Игровая деятельность способствует развитию памяти и интеллекта (осуществляется переход от наглядно-действенного к элементам словесно-логического мышления), а также воображения как психологической основы творчества.

В игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в концентрированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития.

Цель исследования: рассмотреть игры как средства развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников.

Задачи исследования:

  1. раскрыть понятие «игра» и «отзывчивость»;
  2. сделать теоретический анализ развития отзывчивости дошкольника в игровой деятельности;
  3. практическим путем обосновать целесообразность применения игровых методик для развития эмоциональной отзывчивости дошкольников.

Гипотеза исследования: игра является ведущим видом деятельности дошкольника, следовательно, и наиболее эффективным средством воспитательно-образовательной работы, которое позволит развить у дошкольников эмоциональную отзывчивость.

Объект исследования: личность дошкольника.

Предмет исследования: эмоциональная отзывчивость в процессе игровой деятельности.

При написании данной работы я применяла следующие методы:

  • анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
  • наблюдение (в процессе реализации игровой методики).

Работа состоит из двух глав. Первая носит теоретический, а вторая практический характер. В теоретической главе я рассматриваю понятие «игра», «отзывчивость» и развитие эмоциональной отзывчивости дошкольника в игровой деятельности. В практической главе  предлагаю вашему вниманию игровые ситуации, направленные на развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников.

Считаю, что первостепенное значение в развитии эмоциональной отзывчивости  имеет игра, которая диктуется логикой личностного развития дошкольника. Именно при активном использовании игровых приемов в педагогическом процессе соподчинение интересов, то есть интересы ребенка подкрепляются игровой ситуацией, а интересы воспитателя совпадают с его педагогической позицией.


Глава 1. Теоретические аспекты понятий «игра» и «отзывчивость».

1.1.  Игры, актуальные для развития личности дошкольника.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»(16).

Элементы ролевой игры начинают развиваться еще в раннем детстве. В дошкольном возрасте игра складывается в специфическую деятельность, которая имеет сложную структуру. Для дошкольника игра – ведущий вид деятельности, вызывающий в его психике качественные изменения (о которых было упомянуто выше). Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, не говоря о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Таким образом, – человеческая игра это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.

Известно такое многообразие игр дошкольников, что необходимо структурировать наши знания, – в противном случае возникнет путаница.

Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.

Начнем обзор с  сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры имеют следующие структурные компоненты:

Сюжет – то есть действительность, которую отражают дети в своих играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой деятельности. При этом, каждому дошкольному возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета (от сосредоточения на выполнении действия до отражения сложных социальных отношений).

Содержание – тот момент, который выделяет ребенок, как основной в деятельности взрослых.

На протяжении дошкольного детства происходит усложнение, как сюжета, так и содержания игры.

В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.

Дидактические игры – это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила, т.е. дидактические игры применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер). Дидактические игры имеют цель, т.е. эта игра направлена на получение конкретного результата. Цель имеет два аспекта:

  • познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка;
  • воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Цель дидактической игры направлена на развитие определенных психических процессов, способностей. В случае нашего исследования цель– развитие сочувствия, сопереживания, вежливости, чуткости. Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.

Важной особенностью игры являются игровые правила, которые доносят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.

Взрослый организует игру и направляет ее – он помогает преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка.

Дидактические игры являются осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно включается. Полученный социальный опыт становится его личным достоянием, так как его можно применить и в других условиях.

Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового. Среди дидактических игр можно выделить:

  1. игры, направленные на развитие гуманных, нравственных отношений, волевых качеств личности, которые выражаются в поступках и действиях.
  2. игры, способствующие сенсорному развитию (слуховое восприятие, восприятие цвета, формы, качеств, величины). Они актуальны для младших дошкольников, когда ребенок еще не выделяет и не осознает отличительные качества окружающих предметов. Играя, ребенок учится приемам зрительного, слухового, осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качества и обозначать соответствующим словом, т.е. у него формируются сенсорные эталоны, которые являются основой для полноценного восприятия окружающей действительности.
  3. игры, развивающие познавательные процессы (интеллект, память, внимание, речь).

В каждой дидактической игре есть два начала: одно носит развлекательный, другое – серьезный характер. Соотношение этих двух начал определяет вид игры.(1)

Подвижные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях. Отличительная черта подвижных игр – их эмоциональность (нельзя допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации. Существуют подвижные игры, направленные на развитие ловкости, координации движения, скорости и т.д.

Нужно выделить  еще один вид игр, который вызывает интерес у дошкольников. Возможно, этот вид игр не так широко используется детьми (в силу того, что требует специального вмешательства взрослого), но их педагогическая ценность неоспорима.

Театрализованные игры – делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.

Театрализованные игры делят на режиссерские и игры-драматизации.

К режиссерским  относят настольный театр, теневой театр. Тут ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

1.2. Чувства и этические представления дошкольника.

Когда мы наблюдаем за природой или читаем интересную книгу, то наряду с познавательной деятельностью мы проявляем свое отношение к новому миру.

Наблюдая за природой, мы радуемся, сопереживаем, вызываем удовольствие или разочарование, если кто-то приносит вред природе. Радость, досада, боязнь – вот разнообразный спектр чувств и эмоций, возникающий в процессе познания и деятельности человека.

Эмоции и чувства – это личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к себе. Мир чувств и эмоций сложен. Богатство эмоциональных переживаний помогает нам глубже понимать происходящее. Эмоции и чувства придают словам и поступкам своеобразный колорит. Положительные переживания воодушевляют нас в творческих поисках.

Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

«Те высокие нравственные, эстетические, интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания».(8)

Этическое развитие ребенка, формирование его моральных представлений связано c развитием эмоциональной сферы дошкольника. Нетрудно передать ребенку значения об этической норме, требовать контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм недостаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, по собственному желанию поступал нравственно.

Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние), и в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви). Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. Уже в раннем детстве ребенок усваивает элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими. В два-три года ребенок способен проявлять элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности, уважения. Если ребенка правильно воспитывать, он старается вести себя так, чтобы заслужить одобрение близких. В три-четыре года ребенку доступны несложные формы организации поведения: не разговаривать громко, не толкать прохожих. Пятилетние дети учатся оценивать свои и чужие поступки, поэтому важно формировать в них восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. У них появляются оценочные суждения о собственном поведении «я вел себя хорошо», «своим поступком я огорчил маму».

Движущей силой в преодолении поведения, не соответствующего нравственной норме, является противоречие между представлением ребенка о себе как хорошем и квалификации своего поступка как плохого. К концу дошкольного возраста появляется еще более высокая осознанность поступков. В этот период важно формировать у дошкольника критическое отношение к тому, что не дозволено. Родители и педагоги используют ситуации, в которых ребенок может дать оценку собственным действиям. Взрослые побуждают оценивать поступок: «Кому ты помогал сегодня?», «Что ты делаешь для того, чтобы поднять маме настроение?».

Изучение  проблемы агрессивного поведения детей позволил выделить в качестве важнейшего фактора, контролирующего агрессию – формирование эмпатии. В психологии под эмпатией понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально встать на место другого человека, переживающего какие-либо чувства. Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений. Эмоционально-нравственные основы культуры личности закладываются уже в дошкольном возрасте. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.

Яркую оценку эмпатии дал известный педагог В.А, Сухомлинский: «Глухой к другим людям – останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков…»(16).

Подробно механизмы проявления эмпатии раскрыты в работах зарубежных ученых, в частности К. Рождерса, который считает, что быть в состоянии эмпатии значит воспринимать внутренний мир другого точно, но без потери ощущения «как будто». Термином «эмпатия» он определяет личностную черту – способность к пониманию и сопереживанию.

С возрастом развивается способность ребенка переживать за другого, что связано с возрастными изменениями у него темперамента, эмоциональной возбудимости, а также с влиянием социального окружения. На ранних стадиях психического развития ребенка закладывается первый компонент эмпатийного процесса – сопереживание, проявляющееся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация. Сопереживание – это переживание сходной эмоции с объектом. По мере становления второго компонента эмпатийного процесса сочувствия доминирующую роль начинают играть когнитивные компоненты, знания моральных принципов и социальные ориентации ребенка. Сочувствие выражается в стремлении оказать помощь другому. Подлинная эмпатия предполагает: высокую эмоциональную чувственность; высокий уровень понимания.

На основе таких двух компонентов эмпатийного процесса, как сопереживание и сочувствие, у детей  возникает импульс к содействию другим, который побуждает ребенка к конкретным поступкам. Л.П. Стрелкова отмечает, что «переход к реальному содействию возможен при расширении круга переживаемых эмоций»(15). В исследованиях А.А. Рояк и А.Б. Николаевой доказана роль игровой деятельности в формировании у детей способности к сочувствию, сопереживанию.

В старшем дошкольном возрасте, наряду с развивающимся чувством «Я», у ребенка складывается представление о «Я» других людей, отличном от его собственного. В этот период важно научить ребенка учитывать интересы других, их потребности, выраженные в переживаниях. Для развития отзывчивого поведения ребенку необходимо зрительно воспринять или эмоционально осознать ценность своих поступков.

Для развития эмпатии важно учитывать, что в возрасте 5-7 лет ребенок особенно восприимчив влиянию взрослого. В связи с этим немаловажное значение имеет и то, насколько педагог и родители сами обладают эмоциональной отзывчивостью на переживания ребенка, умеют прийти ему на помощь.

С учетом актуальности проблемы развития эмоциональной отзывчивости у детей и профилактики агрессивности в детском возрасте необходимо проводить с детьми игровые занятия, направленные на решение следующих задач:

  • расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»;
  • развитие способности к эмоциональному сопереживанию;
  • развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;
  • формирование ценностного отношения к моральной стороне поступков;
  • воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным.

При разработке занятий необходимо учитывать факторы, влияющие на эмпатийность детей:

  • степень близости с объектом;
  • частота общения с ним;
  • интенсивность стимула, вызывающего эмпатию (боль, слезы);
  • предыдущий опыт эмпатии.

Задача педагога на каждом игровом занятии обращать внимание детей на нравственную сторону поступков людей: учить видеть и определять характер отношений определенного человека к другим людям, животным и дать ему моральную оценку. Важно побуждать детей задумываться над мотивами поступка, устанавливать взаимосвязь мотива и результата поступка.

Эффективным способом активного отношения ребенка к обсуждаемой нравственной проблеме является обращение  к уже имеющемуся у него опыту, сравнению пережитых им самим чувств с чувствами тех людей, сверстников, о которых он узнал из содержания художественного произведения или проблемной ситуации. Ситуации, требующие поставить себя на место другого, способствуют формированию осмысления переживаний других людей, животных. Большое значение в развитии эмоциональной отзывчивости у детей имеет и постановка вопроса, побуждающего, например, по внешним признакам определять и понимать состояние человека. Вопрос «Как бы ты поступил..?» помогает ребенку связать услышанное или прочитанное с собственным нравственным опытом, переживаниями.

Эмоциональные проявления старших дошкольников показывают, как разнообразны чувства детей, как полна их жизнь. Но чувства детей надо воспитывать, иначе из ребенка вырастет убогая личность.

1.3. Эмоциональная отзывчивость дошкольника  в процессе игровой деятельности.

Сюжетно-ролевая игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника “обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.

Условием нравственного развития является развитие произвольности психических процессов и поведения ребенка, а также развитие его самооценки.

Но нравственное развитие обуславливается и тем, как дошкольник усваивает нравственные отношения существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой мере игровая деятельность обеспечивает такое усвоение. Для того чтобы проанализировать проблему нравственного формирования в процессе игровой деятельности, рассмотрим строение игры:

1) Игра как единое целое. В ней не выделяют разные планы взаимоотношений детей: план сюжетно-ролевых отношений, и план отношений по поводу игры, обеспечивающих распределение ролей и игровых атрибутов, корректирующих выполнение роли. Считается, что ребенок, изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым усваивает их. Следовательно, в этом случае мы говорим об организации игр с “хорошим нравственным содержанием”, многократное повторение которых должно привести к закреплению гуманных чувств и отношений, то есть необходимо создавать специальные игровые ситуации в которых ребёнок будет воспроизводить и закреплять этические представления. На наш взгляд, данный подход соответствует дидактическим играм.

2) Игра как средство активного, действенного проникновения ребенка в жизнь взрослых. Игра является условием открытия ребенком человеческих взаимоотношений. Эта необходимость осознания обуславливает наличие в игре двух типов отношений: отношений детей к предметам и отношений между действующими лицами. Принимая в игре на себя какие-либо роли, дети должны вступать в определенные взаимоотношения, не ограниченные действиями с предметами. Отсутствие способов таких взаимоотношений, с одной стороны, и необходимость их использования с другой, является движущей силой проникновения ребенка в мир человеческих отношений. Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения. Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению ребенка в нравственные нормы не только со стороны знаний, но и со стороны развития нравственных качеств самого ребенка. Значит, содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования нравственного облика ребенка. Соответственно, сюжетно-ролевая игра не может возникнуть, если ребенок не знаком с взаимоотношениями людей, которые он изображает. Вопрос состоит в том, может ли в процессе разыгрывания детьми сюжетных взаимоотношений происходить присвоение ими нравственного содержания.

Если обратиться к процессу формирования нравственного поведения, т.е. представления нравственного содержания, раскрытие нравственного смысла, реализация знаний в значимой ситуации, окажется, что одна вторая компонентов выступает в сюжетно-ролевых отношениях. В самом деле, одним из условий реализации какой-либо роли является выделение ребенком ее содержания. Принимая на себя различные роли, дети за счет изменения позиций могут научиться выделять переживания других людей. Поэтому у детей повышается стремление поступать нравственно.

Ребенок последовательно разыгрывая все роли в одной игровой ситуации, действительно изменяет свою позицию – это называют “эмоциональной децентрацией”, т.е. умением выделять переживания других людей происходящее не только и столько за счет изменения позиции, взятой самой по себе, а за счет того, что изменение позиции приводит к необходимой и возможной координации детьми в сюжетно-ролевой игре различных точек зрения.

Но полноценной и всесторонней координация становится возможной лишь в рамках высокоразвитой игровой деятельности. На более низких уровнях координация различных точек зрения осуществляется иначе, т.к. сюжетно-ролевые отношения носят иной характер. Учитывая, огромное значение сюжетно-ролевой игры для формирования личности дошкольника, рассмотрим подробнее уровни развития ролевых отношений:

1. На самом низком уровне роли не называются и дети не называют себя именами лиц, которые они на себя взяли. Даже если в игре имеется ролевое разделение функций,  дети не становятся друг к другу в типичные для реальной жизни отношения.

2. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью.

3. Начинают выделяться специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры. Появляется специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью выполняемой товарищем.

4. Выполнение действий, связанных с отношениями к другим людям, роли которые выполняют другие дети. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит явный ролевой характер, определяется и ролью говорящего и ролью того, к кому она обращена.

Раскрытие ребенком нравственного смысла поступков, подлинное присвоение нравственных отношений невозможно, ведь ребенок действует под влиянием – он действует как взрослый. Содержательная сторона роли выступает в игровой деятельности как объект верного отражения представлений ребенка, как средство более углубленного проникновения в действительность мира взрослых. “Манипуляции” ребенка с содержанием отвечают познавательной потребности ребенка, направленной на сферу человеческих взаимоотношений. Чтобы данное нравственное содержание действительно стало руководством в поведении ребенка, оно должно быть включено в выполнение реальных задач, в решении которых ребенок будет действовать от своего имени, а не с позиции роли, которую он выполняет в игре.

Некоторые исследователи основным источником нравственного развития детей, считают отношения, складывающиеся вокруг сюжета.  Эти отношения понимаются как сложная система, включающая отношение каждого ребенка к роли, к выполнению ролей другими детьми, вместе с тем “оценку” этих отношений к личности других детей и оценку этой личности. Этот комплекс представляет собой реальные отношения в игре. Уровень развития этих взаимоотношений связан со структурными особенностями сюжета и со степенью развития игровой деятельности в данном коллективе.

А.В.Запорожец выделил два плана сюжетно-ролевой игры:

– сюжетно-ролевые отношения;

– реальные отношения по поводу игры.

Сюжетно-ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется сфера человеческих взаимоотношений, преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами.

Дидактические игры – незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.

В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.

Дети всех возрастных групп играют в куклы. Такие игры, как «Угощение куклы», «Купание куклы», «Прогулка с куклой», «Укладывание куклы спать» и другие, используются в основном для закрепления, уточнения и расширения бытового словаря и развития связной речи, и меньше всего обращается внимание на использование этих игр с воспитательной целью.  Кукла – любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Вот это-то и надо использовать воспитателю, чтобы постепенно формировать у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной. Если педагоги будут прививать в процессе игр эти качества, - ребенок не бросит куклу на пол, не будет таскать ее за ногу. Сформированные положительные моральные качества будут постепенно переносится на взаимоотношения самих детей.

Таким образом, неоценимо значение игры для нравственного формирования личности дошкольника, ведь ребёнок формируется при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении  со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.        


Глава 2. Практическое исследование этических представлений дошкольников.

2.1. Определение задач проведения занятия в игровой форме.

При разработке практического занятия в игровой форме я исходила из гипотезы исследования (Введение). А именно: я интегрирую игровую деятельность (актуальную для личности дошкольника) с педагогическим процессом, поэтому данное игровое занятие имеет цель, задачи и педагогический замысел. Моей  задачей является развитие эмоциональной отзывчивости  дошкольников в дидактической игре. Я  не оставила без внимания пути формирования нравственного поведения дошкольника и учла тот факт, что формирование – это длительный процесс, требующий постоянного влияния со стороны родителей и педагога. Моя  задача ознакомить дошкольника со способами нравственного поведения:

– расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим их людям;

– раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии;

– формировать ценностное отношение ребенка к себе и к окружающим его людям.

2.2. Этапы построения игрового занятия.

Я  предлагаю вашему вниманию игровое занятие, которое проходило по следующим этапам:

  1. Сказочный персонаж Светлячок предлагает посмотреть фрагмент из мультфильма «Димка и Тимка» и спеть вместе с героями мультфильма его любимую песенку: «Настоящий друг».

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит –

Вот что значит настоящий

Верный друг.

Мы поссоримся и помиримся,

«Не разлить водой!» - шутят все вокруг.

В полдень или полночь

Друг придет на помощь –

Вот что значит настоящий

Верный друг.

В конце песни Светлячок отмечает: «Как хорошо иметь верных и надежных друзей!».

  1. Предлагаю детям послушать рассказ Л.Толстого «Два товарища». Обсуждаем с детьми поступок мальчика, выясняю,  как поступили бы дети в такой ситуации.
  2. Беседа «Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу». В начале беседы предлагаю детям послушать отрывок из стихотворения Г.Остера «Советы непослушным детям».

- Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже,

Ты ничуть не огорчен –

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

- Вам понравились советы настоящим друзьям? Почему?

- Как правильно нужно поступать в этой ситуации?

- Как можно переубедить героя стихотворения в его представлении о настоящей дружбе?

- Как помочь стать добрее, внимательнее?

4.  Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

«Кристина потеряла во время прогулки на площадке свою заколку. Она была очень расстроена и готова заплакать. Заметив это, максим подошел к ней, ласково попытался успокоить девочку и предложил вместе поискать потерявшуюся заколку».

Во время обсуждения данной проблемной ситуации обращаю внимание детей на моральную помощь своему товарищу, которая может быть выражена в сочувствии в связи с потерей игрушки, ушибом, несправедливым отношением кого-либо из детей.

                    5. Дидактическая игра «Помоги другу»

Светлячок рассказывает детям историю, которая произошла с одним мальчиком: «Дети раскрашивали закладки для книг. Когда работа подходила  к концу, Ваня нечаянно пролил краски прямо на свою поделку. Он так расстроился, что готов был заплакать…».

- Вам жалко Ваню?

- Можно ли ему помочь?

- Каким образом?  Выберите из предложенных картинок те, на которых изображено каким образом можно помочь Ване.

                2.3. Практическая реализация и выводы.

Теоретический блок работы был подкреплен практическим занятием  на основе дидактических игр и игровых ситуаций проблемного характера.

Игры и игровые ситуации были нацелены на развитие эмпатии у дошкольников, умения понимать эмоции и настроение окружающих, а также на значимость моральной поддержки товарища.  Я  стремились в игровой форме донести до детей  понимание того, что нужно доброжелательно относиться к окружающим людям, уметь прочувствовать эмоции других людей, стремиться проявлять сочувствие и сопереживание всем тем, кто в этом нуждается. При выполнении заданий я заботилась о том, чтобы дети испытывали чувство удовлетворения от совершенного поступка.

 Несмотря на некоторую трудность в понимании определенных игровых моментов, дети охотно выполняли задания. Думаю, что именно игровые элементы вносили ясность и пробуждали у детей интерес к выполнению заданий.


                                  Заключение.

Целью данного исследования было рассмотрение игры, как средства развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. Я  выдвинула гипотезу об эффективности интеграции игровой деятельности с педагогическим процессом. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, приводящей к возникновению новообразований, и средством педагогического воздействия, направленного на конкретную цель (на развитие эмоциональной отзывчивости). Особое внимание я уделяла  сюжетно-ролевым и дидактическим играм, а также и другим играм, которые способствуют развитию личности дошкольника.

 Я  сделала теоретический анализ особенностей развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.

Эмоциональная отзывчивость – это сложный процесс, который требует постоянного педагогического вмешательства со стороны взрослых. Поэтому, я решила, что особенно эффективным является развитие ребенка в игровой деятельности, где одновременно происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В процессе игровой деятельности (будь то сюжетно-ролевая или дидактическая игра) ребенок приобретает новый социальный опыт, который переносит в жизнь. Теоретические аспекты исследования я дополнила практическим занятием, которое содержало игровые элементы.

Игровое занятие было направлено на формирование этических представлений ребенка (в частности: умения сочувствовать, сопереживать, оценивать ситуацию и поведение окружающих).

Считаю, что гипотеза исследования подтвердилась.

                       Список использованной литературы.

  1. Адашкявичене Э.И. «Спортивные игры и упражнения в детском саду»

М.: «Просвещение», 1992.

  1. Артёмова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:    «Просвещение», 1991.
  2. Богуславская З. М. , Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991.
  3. Богуславская З. М. , Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста». М.: «Просвещение», 1991
  4. Виноградова Д.А. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». М.: «Просвещение», 1989.
  5. Запорожец А.В. «Воспитание эмоций и  чувств у дошкольника»

«Просвещение», 1989.

  1. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. «Игра и нравственное развитие дошкольников». М.: «Издательство Московского Университета», 1986
  2. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. «Детская психология».

Мн.: «Университетское», 1988

  1. Кошелева А.Д. «Эмоциональное развитие дошкольника». М.:  

 «Просвещение», 1985

  1. Ладутько Л.К., Шкляр С.В. «Познаём мир и себя». Мн.: «И.В.Ц. Минфина», 2002
  2.  Мухина В.С. «Психология дошкольника». М.: «Просвещение», 1975
  3.  Островская Л.Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников». М.: «Просвещение», 1987
  4.  Пикулева Н.В. «Слово на ладошке». М.: «Новая школа», 1994
  5.  Попова Т.И. «Мир вокруг нас». М.: «Linka Press», 1998
  6. Семенака С.И. «Учимся сочувствовать, сопереживать».

  М.: «Аркти»,   2003

16.     Сухомлинский В. А. Избр.пед.сочинения. М. 1979, т.1

17.     Удальцова Е.И. «Дидактические игры в воспитании и обучении

          дошкольников». Мн.: «нар. Асвета», 1976

18.     Эльконин Д.Б. «Психология игры». М.: «Владос» 1999