Консультация для воспитателей "Ребенок на пороге школы"
консультация на тему

Коротенко Елена Валериевна

ВГлавная задача, которую должно решить предшкольное образование - формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний.  Важность знаний заключается не в их накоплении, а в возможности решать с их помощью жизненные задачи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon god_do_shkoly.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Ребенок на пороге школы

Важнейшим условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребёнка соответствующих мотивов учения. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства желание детей поступить в школу, с другой – развитие любознательности и умственной активности.

Цель предшкольного образования состоит:

  • в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка;
  • обеспечение равных стартовых возможностей для детей, поступающих в школу;
  • обеспечение преемственности образования ребёнка в семье, дошкольном образовательном учреждении и школе.

Главная задача, которую должно решить предшкольное образование - формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний.  Важность знаний заключается не в их накоплении, а в возможности решать с их помощью жизненные задачи.

Математика должна войти в жизнь ребёнка не как теория, а как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как "открытие" закономерных связей и отношений этого мира. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира. Для этого мы предлагаем детям следующие задания.  

Развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем логического мышления уделяем времени не меньше.        Именно в этот возрастной период возникают формы наглядного мышления - наглядно-действенное и наглядно-образное и закладываются основы логического мышления -  способность к переносу одного свойства предмета на другие, причинное мышление, способность к анализу и синтезу, умение устанавливать причинно-следственные связи. Вот какие задания мы используем на своих занятиях.

Развитие математических представлений в период предшкольной подготовке ведётся в трёх направлениях:

  • формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
  • логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
  • символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

Работа по развитию математических представлений проводятся в игровой форме, в атмосфере доброжелательности, что позволяет ребёнку учиться без стресса. Используя воображение, ребёнок играет, изображает любимых  героев сказок.  Например, при изучении состава  числа 6, используем сказочных героев сказки о Малыше и Карлсоне. В игре формируется необходимый для успешного обучения в школе внутренний план действия, т.е. способность действовать в уме. В недрах игры рождается учебный мотив. В игре ребёнок познаёт новые области действительности. Игровой и познавательный мотивы взаимодействуют, постоянно сменяя друг друга: новое знание инициирует игру, а развитие игры требует новых знаний. Потребность в знаниях является важнейшей составляющей учебной мотивации.  

Учебная мотивация не возможна без   практической деятельности детей. Так, в ходе оперирования предметами ребята учатся устанавливать соответствие между элементами двух множеств, т.е. сравнивать группы предметов по количеству без счёта,  путём  выкладывания  их  друг  под другом, друг на   друга.     или   используя слова – столько же (поровну), больше – меньше,   и на столько-же. Кроме того, малыши практически, добавляя или убирая предметы, уравнивают группы предметов, описывая свои действия словами.

Ориентировка в пространстве ,  в терминах«предыдущий» и «последующий»  готовит детей к умению вести счёт в прямом и обратном направлении. Используя эти понятия, дети успешно считают предметы, составляют и читают числовые равенства и неравенства. Знакомство цифр предлагаем детям, используя мультимедийную установку.  

Уже в предшкольной подготовке  следует начинать обучать умению решать задачи.  И снова на помощь приходит игра, используются герои сказок или рисунок. Например, показываем картинки, одна сменяющая другую и составляем задачу: было 3 яблока, гусеница съела одно. Сколько яблок осталось? Это способствует  подготовке детей к пониманию математического смысла предметных операций и восприятию абстрактных математических знаний. Такая работа приближает детей к решению арифметических задач в том виде, в котором  они будут изучаться в начальной школе.

Отдельным этапом предшкольной подготовки идёт конструирование и рисование. Дети конструируют, учатся узнавать «спрятанные» рисунки, рисуют то, что влечёт развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами).

Как продолжение конструирования и рисование имеет  смысл знакомства с геометрическими фигурами и составление из них рисунков. Все задания подобраны с учётом индивидуальных особенностей детей и создают ситуации успеха для каждого из них.

Предшкольная подготовка даёт много положительных результатов: 

  • дети постепенно привыкают к учебному режиму;
  • адаптация в 1 классе проходит безболезненно;
  • будущие одноклассники знакомятся заранее между собой и с учителем;
  • знания, полученные на подготовке, становятся базой для работы в первом классе;
  • родители узнают слабые стороны в готовности к школе своего ребёнка и имеют время и возможность их скорректировать.

По окончанию предшкольной подготовки дети владеют:

  • прямым и обратным счётом в пределах десяти;
  •  счётом по два по три;
  •  умеют  называть предыдущее и последующее число от заданного;
  • владеют счётом конкретных и отвлечённых предметов;
  • знают цифры, числа и умеют соотносить  их с количеством предметов;
  •  осваивают состав числа  
  •  знают геометрические фигуры и из них конструируют по образцу заданные предметы;
  •  устанавливают, продолжают  закономерности;
  •   выполняют простейшие  нестандартные задания.

Содержание обучения на предшкольной ступени не дублирует программу первого класса, а имеет своей целью подготовку ребёнка к систематическому успешному школьному обучению путём, прежде всего, формирования положительной учебной мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «На пороге школы»

Уважаемые мамы и папы!Скоро вы станете родителями первоклассника, и главное для вас сейчас - четко понять: чего вы ждете от своего ребенка, когда он станет школьником. Ожидания родителей могут быть са...

Консультация для родителей «На пороге школы»

Консультация для родителей«На пороге школы»         Поступление в школу является ответственным шагом в жизни ребенка. С первых чисел сентября многое для него из...

Консультация для родителей "На пороге школы"

Консультация для родителей "На пороге школы"...

Консультация для родителей "На пороге школы"

Консультация для родителей подготовительной к школе группе....

Консультация для родителей" На пороге школы" Памятка для родителей дошкольников "За год до школы"

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у вас, как у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школ...