Консультация - игра для воспитателей на тему :" Задачи поисковой деятельности дошкольников по возрастным группам". Составила Зайцева Татьяна Ивановна, воспитатель МБДОУ ДСКВ№12\
консультация по теме

Зайцева Татьяна Ивановна

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igra.docx202.62 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ ЦРР – ДЕТСКИЙ САД №12

КОНСУЛЬТАЦИЯ -  ИГРА

«ЗАДАЧИ ПОИСКОВОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ»

ВОСПИТАТЕЛЬ:  ЗАЙЦЕВА Т.И.

     

                                                   

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В качестве основного вида исследовательской деятельности Н.Н.Поддьяков выделяет особую детскую деятельность – экспериментирование, подчёркивая, что это «истинно детская деятельность» является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младенчества. В ней ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно взаимодействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.  Познание окружающего мира в целом невозможно без познания природы. Ребёнок активно стремиться к познанию окружающей действительности, проявляет широкую любознательность. Он испытывает интерес ко всему новому, неизвестному, задаёт взрослым множество вопросов. Ребёнок строит догадки, рассуждает, обдумывает и ищет различные способы решения проблемных ситуаций, экспериментирует, радуется и удивляется собственным «открытиям». Психологи подчёркивают, что для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Понимая значение экспериментирования для психического развития ребёнка мы создаём в группах маленькую лабораторию(экспериментальный центр), который оснащён необходимым материалом и оборудованием для реализации

цели исследовательской деятельности – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

ЗАДАЧИ поисковой  исследовательской деятельности:

1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

  • Развитие у детей представлений о химических свойствах веществ.

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:

  • Растворение различных веществ;
  • Взаимодействие различных веществ при соединении(реакция) и их влияние на свойства других предметов.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:

  • Выделение веществ из неоднородной массы путём отстаивания, фильтрования.
  • Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях:

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:

  • Магнетизм
  • Отражение и преломление света
  • Звук
  • Теплота
  • Замерзание и таяние воды

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:

  • Магнетизм
  • Отражение и преломление света
  • Звук
  • Теплота
  • Замерзание и таяние воды
  • Испарение
  • Сила тяготения
  • Трение
  • Электричество
  • Инерция.
  • Развитие представлений о свойствах – воды, песка, глины, воздуха, камня(во всех группах).
  • Развитие элементарных математических представлений:

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:

  • Упражнять в количественном счёте

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:

  • О мерке – как способе объёма, массы, длины;
  • О мерах измерения длины.

  • Познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:

  • Развитие у детей элементарных представлений о Солнечной системе и космических явлениях.

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов.

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:

  • Увеличительное стекло

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:

  • Увеличительное стекло
  • Микроскоп
  • Чашечные весы
  • Песочные часы
  • Линейка
  • Сантиметровая лента
  • Бинокль.

3. Развитие у детей умственных способностей:

  • Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
  • Формирование способов познания путём сенсорного анализа.

4. Социально – личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в центре экспериментирования организуется 1 раз в неделю:

  • С детьми средней группы по 15-20 минут
  • С детьми старшего дошкольного возраста по 25-30 минут.

Работа проводится небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов  детей.

Во время занятий проводятся

  • 1-2 эксперимента с детьми среднего возраста
  • 2-3 эксперимента с детьми старшего возраста(в зависимости от сложности)

СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ :

  • Постановка, формулирование проблемы(познавательной задачи)
  • Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми
  • Проверка гипотез
  • Поведение итогов, вывод
  • Фиксация результатов
  • Вопросы детей.

ДЛЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ СТИМУЛЫ:

  • Внешние (новизна, необычность объекта)
  • Тайна, сюрприз
  • Мотив помощи
  • Познавательный мотив(почему так?)
  • Ситуация выбора.

Работа в мини – лаборатории начинается с экскурсии, во время которой дети знакомятся с её хозяином – дедушкой Знаем, с оборудованием и правилами поведения. Дед Знай показывает забавные опыты. Кроме дедушки Зная к детям в лабораторию «заходят» его внук Почемучка, Капелька, «залетает» галчонок Любознайка, «приплывает» Золотая рыбка и другие известные детям персонажи. Дети задают деду Знаю вопросы, а он либо присылает в группу книгу или подсказку, либо предлагает спросить у папы с мамы, а затем рассказать всем детям , но некоторые детские вопросы становятся темами очередной встречи с ним.

Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.

Недаром пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и поисковой исследовательской деятельностью, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Оснащение детской лаборатории

Основное оборудование и материалы

  • Приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы (на 1, 2, 3, 5 минут), компасы, разнообразные магниты, бинокль.

  • Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.

  • Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть (кошачья, собачья, овечья).

  • Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки-вкладыши от наборов шоколадных конфет, деревянные катушки.

  • Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.

  • Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная, вощеная и др.

  • Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные красители.

  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянные палочки, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложечки, резиновые груши разного объема.

  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, старые пластинки для проигрывателя, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки,  поддоны,  плоское блюдо, стеки, пилка для ногтей, ученические линейки, сито, металлические шарики (легкий и тяжелый), таз, сетка-авоська, спички, спичечные коробки, нитки, пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.

  •  Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», пластмассовый клоун — водяная мельница, теневой театр, театр на магнитной основе, ванна для игр с песком и водой.

Дополнительное оборудование и материалы

  • Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
  • Детские халаты (для создания игровой мотивации деятельности), клеенчатые передники, полотенца.
  • Таблицы-схемы, коллажи по пройденным темам.
  • Детский понятийный словарь.
  • Журнал исследований или тетрадь (альбом) для фиксации детьми результатов опытов, рабочие листы.

Основные условия организации работы

  • Наличие водоснабжения в данном помещении.
  • Выработка воспитателем совместно с детьми правил безопасного поведения в детской лаборатории и их выполнение.

Примечание. В помещении лаборатории можно организовать  мини-музей: на стеллажах оформляются тематические выставки: «Природа и фантазия» (творческие работы детей, детей и родителей, детей и педагогов), «Камни и минералы», «Растения нашего края», «В царстве морском», а также коллекции коры деревьев, гербарии, почвы, мхи и лишайники и другие.