Главные вкладки

    Сообщение из опыта работы "Инновационная составляющая деятельности ДОУ"
    статья по теме

    Болтовская Вера Владимировна

    В сообщении представлен опыт работы на базе дошкольного учреждения районной инновационной площадки по технологии Школа Эйдетики.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_na_talant.doc40 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение         «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей №1 «Тополёк» станицы Незлобной»

    Сообщение из опыта работы

    Тема:

     «Инновационная составляющая деятельности ДОУ»

                                                                                сообщение подготовила:                                                                                                             Болтовская Вера Владимировна                                                                                     воспитатель МБДОУ «Детский сад                                                                      №1 «Тополёк» ст. Незлобной»

    Георгиевский район                                                                                                     2012г.


    В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает всё более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержания образования, достижении нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности.

    Организация инновационной деятельности в ДОУ предполагает организацию следующих условий:

    • опору на имеющийся уровень профессионального образования;
    • актуализацию интереса к инновационной образовательной деятельности и мотивационную готовность воспитателей ДОУ  к решению задач развития дошкольников;
    • своевременный и качественный мониторинг;
    • целенаправленную организацию методической работы в ДОУ;
    • разработанность и планомерную реализацию системы методического сопровождения.

    Одним из успешных решений задач инновационной деятельности является профессиональный уровень, психологическая готовность к новому участников инновационного процесса. Мы начали инновационную работу с глубокого всестороннего анализа воспитательно-образовательного процесса, профессиональных и творческих возможностей педагогов.

    Анализ профессиональных возможностей показал, что 45% педагогов имеют высшее образование, 78% педагогов имеют квалификационную категорию.

    По результатам анкетирования нами были определены личностные, профессиональные качества участников проекта:

    • выявлены отношение их к исследовательской деятельности,
    • творческий потенциал педагогов,
    • произведена оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива,
    • готовность педагогов к внедрению новых технологий и инноваций,
    • изучение профессиональной готовности воспитателя к экспериментальной работе.

    Итоги диагностирования инновационного потенциала педагогов показали, что педагоги имеют высокий (76%) и средний (24%) уровни восприимчивости к нововведениям, а также позволили выделить следующие группы педагогов:

    - новаторы – 33,3% - педагоги, которые ищут новые способы деятельности, охотно и быстро перенимают возникающие инновации и придумывают свои;

    - ранние реализаторы – 55,5% - педагоги, которые получив информацию о новшестве или нововведении, достаточно быстро её оценивают и вводят в свою практику;

    -колеблющиеся – 11,2 % - педагоги, для которых характерны недоверчивое отношение к новшествам, обращённость к прошлому опыту, ориентация на традиционные ценности, методы и приёмы работы.

    Результаты тестирования и анкетирования педагогов показали, что творческий потенциал достаточно высокий и коллектив готов к осуществлению инновационной деятельности.

    Учитывая то, что наш детский сад имеет приоритет познавательно – речевого развития воспитанников, реализует образовательную программу ДОУ, тенденции социальных преобразований в обществе, интересы детей, запросы родителей, профессиональные возможности педагогов учреждения, определили, приоритетные направления развития воспитанников и создали условия для их реализации.

    Важным результативным направлением в работе нашего ДОУ является внедрение инновационных форм и методов работы, осмысление  имеющегося педагогического опыта. В 2010 году начала функционировать районная инновационная площадка по теме «Активизация памяти – одно из условий познавательно-речевого развития дошкольников».

    Практическая ценность деятельности нашей инновационной площадки  заключается в апробации и внедрении технологии «Школа Эйдетики» в работу, разработке методических рекомендаций по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста.

    Была определена цель: активизация памяти в процессе формирования познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста.

    Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

    -выявить особенности развития памяти детей дошкольного возраста;

    -определить условия активизации памяти детей;

    -показать влияние активизации памяти на формирование познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста в инновационной деятельности;

    - увеличивать объём, длительность, быстроту памяти, точность, готовность к воспроизведению;

    - расширять представления об окружающем, развивать речь.

    Нами была разработана нормативно-правовая база:

    - Положение об инновационной площадке;

    - Программа инновационной площадки;

    - Концепция программы.

    Программа площадки распределена на три этапа.

    На первом этапе работы перед педагогическим коллективом стояла задача:

    - Организационное обеспечение и создание условий для проведения инновационной площадки.

    На втором этапе коллектив решал задачу:

    - Оптимизация системы работы по технологии «Школа Эйдетики».    

    Задача третьего этапа:

    - Систематизация и обобщение опыта работы.      

    Вся работа проводится согласно составленной системе работы по технологии, основывающейся на теории педагогики сотрудничества.

    Система работы включает в себя:

    -работу с кадрами;

    -создание предметно-развивающей среды по теме;

    -работу с детьми;

    - работу с родителями.

    С педагогическими работниками проводится методическая работа, включающая разные виды и формы деятельности, ориентированные на внедрение и творческую интерпретацию инновационной технологии.

    Были проведены:

    - консультации: «Резервы образной памяти», «Пути практического воздействия на память ребёнка и её совершенствование»;

    - педагогический час «Резервы нашей памяти»;

    - семинар-практикум «Организация и проведение упражнений и развивающих игр школы Эйдетики для развития памяти»;

    - педагогический совет «Педагогика Эйдетики – как средство познавательно-речевого развития дошкольников».

             

             Наиболее удачной формой работы с кадрами был семинар-практикум «Организация и проведение развивающих игр школы Эйдетики», на котором, ознакомление, проигрывание развивающих игр, позволило педагогам более глубоко познакомиться  с системой игр по технологии, методикой их проведения.

    Одна из активных форм работы - взаимопосещения воспитателей. Обмен опытом по теме: «Организация и проведение игр и упражнений на развитие памяти в режиме дня», с последующим его анализом и обсуждением положительных и отрицательных моментов, позволил выбрать наиболее эффективные формы проведения тренингов, игр утром, на прогулке.

    На педагогическом совете подведены итоги апробирования технологии, отмечены положительная динамика уровня развития памяти детей, намечены дальнейшие пути совершенствования работы по данной проблеме.

    Параллельно работе с педагогическим коллективом проходит и процесс оптимизации и внедрения технологии в воспитательно-образовательный процесс  ДОУ. Работа строится согласно циклограмме планирования   в совместной деятельности с детьми.

    В начале учебного года проводится диагностика развития памяти старших дошкольников, на основании которой составляются планы коррекционной работы и работы с одарёнными детьми.

    В 2011-2012 учебном году нами изучены и апробированы новые методы технологии:

    - трансформации,

    - образные крючки,

    - соощущения,

    - ассоциации,

    - комбинированные.

    Основателями школы Эйдетики предусмотрено использование методов в работе с детьми школьного возраста. Творческой группой педагогического коллектива были изучены методы, к ним подобраны и упрощены игры для использования с дошкольниками. В играх используются меньше предметов, участников, замедляется темп.

    Методы технологии «школа Эйдетики» похожи и тесно связаны между собой. Так при ознакомлении с буквами, цифрами одновременно используем методы оживления, трансформации, образные крючки, т.е. комбинируем их.

    Большое внимание в работе инновационной площадки уделено созданию условий для реализации технологии, обогащению в группах предметно-развивающей среды. В интеллектуальных центрах созданы уголки «Развиваем память». Пополнена  картотека игр по различным методам технологии, включены игры и  упражнения  на развитие памяти, проводимые в различных режимных моментах: минутки памяти,  на прогулке, игры-разминки, систематизированы игры, тренинговые упражнения, добавлены новые: «Классификация предметов», «Четвёртый лишний», «Пиктограммы», «Карточки-трансформеры», «Живые цифры», «Живые буквы», «Живые геометрические фигуры и тела»  и др.

    В старшей и подготовительной к школе группах успешно действует традиция «Минутка памяти». Ежедневно утром и на прогулке с детьми проводятся тренинговые игры и упражнения.

    В непосредственно образовательную деятельность обязательно включаются тренинги, игры на развитие памяти.

    Проводятся развлечения «Весёлые запоминалки», в ходе которых дети выполняют задания на различные виды памяти, совершенствуют  свою память, проявляя творческую самореализацию в  конкурсах.

    Работа педагогического коллектива строится в тесном контакте с родителями. В соответствии с годовым планом проведены:

    - анкетирование на тему: «Как вы развиваете память ребёнка»,

    - консультации «Доверьтесь своей памяти», «Научитесь управлять своей памятью», «Методы развития памяти»,

    - групповые собрания на тему: «Как развивать память дошкольника»,  

    - заседание клуба «Эйдос»,

    - домашние игротеки «Игры на развитие памяти».

     Для родителей разработаны памятки «Игры – запоминалки для детей» в соответствии с возрастом, выпущена газета «Чудо-чадо» с материалами по теме.

    На  семинаре-практикуме по теме: «Эффективный тренинг памяти» родителям был предложен просмотр игр-тренингов, словесных игр с детьми в группах, после которого проведена дискуссия «Использование игр на развитие памяти в домашних условиях». Мамы  Вероники К,  Игоря П,  Армо П. поделились опытом организации игр в семье.

    Особенно запомнилось и детям, и родителям  совместное мероприятие «Интеллектуальный ринг»,  на котором они состязались в заданиях, выясняли, у кого память лучше – у взрослых или детей.

     Ежеквартально проводятся открытые мероприятия для родителей, в каждое из которых включаются разделы по развитию памяти.

    Итоги анкетирования на втором этапе показали, что по сравнению с первым годом работы по теме

    - родителей, покупающих специальную литературу по развитию памяти стало на 7% больше,

    - играющих дома в  игры на развитие памяти – на 11%,

    - покупающих своим детям развивающие игры по данной теме - на 15% больше.

     По итогам диагностики  на начало и конец второго этапа работы с детьми уровень развития разных видов памяти вырос:

    - зрительной  - на 9%,

    - образной  - на 11%,

    - смысловой - на 9%,

    - слуховой  - на 11%.

    Сравнительный анализ диагностики двух прошедших этапов показал, что уровень развития памяти вырос:

    - зрительной на 10%,

    - образной на 14%,

    - смысловой на 9%,

    - слуховой на 12%.

    Таким образом, инновационная деятельность в ДОУ принесла свои плоды и результаты. Значительно увеличился уровень развития памяти, познавательной активности детей. Воспитанники принимают активное участие в региональных, городских конкурсах, смотрах, соревнованиях.

             Так же отрадно отметить, что именно в ходе инновационной работы у педагогов нашего учреждения, стали меняться направления деятельности, отношения к себе, к коллегам, что свидетельствовало, прежде всего, о внутреннем росте каждого.

    Инновационная деятельность позволяет сплотить коллектив педагогов в коллектив единомышленников, обеспечивает существенный рост профессионального мастерства педагогов, и как следствие повышение качества содержания воспитательно-образовательной работы и не идет в разрез с программами, реализуемыми в ДОУ.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сообщение из опыта работы: "Музыкально-театрализованная деятельность детей раннего возраста"

    Организация театрализованной деятельности в группе раннего возраста...

    Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

    Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....

    Сообщение из опыта работы "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции дошкольников"

    Сообщение из опыта работы "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции дошкольников"...

    Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников к профессиональной деятельности взрослых в процессе игровой деятельности»

    Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса ...

    Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

    Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

    Сообщение из опыта работы «Музыкальная деятельность, как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста"

    Музыкальная деятельность дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного возраста....