«Живем по правилам».
консультация по теме

Хурс Наталья Николаевна

требования к правилу, технология ведения и соблюдения правил.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekom_vosp_po_distsipline.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для воспитателей «Живем по правилам».

Для поддержания порядка в группе предлагается вводить правила поведения, которые формулируют сами дети. Эти правила «идут» от реальной жизни, от конкретных событий, ситуаций в группе.

При таком подходе внимание детей обращается на то, как лучше поступить в конкретном случае. Когда дошкольники осознают необходимость придерживаться тех или иных норм, тогда и появляются собственно «правила» жизни в группе. Они касаются разных ее аспектов:

  • коммуникативные - регулируют взаимоотношения между детьми: если поссорился, надо помириться; помочь, если у друга что-то не получается;
  • организационные - нужно убрать за собой после игры; по лестнице надо идти друг за другом;
  • коммуникативно-организационные - «я здесь играю, не убирайте» - ребенок кладет на это место значок-ладошку со своим именем.

Эти правила изображают графически (картинкой) и для краткости выражаются одним словом: «Помирись», «Помоги», «Поиграл - убери» и т. п.

Существуют определенные требования к правилу:

  1. Правило должно быть четким разумным, соответствовать уровню развития ребенка (группы).
  2. При формулировании правил следует избегать частицы «не».
  3. Правило эффективно, если оно небольшое по объему и если сам воспитатель придерживается этого правила.
  4. Не должно быть много правил одновременно (не больше 3-5).        
  5. Правила вырабатываются взрослыми совместно с детьми.
  6. Правила не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка: в движении, познании, упражнении. Запрещать подобные действия - все равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше направить ее течение в удобное и безопасное русло. Например, исследовать лужи можно только в высоких сапогах.
  7. Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.
  8. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.
  9. Тон, в котором сообщаются требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. Тот, кто резок, допускает грубость, не считается с детским самолюбием, вряд ли сможет создать у ребенка стремление следовать указаниям по внутреннему побуждению. Дети сопротивляются воздействию такого воспитателя, даже если он прав, ибо он просто невротичен для них.
  10. Предъявлять требование к ребенку тогда, когда у него хорошее настроение. Если он уравновешен, то лучше поймет ваше слово. Если взволнован - ему не до вас, ведь он весь во власти чувств, и чтобы понять, что от него хотят, ему следует успокоиться. Лучше подготовить ребенка к восприятию распоряжения.
  11. Можно быть как угодно неуклонным в своих требованиях, но нельзя не считаться с ситуацией, а также с физическим и душевным состоянием ребенка.

Технология ведения и соблюдения правил:

  • правила вводятся постепенно, поэтапно;
  • предпочтительно их введение в начале учебного года;
  • правила вводятся в специально отведенное для этого время;
  • правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так;
  • правила демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание);
  • правила периодически повторяются;
  • для иллюстраций правил используются плакаты с изображением соответствующих ситуаций, которые составляются вместе с детьми;
  • если правила выполняются, плакаты убираются.

Зачем нужны правила?

Детям не только нужен порядок и правила, они хотят и ждут их! Подобное многим взрослым может показаться неожиданным. Но это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрослые. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, так как они:

  • помогают ребенку осознанно дисциплинировать самого себя, готовиться к жизни в обществе;
  • помогают воспитателю экономить время, предвидеть и предотвратить ту или иную ситуацию в группе, предсказать поведение детей, обеспечивают безопасность ребенка;
  • регулярно и гибко применяемые правила способствуют формированию здорового, комфортного климата.

Что делать, если правила нарушаются?

  1. Дать детям дополнительный шанс выполнить правило.
  2. Похвалить тех, кто выполнил правило.
  3. Оценивать поведение, а не личность.
  4. Стараться не наказывать, дать детям возможность оценить последствия своего поведения.
  5. Проверять, не препятствует ли окружающая среда выполнению правил.
  6. Проверять, не были ли вызваны нарушения самим педагогом: может быть, поведение воспитателя было непоследовательным или слишком гибким, нерешительным? Может быть, он не нашел с детьми общего языка или же в группе мало возможностей для смены разных видов деятельности?

Формулируйте требования конкретно.

Например:

В помещении группы ходи медленно.

Поиграл - убери на место.

Каждый имеет правило высказаться, но в свою очередь. Так легче запомнить правило и понять его суть.

Любой запрет может быть выражен в позитивной форме. 

Например:

Не бегай! (Ходи медленно.)

Не дерись! (Ребята, давайте жить дружно.)

Не разрушай постройки! (Береги постройки.)

Обычно запрет притягивает и отвечает на вопрос: «Чего нельзя?», но не дает ответа на вопрос: «А что можно?»

Предлагайте детям альтернативные способы поведения, которые будут соответствовать правилам.

Например:

Нельзя кричать в группе, но можно:

а)        говорить спокойно;

б)        кричать на открытой площадке, на футбольном матче ит. д.

Нельзя бегать, но можно:

а)        ходить в помещении группы медленно;

б)        бегать на открытой площадке;

в)        бегать на занятиях по физкультуре;

г)        бегать в специально отведенном месте.

Обсудите с детьми возможные последствия нарушения правила.

Например:

В помещении группы ходи медленно!

Кукла бегает и разрушает постройки других кукол (ссора).

Кукла бегает и падает (травма).

 Создавайте проблемные ситуации.

Например:

Воспитатель предлагает ребятам вспомнить свое любимое блюдо, затем по хлопку все должны вслух произнести его название. Ответом будет разноголосый хор. Тогда воспитатель спрашивает у сидящих на достаточном удалении друг от друга детей, поняли ли они, какое блюдо любят их товарищи.

Эта ситуация обсуждается, и вырабатывается вышеназванное правило. В силу возрастных особенностей детям для следования правилу недостаточно только его произнесения. Они нуждаются во внешних атрибутах, наглядных средствах, напоминающих о необходимости соблюдать правило.

Например: если в группе мало игрушек и из-за этого могут возникнуть конфликты, лучше ввести очередность, наглядно проиллюстрировав ее «листами ожиданий»:

Сережа - 10 минут.

Дима - 10 минут и т. д.

А время интересно отслеживать по песочным или механическим часам!

Но вот правило выработано, согласовано и подкреплено внешними средствами (изображено). Теперь необходимо постоянно обращаться к нему, пресекать нарушения, поощрять детей, его выполняющих.

Важно напоминать ребятам о правилах заранее, непосредственно перед той ситуацией, к которой они будут относиться. Например: «Пожалуйста, когда войдете в группу, идите спокойно».

Сначала правило будет нарушаться очень часто, но пост пенно дети привыкнут. Тогда напоминать о нем можно будет по-другому: «Вспомните правило!» Малыши проговаривают c вслух, а затем выполняют, контролируя себя и своих товарище!

Очень важно продумать способы оценки и самооценк детьми поведения своих сверстников.

Способы и критерии оценки и самооценки должны (ii.ii просты и понятны. Например, у нас есть «светофор» (три круга из плотной бумаги). На нем ребята отмечают факт соблюдения или нарушения правила - прикрепляют прищепку брелок, бирку к кругу соответствующего цвета (красный цвет - нарушал правило все время, желтый - иногда, зеленый всегда соблюдал правило).

Бывают случаи, когда малыш не хочет помещать свою при щепку на желтый или красный цвет. Не стоит настаивать. Мож но поговорить с ним наедине и договориться, что в следующий раз он не будет нарушать правило, а сегодня его прищепки «спрячется».

Правило, которое уже отработано на светофоре ( го оси» нее дети его выполняют), мы переносим в книгу, которую назвали «Наши законы». Можно в группах сделать каталог «Этого нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре (через игру), а не содрогались от окриков воспитателей. В этом ката логе могут быть перечислены ситуации, например, когда чего-то нельзя делать, когда нападает ярость, или внесены при вила, как нужно приветствовать новичков в группе и др.

Больше отдавать предпочтения играм, ритуалам, традициям, Например, в конце дня, когда на «итоговом круге» доги обсуждают события текущего дня, им предлагается оценить, как они выполняли правила все это время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная деятельность( живая и не живая природа)

Вторая младшая группа1.Опыты по теме «Воздух»2.Опыты по теме «Вода»3.Опыты по теме «Песок»4.Опыты по теме «Человек»КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ...

"Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный...

Памятка для родителей о правилах безопасности в природе летом "Живые опасности"

Памятка знакомит родителей с правилами безопасности в природе летом....

Интегрированное открытое занятие "Жизнь свою ты береги, и по правилам живи!"

Программные задачи.Закрепить знания детей о правилах движения пешеходов, повторить правила пожарной безопасности; сформировать представление о том, что, нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, не с...

Презентация "Живем в группе по правилам"

Воспитателям о правилах поведения детей в группе....

Живем по правилам

Практический материал для педагогов "Живем по правилам" подсказывает педагогам, как ввести систему групповых правил для поодержания порядка в группе и при этом сохранить в ней благоприятную ...

Лепбук "Экология - живи по правилам природы"

Цель: Показать и рассказать детям о взаимосвязи всего живого, правилах поведения на природе, правилах сортировки мусора. Приобщать детей к  бережному отношению  окружающего мира....