«Песочная психотерапия в детском саду».
консультация (младшая группа) по теме

Богданова Лариса Васильевна

Консультация для воспитателей:

 «Песочная психотерапия в детском саду».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_po_igram_s_peskom.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

 «Песочная психотерапия в детском саду».

   Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной.

  Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых речевых нарушений. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями.

   Песочная терапия - одна из разновидностей игротерапии. Метод песочной терапии строится на теории Карла Густава Юнга (швейцарский психолог и философ) о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности. Ведь человек – это часть природы, поэтому только природа может исцелить человека, принести покой и радость в душе.

   На детей песок действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму, определенным образом реагирует на действия ребенка.

   Песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:

- развить более позитивную Я-концепцию;

- стать более ответственным в своих действиях и поступках;

- в большей степени полагаться на самого себя;

- овладеть чувством контроля;

- развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

- развить самооценку и обрести веру в самого себя.

   Цель такой терапии—не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

   Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.  

   Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей “отыграть” свой опыт и чувства—наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.  

   Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

   Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы могут применяться:

-с целью диагностики;

-с целью оказания первичной психологической помощи;

-в процессе краткосрочной психотерапии;

-в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.

   Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

   Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих “агрессора” и его “жертву”. Дети, пережившие психическую травму, находят для себя такую игру весьма полезной: она помогает им заново пережить травмирующее их  событие и, возможно, избавиться от связанных с ним переживаний. Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки.

   Юнг утверждал, что процесс “игры в песок” высвобождает заблокированную энергию и “активизирует возможности  самоисцеления. В помещении группы дети также должны иметь возможность действовать с песком. Поначалу они могут заниматься этим при минимуме аксессуаров. Постепенно игру можно усложнять, используя небольшое количество игрушек. Все дети независимо от возраста должны иметь возможность проводить время просто наслаждаясь ощущениям, которые доставляет пропускание песка между пальцами.

Организация центра песка в группе

    В группе должен быть стол с песочницей. Его следует ставить вблизи того места, где дети играют в шумные, подвижные игры и подальше от литературного центра. Поскольку пол от песка и воды становится скользким – выбирать следует место, мимо которого дети ходят не часто и где пол легко вымыть и протереть.

   Ёмкость для песка должна быть наполнена достаточным количеством песка, чтобы дети могли разнообразить свои занятия. Слой песка должен быть достаточным для рытья ям и туннелей, но не настолько, чтобы он сыпался через край.

   Высота стола должна быть на уровне пояса ребёнка – в этом случае ему будет удобно. Песок должен быть чистым и по возможности крупнозернистым. Следует держать под рукой полотенца или чистые тряпки.

 Большая часть игровых материалов и принадлежностей для центра песка может быть подобрана или изготовлены самостоятельно воспитателями и родителями. В этом плане можно предложить следующее:

Чашки Маленькие игрушки

Вёдра Палочки, бруски

Совки Грабельки

Формочки Галька

Ложки Ракушки

Сита Шишки

 Формочки для печенья Жёлуди

 Плоские тарелки и противни Гравий

 Детская посуда

Роль воспитателей.

   Материалы и предметы для игры в центре песка следует вводить постепенно. Воспитатель варьирует предметы и наблюдает за тем, как они используются, чтобы убрать те, что не находят применения.

   Наблюдая за детьми и расспрашивая их об игре, воспитатели поощряют их думать о том, что они делают и исследовать свойства песка. Можно расширить диапазон сюжетно-ролевой игры, задав вопрос, что он собирается «приготовить на обед» из этого песка. Вопросы воспитателей побуждают детей решать проблемы и выдвигать гипотезы по поводу различных «что», «почему» и «как». Например, воспитатель может спросить: «Что произойдёт, если песок полить водичкой?», «Как изменился песочек?», «Каким стал песочек?», «Из какого песка легче строить, лепить?». Такая последовательность моделирует процесс научного исследования.

   Занимаясь песком, дети должны чувствовать себя свободно и не бояться беспорядка и грязи. Хорошо иметь для детей клеёнчатые халаты или фартуки и приглядывать за ними на тот случай, если они чересчур забрызгаются. Имея под рукой тряпку, ребёнок может сам помогать поддерживать порядок, и не чувствовать себя скованным.

Влияние на развитие.

Игра с песком способствует развитию ребёнка во всех аспектах.

Математическое развитие.

Насыпание равного  количества песка в сосуды разной формы (сохранение количества) и наоборот, насыпание песка в сосуды разной формы (разное количество – мало, много).

Сравнение веса мокрого и сухого песка.

 Развитие естественно - научных представлений.

Экспериментирование и наблюдения:

«Сухой песок может сыпаться»,

«Мокрый песок хорошо лепиться, принимает любую нужную форму»,

«На мокром песке остаются следы, отпечатки»,

«Песок – это множество песчинок».

Физическое развитие.

Использование координации «глаз-рука» при рисовании на песке изображений, своих имён, символических фигур.

Освоение координации пальцев и рук при пересыпании песка из одной ёмкости в другую, при наливании воды в определённое место в песочнице (в ямку, в закопанную формочку или мисочку и др.).

Развитие тонкой моторики пальцев рук.

Развитие социальных и культурных навыков.

Коллективные игры и совместное планирование действий.

Необходимость договариваться о том, кому достанется наиболее привлекательная игрушка.

Необходимость делиться игрушками.

Понятие социальных ролей, например, повар, член семьи, шофёр, строитель и др.

Строительство того, что они видели в окружающем мире или о чём им прочитали: мостов, туннелей, замков, дорог, домов.

Эмоциональное развитие.

Возможность успокоить и развлечь ребёнка.

Использование условий таким образом, чтобы у детей возникло ощущение успеха, радости, удовольствия во время игры с песком.

Художественно-эстетическое развитие.

Аппликация из цветного песка.

Выкладывание узоров в песочнице, создание композиций с использованием природного материала, искусственных растений.

Лепка скульптур из мокрого песка.

Песочная анимация (рисование песком на стекле).

, заложенные в человеческой психике”.

Опытническая деятельность с песком.

Опыт № 1.

«Сухой песок может сыпаться».

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется).

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Сухой песок сыплется.

Опыт № 2.

«Мокрый песок принимает любую нужную форму».

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется). Давайте попробуем построить что-нибудь из сухого песка. Получаются фигурки? Попробуем намочить сухой песок. Возьмите его в кулачок и попробуйте высыпать. Он также легко сыплется? (Нет). Насыпьте его в формочки. Сделайте фигурки. Получается? Какие фигурки получились? Из какого песка удалось сделать фигурки? (Из мокрого).

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Из какого песка можно сделать фигурки. (Из мокрого).

Опыт № 3.

«На мокром песке остаются следы, отпечатки».

Воспитатель предлагает на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? Воспитатель смачивает песок, перемешивает его, равняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем следы ножек. Что вы видите? Почему получились отпечатки ладошек и следы ног? (Потому что песок намочили).

 Вывод: О чём мы сегодня узнали? На каком песке остаются следы ног и ладошек? ( На мокром песке остаются следы, отпечатки).

Опыт№4.

«Песок – это множество песчинок».

Ребята, что у меня в стаканчике? (Песок). Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листике бумаги. Чтобы получилась большая горка песка нужно очень много песчинок. Воспитатель насыпает несколько горок песка разной величины. В какой из них больше (меньше) песчинок? А в песочнице много песчинок?

Вывод: О чём мы сегодня узнали? В песочнице много песчинок?

Опыт № 5.

« Как песок, глина, камни пропускают воду»

Цель: выяснить, что песок, камни, глина по-разному пропускают воду.

Дети наливают одинаковое количество воды в три ёмкости: с песком, с камнями, с глиной. Выясняют, что вода хорошо проходит сквозь песок и камни, а на поверхности глины она задерживается. Размышляют и делают предположения, почему так. Вспоминают, что во время дождя на песчаном грунте почти нет луж, а вот на глиняном и на асфальте их много, потому что в глину и асфальт вода не просачивается. Проводят опыт на основании этого предположения: в три лейки с песком, камнями и глиной льют воду и наблюдают, сквозь что вода проходит быстрее.

Вывод: кусочки глины очень плотные и не пропускают воду, а песчинки и камешки не слипаются, поэтому вода проходит хорошо.

Опыт № 6.

«Волшебный материал».

Цель: выяснить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

Дети лепят фигурки из влажного песка и глины; выясняют, из какого материала лепить лучше и почему (глина более пластична). За определённое время, когда фигурки подсохли, видят, что глиняные фигурки твердеют, а песчаные рассыпаются.

Вывод: влажная глина вязкая и сохраняет форму после высыхания. Когда песок высыхает, то рассыпается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. ИГРЫ С ПЕСКОМ»

В данной статье рассмотрена одна из арт-терапевтических техник, используемых в детском саду  – песочная терапия. Актуальность связана с тем, что в  последние годы в системе воспитания и обуч...

"Песочная анимация в детском саду"

Презентация на тему:  "Песочная анимация в детском саду"....

Песочная терапия в детском саду

Инновационная педагогическая технология Программа развития и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста  с использованием игр с песком и водой.Песочная и...

консультация для педагогов-воспитателей «ПЕСОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»

 Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального ...

"Песочная терапия в детском саду"

Что же такое игры с песком? Занятия с песком хороши своей универсальностью. Они интересны и полезны для маленьких детей и для взрослых. Существует даже отдельный метод психотерапии — sand thera...

Песочная терапия в детском саду

, песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, пе...