Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте
учебно-методическое пособие (подготовительная группа) по теме

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Настоящая работа представляет собой практическое пособие по диагностики типичных трудностей, возникающих в процессе обучения и воспитания и связанных с недостатками внимания, их локализации и последующей коррекции с помощью психодиагностических методик и коррекционных упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vnimaniya.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Настоящая работа представляет собой практическое пособие по диагностики типичных трудностей, возникающих в процессе обучения и воспитания и связанных с недостатками внимания, их локализации и последующей коррекции с помощью психодиагностических методик и коррекционных упражнений.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время система образования столкнулась с проблемой, что начиная с 60 – х годов количество трудностей в обучении школьников неуклонно растёт. По данным различных исследований затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы.                                                                                         Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объёма знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние на развитие детей и выдвинули новые требования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Исходя из выше сказанного, дошкольное учреждение в современных условиях призвано создавать условия для интеллектуально – творческого, эмоционального, физического развития ребёнка и осуществить его подготовку к школе.                                                                                                                                                                

Одним из условий успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте. Именно особенности развития произвольного внимания и отличия в степени не сформированности у неуспевающих младших школьников, являются основным симптомом одной из причин, которыми учителя начальных классов объясняют неуспеваемость.                                                                                                                                            

Значительный вклад в развитие представлений о внимании был внесён русским психологом Н.Н. Ланге, разработавшим теорию волевого внимания. Изучением внимания занимались: П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н, Леонтьев, С.Л. Рубенштейн и другие. Изучением развития внимания и его особенностей в дошкольном возрасте занимались И.Л. Баскакова, Л.Ф. Тихомирова, Г.А. Урунтаева и другие.                                                                                                                                        

Сегодня проблемы, с развитием внимания у дошкольников, как никогда вызывают беспокойство у педагогов, родителей и психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей их неумение сосредоточиться, сколь – либо долго удерживать внимание. Значительно увеличилось количество детей дошкольного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило с гиперактивностью. В связи с этим совершенно ясно, что разработка и оснащение психолога, учителя, воспитателя специальными программами является перспективным направлением.

Целью данной работы стало развитие основных свойств произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с нормальным онтогенетическим развитием.                                                                                            Данное пособие состоит из трёх разделов.

В первом разделе мы коротко расскажем вам о внимании.                                                                                                                                

Второй раздел содержит психодиагностические методики с помощью которых можно будет оценить уровень внимания у ребёнка. Бланки для диагностики нетрудно приготовить самим.                                                                                                                      

Третий раздел включает конкретные коррекционные упражнения на развития внимания.                                                                                                                                    

Начиная работу помните, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности.                                                                                                                        

ЧТО ТАКОЕ ВНИМАНИЕ?

Внимание не имеет своего содержания и связанно с характером активности и деятельности человека. Оно проявляется в сенсорных, двигательных и мыслительных процессах.  Внимание может быть непроизвольным и произвольным.                                                                                                                           При непроизвольном внимании объекты запечатлеваются помимо нашей воли. Произвольное внимание наоборот – сознательное, регулируемое сосредоточение на объекте и связанно с волей.                                                                                                                      

В 3 года внимание у ребёнка непроизвольно и крайне неустойчиво. Даже самой увлекательной деятельностью малыш занимается не более 10 -15 мин.                                    

В 4 года большинство детей могут заниматься какой – либо деятельностью уже в течении 15 – 20 мин.                                                                                                                              

В 5 лет начинает формироваться произвольное внимание. В деятельности детей появляются действия по правилам: дети начинают активно играть в настольные игры (лото, домино) и подвижные игры (прятки, пятнашки и др.).                                                        

К 6 годам ребёнок может, не отвлекаясь, играть более часа, а быть внимательным на занятиях – около 30 мин.                                                                                                     Внимание характеризует и личность ребёнка в целом: его способность планировать и следовать плану, умение предвидеть результаты и избегать ошибок. У внимания есть свои характеристики. Это:

Объём внимания – среднее количество объектов или предметов и их деталей которые одномоментно могут находится в сфере внимания человека.                                                                                                                                          

Устойчивость внимания – это среднее количество времени, в течении которого человек может сохранять своё внимание.                                                        

Переключение внимания – способность переводить внимание с одного объекта на другой                                                                                        

Концентрация внимания – сосредоточение на одном объекте, чем больше деталей заметит человек, тем концентрация выше.                                            

Распределение внимания – наибольшее число объектов, оказавшихся в зоне внимания.

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ

Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант)

Методика используется для определения объёма внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации – по количеству сделанных ошибок. Время работы 5 мин.

Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычёркивать такие же буквы, как и первые.Работать надо точно и быстро. Время работы – 5 мин.

Норма объёма внимания для детей 6 -7 лет – 400 знаков и выше                                    

концентрации – 10 ошибок и меньше.

         Методика «Красно – чёрная таблица»

Методика предназначена для оценки переключения внимания.

Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и чёрные числа от 1 до 12 в случайной комбинации, исключающей логическое запоминание.

Инструкция: «Покажи на таблице черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке (время выполнения Т1 фиксируется). А теперь покажи красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время Т2 фиксируется). А теперь покажи попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа - в убывающем (время выполнения Т3 фиксируется).

Показателем переключения внимания является разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором Т3- (Т1+ Т2)

Методика изучения концентрации и устойчивости внимания  (модификация метода Пьерона – Рузера)

Инструкция: «Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу»

Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время затраченное на выполнение задания.

Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания – 100% за 1 мин.15 сек.  без ошибок. Средний уровень – 60% за 1 мин. 45 сек. с 2 ошибками. Низкий уровень – 50% за 1 мин. 50 сек. с 5 ошибками. Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания 20% за 2 мин.10 сек. с 6 ошибками (по М.П. Кононовой).    

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ВНИМАНИЯ

Если данные полученные в ходе исследования свидетельствуют о том, что у детей имеются недостатки внимания, то предложенные ниже упражнения помогут образовать относительно устойчивые сочетания свойств внимания (индивидуально – типологические особенности внимания, обусловленные также и типом нервной системы), на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Использование специальных упражнений, тренируют основные свойства внимания: объём, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.

Упражнения, направленные на увеличение объёма внимания.

  • На словесном материале

Занятие проводится коллективно и включает в себя элемент соревнования.                                                                                                                            Детям предлагается по сигналу «Внимание» фиксировать взглядом середину экрана и постараться прочесть предлагаемый на короткое время (не превышающее 0,5 сек.) материал и записать его. При этом детям сообщается, что если они записали правильно больше 5 букв в двух самых длинных словах они выиграли (в процессе тренировок необходимый объём увеличивается), если меньше, то проиграли. Выигравшие получают какой – либо приз.

  • Игра «Пуговица»

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это прямоугольник, разделённый на клетки.

Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После того первый игрок закрывает листком бумаги своё игровое поле, а второй должен на своём игровом поле повторить то же расположение пуговиц.

  • Игра «Маленький жук»

«Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, влево, вправо. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Внимание! Начали. Одна клетка налево. Одна клетка вниз. Покажи, где остановился жук».  

Если ребёнок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука или двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребёнок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле.

Задания для жука можно придумывать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению из 25, 36 клеток. Усложняйте задание ходами: 2 клетки наискосок вправо –вниз, 3 клетки влево и т.д.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания

  • На словесном материале

Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать количество ударов.                                                                                                                                            

Можно провести это упражнение в виде соревнования: кто правильно сосчитал тот выиграл. В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.

Упражнение направленны на выроботку у ребёнка умения выполнять два разных действия одновременно.

  • «Четыре стихии»

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

  • Ребёнок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки

которыми взрослый сопровождает рисование.  Время выполнения 1 мин. В конце подсчитывается количество нарисованных кружков.

  • Задание похоже на предыдущее. В течении 1 мин. Надо рисовать двумя руками: левой кружки, правой треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков. Треугольники с округлёнными вершинами не считаются так же, как и круги с «углами»

Задания подобного типа вы можете придумывать сами. Это может быть рисование и устное решение несложных примеров. Важно сформировать такое качество как помехоустойчивость у ребёнка.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания

  • Перепутанные линии

Занятие может проводиться как коллективно, так и индивидуально. Перед началом работы детям сообщается задание: «Перед вами на листе перепутанные линии. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача – проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить её номер. Начинать нужно с первой линии, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца».                                          

Первоначальное количество предлагаемых линий, зависит от подготовленности ребёнка. Обычно это 5 – 8 линий. Сначала можно разрешить помогать ребёнку пальцем или карандашом, переходя постепенно к слежению только глазами (на последующих занятиях). Как только предлагаемое количество линий будет «распутано» ребёнком самостоятельно и без помощи подручных средств, их число должно быть увеличено.                                                                                                            

Работа с этим упражнением может вестись в двух вариантах

- без ограничения времени                                                                                                                            

- с ограничением времени

Усиление концентрации слухового внимания

  • Арифметический диктант

Для этого удобно проводить арифметические диктанты, однако их смысл заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий.                          «Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решить их в уме. Получившийся ответ тоже надо держать в уме. Результат запишите только тогда, когда я скажу «Пишите!»

Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности, а также от программного материала.                                                                                                                                                                 В подобные упражнения можно ввести игровой момент: фокусника и мага, который может отгадывать числа: «Загадай число… прибавь к нему 5, теперь отними 2… отними то число которое ты задумал …»

  • «Что слышно?»

Цель. Развитие умение быстро сосредоточиваться.

-Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали (для детей 5-6 лет).

-По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило (для детей 7 лет).

  • «Слушай хлопки!» (для детей 5 – 6 лет)

Цель. Развивать активное внимание.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

  • «Выполни по образцу»

Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребёнка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:

а) анализ каждого элемента узора;

б) правильное воспроизведение каждого элемента;                                                                        

в) удержание последовательности в течение продолжительного времени.

После того как «клеточные» узоры будут освоены, переходите к более сложным узорам на чистом листе. Для выполнения этого задания удобно заранее сделать бланки с различным количеством ряда кружков, треугольников и квадратов. Они могут быть представлены смешанным набором фигур.

  • «Проверка»

Это упражнение продолжает работу с узорами, но состоит из задания проверить правильность уже выполненного кем – то узора. Вы говорите ребёнку: «Один мальчик (девочка) тренировался правильно выполнить узоры. Нужно проверить, как н с этим справился. Перед тобой в верху бланка образец узора, а внизу узор, выполненный ребёнком. Проверь, всё ли он без ошибок сделал. Если найдёшь ошибку исправь её прямо в бланке». 

  • «Чего не хватает»

Для этого задания можно взять любые парные картинки из детских журналов.   «Рассмотри картинки и скажи, чем они отличаются»

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания

Для тренировки переключения внимания используются упражнения, имеющие в основе тест «Кросно – черные таблицы». Это таблицы с числами чёрного и красного цвета, порядок которых постоянно меняется. Порядок работы остаётся неизменным:

1 этап – рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа чёрного цвета от 1 до 12

2 этап - рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1

3 этап – необходимо поочерёдно искать числа чёрного цвета в прямом порядке от 1 до 12, а числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1

После удовлетворительных результатов количество цифр нужно увеличивать до 16 и до 24. Это же задание можно модифицировать, заменив цифры на буквы.

  • «Зеваки»

Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры.

Упражнения, направленные на развитие умения анализировать   написанные слова

  • «Корректурная проба»

Для этого упражнения берутся старые, пригодные лишь для макулатуры книги с крупным шрифтом. В течении 5 мин. Детям предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы «а», если ребёнок пропустит больше 4 букв он проиграл, четыре и меньше пропусков - выиграли.

Практика показывает, что дети с большим интересом выполняют данные упражнения и что через некоторое время их регулярного использования - мы наблюдаем улучшения внимания.

Очень надеюсь, что данное пособие будет полезно родителям, преподавателям и воспитателям детских садов в их работе.

Литература:

  1. Андриевская З. Н. Уроки для родителей – М., АРТИкИ, 2005
  2. Земцова Л.И., Сушкова Е.Ю. Готовность к школьному обучению.                       Учебная деятельность школьников. – М., 1988
  3. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. Беличвой С.А., Коробейниковой И.А., Кумариной Т.Ф. – М., 1993
  4. Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребёнка к школе. – М., 1987
  5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993
  6.  Костромина С.Н., Ануфриева А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.,2009
  7. Корнев А.Н. Старосельская Н.Е. Как научить ребёнка говорить, читать и думать – СПБ,: Паритет, 2001
  8. Мамаева В.В. Обучение чтению. – СПБ, Азбука 2010

   

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста, используя дидактическую игру"

Проблема развития внимания детей давно интнресует воспитателей и учителей. Предлагаю планомерную работу  по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста , рассчитанную на два года....

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

Аннотация Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Проблема внимания с...

Электронные игры-тренажеры на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста.

Внимание- это основа любой интеллектуальной деятельности. Внимание дошкольников характеризуется непроизвольностью. Для успешного обучения в школе ребенку необходимо научиться управлять своим вниманием...

Консультация для воспитателей «Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр»

 В дошкольном возрасте наблюдается развитии всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем, возрастает распределение внимания. Внимание становится более устойчивым. Однако без целе...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Динамика развития свойств внимания  детей дошкольного возраста....

Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В данной презентации приводится перечень игр и упражнений, которые педагоги и родители могут использовать в целях коррекции внимания детей с ЗПР....