Консультация для воспитателей на тему «Использование нетрадиционных методов здоровьясбережения в разных возрастных группах ДОУ»
консультация (старшая группа) по теме

Коляева Татьяна Вячеславовна

Использование нетрадиционных методов здоровьясбережения в разных возрастных группах ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizo_oborud._v_d_s.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 290 г.о. Самара

Консультация для воспитателей

на тему «Использование нетрадиционных методов

здоровья сбережения

в разных возрастных группах ДОУ»

Коляева Татьяна Вячеславовна

г.о. Самара

Состояние здоровья детей на современном этапе вызывает обоснованную тревогу. По данным Всероссийской диспансеризации (2002) только 32% детей признаны здоровыми, 52% - имеют функциональные отклонения, 16% - хронические заболевания. Количество детей, занимающихся в основной группе по физической культуре, не превышает 50%. Актуальность этих вопросов закреплена сегодня на законодательном уровне. В Типовом положении о ДОУ принятом 12.09.2008 года Правительством РФ одной из основных задач дошкольного учреждения являются:

- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей и осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Приходя в детский сад, большинство детей уже имеют целый букет заболеваний. Чаще всего это заболевания опорно - двигательного аппарата либо предрасположенность к частым простудным заболеваниям.

В нашем ДОУ направление работы по сохранению здоровья является первоочередным. Разработана комплексная программа «Крепыш», направленная на формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья, физического и психического развития, эмоционального благополучия каждого ребенка.

С целью оптимизации двигательной активности в практику дошкольного учреждения включены разнообразные формы работы с детьми. Помимо традиционных занятий по физической культуре особое внимание уделяется использованию практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей:

  • элементы точечного массажа
  • пальчиковая и артикуляционная гимнастика
  • дыхательная и звуковая гимнастика
  • хождение по «дорожкам здоровья»
  • использование различных массажеров
  • лечебные игры А.Галанина
  • театр физического развития и оздоровления Ефименко
  • игровой массаж
  • логоритмика

 Использование нетрадиционного оздоровления по возрастным категориям детей дошкольников

Мероприятия

ВОЗРАСТНЫЕ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ

ранний возраст

младший дошкольный возраст

средний дошкольный возраст

старший дошкольный возраст

1

2

3

4

5

1. Элементы точечного массажа

в соответствии с возрастом

в соответствии с возрастом

в полном объеме

в полном объеме

2. Пальчиковая гимнастика

в соответствии с возрастом

в соответствии с возрастом

в полном объеме

в полном объеме

3. Дыхательная гимнастика

элементы комплекса

элементы комплекса

полный комплекс

полный комплекс

4. Психогимнастика по методике М. Чистяковой

в соответствии с возрастом

в соответствии с возрастом

в соответствии с возрастом

в соответствии с возрастом

5. «Дорожки здоровья»

в соответствии с возрастом

в соответствии с возрастом

в соответствии с возрастом

в соответствии с возрастом

6. Театр физического развития Ефеменко

________

________

в соответствии с возрастом

в соответствии с возрастом

7. Лечебные игры А.С. Галанова

в соответствии с возрастом

в соответствии с возрастом

в соответствии с возрастом

в соответствии с возрастом

8. Игровой массаж

элементы комплекса

элементы комплекса

полный комплекс

полный комплекс

9. Обучение самомассажу

________

элементы комплекса

в полном объеме

в полном объеме

В нашей группе особое внимание в режиме дня уделяется проведению мероприятий способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости детей. Представляю разработанный и апробированный в группе план оздоровительной работы на каждый день.

Утренний прием

Дидактическая игра «Зеркало» («Художники», «Послушай, вспомни, выполни»).

Цель: акцентрировать внимание, память, мышление.

Массаж точек на лице, дыхательная гимнастика.

Цель: провести профилактику ОРЗ, способствовать правильной постановке дыхания и развивать дыхательную мускулатуру.

Психогимнастика по методике М.И.Чистяковой «Цветок», «Золотые капельки».

Цель: корректировать настроение, организация психологической безопасности детей.

Индивидуальная пальчиковая гимнастика, массаж рук.

Цель: развивать мелкую моторику, позитивное ценностное отношение к собственному телу.

Утренняя гимнастика.

Цель: повышать двигательную активность, развивать пластику тела, профилактика сколиоза.

Деятельность между занятиями

Упражнения на укрепление глазных мышц «Сигнальные метки», «Поймай бабочку», «Золотые лучики».

Цель: укрепление глазных мышц.

Звуковое дыхание (М.Л.Лазарев) и звуковые игры «Изображалки».

Цель: повышать эмоциональный тонус, стимулировать обменные процессы в клетках за счет звуковой вибрации.

Физминутки, сочетающие речь с движением.

Цель: выработка умения сочетать речь с движением, регулировать силу голоса и воспитания умеренного темпа речи.

Гимнастика маленьких волшебников (массаж рук, лица, шеи, ушных раковин, грудной клетки, ног).

Цель: способствовать расслаблению мышц и снятию нервно - эмоционального напряжения; развивает у ребенка позитивное ценностное отношение к собственному телу.

Игры

Игры, которые лечат А.Галанина «Шарик», «Совушка - сова» и другие.

Цель: способствуют тренировке дыхательной мускулатуры, улучшают местное кровообращение, помогает регуляции мозгового кровообращения.

Двигательные игры «Говорящие движения», «Подражания».

Цель: повышать двигательную активность детей.

Дидактические игры «Опасно – неопасно», «Съедобно – несъедобно».

Цель: развивать сохранительное самосознание; предвидеть возможные последствия своих поступков.

        Прогулка

Одежда в соответствии со временем и погодой.

Цель: провести закаливание.

Наблюдение за растениями, деревьями, понюхать запах почек.

Цель: приобщение к природе; ароматерапия.

Подвижные игры «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «самолеты» и другие.

Цель: стимулировать двигательную активность, совершенствование имеющих у детей навыков в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях, воспитание положительных взаимодействий со сверстниками.

Спортивные упражнения (индивидуальные и групповые), элементы спортивных игр, спортивные развлечения.

Цель: расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями.

Подготовка к обеду

Санитарно - гигиенические процедуры: обмывание стоп ног, обширное умывание, полоскание рта водой комнатной температуры.

Цель: приучать детей к гигиене посредством положительных эмоций; становление аппарата физиологической терморегуляции.

Релаксация.

Цель: обучение детей приемам мышечного расслабления. Сон при открытых фрамугах (в теплое время года).

Подъем

Гимнастика после дневного сна, массаж открытых точек лица, дыхательные упражнения, ходьба по нестандартному оборудованию, воздушное закаливание - переход из теплой спальни в более прохладное помещение - групповую комнату.

Вечер

Музыкотерапия.

Цель: способствовать более легкому усвоению пищи.

Артикуляционная (речевая) гимнастика.

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Игры на развитие внимания, мышления, памяти.

Психомышечная тренировка (саморасслабление)

Цель: достижение психофизического покоя, восстановление сил ребенка.

Игры со спортивным инвентарем, тренажерами (нестандартное оборудование).

Цель: развивать физические качества, способствовать эмоционально - положительному отношению к физкультуре и спорту.

В целях развития и поддержания интереса у детей к занятиям по физической культуре и занятиям по оздоровлению детей важно заботиться о подборе физкультурного оборудования и пособий. Рациональный подбор оборудования, его обновление путем смены и чередования деталей - все это помогает реализовать содержание разных типов занятий (тренировочное, игровое, сюжетно - игровое, контрольно - проверочное, оздоровительные процедуры). Но все это, как правило, стоит дорого и не каждому доступно, поэтому возникает необходимость использовать для спортивно - оздоровительных занятий оборудование, изготовленное самостоятельно из подручных средств. В моей группе, также как и в других группах нашего сада, много нестандартного оборудования из подручного материала. Собирается все, что можно было бы выбросить, - пластиковые бутылки, поролон, крышки, куски линолеума, пластик, и т.д. - и дарится этим вещам новая жизнь. Дети с удовольствием занимаются с этим оборудованием.

Нестандартное оборудование используется на занятиях по - разному. Для массажа используются следующие устройства:

  • коврики из ткани с нашитыми пуговицами (используется для массажа ног, профилактики начальных форм плоскостопия);
  • коврики из ткани с вшитыми поперек палочками (используется для массажа ног);
  • массажеры из капсул от киндер - сюрпризов и крышек от бутылок, нанизанных на веревку, а по бокам прикреплены две ручки от фломастеров (используется для массажа ног, рук, шеи, спины, груди, а также в общеразвивающих упражнениях);
  • обычные неразборные игрушки от киндер – сюрпризов (для массажа пальцев ног);
  • тканевые платочки (для развития ступней и профилактики плоскостопия).

Санитарная обработка всех массажеров проводится после каждого использования их детьми.

В изготовлении нестандартного оборудования широко используем остатки линолеума. Вырезаем круги разных размеров основных цветов, с этими кругами дети играют в разные игры, мы используем их при проведении утренней гимнастики и на занятиях по физической культуре. Вырезанные из линолеума дорожки (узкие и широкие) также находят свое применение в играх и тематических упражнениях.

Пластиковые бутылки, обклеенные фигурками из клейкой бумаги, корпус от фломастера с приклеенной к нему ленточкой, раскрашенные шарики от пинг- понга - необходимое оборудование для дыхательной гимнастики.

Из пластика и клейкой цветной бумаги изготовили метки на стекле и картинки на стенах для упражнений на укрепление глазных мышц.

Забавные ходули получились из детских ведерок без ручек, с продетыми через дно веревками.

Я представила Вам всего лишь малую часть того, что есть в нашем ДОУ. Копилка наших изобретений постоянно пополняется, потому что это оборудование нравится нашим детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методов здоровьесбережения в разных возрастных группах ДОУ.

Комплексно-целевая программа « Крепыш», направленная на формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоровья, физического и психического развития, эмоционального благополучия каждого ребенка...

Использование нетрадиционных методов здоровьесбережения в разных возрастных группах ДОУ.

Комплексно-целевая программа « Крепыш», направленная на формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоровья, физического и психического развития, эмоционального благополучия каждого ребенка...

Консультация На тему: «Организация и проведение прогулок в разных возрастных группах»

Общие принципы организации прогулки. Организация и проведение наблюдений. Дидактическая игра. Трудовая деятельность. Подвижная игра. Индивидуальная работа по разде...

Презентация на тему "Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах детского сада"

Презентация на тему "Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах детского сада"...

Консультация на тему: «Использование нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, не...