Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников
консультация по теме

Петрова Галина Николаевна

Нарушение речевого и двигательного развития - наиболее распространенные отклонения в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее выявление  и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков малыша с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений. Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и неравномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности , способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение.

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Это подвижные физкультминутки прямо за столом, веселые стихи , которые помогут детям стать добрее. Можно просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так ,как они этого хотят.

 Игры с пальчиками малыша подбираются с учетом его возможностей и постепенно усложняются. Не требуйте от ребенка ничего несоответствующего его психомоторному и физическому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_palchikov.igrv_razvitii_rechi.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников

Движения руки всегда тесно связаны

с речью и способствуют ее развитию

                                                                 В.М.Бехтеров

Нарушение речевого и двигательного развития - наиболее распространенные отклонения в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее выявление  и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков малыша с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений. Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и неравномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности , способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение.

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Это подвижные физкультминутки прямо за столом, веселые стихи , которые помогут детям стать добрее. Можно просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так ,как они этого хотят.

 Игры с пальчиками малыша подбираются с учетом его возможностей и постепенно усложняются. Не требуйте от ребенка ничего несоответствующего его психомоторному и физическому развитию.

Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы не только дети видели лицо взрослого, но и чтобы взрослый видел их лица и наблюдал за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно : то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова , а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

 Для начала нужно разогреть пальчики : несколько раз согнуть и разогнуть их. Можно поиграть в жмурки и место хлопков в ладоши попищать резиновыми игрушками , можно сделать самомассаж.

 Если вы разучиваете новую игру, то начните с того , что прочтите потешку вслух. Пусть ребенок внимательно послушает и уловит смысл сказанного. Задайте ему несколько вопросов: о чем рассказывается ? Какие герои? Как они говорят? Может ли он их изобразить? Может ли он порычать как медведь? Или пройтись как лисичка? И так далее.

 Если в тексте встречаются слова и выражения, непонятные ребенку, взрослый в доступной форме должен объяснить их значение.

 Вместе попробуйте разучить потешку, строчку за строчкой. А затем проговаривайте строчку, сопровождая ее движениями. Так вы постепенно разучите и синхронизируете текст и движения.

 Проговаривая потешки и одновременно двигая пальчиками, ребенок невольно ритмизирует свою речь движениями : она становится более четкой и выразительной, эмоциональной. Наличие рифмы положительно влияет и на его слуховое восприятие.

 Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу, нужно взять его руку в свою и выполнить движение вместе с ним. Можно научить ребенка самостоятельно поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей . При проведении игр с пальчиками необходимо следить , чтобы у локтя малыша постоянно была опора, чтобы сначала работала одна рука, затем другая, потом обе. В процессе игры темп постепенно ускоряется.

Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев забавные рожицы.

 Показывать нужно и простые, и сложные игры. Тем самым вы даете понять ребенку, что вам очень интересно играть в эту забавную игру. Ребенок становится вашим партнерам по игре.

 Простые игры ребенок начнет играть , как только освоит движения и ритмику текста. А сложные игры сначала просто запомнит. Потом вы можете заметить, как он пытается самостоятельно сложить пальчики так, как нужно, долго тренируется, и уж только тогда , когда вы этого меньше всего ожидали, складывает пальчики « как положено» .

 Помогать ли пальчикам? Это непременно нужно делать, если вы занимаетесь с ребенком младшей группы , который сам пока с трудом делает произвольные движения пальцами. Хотя игры для этого возраста очень просты – это разгибание и загибание отдельных пальчиков, с небольшим массажем, с ощупыванием предметов разной формы и фактуры. Как правило, игры для этого возраста рассчитаны на взаимодействие взрослого с рукой ребенка: поглаживания, пощипывания и т. д.

 Для более старшего возраста игры усложняются и подразумевают самостоятельные движения рук ребенка. Дети уже способны участвовать в играх , где несколько событий сменяют друг друга.

Как расположиться взрослому относительно ребенка? Это зависит от сложности пальчиковой игры и возраста ребенка. Если в игре задействована только одна рука, то взрослый может сидеть с боку от ребенка. Если это более сложная игра, в которой задействованы обе руки можно посадить ребенка к себе на колени. С детьми старшего дошкольного возраста нужно садиться за стол друг напротив друга, чтобы ребенок мог наблюдать за движениями рук взрослого и соотносить зрительный образ с мелкими движениями. Можно стоять друг напротив друга. Преимуществом пальчиковых игр является то, что ими можно заниматься в любое активное время ребенка.

Сейчас можно только догадываться о том, как люди стали применять массаж в лечебных целях. Вероятно, вначале он заключался в инстинктивном поглаживании и растирании больного места. Однако уже  в третьем тысячелетии до нашей эры предпринимались попытки описать приемы массажа и раскрыть их  лечебное воздействие на организм.

Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. При этом мышечная ткань интенсивно снабжается кислородом  и активно освобождается от продуктов распада. Кроме того, снижается содержание молочной кислоты в мышцах, выводятся органические кислоты, что эффективно снимает утомление после физической нагрузки.

В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.

В пальчиковых играх  одним из основных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными, продольными, кругообразными и комбинированными. Кроме того, применяются щипцеобразны, граблеобразные, гребнеобразные поглаживания и просто глажение.

Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. В отличие от поглаживания  при этом производится определенное давление  на поверхность  и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью  и также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным.  К  данному приему относятся еще и такие массажные движения, как пиление, строгание, штрихование и пересекание.

Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относится похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание и. д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему.  Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

Движения в суставах также нашли широкое применение в пальчиковых играх. Они весьма благотворно влияют на состояние опорно – двигательного аппарата. При этом в пальчиковых играх в основном используются активные движения , то есть те, которые ребенок выполняет самостоятельно. Среди них можно назвать движения кистью (сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые вращения) и пальцами (сведение и разведение, сгибание и разгибание).

Кроме того, в пальчиковых играх часто применяется прием разминания, при котором происходит смещение и сдавливание  мышц. Его можно выполнять подушечками пальцев, фалангами согнутых пальцев, буграми больших пальцев, кулаком, основанием ладони.

При массаже тыльной стороны кисти следует применять прямолинейное поглаживание и граблеобразное растирание. Последний прием также можно выполнять кругообразно подушечками пальцев, зигзагообразно основанием ладони.

В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные « щипцы». Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольника.

Пальчиковые упражнения и игры, являются доступными и простыми средствами развития речи дошкольника....

Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников.

Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. История развития человечества доказывает, что движения руки тесно...

Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников

Движения руки всегда тесно связаныс речью и способствуют ее развитиюВ.М.Бехтеров...

Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников

Огромную роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры, т.е. инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры с пальчиками развивают не только мелкую моторику, ко...

Проект по теме: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи дошкольников»

Использование пальчиковых игр в различных видах деятельности способствует речевому развитию ребенка, открывает возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициатив...

Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников.

Разъяснить родителям необходимость проведения пальчиковых игр, с целью речевого развития детей дошколльного возраста....