"Сказкотерапия для дошкольников".
статья (средняя группа) по теме

Тимофеева Ирина Владимировна

Статья с практическими упражнениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Тимофеева И.В.

МДОУ «ДСКВ№68» г.Братск Иркутская область

 

Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне. В сказкотерапии используются разные жанры, но мы поговорим о сказках, этот жанр более всего подходит для дошкольного возраста. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс у детей.Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню  сознания и подсознания. В сказке в символической форме содержится информация о том: как устроен этот мир, кто его создал ,что происходит с человеком в разные периоды его жизни; какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; как приобретать и ценить дружбу и  любовь; какими ценностями руководствоваться в жизни;  как строить отношения с родителями и детьми  и как прощать. Существует несколько видов сказок. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет  шесть видов сказок [5]: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки. Все эти виды можно использовать в работе с дошкольниками. Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня. В свою очередь несколько слов надо отдельно сказать о сюжетах сказок. Сюжеты  народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.1. Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт. 2. Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г.Х. Андерсана "Гадкий утенок". Работа с этой сказкой подойдет с детьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка. Эта же сказка подойдет и для работы с семьями, у кого есть приемный ребенок. Страшные сказки. 3.Сказки  про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.4. Чтобы помочь ребёнку осознать свои внутренние переживания,  желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией. Сказка Л.Пантелеева "Две лягушки" подойдет для работы с детьми и взрослыми. Так же в работе с детьми используют психокоррекционные сказки. Ткач Р.М. [9] считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания: 1.  Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства 2.  Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь педагог. 3.  Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности.  Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. По мнению Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д.  [5] психокоррекционные  сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный , а также объяснение ребенку смысла происходящего.  В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать  как русские народные сказки, так и сказки русских  и зарубежных авторов, где главным персонажем является девушка или женщина. Например,   русские народные сказки «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", «Снегурочка», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»,   сказки зарубежных авторов   «Золушка» и  «Спящая красавица  Ш.  Перро,  «Госпожа  Метелица»    братьев  Гримм   и другие [3].

Во время чтения или рассказывания педагог должен соблюдать следующие условия: должны передаваться подлинные эмоции и чувства,  нельзя допускать затянувшихся пауз, ребёнок должен видеть лицо взрослого. Однако, как пишет Чех Е.В. [10], сказки должны подходить ребенку по возрасту. В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам. По мнению Чех Е.В. [10] можно выделить несколько вариантов работы со сказкой. Это рассказывание, рисование ,сочинение , постановка сказки, изготовление кукол ,песочная терапия. Ткач Р.М. [9] в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам: 1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи 2. Сказки для гиперактивных детей3. Сказки для агрессивных детей. 4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями .5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений.  6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных. Педагоги и родители могут использовать  метод сказкотерапии  для решения этих проблем. Ещё можно использовать упражнения - игры. Вот три замечательных упражнения-игры, которые разовьют воображение и креативные способности Вашего ребёнка.                      

 Упражнение-игра №1 «Серый волк и золотая рыбка»                                                                                                                                                                                                

Это упражнение можно назвать и по-другому: «Встреча героев из разных сказок».                            

Упражнение-игра №2 «Семь волшебных слов»

В самом простом варианте этой игры фигурируют не семь, а всего три слова. С этого упрощённого варианта лучше всего начинать знакомство с этой техникой сказкотерапии.

Игрокам даётся задание: придумать сообща семь (три) слова, которые, по их мнению, должны обязательно встречаться в настоящих сказках. Эти слова записываются на доску (на большой ватманский лист), а затем каждый придумывает сказку с этими словами.

Упражнение-игра №3 «Сказка-шиворот-навыворот»

Таким образом, для изучения вопроса использования терапевтической сказки в работе с детьми дошкольного возраста был взят опыт работы сказкотерапевтов Вачкова И.В., Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д., Ефимкина Р. П., Сакович Н.А., Ткач Р.М. и других авторов. В заключении можно сказать, что каждый педагог,готовый использовать сказкотерапию  должен быть хорошо подготовлен, чтобы уметь писать разные виды психологических и педагогических сказок,   владеть мастерством интерпретации сказочных песочных картин, работать с различными видов кукол, присоединяться к ребёнку  и следованию за ним.

Библиография

1.    Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007. - 80 с.

2.   Ефимкина  Р. П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография. - СПб.: Речь, 2006. - 263 с.

3.    Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии.

4.   Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. – 160 с.

5.    Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб.: Речь, 2007. – 296 с.

6.    Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. - 176 с.

7.    Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.

8.  Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сказкотерапия для дошкольников

методические рекомендации для воспитателей по использованию сказкотерапии в ДОУ...

Презентация для воспитателей "Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широкоиспользуемое в педагогике и психологии для решения различных задач"

Презентация поможет педагогу грамотно использовать авторские и народные сказки в совместной деятельности для развития высоких нравственных и этических  качеств ребенк. А так же поможет научить ре...

Почему так популярна и необходима сказкотерапия для дошкольников?

Вряд ли есть хоть один человек, который не любит сказки. Нежный голос мамы, красивые описания природы, яркие персонажи и, конечно же, добро, которое всегда побеждает зло, – все это мы вспоминаем с л...

«Сказкотерапия для дошкольников»

Консультация для родителей....

"Сказкотерапия для дошкольников"

О влиянии сказок на детей...

«Сказкотерапия для дошкольников»

Консультация для родителей и педагогов....