Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей
материал по теме

Алтухова Ольга Олеговна

Материал для воспитателей и специалостов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр

в сенсорном развитии детей

        

Использование дидактических игр  в сенсорном развитии детей

Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правил,  дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.

Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, но, то, что мы видим, осязаем, слышим. В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание – основной источник знаний об окружающем мире. В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность.

1. Повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии.

2. Оформлять чувствительное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию.

3. Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам.  

4. Соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).

5. В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками.

Важная роль по прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по  ознакомление с обобщенными представлениями, с общественно-установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра.

Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму.

Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие.

Много общего с рассматриваемыми упражнениями имеется в играх с дидактическими игрушками: матрешки, башенки, шары,  сборно-разборные игрушки и вкладыши. Но между ними есть различия. В содержание дидактических игр  игрушек особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа.  Из поколение в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом  для развития речи, воли, внимания, точности к координации движений, формирование представлений о цвете, форме (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из разных цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки).

Виды дидактических игр:

  1. Игры с игрушками и предметами.
  2. Настольно – печатные.
  3. Словесные.
  4. Музыкальные.

Обязательным элементом дидактическим игр является:

  1. Отражение учебного материала.
  2. Выделение игровых задач.
  3. Наличие правил.
  4. Действия играющих.
  5. Подведение итогов игры.  

Классификация игр:

  1. Игры, возникающие по инициативе детей – самостоятельные: режиссерские.
  2. Игры, возникающие по инициативе взрослого или старших детей – организованные игры.

Методика организации дидактических игр. Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех  основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее применение и анализ.

Подготовка:

  • Отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний).
  • Установление соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы.
  • Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры.
  •  Выбор места.
  • Определение количества играющих.
  • Подготовка необходимого дидактического материала.
  • Подготовка к игре самого воспитателя.
  • Подготовка к игре детей.

Проведение игры:

  • Ознакомление детей с содержанием игры.
  • Объяснение хода и правил игры.

Правила игры:

  • Основная цель правил игры – организовать действия, поведения детей.
  • Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что – то детям в игре.

От детей требуется:

  • умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Само развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.

Для детей четвертого года жизни характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой дидактический материал (куклу, игрушку), который все дети могли обследовать и действовать с ним. При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике.  Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. При объяснения правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изображения на картинках. Если в игре используются стихотворения, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно. Подводя итог с детьми младшего возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение детей во время проведения дидактической игры.    

Одним из важных условий сенсорного развития детей младшей группы является осуществление его в процессе содержательной деятельности детей.

Именно в условиях содержательной, результативной деятельности складывается возможность сделать особенности, отношения, свойства предметом внимания детей, предметом освоения.  Игра – это особый вид деятельности дошкольника, она всегда носит творческий характер. Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

Дидактические игры проводимы вне занятия  и являющиеся составной частью занятий обучают и закрепляют знания в игровой форме. Дидактические игры и упражнения для детей 3 – 4 лет проводятся последовательно, систематично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические средства сенсорного развития детей с задержкой психического развития.

Для того, чтобы развитие восприятия детей с задержкой психического развития шло успешно, в их обучении нужно применять специальные методики (то есть ставятся специальные цели, определяется содержание ...

Использование дидактических игр в развитии детей раннего возраста

В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей.Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расшир...

Использование ИКТ в сенсорном развитии детей раннего возраста

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорн...

""Особенности использования дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста"

статья "Особенности использования дидактических игр в развитии детей 5 - 6 лет" (из опыта работы)...