Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность детей с проблемами в развитии.
статья

 Статья для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (недоразвитие интеллекта).

1. Влияние изобразительной деятельности на творческое развитие детей

2. Нетрадиционные техники рисования, используемые в работе с детьми

3. Игры, способствующие активизации невербального воображения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_pedagogov.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (недоразвитие интеллекта).

Тема: Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность  детей с проблемами в развитии.

        Изобразительная деятельность одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое отношение к нему, «живут» в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.

        При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускольно - осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность ролучить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально – волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая паиять и внимание, речь и мелкую моторику, приучая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

        У детей с ограниченными возможностями внимание характеризуется неустойчивостью, отмечаются переодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности.

Многие из детей испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности.

        У детей с недоразвитием интеллекта ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания.

        Отставание в развитее мышления – одна из основных черт, отличающих детей с недоразвитием интеллекта от нормально развивающихся сверстников. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления.

Отмечается репродуктивный характер деятельности детей с ограниченными возможностями, снижение способности к творческому созданию новых образов.

Одной из основных задач для детей с проблемами в развитии остается психологическая коррекция сенсорно – перцептивных процессов. Процесс коррекции должен проходить в процессе обучения детей продуктивным видам деятельности: рисованию, лепке, аппликации.

Большую роль изобразительная деятельность может сыграть в воспитании ребенка с проблемами в развитии по причине своей доступности.

Известно, что рисовать дети любят с самого раннего детства. Изобразительная деятельность для них – знакомое, «комфортное» действие. Поэтому на его основе можно сформировать многие необходимые личностные качества, снять психоэмоциональное напряжение; сформировать положительную «Я – концепцию».

Важной задачей для педагога становится разделение в детском рисунке тех особенности, которые отражают уровень умственного развития ребенка и степень овладения им техникой рисования, с одной стороны, и особенностей рисунка, отражающих личностные характеристики – с другой.

Как отмечалось выше, у детей с ограниченными возможностями развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Поэтому целесообразно в работе с такими детьми использовать нетрадиционные техники рисования, т.к. эти занятия способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.

  • Рисование мелом на асфальте;
  • Рисование на воздушных шарах – берут надутые воздушные шары светлых оттенков, гуашь;
  • Рисование ладошкой, пальчиками;
  • Рисование водой на столе – налить на стол небольшую лужу и предложить подумать «что будет, если капельки поссорятся и разбегутся». Дети пальчиком «вытягивают лужицу» и смотрят, что у них получилось;
  • Рисование палочками по сырому песку;
  • Рисование цветной водой по снегу;
  • Рисование по стеклу – можно использовать различные материалы: краски, фломастеры, мелки;
  • Пластилиновая живопись;
  • Кляксография;
  • Рисование по мокрому;
  • Рисование восковыми мелками + акварель;
  • Оттиски: пробкой, картошкой, поролоном, мятой бумагой;
  • Граттаж;
  • Набрызг

Так же используются различные игры, способствующие активизации невербального воображения. Эта форма воображения затрагивает те сферы творческой деятельности, которые не требуют активного включения речи – рисование, конструирование, пластические упражнения.

Цель таких игр: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, мелкой моторики.

  • Необычные кляксы – капнуть на середину листа немного чернил, сложить лист пополам и затем развернуть. Рассмотреть кляксы и сказать, на что похоже;
  • Удивительная ладонь – предложить детям обвести ладонь с раскрытыми пальцами, затем дорисовать детали и превратить обычное изображение ладони в необычной рисунок;
  • Незаконченные рисунки – нарисовать на доске мелом незаконченные предметы (квадрат – это может быть домик, телевизор и т.д.; круг – это солнышко, голова человека, будильник и т.д.). Предложить детям определить и назвать предмет;
  • Силуэты фигур; Заколдованный лес; Поможем художнику – предложить детям закончить, дорисовать рисунок;
  • Мастерская форм – сложить из счетных палочек различные картинки;
  • Сложи картинку из фигур – сложить из имеющихся геометрических фигур различные предметные картинки.

Используемая литература:

  1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», С-Пб. -  2001г.
  2. Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития», М. – 2000г.
  3. Дубровская Н.В. «Природа. Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей», С-Пб – 2005г.
  4. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». Издательство «Школьная пресса», 2005г., №2
  5. Ильина М.В. «Развитие невербального воображения», М. – 2000г.

 

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД «Я рисую солнце» развития творческих способностей через изобразительную деятельность средний возраст

НОД «Я рисую солнце»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественная деятельность», «Коммуникация», «Здоровье»,  «Физическая культура», «Художественная литература».Цель: исп...

консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей через Изобразительную деятельность».

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей очень велико.Средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности у детей формируется эстетическое отноше...

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность»

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность»...

Стендовый доклад«Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

laquo;Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»...

Консультация для воспитателей ««Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность».

Пока приведено недостаточно исследований, раскрывающих специфику познания ребенком изобразительного искусства. В основном отмечается, что детям дошкольного возраста доступны такие жанры, как пейзаж и ...

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования по теме «Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность» Дизайн-премьера. «Шедевры руками малышей»

Дошкольникам можно предложить вариант украшения столовых тарелок (одноразовые тарелочки). Которые послужат отличным подарком. Использовать такие тарелочки для приёма пищи нельзя....