Применение деловых игр в методической работе старшего воспитателя
методическая разработка по теме

Белогорцева Татьяна Николаевна

Повышение профессиональной компетентности педагогов - одна из основных задач в работе старшего воспитателя. Одним из медодов является Деловая игра, где через практику можно повышать профессиональные знания воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_delovykh_igr_v_metodicheskoy_rabote.doc232 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ.
       Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание и все ее формы и методы. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развивает педагогов. Будучи по существу теснейшем образом связан с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наиболее надежным проводником передовых идей и технологий в практическую деятельность.

Традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Все шире используется непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название "активные методы обучения".

Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими способностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры.

  При проведении педагогических советов используется один из методов активной деятельности педагогов - деловые игры. Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры.

Целью исследовательской  работы является изучение процесса применения деловых игр в методической работе.

Объект исследования: деловая игра.

Предмет исследования: влияние  деловой игры на повышение педагогической компетенции.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность понятий «Игра», «Деловая игра»;
  2. Рассмотреть классификацию деловой игры и ее основные компоненты;
  3. Выявить место и роль деловой игры в методической работе;
  4. Изучить методические рекомендации по применению деловых игр в методической работе.

Методы исследования:

1.Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования;

2.Практический;

3 Научно-поисковый.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.

1.1 Сущность понятий «Игра», «Деловая игра»

        Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

        Игра способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. Игра также служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.

В энциклопедическом словаре выделяется следующая классификация игр:

Предметная – детская игра с окружающими предметами, в которой ребенок учится использовать их по прямому назначению;

 Ролевая – совместная групповая игра, в которой дети берут на себя различные социальные роли (матери, отца, воспитателя, врача, ребенка, ученика и т.д.) в специально создаваемых ими сюжетных условий;

 Символическая – игра, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстрактной, символической форме;

 Сюжетная – игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т.п. Имитирование реальных процессов в форме игровой деятельности;

Деловая игра (ДИ) – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность, поведение, отношение людей путем игры, по заданным правилам. В отличие от ролевой игры основное внимание сосредоточенно на инструментальном аспекте и почти не идет речь о межличностных отношениях. Применяется для обучения и исследовательских целей



           
Деловая игра – средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленным целям: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др.

           Деловые игры – это вид деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций, направленный на решение учебной задачи.

Применение деловых игр позволяет выявить и проследить особенности психологии участников. Поэтому деловые игры часто используются в процессе отбора кадров.

Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников.

Деловая игра – это метод имитации принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми. Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

В. С. Кукушин определяет понятие «деловой игры» как один из ведущих методов активного обучения. Как метод обучения деловая игра, по мнению В. С. Кукушина, должна отвечать следующим требованиям:

Распределение ролей между участниками игры;

Совместная деятельность участников игры в условиях дифференциации и интеграции имитируемых функций;

 Диалоговое общение партнеров по игре как необходимое условие принятия согласованных решений; Различие интересов у участников игры и появления конфликтных ситуаций;

Наличие общей игровой цели у всего коллектива (игровая система), которая является ведущем стержнем игры, фоном, на котором развиваются частные конфликты и противоречия;

 Введение в игру импровизации (непредвиденных обстоятельств, моделирующих возможные непредвиденные обстоятельства); Использование гибкого масштаба времени;

Применение системы оценки результатов игровой деятельности и профессиональных знаний, способствующих созданию климата состязательности;

Наличие в игре системы стимулирования, создающей интеллектуальную и эмоциональную обстановку, т.е. побуждающей в ходе игры действовать так, как бы действовал в реальной жизни;

Динамичность, непрерывность и занимательность деловой игры;

Достижение единого – обучающего, развивающего и воспитывающего – эффекта деловой игры .

Для осмысленного применения деловых игр необходимо выяснить их сущность, понять отличие детской игры и игры деловой. Если в первой следование правилу занимает главное место, то во второй правила являются, лишь исходным моментом, на основе которого строится свободное игровое поведение. Игра присутствует там, где необходимо выйти за пределы схем. Кроме того, неутилитарный характер детской игры не согласуется с деловой игрой. Это противоречие зафиксировано уже в самом названии, соединяющим «дело» и «игру».

Когда дело становится условным, оно происходит по логике возможного. Таким образом, игра становится средством моделирования (на уровне понятия и на уровне действия) новых условий профессиональной действительности (включая экстремальные), методом поиска новых способов выполнения деятельности. Игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия.

Поскольку игра самодостаточна, соединение понятий «игра» и «имитация» также заключают противоречие. При такой имитации знаковым материалом помимо прочего являются люди. Данная модель не может быть строгой, но она предполагает большую свободу и, следовательно, открывает новые возможности. Трудно согласовать также понятия «игра» и «управление». Однако они взаимосвязаны, чем лучше осуществляется управление, тем более выражен игровой компонент.

Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности. Преимущество деловых игр состоит в том, что являясь моделью реальной организации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и, тем самым, продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия. В условиях деловых игр создаются исключительно благоприятные возможности включения участников творчески и эмоционально в отношения, подобные действительным отношениям в производстве. В игре происходят быстрое пополнение знаний, дополнение их до необходимого минимума, практическое освоение навыков проведения расчетов и принятия решений в условиях реального взаимодействия с партнерами.

В отличие от конкретной ситуации, где воспроизводится момент производственной обстановки, в деловой игре обстановка выражается в динамике, процесс производства – в развитии. Воспроизвести производство в динамике и включить в него участников – две сложные проблемы использования игрового метода, которые заключаются в том, чтобы достаточно точно передать характеристики и условия производства, а также, помимо технологических параметров и экономических факторов, социально-психологические факторы. В этой связи привлекательна идея использовать в деловой игре в качестве модели реальное производство. Таким образом, мы видим, что игровые методы обучения не имеют четкой границы с методами практического освоения.

Таким образом, сложность понятия «деловая игра» привела к несогласованности в многочисленных попытках его определения. В настоящее время деловую игру можно рассматривать и как область деятельности и научно-технического знания, и как имитационный эксперимент, и как метод обучения, исследования, решения практических задач. Однако все это многообразие недостаточно представлено в существующих определениях деловой игры.

Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.

С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной. Вместе с тем в деловой игре воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени.

Деловая игра воссоздает предметный контекст-обстановку профессиональной деятельности и социальный контекст, в котором воспитатель взаимодействует с представителями других ролевых позиций. Таким образом, в деловой игре реализуется целостная форма коллективной деятельности на целостном же объекте — на модели условий и диалектики производства, профессиональной деятельности.

В деловой игре педагог выполняет квазипрофессиональную деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии, полагаясь на канву профессионального труда. В контекстном обучении знания усваиваются не впрок, для будущего, а обеспечивают игровые действия педагога в реальном процессе деловой игры. Одновременно воспитатель наряду с профессиональными знаниями приобретает специальную компетенцию — навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться, следовательно, Деловая игра воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации. Но эта "серьезная" профессиональная деятельность реализуется в игровой (частично азартной) форме, что позволяет педагогам интеллектуально и эмоционально "раскрепоститься", проявлять творческую инициативу. В процессе игры осваиваются:

нормы профессиональных действий;

нормы социальных действий — т. е. отношений в коллективе производственников. При этом каждый ее участник находится в активной позиции, взаимодействует с партнерами, соотнося свои интересы с партнерскими и, таким образом, через взаимодействие с коллективом познавая себя. Моделируя или имитируя условия и динамику производства, действия и отношения специалистов, игра служит средством актуализации, применения и закрепления знаний, средством развития практического мышления. Этот результат достигается через взаимодействие участников игры в каждой конкретной ситуации или системе производственны ситуаций. Деловая игра реализуется на имитационной модели как совместная деятельность по постановке и решению новых  учебных задач, подготовке и применению индивидуальных и совместных решений. Правила и нормы совместной деятельности, язык имитации и связи задаются заранее, вырабатываются в процессе игры. Деловая игра проводится в режиме  диалогического общения, она является двуплановой деятельностью, поскольку направлена на достижение двух целей:  игровой и педагогической, которая, будучи приоритетной, не должна довлеть над первой.

1.2    Принципы организации учебных Деловых игр

Для достижения поставленных учебных целей на этапе разработки в деловую игру следует заложить 5 психолого-педагогических принципов:

— принцип имитационного моделирования ситуации;

— принцип проблемности содержания;

— принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности;

— принцип диалогического общения;

— принцип двуплановости игровой учебной деятельности.

1. Принцип имитационного моделирования предполагает разработку: а) имитационной модели производства, б) игровой модели профессиональной деятельности. Наличие этих двух моделей необходимо для создания предметного и социального контекстов будущего труда.

2. Принцип проблемности содержания игры и ее развертывания означает, что в предметный материал игры закладываются учебные проблемы, выстроенные в виде системы игровых заданий, в которых содержится тот или иной тип противоречий, разрешаемых студентом в процессе игры, что приводит к выходу из проблемной ситуации.

3. Принцип совместной деятельности основывается на имитации производственных функций специалистов через их ролевое взаимодействие. Игра предполагает общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, при которых развиваются психические процессы, присущие мышлению специалистов.

4. Принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров в игре есть необходимое условие переживания и разрешения проблемной ситуации. Участники игры задают друг другу вопросы. Система рассуждении каждого из партнеров обусловливает их взаимное движение к совместному решению проблемы. Люди неоднозначно реагируют на одинаковую информацию, что порождает диалог, обсуждение и согласование позиций, интересов.

5. Принцип двуплановости игровой учебной деятельности дает возможность внутреннего раскрепощения личности, становления творческой инициативы. Суть его в том, что деятельность, направленная на обучение и развитие  специалиста, реализуется в "несерьезной" игровой форме.

Эти взаимообусловленные принципы составляют главную концепцию деловой игры и должны соблюдаться на этапе разработки, так и на этапе реализации. Несоблюдение или недостаточная проработка хотя бы одного из них отрицательно скажется на результатах ДИ. У деловых игр свои достоинства и недостатки и определенные области применения. Деловую игру как форму контекстного обучения следует выбирать прежде всего для решения следующих педагогических задач:

формирование у обучаемых целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;

приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятия индивидуальных и  коллективных решений;                              |

развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;

формирование познавательной мотивации, обеспечу условий появления профессиональной мотивации.

Таким образом, не любое содержание профессионал» деятельности подходит для игрового моделирования, а лишь, то, которое содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально.

1.3 Структура и правила деловой игры

Разработку деловой игры начинают с создания двух моделей — имитационной и игровой, которые будут встроены в ее сценарий. Таким образом, первый принцип ДИ реализуется на начальном этапе ее разработки. Имитационная модель — это прототип модели, она задает предметный контекст деятельности специалиста в учебном процессе.

Игровая модель задает социальный контекст и представляет собой работу участников ДИ с имитационной моделью.

Имитационная модель получает свое воплощение в следующих структурных компонентах: цели, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценивания. Компоненты игровой модели — сценарий, правила, цели, роли и функции игроков.

Объектом имитации обычно выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной деятельности, требующей системного применения разнообразных умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся за период, предшествующий игре.

Игровая модель имеет игровые цели. Педагогическая модель имеет две группы целей — обучающие или дидактические и воспитательные. Предмет игры — это предмет деятельности участников игры, он зависит от модели специалиста и представляет собой перечень процессов или явлений, требующих профессионально компетентных действий. Важный элемент сценария — способ генерирования событий, определяющий динамику и характер развития игрового процесса.

Различают три способа: детерминированный, спонтанный, смешанный. Последний из них, сочетающий алгоритмизацию с учетом вероятностного характера событий, наиболее присущ деловой игре.

Графическая модель ролевого взаимодействия участников отражает количественный и качественный состав участников, их связи, взаимодействия, пространственное расположение игроков и оказывает большую помощь ведущему и участникам игры.

Комплект ролей и функций игроков должен адекватно отражать профессиональные и социально-личностные отношения, характерные для того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре. Иногда  для моделирования игровой ситуации вводятся игровые роли скептик, энтузиаст и т.д.). Чем выше профессиональный yровень разработчика, тем удачней будет комплект ролей.

Сложным моментом в разработке игры является четкое определение функций игроков. Их нужно составлять обобщенно и снабжать их инструкциями, в которых в словесной форме, и с помощью таблиц или в виде алгоритма даются права, обязанности и возможные действия игроков.

Правила игры отражают характеристики реальных явлений, существующих в прототипах моделируемой реальности в упрощенном варианте. Кроме того, существует второй план игры — правила чисто игрового характера, если их не соблюдать, игра перестанет быть игрой, превратившись в занятие тренажерного типа.

Требования к правилам игры сводятся к следующим предложениям:

— правила содержат ограничения, касающиеся технологии игры, регламента игровых процедур или их элементов, ролей и функций преподавателей-ведущих, системы оценивания;

— правил не должно быть слишком много, не более 5 - они должны быть представлены аудитории на плакатах и с помощью технических средств;

— характер правил должен обеспечивать воспроизведение реального и делового контекстов игры;

— правила должны быть связаны с системой стимулирования и инструкциями игрокам.

Как перечень основных правил можно привести соблюдение регламента, использование носителей информации, применение активных форм представлений информации, вопросы дискуссионного характера.

Система оценивания обеспечивает контроль принимаемых решений и самоконтроль, предполагает содержательную оценку, обеспечивает соревновательный характер игры, позволяет оценивать деятельность и личностные качества участников игры, а также успешность работы игровых групп. Система должна строиться прежде всего как система самооценки играющих, а затем — как система оценки преподавателем-ведущим. Разбор игры преподавателем и рефлексия ее участников по поводу их навыков на заключительном обсуждений несут основную обучающую и воспитательную нагрузку. Заключительная часть игры — это не столько подведение итогов, сколько анализ причин, обусловивших фактические ее результаты.

Методическое обеспечение игры предполагает наличие следующих материалов: проспект и параметры игры, набор реальной и игровой документации. Степень детализации методических рекомендаций зависит от сложности объекта имитации, контингента и других причин.

Техническое обеспечение ДИ. Различают ручные и машинные игры, однако между ними нет четкой грани, речь идет о степени использования ЭВМ в. игровом процессе. Однако в сценарии должны быть четкие указания о применении ЭВМ и ТСО. Технические средства выбираются в зависимости от целей и содержания игры и выполняют только функции, без которых нельзя обойтись или которые выполняются вручную хуже и медленнее.

1.4  Разновидности и возможное использования  деловых игр

Учебные деловые игры (цель которых сформировать определенные навыки и умения учащихся в их активном творческом процессе по уровню сложности можно разделить разновидности:                                    

1) имитационные упражнения —они отличаются or-вой игры меньшим объемом и ограниченностью решаемых задач (например, кто лучше может пользоваться едиными нормами и расценками?). Цель имитационных упражнений -  предоставить возможность учащимся в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории.

2) "анализ конкретных производственных ситуаций" - обучаемые знакомятся с ситуацией, с совокупностью взглядов, связанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, возникающее перед специалистом в его профессиональной практике и требующее от него соответствующего шения, учащиеся предлагают свои решения в той или н ситуации, которые коллективно обсуждаются.

3) "разыгрывание ролей" — учащиеся получают исходные данные по ситуации, а затем берут на себя исполнение определенных ролей. Исполнение ролей происходит в присутствии других членов учебной группы, которые потом оценивают действия участников ситуации, принимаемые ими самостоятельные решения в зависимости от условий сценария, действия других исполнителей и в зависимости от ранее принятых собственных решений, т.е. при разыгрывании ролей нельзя полностью предсказать ситуации, в которых оказывается тот или иной исполнитель. Этот метод обучения используется для выработки практических профессиональных и социальных навыков.

4) полномасштабная деловая игра, имитирующая комплексную профессиональную деятельность и последствия принимаемых профессиональных решений (часто с использованием ЭВМ для расчета и анализа близких и отдаленных последствий принимаемых решений).

Положительное в применении учебных деловых игр:

—как правило, учащиеся испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения;

—происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания-умения, т.е. учащиеся учатся применять свои знания;

—послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний;

— достигаются комплексные педагогические цели: познавательные, воспитательные, развивающие. Познавательная эффективность: в процессе деловой игры учащиеся знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), углубляют знания, осваивают профессиональные функции на личном примере.

Воспитательная функция: в процессе проведения деловой игры формируется сознание принадлежности коллективу, закрепляются взаимосвязи при решении коллективных задач, а коллективное обсуждение общих вопросов формирует критичность, сдержанность, уважение к другому мнению, внимание к коллегам. Развивающая эффективность: в процессе деловой игры развиваются логическое мышление, способность поиска ответов на поставленные вопросы, речь и речевой этикет, умение участвовать в дискуссии и эффективно общаться.

Отрицательные моменты в проведении учебных деловых игр:

— высокая трудоемкость подготовки к занятию (для преподавателя);

—не все преподаватели владеют умением проводить деловые игры;

—большая напряженность для преподавателя, так как он сосредоточен на непрерывном творческом процессе и должен быть одновременно и актером (обладать актерскими данными) и режиссером в течение всей игры;

—сами студенты могут быть не готовы к работе с использованием деловой игры;

—требуют много времени и порой специалированного изменения учебного расписания занятий.

Можно сделать следующие выводы:

1. Деловые игры следует использовать только там, где они действительно необходимы. Это получение целостного опыта будущей профессиональной деятельности, работой во времени и пространстве.            

2. К разработке игры следует подходить системно и учитывать ее влияние на другие виды работы со студентами, а так же реакцию других преподавателей, которая может быть неадекватной.

3. В деловой игре нужны предметная и социальная латентность участников, поэтому следует начинать подготовку к ДИ с анализа конкретных производственных ситуаций, разыгрывания ролей. Следует также до игры формировать у студентов культуру дискуссии.

4. Структурные компоненты ДИ должны сочетаться таким образом, чтобы она не стала ни тренажером, ни азартной  игрой.

5. Игра должна строиться на принципах саморегулирования. Преподаватель действует перед игрой, до начала игры, в  конце и при анализе игры. Это требует большой подготовительной работы, теоретических и практических навыков конструирования ДИ.    

 

2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.

2.1  Место и роль деловой игры в методической работе.


Деловые игры нашли широкое применение в методической работе, курсовой системе повышения квалификации. Старшие воспитатели часто включают в педсоветы и консультации элементы деловой игры – метод игрового моделирования.

Отличие деловой игры от метода игрового моделирования заключается в следующем: последний представляет собой форму активизации педагогов при проведении любой методической работы; первая является самостоятельной. Неоднократно отмечалось, что применение деловых игр имеет большое положительное значение. Они помогают максимально активизировать участников для достижения поставленной цели.


Деловые игры связаны с решением педагогических задач, содержащих описание конкретных ситуаций, требуют от участников принятие определенной роли и выбора способов взаимодействия.

Изучение проблем воспитательно-образовательной работы через деловые игры помогает как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и воспитательных мероприятий. Этот метод ценен тем, что и увлекает ее участников; метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия решений в различных ситуациях по заданным или выбираемым самими участниками правилам.

Педсовет – деловая игра – обучающая форма, в котором участники наделяются определенными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация

Основные условия для педагогического совета – деловой игры:
наличие проблемы и цели, которую должен решить педагогический (игровой) коллектив; имитация реальной ситуации, наличие игровых ролей и назначение на них участников игры (чаще всего разыгрываются социальные роли: педагоги, дети, администрация, органы власти и др.); реальное различие интересов, мнений, точек зрения самих участников; соблюдение игровых правил и условий; наличие игрового стимулирования: соревнование в общественной активности, экспертная оценка личного и коллективного вкладов, общественная оценка результата игровой деятельности.
Одна из форм деловой игры – "мозговая атака". Она может использоваться для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период. Основное место в таком педсовете занимает групповая деятельность. Организаторам нужно до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать регламент. Участники разбирают поставленные вопросы, вырабатывают цели и задачи, составляют программы, которые и лягут в основу решения педсовета.

Деловые игры позволяют как бы "прожить" определенную ситуацию, изучить ее в непосредственном действии. Деловые игры позволяют моделировать различные ситуации, проектировать способы действий в условиях предложенных моделей, демонстрировать процесс систематизации теоретических знаний по решению определенной практической проблемы.

Использование деловых игр в методической работе повышает интерес, вызывает высокую активность педагогов, совершенствует умения для разрешения реальных проблем, способствует формированию профессионального творческого мышления

Итак, оценивая роль деловых игр можно выделить следующие параметры:

• Принятие управленческих решений в деловых играх осуществляется ее участниками, которые выполняют определенные роли, а поскольку интересы разных ролей не совпадают, то решение приходится принимать в условиях конфликтных ситуаций;

• Проведение деловых игр является коллективным методом обучения, в результате игры формируется коллективное мнение при защите мнения своей группы игроков и критики других групп;

• В деловых играх специальными средствами создается определенный эмоциональный настрой игроков, помогающий активному включению обучаемых в решение изучаемой проблемы.

2.2 Методические рекомендации к проведению деловых игр.

Подготовить и провести деловую игру — процесс творческий. Поэтому конструирование деловой игры носит на себе отпечаток личности автора. Зачастую, взяв модель уже разработанной деловой игры, можно изменить отдельные ее элементы или полностью подменить содержание без изменения модели

Однако наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо отработана игровая модель деятельности участников.

Существуют теоретически обоснованные методики конструирования и проведения деловых игр. Знание их необходимо, чтобы избежать ошибок, способных свести на нет труд.

Если деловая игра используется с целью обучения, то необходимо помнить, что она не может предварять семинары и спецкурсы, практические занятия. Она должна проводиться в конце обучения.  Разрабатывая игру, необходимо помнить, что чем больше свобода выбора решений, тем охотней игроки включаются в процесс. Сюжет игры должен представлять собой постоянное столкновение интересов учащихся. Можно выделить следующие основные этапы разработки игры:

постановка проблемы; выбор темы; анализ главных закономерностей создаваемой игры: соотношения, связи, роли, субординация между игроками и т.д; разработка сценария, состоящего из игровых событий; создание наиболее вероятного списка решений игроков в каждом игровом событии; разрабатывается система оценок. Стоит отметить, что не всегда в игре возможно применение количественной оценки. В этом случае применяется метод экспертной оценки; формулировка правил игры; предварительная отладка игры

Успех деловой игры напрямую связан с качеством ее проведения. Ведущий должен грамотно организовать следующие этапы:

«Запуск» игры. Ведущий знакомит игроков с целью игры, с ее описанием. Он распределяет роли, представляет игрокам вводную ситуацию и информационные данные. На этом этапе крайне важным является создание настроя и атмосферы предстоящей игры.

Корректировка игры. Из-за затянувшихся рассуждений или из-за неверно выбранной методики решения поставленной задачи игра может затянуться или превратиться в плохо контролируемый процесс. В этом случае ведущий обязан скорректировать ход игры, но таким образом, чтобы не нарушить ее атмосферы. К примеру, часть игроков можно отправить «в командировку» с дополнительным заданием, за основу рассуждений можно принять дополнительно поступившие документы или условия, ведущий может исполнить роль приглашенного со стороны консультанта.

Создание дискомфортной среды в группе игроков. Необходимо, чтобы группа игроков оставалась остросоциальной средой, а не средой комфортного психологического общения, при которой чувство защищенности может не позволить решить поставленную перед группой проблему.

Предотвращение сплочения группы на основании чего-либо, не связанного с игрой. Вред результативности игры может нанести недовольство игроков неожиданными поворотами сценария, личностью ведущего, распределением ролей, успехами команд-соперников. Игроки должны понять, что успех зависит не столько от сценарной постановки игры, сколько от их участия в игре. Учет индивидуальных особенностей личности. При распределении ролей следует учитывать психологические особенности игроков: ярко выраженный индивидуализм, повышенная или пониженная самооценка, лидерские качества и т.д. Обсуждение игры участниками выводится за рамки самой игры и проводится после ее окончания.

2.3 Оценка работы игроков и команд.

Оценка задач, имеющих конкретное решение и ответ, не должна вызывать затруднения ведущего. Применяемый в некоторых случаях метод экспертных оценок, чаще всего отслеживает следующие аспекты:

Общая активность группы (может подразделяться на интеллектуальную и эмоциональную); степень организованности группы (лидерство, эффективность совместной деятельности, быстрота реагирования на внешние воздействия); степень индивидуальной активности (соответствие отведенной в игре роли, личный вклад в общее дело, нестандартный подход к решению задач)

2.4 Сценарий проведения деловой игры чаще всего имеет следующий вид.

Во вступительном слове перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа. В проблемной лекции дается установка участникам: преодолеть психологическую инерцию мышления, разрушить традиционную схему взглядов и представлений и, хотя бы на некоторое время, оторваться от традиционных условий, устоявшихся стереотипов мышления.

После лекции проводится несложная вступительная ролевая игра. Ее цель — активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы, сблизить друг с другом, если ранее им не приходилось работать в таком составе, создать атмосферу доброжелательности и доверия, с одной стороны, соперничества и творческой дискуссии — с другой.

Далее все участники произвольно делятся на несколько равных групп, которые будут работать по заявленной проблеме. Каждая выдвигает кандидата, который готовит свою программную речь и выступает с ней. По результатам обсуждения проходит голосование. Ролевая игра идет в быстром темпе, развивая импровизационное мышление игроков.

После этого равные по количеству и представительству (функциональному и уровневому) группы, сформированные заранее, удаляются, каждая в свое помещение, для проведения мозговой атаки по одной из проблем. В каждой из таких групп имеется игротехник-методист, задача которого сводится к умелой организации процесса.

Pa6oтa поисковой группы при каждой новой мозговой атаке начинается с выбора лидера по данной проблеме, который должен организовать работу группы, подготовить доклад к конференции и в конкурентной борьбе защитить выбранную программу действий. Одновременно с лидером выбирается оппонент, его задача — дать оценку программы смежной группы. Методист помогает руководителю поисковой группы организовать коллективную работу, выработать предложения.

Игротехник-методист должен добиться, чтобы по каждой из проблем были избраны новый лидер поисковой группы и новый оппонент, таким образом, достигается максимальная активность всех участников игры. При выборе лидера очень важно соблюдение демократичности: в лидеры должны выдвигаться как руководители, так и рядовые специалисты.

По завершению самостоятельной работы поисковая группа защищает свой проект на общей конференции. К докладам обычно предъявляются следующие требования:

1. дать краткий анализ поставленной проблемы;

2. обосновать выработанные предложения;

3. доказать практическую значимость предложений и возможность их реализации.

В проблемно-ориентированной деловой игре все равны, административные должности на период игры «ликвидируются», никто не должен пользоваться каким-либо преимуществом. Разрешается высказывать любые идеи, однако в процессе игры совершенно недопустима критика личности.

На этой базе постепенно формируются взаимоотношения, которые сближают разные взгляды, мнения, опыт и позволяют вырабатывать нечто целое. Такая технология позволяет глубоко вникнуть в проблему, обеспечить взаимопонимание между людьми и достигнуть единства социального действия, способного переломить ситуацию, разрешить кризис или создать принципиально новое решение актуальной проблемы.

Лидеры, выступающие на конференциях, обычно сдают записи своих выступлений руководителям деловой игры. Сдают свои записи и оппоненты от каждой группы. Также проводится видеозапись всех конференций деловой игры. Таким образом, фиксируются вопросы, ответы и дискуссионные моменты. Свои записи ведут также руководители игры, члены экспертной комиссии и игротехники-методисты. На основе всех собранных материалов готовится совместный отчет [23].

При конструировании игры предполагается организация совместной деятельности игроков, имеющая характер ролевого взаимодействия в соответствии с правилами и нормами. Достижение цели происходит путем принятия групповых и индивидуальных решений.

Необходимо обратить внимание на наиболее типичную ошибку при разработке игры: моделируется "Среда", а не деятельность. Деловая игра должна строиться по логике деятельности, точнее взаимодействия. В основу разработки должна быть положена деятельность, отражающая согласование различных интересов, а не структуры предприятия и т.п. модели "Среды"

Ситуация должна предполагать неоднозначность решений, содержать элемент неопределенности, что обеспечивает проблемный характер игры и личностное проявление игроков. Прямая формулировка проблемы или указание на нее недопустимы. В то же время правила, нормы формулируются однозначно и определенно.

Таким образом, игра будет нежизнеспособной, если плохо продумана последовательность действий и взаимосвязи участников, недостаточна драматизация происходящих событий, они не развиваются во времени, список решений задан, не ясно как осуществляется отклик на принятые решения, не автоматизированы рутинные операции, ход игры требует постоянного вмешательства ведущего


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе изучения психолого-педагогической литературы было выявлено, что являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими особенностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры.  Деловая игра – это модель какой-либо ситуации с непрерывно меняющимися условиями. Как правило, в ней действует несколько групп участников с разными интересами, и каждая из них должна решить свою проблему. По своей сути деловые игры отличаются от любых других методов обучения. Их можно было бы сравнить с тренингами (частью которых они нередко являются), однако тренинги – это соединение теории с ее отработкой на практике. А в ходе деловой игры нарушается привычная цепочка – сначала теория, потом практика. Здесь знания, умения и навыки формируются у игроков почти одновременно, в ходе практической деятельности. Кроме того, ведущий с помощью специальных приемов создает определенный эмоциональный настрой участников, который активизирует процесс обучения.
Сущность деловых игр в том, что они имеют черты как учения, так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления.

Изучение проблем воспитательно-образовательной работы через деловые игры помогает как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и воспитательных мероприятий. Этот метод ценен тем, что и увлекает ее участников; метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия решений в различных ситуациях по заданным или выбираемым самими участниками правилам.

Глава 3. Практическое  применение Деловых игр в методической работе.

3.1 Деловая игра для воспитателей.

Проводится с целью предоставления педагогам возможности практического применения теоретических знаний, получения обратной связи.

Участники делятся на микрогруппы. Каждой группе предлагается ситуация и время на ее обсуждение (5 мин), по окончании которого необходимо озвучить свой вариант разрешения ситуации. Остальные участники присоединяются к обсуждению предложенного варианта.

Ситуации:

Ребенок несется и врезается в грязь. Он радостно бежит к вам навстречу, норовя обнять.

Ребенок отказывается есть или ест слишком медленно.

Ребенок направляется к вам в самый неподходящий момент: вы чем-то очень заняты.

Вы нарушили данное ребенку обещание.

Ребенок открыто не повинуется правилам и взрослым авторитетам или манипулирует вами. Он врет или хитрит, увиливая от своих обязанностей.

Ребенок, придя к вам в кабинет, хватает и изучает каждую мелочь, не делая исключение даже для выдвижных ящиков. Неоднократные замечания игнорирует.

До прихода гостей остается совсем мало времени. Ребенок своими активными играми мешает вашим приготовлениям.

Ребенок отказывается убирать игрушки.

3.2  Деловая игра  «Как разрешать конфликтные ситуации»

Предварительная работа: попросить анонимно описать конфликтные ситуации в группе, между персоналом, с администрацией, с воспитанниками. Сложить все ситуации в «Чашу чувств».

Это упражнение поможет педагогам научиться грамотно и с пользой разрешать конфликтные ситуации; понять, что всегда существует несколько вариантов поведения в конфликтных ситуациях.

Возьмите «Чашу чувств» и скажите следующее: «То, что у нас накопились вопросы по поводу взаимоотношений – хорошо. Конфликты – это часть нашей жизни. Предлагаю вам подумать о том, как мы ведем себя в конфликте. Состязаемся, соревнуемся? Проигрываем? Какие чувства вызывает у нас соперник? Непреднамеренные конфликты приводят к обидам, потере дружбы, к вспышкам гнева, отчуждению. Поэтому важно знать, как вести себя в конфликтных ситуациях. Сегодня мы будем учиться разрешать конфликты.

Для начала давайте попробуем вместе подумать о том, как лучше всего поступать в определенной ситуации, чтобы уладить конфликт. Я буду называть ситуацию, а вы – обсуждать ее по следующим правилам:

Правила обсуждения

Рассказывайте о любых идеях, приходящих в голову.

Не осуждайте чужие идеи.

Выдвигая свои идеи, используйте уже высказанные.

Предлагайте как можно больше идей.

Из «Чаши чувств» выберете  выберите 2-3 ситуации и предложите участникам обдумать все возможные варианты ее решения.

Записывайте ответы  на доске, и после проигрывания ситуаций обсудите варианты, выбрав среди них приемлемые.

После того как коллектив предложит все возможные варианты решения проблемы, обсудите, какие из них были бы наиболее эффективными. Подчеркните два лучших.

Дискуссия на тему занятия

Обсудите следующие вопросы:

В чем причины конфликтов?

Как можно предотвратить конфликт?

Что чувствуют в ситуации конфликта обиженный и обидчик?

Какое поведение помогает с достоинством выйти из конфликта или не допустить его разгорания?

Психологическая игра «Стиральная машина».

Коллектив выстраивается в 2 шеренги напротив друг друга и поочередно «простирывается» каждый участник. Первым этапом идет «стирка» - мягкими, заботливыми прикосновениями, а далее включается режим «отжим» -где играющие могут почувствовать себя дискомфортно.

Цель игры - сделать вывод о том, что все мы единый коллектив, и в любом случае надо создавать благоприятную , комфортную обстановку для  всех его членов, особенно для новичков, чтобы работа была более продуктивна.

3.3Деловая игра  «ЧЕТЫРЕ ПОРТРЕТА»

Организационно-деловая игра для педагогов

В методической литературе, посвященной работе школьного психолога с педагогами, немало внимания уделено тренингам, организационно-деловым играм и другим формам взаимодействия, направленным на оптимизацию отношений педагога с учащимися в процессе обучения. Авторы предлагают сценарный план организационно-деловой игры (ОДИ), нацеленной на решение проблем, возникающих при взаимодействии учителя с «трудными» подростками.
Такая форма работы школьного психолога, как ОДИ, обычно построена на принципе моделирования различных школьных ситуаций. Цель ОДИ — выработка наиболее эффективных решений. При этом решаются разные задачи, среди которых: оснащение педагогов способами взаимодействия с детьми и подростками, в том числе «группы риска»; развитие рефлексии по отношению к своему профессиональному ресурсу; формирование умения вести себя в типичных конфликтных ситуациях на уроке; развитие навыков саморегуляции и психогигиены; создание в коллективе атмосферы психологической безопасности.
ОДИ строится по схеме, состоящей из нескольких параметров. К ним относятся:

— игровой замысел;

— четко очерченные правила;

— игровые действия;

— познавательное содержание (что отличает ОДИ от игр вообще);

— оборудование;

— итоговый результат.

Игровой замысел проявляется в названии игры и может быть выражен в виде проблемы, которую предстоит решить. Правила помогают определить поведение участников в ходе игры и порядок действий. Познавательное содержание заключается в приобретении определенных знаний и навыков в процессе решения проблемы, поставленной игрой. К оборудованию относятся вспомогательные средства: фломастеры, бумага, магнитофон, видеомагнитофон и другие предметы.

Итоговый результат проявляется в завершение игры в виде решения проблемы и сопровождается обязательной рефлексией.

Цель

Развитие навыков профессиональной коммуникации и педагогической рефлексии; создание условий для развития профессионального мышления и возникновения благоприятного психологического климата.

Оборудование

Специально подготовленная аудитория (класс, актовый зал со стульями, расставленными для четырех групп участников), небольшой мяч, карточки с иллюстративным материалом, ватман, фломастеры (доска, мел).

Ход игры

Участники делятся на четыре группы.
После приветственного слова ведущего им предлагается продолжить высказывания: «Я думаю, что наши дети по сравнению со своими сверстниками...», «Мне кажется, что наши воспитанники по сравнению со своими сверстниками пятилетней (десятитилетней) давности...». Все высказывания записываются на доске (или ватмане). При выполнении этих упражнений предлагается отмечать как позитивные, так и негативные особенности современных воспитанников. Ведущий обращает внимание на те характеристики детей, которые вызывают у педагогов наибольшие трудности в процессе обучения и воспитания.
Затем ведущий предлагает выделить те качества воспитанников, которые являются наиболее значимыми, с точки зрения педагогов, для обучения, общения, социализации.

По мере записи на доске (ватмане) участникам предлагается отметить на 10-балльной шкале (возможны варианты) количество баллов по тому или иному качеству у «среднего» ребенка. В каждом случае не учитываются максимальные и минимальные показатели, на основании оставшихся определяется средняя величина.

Педагоги могут называть самые разные качества, например «речь», «мотивация к деятельности», «чувство ответственности за свои поступки».
После того как работа над «портретом» завершена, ведущий обращает внимание на то, что такой усредненный набор качеств может быть присущ разным учащимся. Он предлагает педагогам, чтобы они, опираясь на собственный опыт, описали нескольких «трудных» воспитанников, используя те качества, которые приведены в таблице.
Далее ведущий просит придумать обобщенные названия для каждого из представленных педагогами типов. Названия могут быть различными, например «наглый малый», «шикарная девица», «серая мышка», «плакса» и т.д. Эти названия не являются научными и взяты из лексикона педагогов.
Ведущий зачитывает психолого-педагогические характеристики четырех типов учащихся.

Наглый малый

Ребенок этого типа стpeмитcя к лидepcтвy в группе, и, как правило, ему это удается. С легкостью игнopиpyeт ycлoвнocти и aвтopитeты. Oбычнo дeйcтвyeт aктивнo, готов oтcтaивaть cвoи пpaвa. Oбщитeльный, в пoвeдeнии пpивык opиeнтиpoвaтьcя на стереотипы, принятые в ближайшем окружении. Отличается спонтанностью в поведении, не способен прогнозировать результат своих действий и высказываний, безответственен. Часто использует ненормативную лексику.

Любые эмоции проявляются очень ярко, во время разговора склонен к лишним движениям и выраженной жестикуляции. Любит играть, часто на «грани фола», при этом болезненно переносит поражения.
Peшитeлeн, cклoнeн к pиcкy, нe тepяeтcя пpи cтoлкнoвeнии c нeoжидaнными cитyaциями. Увepeн в cвoиx вoзмoжнocтяx, инициaтивeн.
Зачастую имеет дocтaтoчнo выcoкий ypoвeнь интeллeктyaльнoгo paзвития, может быть тoчным и успешным в дeлax, кoтopые ему привычны. Oднaкo eмy нe xвaтaeт aктивнoгo cтpeмлeния к нoвым дocтижeниям и ycпexaм, а также внyтpeннeй нeyдoвлeтвopeнности coбoй. Иногда не видит границы между свойственным ему артистизмом и клоунством, неуместной экcцeнтpичнocтью вo вpeмя зaнятий cepьeзными дeлaми. То же самое относится к лидерским тенденциям, которые иногда бывают агрессивны, построены на мнимом превосходстве над сверстниками.

 Шикарная девица

(«Девицей» может быть и мальчик, чрезмерно озабоченный впечатлением, которое он производит на окружающих.)Предпочитает красивую одежду, Для нее исключительно важной является оценка ее внешности значимыми окружающими.
По характеру зависима, несамостоятельна, уступает более сильным, однако в окружении младших (или слабых) может оказаться лидером, так как привлекает к себе внимание не только мальчиков, но и девочек. Не способна к длительным привязанностям. Не может быть долго сосредоточенной на чем-либо одном. Мечтательна. К обучению относится равнодушно,

Серая мышка

Аккуратная неброская одежда, не по возрасту взрослое выражение лица. Периодически возникает некоторая отрешенность и отгороженность в глазах. Ребенок  несколько скептичен, что внешне проявляется в опущенных уголках рта.

Не слишком хорошо координирован, реакция несколько замедленная, поэтому неуспешен во время подвижных игр. Сторонится шумных одногруппников с их забавами. Более охотно общается с младшими или новичками, то есть с теми, кто по социальному статусу ниже его, и общается до тех пор, пока их статус не изменится. Избегает установления близких, эмоционально окрашенных отношений.

Склонен к меланхолической мечтательности, уединению, более того, страдает от того, что вынужден постоянно находиться среди большого количества людей.

Обучается  неплохо, старательно. Может браться за задания повышенной сложности, но не всегда справляется с ними, так как не хватает творческого подхода.

Плакса

Проявляет зависимость в поведении как от сверстников, так и от взрослых. Неспособен к самостоятельной оценке обстоятельств, а также к принятию решений. Скромен, старателен, наблюдателен.
Для подростка этого типа характерна определенная «привычная» жертвенность, он занимает место аутсайдера в любом коллективе. Несмотря на наносимые ему обиды, стремится к общению, нуждается в «опекуне». Часто, будучи не принятым в среде сверстников, тянется к взрослым.
Вынужденная замкнутость может сочетаться с недостатком интуиции, неумением понять чужие переживания, почувствовать неприязненное отношение к себе или, наоборот, симпатию и расположение, уловить момент, когда не следует навязывать свое присутствие.
Обладает низкой самооценкой, ориентирован на неудачу, поэтому способен отказаться от любой деятельности («все равно у меня ничего не получится!»). Этим он создает впечатление, что капризен.

Завершая чтение «характеристик», ведущий напоминает, что описанные типы не исчерпывают всего многообразия «трудных» детей и редко встречаются в «чистом виде».

Затем ведущий предлагает вспомнить наиболее характерную проблемную ситуацию с участием «трудного» ребенка (отказ от выполнения предложенного задания, игнорирование на замечание воспитателя и т.д.). Каждая из четырех групп участников получает задание воспроизвести стратегию поведения ребенка одного из типов и предложить способы конструктивного взаимодействия в конфликтной ситуации.

Выполнение этого задания позволяет учителям «прожить» конфликт в роли воспитанника.

Подводя итоги, ведущий предлагает участникам закончить одну из фраз: «Мне наиболее сложно строить отношения с... (называется один из четырех типов), потому что...», «Для меня важно, что я умею в общении с... (называется один из четырех типов) делать (чувствовать, прогнозировать)...»

3.4 ДЕЛОВАЯ ИГРА "ЗНАЕМ ЛИ МЫ ПРАВА РЕБЕНКА"

Цель.

Пропаганда правового воспитания детей в педагогическом коллективе.

Участники игры. Члены творческих групп "Ознакомление с окружающим", "Социальная поддержка дошкольников", "Театрализованная деятельность дошкольников".

Жюри. Руководители представленных творческих групп. Куратор.

ХОД ИГРЫ.

В игре участвуют три команды (по направлениям работы). Члены каждой команды рассказывают о своем опыте по ознакомлению детей с их правами.

Ведущий делает сообщение по проблемам правового воспитания детей в дошкольном учреждении, затем проводит викторину.

Задания и вопросы викторины.

•  Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя статьи Конвенции о правах ребенка:

•  У детей есть только одно право: делать то, что им велят родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью.

( В статье 2 говорится о том, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации, и принимает необходимые меры по защите его прав).

•  Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его наилучшим интересам. ( В соответствии со статьей 9 ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок также имеет право сохранить связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.)

2. Выберите правильный ответ.

•  Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребенка?

 

1. а) Ф.М. Достоевскому +

б) А.П. Чехову

в) А.М. Горькому

•  В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка?

а) 1948 г .

б) 1959 г . +

в) 1966 г .

•  В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

а) 1968 г .

б) 1982 г .

в) 1989 г . +

•  Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?

а) таких различий нет +

(Согласно статье 2 все права распространяются на всех детей независимо от расы/, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.)

б) национальная принадлежность

в) состояние здоровья

•  Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?

а) педагоги

б) родители +

(Согласно статье 18 родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им надлежащую помощь.)

в) члены правительства

•  На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?

а) на благотворительные организации

б) на иностранных спонсоров

в) на государство +

(Согласно статье 20 государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми.)

•  Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:

а) не указана в официальных справочниках

б) может мешать образованию и вредить здоровью +

(Согласно статье 32 ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно установить минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда.)

в) не соответствует интересам и склонностям ребенка

•  Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у них:

а) чувства страха перед наказанием

б) осторожности в реализации своих желаний

в) чувства достоинства и значимости + (Согласно статье 40 ребенок, нарушивший, как считается, закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию.)

•  ООН считает человека ребенком от рождения до:

а) 16 лет

б) 18 лет +

(Согласно статье 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.)

в) 19 лет

3. Приведите при меры из детской художественной литературы, где нарушены права детей на:

образование

необходимый уровень жизни

имя

3.5 Деловая игра "Забота о здоровом образе жизни"

Цель. Расширить знания педагогов по организации здорового образа жизни дошкольников через физкультурные занятия и досуг. Формировать основы экологической культуры, начиная с раннего возраста.

Участники игры. Члены методических объединений инструкторов по физкультуре и воспитателей групп раннего возраста; члены творческой группы "Формирование основ экологической культуры".

Жюри. Руководители представленных методических объединений, творческой группы. Куратор.

Ход игры

Участники игры делятся на три команды (по направлениям работы). Каждая команда готовит сообщение по проблемам организации здорового образа жизни детей, используя свой опыт работы. Сообщение может носить театрализованный, юмористический, традиционный характер, иметь воспитательную направленность. Затем команды получают карточки с описанием одной и той же педагогической ситуации (см. приложение) и в течение пяти минут обсуждают ее. После обсуждения один из членов каждой команды озвучивает (не более трех минут) решение ситуации (рекомендуется начинать выступление со слов поддержки или несогласия с предыдущим оратором).

Проводится релаксационная разминка. После разминки команды выполняют следующие задания:

1. Объясните педагогическое значение режима дня.

2. Докажите необходимость формирования у детей культурно-гигиенических навыков.

З. Расскажите об организации двигательной активности детей.

4. Выделите новые направления сотрудничества педагогов и родителей по формированию здорового образа жизни детей.

5. Докажите право ребенка на условия, которые позволяют ему развиваться физически.

В конце игры каждая команда, исходя из позиции своего методического объединения и творческой группы, делает вывод о необходимости формирования здорового образа жизни детей.

3.6 Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».

Цель:

повысить профессиональный уровень  педагогов, активизировать  применение устного  народного творчества в  работе  с детьми;

развивать коммуникативные качества педагогов,  умение работать  в коллективе.

Раскрыть творческий   потенциал каждого педагога.

 

( Игроки делятся на 5 команд  согласно возраста детей, вопросы задаются поочередно каждой команде)

Разминка:

1. Вспомните,  кто говорил  такие волшебные слова:

« По щучьему веленью,  по-моему,  хотенью…»

« Сивка-бурка,  вещий каурка!   Стань  передо мной,  как лист перед  травой!»

« Спи,  глазок, спи,  другой!»

« Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная?»

«Как мне не печалиться,  серый волк, остался я без доброго коня…»

« Несу косу на плечи, хочу лису посечи,  слезай, лиса, с печи!»

2. Закончите пословицу:

« Что написано пером…»        (не вырубишь топором)

« Не плюй в колодец…»         (пригодится – воды напиться)

« Без  труда…»                        (не выловишь рыбки из пруда)

« Не имей сто рублей…»        (а имей сто друзей)

« Смех  без  причины…»         (признак дурачины)

« Семь раз отмерь…»              (один раз отрежь)

«Что посеешь…»                      (то и пожнешь)

« Любишь кататься…»            ( люби и саночки возить)

« Хочешь, есть калачи…»       (Не сиди на печи)

« Не красна изба углами…»   (А красна – пирогами)

3. К какому виду творчества это относится?

« Как аукнется, так и откликнется»        (пословица)

«На дворе трава – на траве дрова»      (Скороговорка)

«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота»(Небылица.)

«Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар по-бежал» ( Потешка)

«В некотором царстве, в некотором государстве…» ( Сказка)

«Ехала машина темным лесом,

За каким-то интересом.

Инте-инте-интерес,

Выходи на букву С»  (Считалка)

-«Расскажу-ка я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские…» ( Былина.)

-«Красна девица сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)

-«Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)

-«Жили-были дед да баба» «Сказка»

Задание     1.

Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе:

Слушать рассказывание или чтение взрослого, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном  слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. (1-ая младшая группа)

Слушать внимательно сказки , стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.   (2-ая младшая группа)

Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. Учить детей отвечать на вопросы , связанные с содержанием текста.(Средняя группа)

Воспитывать любовь к книге, способность чувствовать художественный образ. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Продолжать учить эмоционально передавать содержание произведения, выразительно читать стихи.  (Подготовительная к школе группа)

Учить различать жанры литературных произведений  и некоторые особенности  каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и читать наизусть небольшие стихотворения.   (Старшая группа)

Задание   2.

Для работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения:

А. Барто.  «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока»,К.Чуковский. «Цыпленок»,С.Маршак «Сказка о глупом Мышонке»        (1-ая младшая группа)

З.Александрова «Мой мишка», А.Барто « Девочка-ревушка», С.Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко» (2-ая младшая)

«Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье»,Я.Тайц «По грибы»,К.Чуковский «Федорино горе»,

Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик». ( средняя)

Н.Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», (старшая)

Х.К.Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица» (подготовительная)

Задание 3

Назовите автора произведения:

«Приключения Чипполино» (Д.Родари)

«Приключения Незнайки и его друзей» (Н.Носов)

«Волшебник Изумрудного города» (А.Волков)

«Алиса в стране чудес»( Э.Кэрролл.)

«Цветик-семицветик» (В.Катаев)

Задание 4

(Задание в конверте)

Назвать детские художественные произведения, написанные:

К.Чуковским («Муха-цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Айболит» и др.

С.Михалковым («Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном Мышонке», «Дядя Степа» и др.

Задание 5.

Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:

…Ну так видите ль, миряне,

Православные христиане,

Наш удалый молодец

Затесался во дворец;

При конюшне царской служит

И нисколько  не потужит

Он о братьях и отце

В государевом дворце…

( П.П. Ершов «Конек-горбунок»)

 

… Войска идут день и ночь;

Им становится невмочь.

Ни побоища, ни стана,

Ни надгробного кургана.

Вот осьмой уж день проходит,

Войско в горы царь приводит

И промеж высоких гор

Видит шелковый шатер…

(А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»)

… Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее…

(А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

…Шляпа выползла на середину комнаты и остановилась. Ребята

Смотрят на нее и трясутся от страха. Тут  она повернулась и поползла к

дивану.       (Н.Носов. «Живая шляпа»)

…Я остался с кашей наедине. Посолил. Попробовал- ну невозможно

есть ! Тогда посыпал сахару, попробовал. Еще хуже стало. Тут я вспомнил,  что

у нас есть хрен. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда   попробовал, у

меня глаза на лоб полезли, и я, наверное, потерял сознание,  потому что взял

тарелку, и быстро  выплеснул кашу на улицу  в окно… .

( В. Драгунский. «Тайное становится явным»)

Задание 6.

Стихотворения  о временах года.

Из конверта капитаны команд достают пейзажные картинки.

Н а них изображены зима, лето, весна, осень. Команда должна

вспомнить стихотворения о каждом времени года, кто больше.

Задание 7

Каким сказочным героям принадлежат слова:

 

«…Я из сибирских лесов прислан к вам воеводой».

( «Кот и лиса»,Котофей Иванович)

 

«…О, если я утону, если пойду я ко дну, что станется с ними

больными,   моими зверями лесными.» (Айболит из одноименного

произведения К.Чуковского)

«Ты волна,моя волна , ты гульлива и вольна

Не губи ты нашу душу, выплесни ты нашу на сушу» (Царица с сыном в сказке  « О царе  Салтане» А.С. Пушкина)

«Дорогие гости, помогите, паука-злодея зарубите!

И кормила я вас и поила я вас , не покиньте меня в

Мой последний час…!»

( Муха-Цокотуха. Из одноименной сказки К. Чуковского)

 

«Невелик, да прожорлив! Нам четверым не съесть, а ему одному мало. Пожалуй, он и до нас доберется!» («Кот и лиса»

Медведь).

Задание 8

Аукцион пословиц. Кто больше знает пословиц о книге и чтении.

Задание 9

Каждой команде  предлагаются иллюстрации художников-иллюстраторов.

Необходимо назвать художниками несколько произведений, которые он иллюстрировал.

Задание 10.

Назови одним словом:

образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)

короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания  с выводом-моралью(басня)

устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях ( былина)

основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)

короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему(анекдот)

устное народное творчество, народная мудрость(фольклор)

небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения(песня)

вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)

краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)

короткая из2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом(частушка).

Задание 11

Кроссворды в конвертах раздаются  каждой команде.

Подведение итогов

3.7 Деловая игра

на тему «Современные технологии, методы и формы организации воспитательного процесса»

План игры:

Сообщение темы и целей, общего хода игры.

Доклад на тему «Современные технологии  воспитания»

Деловая игра по предложенным заданиям.

Подведение итогов деловой игры.

Задания к игре:

Подобрать из предложенных определений верное определение к термину «педагогическая технология»

Педагогам выданы карточки с наименованиями терминов. Определить, к какой педагогической категории относятся данные термины (методы воспитания)

Методы воспитания (на карточках) распределить по критериям Классификации методов: методы формирования волевой сферы, методы стимулирования, методы организации деятельности и т.д.

Коллектив педагогов делится на группы. Каждой группе предлагается описательное содержание мероприятия на тему «Хороша, ты, Русь моя!». Необходимо подобрать разнообразные формы организации деятельности детей в рамках данного мероприятия.

Итоги игры.

Что дало мне сегодняшнее методическое объединение (по желанию педагога)

Примеры педагогических ситуаций

Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу же затевает беготню. Трудно переключить его на спокойные занятия. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он начинает с детьми играть, то вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. Почему?

В беседе с отцом выясняется, что, переехав в новую квартиру, родители вынуждены до перевода в новый детский сад возить сына на автобусе.

- Значит, ребенок устает, - делает предположение воспитатель.

- Да нет, не может этого быть. Ведь он сидит всю дорогу, - возражает отец. - Если бы уставал, так не затевал бы возню, приходя в детский сад!

Прав ли отец? Может ребенок уставать от того, что долго находится в однообразном положении? Почему?

 

Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.

- Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? - спрашивает его воспитатель.

- Да нет... я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул:

- Мне жаль маму... Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала. Папа шумел всю ночь.

Проанализируйте, как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка. Какую, по вашему мнению, помощь может оказать детский сад семье в создании здорового быта?

   

Деловая игра. « Готовность ребенка к обучению».

Цель: определить первостепенную значимость аспектов готовности к обучению.

Аспекты подготовленности к обучению.

Индивид. оценка.

Групповая оценка

Правильн. оценка

Индивид. ошибка

Группов. ошибка

Потребность ребенка в общении.

10

Способность к логическому запоминанию

4

Снижение уровня импульсивных реакций

8

Дифференцированное восприятие

1

Умение воспроизводить образец

5

Способность исполнять заданную роль

12

Концентрация внимания

2

Способность длительное время выполнять недостаточно интересное задание

9

Развитие тонкой моторики

6

Умение подчинять свое поведение законам дет. групп

11

Аналитическое мышление

3

Сенсо-моторная координация

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание методической работы старшего воспитателя (по П.И. Третьякову, К.Ю. Белой)

Организацией методической работы в ДОУ непосредственно занимается старший воспитатель. Проектирует, определяет ее содержание по всему составу функций управления: информационно-аналитическо...

Индивидуальный подход в содержание методической работы старшего воспитателя в ДОУ.

Работая старшим воспитателем в МДОУ, я учитываю  интересы и пожелания коллектива. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интер...

График методической работы старшего воспитателя

График методической работы старшего воспитателя...

План методической работы старшего воспитателя в условиях реализации ФГОС

План методической работы старшего воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок» Лямбирского муниципального районаРеспублики Мордовия...

«CИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

В докладе представлена система методической работы старшего воспитателя по формированию мотивации к самообразованию педагогов ДОУ...

Повышение качества методической работы старшего воспитателя с педагогами по самообразованию и молодыми специалистами в ДОУ

Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов Я чувствую себя в праве сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания про...

Применение технологий бережливого производства в работе старшего воспитателя

Перед старшим воспитателем зачастую стоит вопрос – как сделать, чтобы педагог стал активным, заинтересованным участником образовательного процесса?        Цель...