""Ребенок эпохи" эссе (к 125 летию А.С. Макаренко)
статья (подготовительная группа) по теме

Кузнецова Мария Борисовна

Посвящено юбилею А.С. Макаренко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_epokhi.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Посвящаю любимому преподавателю

Сухушиной Тамаре Сергеевне

Автор.

Ребенок эпохи

Эссе

     На пороге нового столетия, когда шведская писательница Элен Кей бросила пророческий девиз, что будет этот век « Веком Ребенка », было время небывалого педагогического оживления….

    … С лозунгом  за «Новое Воспитание» многие  выступали  с различными педагогическими инициативами, крупномасштабными экспериментами, старались построить универсальную науку о ребенке, подвергали разгромной критике старые методы воспитательного влияния и демонстрировали новые способы организации жизни ребенка.

      Прошли  годы,  но  XX век, в котором история осуществила много сценариев геноцида, в отличие от предыдущего века, не стал   “ Веком Ребенка “, но стал веком детей-сирот, детей улицы. К счастью, появлялись люди, которые стремились изменить положение детей в обществе, не боялись вставать на место ребенка, и вырабатывать новые методы воспитания. Антон Семенович Макаренко был одним из них.

    Он был, именно, ребенком той, именно, эпохи.

    Свою воспитательную практику он начал в 1905 г., почти  17- летним юношей. Квалификацию и педагогический опыт добывал еще перед началом первой мировой войны. В 1917 году закончил Учительский Институт в Полтаве. Его самые большие педагогические достижения пришлись на двадцатые годы и начало тридцатых. Последние годы Макаренко, особенно когда он  поселился в Москве, были периодом его творческого подъема.

    Почти вся его основная писательская, кроме «Педагогической поэмы» наработка, возникла именно в это время: “Флаги на башнях”, “Книга для родителей”, “Воспитание в семье”, многочисленные слушания и педагогические статьи, а также разного вида произведения литературы (романы, новеллы, сценические произведения). Макаренко  писал очень быстро, применяя различные формы и новшества.

    В педагогических произведениях он старался донести важные мысли, к которым пришёл в своей многолетней воспитательской деятельности. Он спешил использовать свой почти тридцатилетний багаж знаний. Вынашивал далеко идущие творческие планы. Но не успел, однако, довести  свои замыслы до конца. Умер неожиданно, в пригородном поезде, спеша в Москву на собрание Союза Писателей. Случилось это ранней весной в 1939 году. Макаренко было тогда 51 год. Сердце его подвело, не выдержало неслыханного темпа и напряжения, в котором он жил и работал.

    Макаренко решал самые трудные задачи воспитания, и одновременно применял их в общественной жизни. Когда в первые годы после Революции 1917 года появление бездомных детей угрожающе выросло, особенно на Украине, Макаренко   отказался от работы в обычной школе и встал на борьбу с этой угрозой. В своей деятельности он  не ограничивался просто спасением детей от влияния улицы, но и прилагал большие усилия на переработку психики и физического воспитания развращенной молодежи. Воспитательный эксперимент Макаренко  непрестанно разрастался с точки зрения организационной и педагогической.

    В своей экспериментальной деятельности он сознательно, последовательно и настойчиво переходил с одного этапа на другой, не бросал одно дело, чтобы взяться за другое. Он знал точно, чего хотел, и искал новые пути в воспитании, переламывая существующие стереотипы мышления и педагогического воздействия.

    Организовывая в 1920 г. детский лагерь для бездомной молодежи, Макаренко встал во главе многих новых и трудных проблем. История Колонии им. M. Горького была по сути дела драматической историей борьбы за существование. Макаренко  оказался в глухом лесу один на один с бандой разбойников, не имея и не ожидая ни от кого помощи. Он переживал тяжелым минуты и сломы, но все же сделал очень много. Постепенно начал превращать многочисленный, перессоренный сброд подростков в молодежный работающий коллектив, который начал подниматься со дна человеческой цивилизации. Но Макаренко не удовлетворяется  этим, и вместе с воспитанниками охватывает ближайшее аграрное хозяйство и приводит его в порядок. Со временем формы коллективной жизни совершенствуются.  

     В 1927-1934 годах наступает дальнейший этап развития воспитательного эксперимента Макаренко. В это время он организовывает и возглавляет Коммуну им. Ф. Дзержинского. Здесь он переходит от кустарной хозяйственной деятельности к выпуску промышленной продукции в современных условиях. Коммуна достигает со временем почти полную финансовую независимость.

    Решая сложные проблемы воспитания и перевоспитания, Макаренко  обращался, прежде всего, к самой молодежи, ее внутренним возможностям и к возможностям, которые создавал новый общественный строй. Он считал особенно важным взаимное влияние воспитанников друг на друга. Не случайно то, что создавал он новые коллективы преимущественно путем почкования, путем  влияния небольшой, но хорошо организованной группы колонистов на неорганизованную массу воспитанников, принятых чаще всего с  улицы. Таким образом, он развивал новую отрасль педагогической техники.

    В то время в педагогической практике использовали метод влияния небольшой группы на отдельную личность. Макаренко обнаруживает новую, очень важную возможность влияния малой группы на большую и дезорганизованную. Он сознательно направлял усилия на решение проблемы массового воспитания. Не ограничивался он также воспитательными методами, направленными на личность или небольшую группу, и пытался найти оптимальные формы и способы охватывания большой группы молодежи, включая в ее жизнь практическую деятельность, ускоряя тем самым процесс общественного дозревания.

    Стремление Макаренко каждый раз к более массовой, и одновременно непрерывной и современной организации процесса воспитания возникало из его глубокого убеждения в том, что только целостный опыт может составлять основу развития воспитательной системы. И только такого рода опыт уполномочивает  к формулировке теоретических обобщений, и даже позволяет обнаруживать правила, управляющие процессом воспитания.

    Исходной точкой, и одновременно основой теоретических изысканий Макаренко  была своеобразная философия человека, глубокая работа над его судьбой, человеческой природой и ее возможными превращениями. Слишком рано,  уже как студент Учительского Института в Полтаве, он  настойчиво искал ответа на вопросы: от чего зависит поведение человека, какие его мотивы деятельности, и насколько они определяют его обычные и юридические нормы, что можно сделать, чтобы изменить это поведение, от чего зависят внутренние превращения человека? Это были вопросы, которые он должен был решать в своей практической деятельности.

    Его “Концепция человека”, характеризуется любовью к людям и убеждением в неповторимой обворожительности каждого человека. Этим гуманизмом  проникнута вся деятельность и творчество Макаренко, который боролся за каждого человека, переламывая в нем внутренние опоры и глубоко укоренившиеся комплексы. Своих воспитанников он характеризует как людей, обиженных судьбой, несчастных, оставленных самим себе, а не как несовершеннолетних преступников. У него вызывает отвращение раздуваемая в литературе и педагогике так называемая романтика бездомности, которая делает из человека морального урода и предмет для нездорового наслаждения.

   В трактовке Макаренко   культура и характер не представляют конечную цель воспитания. Конечной целью является хорошее самочувствие человека в новых условиях, и счастье. Эта мысль волновала его с юношеских времен, когда он делал первые шаги как учитель. К этой мысли он возвращается в последние годы жизни, при написании 4-томной Книги для Родителей.

    Последний том он намеревался посвятить вопросу как воспитать счастливого человека. Макаренко  отлично понимал и непрерывно подчеркивал то, что невозможно воспитать счастливого человека, если  не учитывать историческую, классовую и политическую обусловленность процесса воспитания. В своих размышлениях Макаренко  идет дальше и развивает оригинальную, хотя наверно и  дискуссионную, Теорию Счастья.

    Человек,  по его мнению,  не имеет права быть несчастным. Наоборот, он имеет обязанность быть счастливым. Этой цели можно достичь, если человек поймет, что счастье не выигрывается в лотерее, случайно, под воздействием, так называемых способствующих обстоятельств, а что нужно произвести его и завоевать.  Необходимы для этого -  усилие и выносливость.

    Руководствуясь педагогической логикой, Макаренко  обращает внимание на диалектику воспитательных методов, обнаруживает их внутреннюю противоречивость, которая коренится почти в каждом из них. Подчеркивает также, что система педагогических средств должна изменяться вместе с развитием общества и самих воспитанников. Здесь можно отметить, что наши актуальные трудности и воспитательские неудачи связываются в значительной степени с тем, что в современной жизни наступили огромные изменения, изменилась также в очень серьезной степени молодежь, а мы  непрерывно  пробуем влиять на нее с помощью достаточно устаревшего уже комплекта средств.

    Педагогическая логика обязывает также наблюдать относительность средств воспитательного влияния. В одних условиях и ситуациях они могут  действовать положительно, в других  негативно. Это значит, что применяя отдельные средства и методы нужно считаться с общим воспитательным контекстом, с общей ситуацией, в которой мы пробуем применить данное средство или метод. Возникает также проблема дозирования воспитательных средств, нахождения соответствующей меры в пользовании им. Например, ставя определенные задачи перед личностью нужно четко улавливать момент, в котором эти задачи побуждают ее развитие, и в котором начинают действовать сдерживающе, формируя ситуацию пассивного подчинения и пассивной покорности. Необходимо развивать у молодежи здоровые стремления и умение стремится к цели, и в то же время учить умению отказа от некоторых стремлений.

    От Макаренко  следовало бы перенять, прежде всего, его глубокий педагогический оптимизм, убеждение, что всегда нужно видеть благо в человеке и что педагог обязан подходить к человеку с оптимистичной гипотезой, даже тогда, когда это влечет за собой риск совершения ошибки. Не всегда легко наблюдать в человеке благо.

    Благо бывает  обычно скрыто ежедневной борьбой за существование и конфликтами, которые не заканчиваются, между людьми. Найти хорошее в человеке,  невзирая на ужасную,  иногда катастрофическую  запущенность отдельных   детей, представляет собой колоссально трудную задачу, но это есть основной критерий нашей компетентности как педагогов.

    Когда Макаренко  приступал в 1920 году к работе в детском лагере для несовершеннолетних преступников, он видел перед собой молодых людей, над которыми надругались жизнь,  духовно опустошённых, искалеченных психически. Нужно было иметь необычайное мужество и сильную волю, чтобы  глядя прямо в глаза этому человеческому  несчастью не потерять, все-таки,  веру в человека и желание бороться  за него.  В похожей ситуации, хотя может не такой драматической,  находится почти каждый воспитатель и учитель. Задача педагога заключается в том, чтобы высечь в себе необходимую искру оптимизма, чтобы прийти на помощь к  наиболее трудным детям.

    Каждый, кто стремится изменить поведение и расположение детей, должен ответить себе на вопрос: - какие существуют реальные возможности развития  воспитанников? На первый взгляд они могут показаться никакими, невзрачными, минимальными.

    В убеждении Макаренко  возможности превращения людей очень большие, просто неограниченные. Доказали это в конечном итоге его результаты педагогической деятельности. Они подтвердили, что можно очень много достичь в самых трудных условиях. Однако мы знаем из ежедневной  практики, что возможности развития людей часто игнорируются. Это делается по многим обстоятельствам. Во многом это не позволяет сделать сложившийся уклад жизни, как общественный, так и экономический.

    Могут обманывать также образовательные системы, которые не способны решить таких проблем как уравнивание стартовых возможностей детей из разных сред, преодоление односторонней интеллектуализации процесса учебы и т.д.

    В наше время все еще дают о себе знать безапелляционные методы воспитательного влияния, не считающиеся с потребностями и стремлениями воспитанников. Это так называемое “старое воспитание”, которое вынуждает  детей к повиновению.

   Какими способами можно преодолеть эти  стереотипы мышления в педагогических действиях? Ответы на это находятся в деятельности и творчестве Макаренко: «Моим основным принципом всегда было, больше требовать от человека, и одновременно больше уважать его».

    Макаренко умел перед воспитанниками рисовать привлекательные, обворожительные перспективы превращения окружающей их жизни и превращения самих себя. Он знал, что такие перспективы могут стать приводной силой  процесса воспитания. Человек, по его мнению,   не может жить, не может развиваться, если не видит перед собой чего-то радостного  сегодня, завтра, послезавтра, через месяц, через год.

    Эта потребность радости завтрашнего дня представляет один из важнейших стимулов деятельности человека, один из сильнейший средств воспитания.

     Необыкновенная концепция «Развивающих перспектив» Макаренко (близких, средних и далеких), имеет глубокий психологический смысл, придает большой, жизненный вес мечте, которая побуждают человека к действию.

    Непрерывное, интенсивное стремление к реализации своей мечты становится основанием хорошего самочувствия, удовлетворения, счастья.

    Воспитать человека  утверждает Макаренко - это дать ему ощущение перспективы, ощущение радости завтрашнего дня.

    Чтобы этой цели достичь нужно очень хорошо для  себя осознать, что стремление к лучшему будущему, влечет за собой необходимость победы многочисленных трудностей, которые существуют вокруг нас. Макаренко  считал, что следует приучать детей и молодёжь к борьбе с этими трудностями, что нужно их побеждать, не останавливаясь ни перед чем. В его воспитательных методах был обязательный принцип, не ныть даже при наиболее сложных и обременительных ситуациях. Нытье ничего не изменяет, а только разоружает людей, становится оправданием для их бездеятельности. Существом воспитания же  в трактовке Макаренко  является участие в создании ценностей, которые обеспечивают развитие личности и развитие коллектива. Невозможно этого достичь без усилия и борьбы.  

    В такой работе, имеющей существенное жизненное значение, нужно участвовать с самых молодых лет. Однако Макаренко не фетишизировал работу. Он не утверждал, что она  сама  является каким-то чудесным воспитательным средством. Он исходил из того, что работа только тогда начинает влиять в воспитательном плане, формируя человека, его отношение к себе, к другим людям, к прошлому, когда представляет существенную часть целой системы средств влияния на него.

    В чем же заключается особенная ценность и пригодность педагогического наследства Макаренко:

- она представляет собой оригинальный, значимый вклад в мировую педагогику, и особенно подходит к решению самого трудного вопроса, которым является воспитание человека в новых условиях общественного строя;

- опирается на гуманистические основания, обращается к людям во всем мире, вселяет в них веру в человека и в возможности воспитания;

- развивает и обогащает новую педагогическую технику, которая позволяет эффективно влиять на личность, группу и большое сообщество.

    Эффективность педагогики Макаренко  рождалась из глубокого понимания грядущих времен,  понимания последствий научно-технической революции, и в связи с этим также из новых потребностей и человеческих устремлений.

(Кузнецова М. февраль 2013г.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чем занять ребенка на отдыхе летом?"

Консультация для родителей дошкольников по семейному отдыху летом...

Нужен ли ребенку головной убор летом?

Ребенок отказывается надевать головной убор. Что делать? Вам на помощь придут простые но действенные советы....

«Чем занять ребенка на прогулке летом»

Лето – удивительная пора, когда целый день можно гулять на свежем воздухе. Во что же можно поиграть с ребенком, чтобы это доставило радость вам и вашим детям? Выбирайте те игры, к...

Безопасность ребенка на прогулке летом

quot;БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА В ЛЕТНИЙ ПЕРИОДЛето – пора веселья и беззаботности, в особенности для наших детей. Родителям же остается быть чрезмерно внимательными, поскольку в местах отдыха могут ...

Рекомендации "Как одеть ребенка на прогулку летом"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16650647","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"407","width":"325"}}]]...

Правила безопасности при прогулке с ребенком в лесу летом».

Чтобы отдых получился замечательным, мамы и папы должны знать правила безопасности на природе....

Консультация для родителей "Как предостеречь ребенка от опасностей летом"?

Консультация для родителей "Как предостеречь ребенка от опасностей летом"?...