Кокурс детских научно-исследовательских проектов "Юный исследователь"
проект по теме

Короткова Марина Борисовна

Конкурс, проводимый среди воспитанников дошкольных организаций и учащихся начальной школы по защите своей исследовательской деятельности под руководством научных руководителей-воспитателей и учителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПРАВКА

о проведении районного конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Юный исследователь»

        Районный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Юный исследователь» (далее – Конкурс) проводился отделом образования района на основании постановления администрации района от 17.03.2014 г № 257 в период с 13 марта по 10 апреля 2014 года.

Целью Конкурса было развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей, которая была решена посредством следующих задач:

-содействие развитию творческой исследовательской активности детей;

-формирование у учащихся и педагогов представления об исследовательском обучении, как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;

-стимулирование у дошкольников и младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

-содействие формированию у детей научной картины мира.

Общее руководство Конкурсом осуществлял Оргкомитет, утверждаемый постановлением администрации района. В него вошли: Короткова М.Б.- старший методист МБДОУ д/с «Колокольчик», ответственный за организацию и проведение конкурса председатель оргкомитета; члены оргкомитета: Гурова С.А.- заместитель начальника отдела образования администрации Кирсановского района; Кравченко О.С.- председатель райкома профсоюза работников  образования и науки (по согласованию).                   

Оргкомитетом было сформировано жюри для организации экспертизы представленных работ в составе: Простецова С.Н.- начальник отдела образования администрации Кирсановского района, председатель комиссии; Короткова М.Б.- старший методист МБДОУ д/с «Колокольчик», сопредседатель; члены комиссии: Харькова О.В. - заведующая муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом «Колокольчик»; Овчинникова В.В. - старший воспитатель филиала «Сказка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Колокольчик»; Растрыгина Н.М.- старший воспитатель филиала «Берёзка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Колокольчик».

В Конкурсе приняли участие воспитанники дошкольных образовательных организаций в возрастной группе до 7 лет.

Учащиеся начальных классов общеобразовательных организаций района в возрасте до 10 лет в возрастной группе от 8 до 10 лет, ставшие победителями во второй научной конференции «Начало» допускались для участия в региональном этапе Конкурса на основании протоколов экспертных комиссий и освобождались, таким образом, от участия в муниципальном этапе.  Однако желающие принять участие так же сдали свои исследовательские работы и творческие проекты, выполненные по следующим направлениям:

-наука об обществе (история, краеведение);

-наука о природе (биология, география, экология);

-точные науки (математика, физика, технические науки и т.д.).

Комплект материалов, предоставляемых на конкурс, включал описание работы – 1 экз. в печатном виде для экспертизы машинописного текста и 1 экз. в электронном виде (на CD-диске), карточки участников (Приложение к положению № 1); согласие на обработку персональных данных (Приложение к положению № 2). Текст описания работы составлялся в свободной форме, мог иллюстрироваться любыми средствами. Описание работ дошкольников могло быть сделано педагогами или родителями.

Описание работы должно было содержать: мотив выбора темы исследования и значимость исследования для окружающих; цель работы и то, какие задачи решал автор; гипотеза или гипотезы, которые проверялись;

как проводилось исследование (какими методами автор пользовался, какие средства были задействованы в его работе); что получилось в результате.

По этим критериям были оценены работы, составлена сводная ведомость и решение выносилось по суммарному количеству баллов.

На конкурс были представлены 14 работ (4 работы школьников и 10 работ воспитанников дошкольных организаций). Проекты, подготовленные для участия в Конкурсе, были как персональные, так и коллективные.

Все работы выполнены по всем требованиям научно-исследовательских работ и творческих проектов. Оформлены с использованием мультимедиа. На записанных роликах видно было, что такая работа в образовательных организациях проводится, о чём свидетельствует  как уверенно держаться дошкольники и учащиеся начальных классов при защите своей исследовательской деятельности. Дети охотно, с большим энтузиазмом рассказывали о проводимых опытах, своём творчестве, с интересом слушали своих товарищей.

Конкурсная работа филиала МБОУ Уваровщинской сош в п. Полевой была представлена проектом «Россия в символах и образах» воспитанника дошкольной группы Лукьянова Данила, научный руководитель воспитатель Шмелёва Лилия Анатольевна. Исследовательская работа была посвящена неофициальным символам России. С помощью руководителя проекта, родителей мальчик раскрыл тему в которой познакомил своих товарищей не только с официальными символами нашего государства – гимн, герб, флаг ещё и с символами с которыми неофициально ассоциируется Россия-берёза, Красная площадь, парады Победы, Московский Кремль, ромашки, русские православные храмы, медведь, матрёшка, космонавт Юрий Гагарин. Были приведены результаты опроса, фотографии с выставки творческих работ дошкольников по этой теме.

От МБДОУ д/с «Колокольчик» была представлена работа в номинации «наука о природе» «Почему нельзя есть снег» воспитанницы общеразвивающей   направленности детей от 5 до 6 лет Корякиной Карины (5 лет), научный руководитель проекта воспитатель Макарова Елена Михайловна. Основными вопросами, которые заинтересовали Карину в своей исследовательской работе стали: «Что такое снег?», «Почему он приходит только зимой?», «Почему он скрипит?», «Почему снег белый?», а самое главное «Почему снег нельзя есть?». Своими результатами в исследовательской деятельности девочка охотно поделилась в своём проекте, провела лабораторные опыты, с помощью руководителя, родителей запечатлела результаты научных экспериментов на фото и видео.

Воспитанница филиала «Солнышко» МБДОУ д/с «Колокольчик» Казакова Настя, под руководством своего старшего наставника воспитателя Колычевой Надежды Владимировны, работала над проблемой «Скажем мусору «НЕТ»!». Дети исследовали уголки своего села, озеро Прорва на предмет мусора. Изучили степень загрязнения этих объектов, изучили на сколько долго может находится мусор в земле, что станет с планетой Земля, если люди не начнут бережно относиться к земле на которой они живут, как помочь природе. По результатам своих исследований и полученных знаний организовали выставку детского творчества на тему: «Береги природу!», участвовали , по мере своих сил, в уборке территории своего детского сада, оформили красочную страничку-напоминание: «Не там чисто, где убирают, а там, где не мусорят!».

На Конкурс была предоставлена  и коллективная работа. Такой проект, в котором участвовали педагоги, родители и дети разновозрастной группы (от 3 до 5 лет) филиала МБОУ Уваровщинской сош села Голынщина.

Юные исследователи этого проекта считают, что в их питании непременно должны присутствовать витамины, которые содержаться в овощах и фруктах. Свою исследовательскую деятельность дети проводили через познавательные занятия, организованные и направляемые педагогами, посредством практического труда, дидактические и динамические игры, изобразительную и художественную деятельность.

Плужников Семён воспитанник филиала «Берёзка» МБДОУ д/с «Колокольчик» занимался исследовательским проектом «Пейте дети молоко-будите здоровы», научный руководитель воспитатель Галкина Татьяна Львовна выдвинули гипотезу о ценности молока и молочных продуктов для детского организма. В результате реализации проекта дети узнали о происхождении слова «молоко», о «родстве» этого слова в языках различных народов, о свойстве молока, его пользе, о разновидности молочных продуктов, побывали на экскурсии в молочном отделе супермаркета и на частной молочной ферме. По результатам исследований и полученных знаний провели мероприятия «Чем одарит нас Бурёнка?» и «Кто живёт в молочной стране?». За реализацию этого проекта конкурсной комиссией было присуждено второе место.

Большую исследовательскую работу провели воспитанники филиала «Сказка» МБДОУ д/с «Колокольчик» под руководством воспитателя Ефимовой Валентины Александровны. Их проект «Лук-зелёный друг» был посвящён не только алгоритму выращивания лука, но и изучению лекарственных свойств лука. Кроме того дети выучили много стихов про это полезное растение, загадки. Проект занял третье место.

По мнению конкурсной комиссии первое место среди дошкольников было присуждено проекту «Я за чистое село» Комбарова Сергея воспитанника филиала «Колосок» МБОУ Уваровщинской сош в с. Соколово (научный руководитель воспитатель Колмыкова Татьяна Витальевна).  Проект поднимал такой вопрос как: «От кого зависит чистота улиц нашего села?», ответы на которые были получены посредством анкетирования родителей, детей, жителей села. Юный исследователь провёл ряд бесед со сверстниками, рисовал плакаты, убеждая своих товарищей во вреде загрязнения окружающей среде. Мальчик активно проявлял свою заинтересованность в пользе своего  проекта, просил своих друзей выразить своё отношение к заданной теме, организовал экскурсию по родному селу с целью выявления самых загрязнённых мест. Дети сделали самостоятельно фотографии, с помощью родителей и педагогов оформили стенд «Доска позора», изготовили листовки с призывом для жителей села соблюдать чистоту и выйти на субботник, развесили их в местах, где наиболее часто собираются жители села: у магазина, своего детского сада, на здании почты и клуба. Дети искренне выражали свою уверенность, что их односельчане не останутся равнодушными и откликнуться на призыв детей.

По положению Конкурса, учащиеся начальных классов МБОУ Уваровщинской сош, защищавшие свои проекты на второй научной конференции школьников «Начало» и занявшие призовые места могли предоставить свои работы сразу на региональный этап конкурса. Учащиеся, не принявшие участие по каким-либо причинам в конференции, всё же изъявили желание попробовать свои силы в конкурсе «Юный исследователь». Так были предоставлены работы: «Животные-лекари» Желудкова Андрея, ученика 4 класса «в» МБОУ Уваровщинской сош., в которой юный исследователь изучал вопрос: «Кому и каким образом помогают домашние животные справляться с различными недугами».

Почётное первое место среди школьников занял проект Григорьева Андрея ученика 4 «в» класса МБОУ Уваровщинской сош «Чудо-вода», научный руководитель воспитатель Колгина Наталья Александровна. В своей работе Андрей раскрыл особую актуальность темы в современном мире. Целью своего исследования мальчик поставил уточнение и расширение знаний о воде, её значение для всего живого на Земле. Работа была подтверждена большим количеством практических опытов, выводов, красочных схем, фотографий, диаграмм и графиков, примерами из научной литературы.

Самборская Виктория, ученица этого же класса предоставила на суд конкурсной комиссии работу «Дерево с русской душой» в которой раскрыла значение берёзы в быту и культуре русского человека, провела исследование по происхождению названия дерева, изучила лекарственные свойства берёзы, выяснила какие старинные обряды и предания связаны с этим деревом. Собрав и изучив материалы девочка решила совместно с одноклассниками создать свою рукописную книгу «Белоствольная красавица». В книгу вошёл не только энциклопедический материал, но и лучшие работы ребят. Конкурсная комиссия присудила этой работе второе место.

Третье место присудили проекту Саъдуллоеву Станиславу ученику 4 «в» класса. Его проект «Влияние цвета на эмоциональное состояние младших школьников» был посвящён значению цвета в жизни человека. Целью проекта было определить влияние цветовой гаммы на эмоциональное состояние младших школьников. Была поставлена задача выявить, как цвет использовали в древности, изучить какого цвета предпочтительнее одежда одноклассников, выявить какие цвета вызывают ощущения радости, грусти, как с помощью цвета можно управлять настроением.

Все исследовательские проекты, предоставленные на Конкурс, вызвали интерес у комиссии, были тщательно изучены. Организационный комитет и конкурсная комиссия считают, что такого рода научно-исследовательская работа детей не должна оставаться без внимания педагогов, должна быть продолжена. Такого рода познавательная деятельность всесторонне развивает любознательность детей, мотивирует к различного рода исследованиям, воспитывает трудолюбие ребёнка, даёт возможность самореализоваться, научиться излагать и отстаивать свою точку зрения.

Начальник отдела образования                                                  

Кирсановского района                                                             С. Н. Простецова  

Короткова М.Б. 3 53 79                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский научно-исследовательский клуб " Хочу всё знать"

Занятие по формированию экологического мировозрения и естественно научных представлений у детей старшего дошкольного возраста.   Тема: " Очищение воды"...

Детский научно-исследовательский проект "Забытые игры"

Целью нашей работы  является изучение  игр наших бабушек и дедушек, мам и пап; создание сборника «Забытые игры».Исследовательская работа реализовывалась в три этапа, с января 201...

Детский научно-исследовательский проект "Берегите книгу"

Детский научно-исследовательский проект "Берегите книгу"...

Детский научно-исследовательский проект "Геометрия вокруг нас"

В настоящее время в детском саду мало уделяется внимания на изучение геометрического материала. Изучая геометрию, дети отвлекаются от реальной действительности: среди всех их свойств они рассматривают...

Детский научно- исследовательский прект "Его величество Электричество""

Цель проекта: воспитание у детей дошкольного возраста элементарной культуры энергосбережения посредством организации различных видов совместной деятельности педагога, воспитанников и их родителей.Зада...

Детская научно-исследовательская конференция " Я исследователь"

Цель: пропаганда научных знаний и развитие у старших дошкольников интереса к научной деятельности. Развивать мотивацию каждого ребёнка к активному участию в жизни детского сада, расширять компетентнос...