"ФАНТАЗЕРЫ" Представление и понимание ребенком дошкольником эмоциональных состояний, путем развития воображения.
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Предложенные занятия, помогут активизировать и раскрыть данную психическую функцию (воображение) в более ярких формах и проявлениях. В этой связи, педагог – психолог для достижения результата в данном комплексном подходе развития психоэмоциональной сферы и познавательной деятельности (воображения) дошкольника, необходимо объединить свои усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, на занятиях. Привить понимание и умение дифференцировать свои эмоции и чувства, а так же эмоции окружающих, детей и взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fantazery_-_konspekt_zanyatiy.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
ФАНТАЗЕРЫ
Представление и понимание ребенком дошкольником
эмоциональных состояний, путем развития воображения
Автор:
Усова Василина Васильевна
Педагог – психолог
Цель занятий: Предложенные занятия, помогут активизировать и раскрыть данную психическую функцию (воображение) в более ярких формах и проявлениях. В этой связи, педагог – психолог для достижения результата в данном комплексном подходе развития психоэмоциональной сферы и познавательной деятельности (воображения) дошкольника, должна объединить свои усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, на занятиях. Привить понимание и умение дифференцировать свои эмоции и чувства, а так же эмоции окружающих, детей и взрослых.
Задачи:
1. Дифференциация собственных чувств, эмоций и чувств окружающих;
2. Развитие эмпатических качеств (сопереживания, сочувствия);
3. Умение передавать эмоциональные состояния через описания, мимику, пантомимику;
4. Расширить и использовать знания в изобразительной и художественной деятельности;
5.Развитие связной речи, умение составлять рассказы, сказки на заданные темы с помощью наглядных средств и пособий;
6.Развитие творческого воображения (вербального и невербального);
7.Развитие познавательных процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия);
Конспекты занятий
«ФАНТАЗЕРЫ»
Занятие №1
Цели: Знакомство с эмоциональными состояниями радости, грусти; ознакомление с пиктограммами, схематично изображающими различные эмоциональные состояния; определение эмоций по мимике и пантомимике; задания направленные на развитие воображения.
Ход занятия:
«Приветствие». Вы знаете дети, что люди испытывают разные эмоции - радость, грусть. Мы называем их эмоциональными состояниями.
- Посмотрите на эти картинки (педагог предлагает рассмотреть пиктограммы – радости, грусти).
- Кто из этих детей испытывает радость? Опишите это состояние радости. Какие глаза у человека, когда он радостный?
(Святящиеся, веселые.) Какие у него губы, зубы, рот?
(Рот до ушей.) Расскажите, когда вы испытываете радость?
- А когда ребенок грустит? Найдите изображение этой эмоции на картинке. Посмотрите внимательно на это лицо.
Педагог показывает картинку, на которой нарисован грустный ребенок.
- Посмотрите, брови, кончики губ опущены. Вам жалко этого ребенка? Да, и мне тоже жалко. Как его можно развеселить? (ответы детей)
Психолог дает детям в руки зеркало и предлагает посмотреть на себя, когда они изображают («показывают») состояние грусти, радости.
После этого детям предлагается игра « Круги на воде»:
Ход игры: Психолог говорит детям: « Когда в воду бросишь камень, от него по воде идут круги и чем дальше, тем они больше. Так и слово, которое мы слышим, может вызвать разные сравнения, воспоминания, образы».
Детям сначала предлагается подобрать ассоциации или воспоминания к словам «радость», а затем «грусть».
Высказанные детьми воспоминания и образы можно объединить в единый рассказ или сказку, давая тем самым простор для детской фантазии.
Для закрепления эмоциональных понятий «грусть», «радость», детям раздаются картинки с недорисованными лицами, где отсутствует несколько деталей указывающих на эмоциональное состояние на данной картинке. Детям предлагается дорисовать и объяснить, какое это чувство изображено? Почему дорисовали именно так, а не иначе?
Занятие №2
Цели: Знакомство с эмоциональными состояниями злости, страха; определение эмоций по мимике и пантомимике; ознакомление с пиктограммами, схематично изображающими различные эмоциональные состояния; задания направленные на развитие воображения.
Ход занятия:
«Приветствие». Сегодня мы поговорим о тех эмоциональных состояниях, которые называются «страх», «злость».
- Посмотрите на эти картинки и найдите эти состояния. Как мы узнаем, что человек испытывает страх? Рот открыт, человек кричит: « А! Боюсь!» Глаза у него становятся большими. Есть такая русская поговорка:
« У страха глаза велики». Это значит, что глаза стали большими. Кто-нибудь из вас испытывал страх? Вам было страшно?
- Давайте вместе подумаем и назовем еще несколько признаков страха: « Человек, который чего-то испугался, стучит зубами, глаза у него становятся большими от страха, говорит шепотом или дрожащим голосом, а в глазах ужас».
- А какое лицо человека? ( Показывается картинка с изображением злости) Вам оно нравится? Оно красивое? Когда бывает такое лицо? Что надо сделать, чтобы этот человек не злился, а стал веселым и добрым?
Психолог дает детям в руки зеркало и предлагает посмотреть на себя, когда они изображают («показывают») состояние страха, злости. Затем педагог – психолог предлагает детям перед зеркалом поменять состояние злости и страха, на состояние радости.
После упражнений перед зеркалом детям предлагается игра на развитие невербального воображения «Опиши эмоцию». Психолог предлагает, двоим - троим детям карточки с изображением уже знакомых эмоциональных состояний. Дети должны, не произнеся название эмоции и помогая себе только мимикой и жестами объяснить другим детям, что с ними произошло и в каком настроение они находятся. Затем, психолог совместно с детьми обсуждает результаты увиденной работы.
Для закрепления эмоциональных понятий «злости», «страха», детям раздаются картинки с недорисованными лицами, где отсутствует несколько деталей указывающих на эмоциональное состояние на данной картинке. Детям предлагается дорисовать и объяснить, какое это чувство изображено? Почему дорисовали именно так, а не иначе?
Занятие №3
Цели: Знакомство с эмоциональными состояниями стеснительность, высокомерие; определение эмоций по мимике и пантомимике; познакомить с пиктограммами, схематично изображающими различные эмоциональные состояния; задания направленные на развитие воображения.
Ход занятия:
«Приветствие». Сегодня мы поговорим о тех эмоциональных состояниях, которые называются «стеснительность» и «высокомерие». Посмотрите, пожалуйста, на эту картинку, где изображена девочка. Какое чувство она испытывает? Правильно – стеснительность. Как мы узнаем, что человек испытывает стеснительность? Что нужно сделать, чтобы человек не смущался?
Психолог делает обобщающий анализ детских высказываний.
- Да, девочка раскраснелась от смущения, опустила ресницы. Она пришла к незнакомым людям в гости, ей стало неуютно, даже немножко страшно. С ней рядом не было мамы. Девочке сказали, что ее здесь все любят, и что она может ничего не бояться, пригласили ее в игру. За игрой девочка со всеми познакомилась. Все оказались добрыми и милыми ребятами. Девочка перестала стесняться, стала веселой и счастливой.
Скажите ребята, а чем отличаются между собой стеснительность и высокомерие?
Посмотрите на картинку. Психолог делает обобщающий анализ детских высказываний.
- Да, мальчик встал, выставив одну ногу вперед, руки поставил по бокам, а нос так поднял вверх, что непонятно куда он смотрит и к кому обращен его взгляд.
Ему кажется, что его игрушка самая красивая и лучшая на детской площадке. Но потом мальчик понял, что дети будут с ним играть на детской площадке не только из-за красивой игрушке, а потому что он может строить красивые фигурки из песка, строить высокие башни из кубиков. Мальчик из высокомерного ребенка, превратился в доброго и общительного.
Психолог дает детям в руки зеркало и предлагает посмотреть на себя, когда они изображают («показывают») состояние стеснительности и высокомерия. Затем педагог – психолог предлагает детям перед зеркалом поменять состояние стеснительности и высокомерия, на состояния радости.
После упражнений перед зеркалом детям предлагается игра на развитие невербального воображения «Маленький писатель». Психолог говорит детям, что в этой игре им будет необходимо послушать внимательно начало истории и ее конец. Затем попробовать связать два события и объяснить, понимание и смысл каких эмоций дети вложили в данный материал, « Мама купила конфеты --------------- Оля и Маша пошли домой», « Мальчик починил стул ------------------------- дедушка помахал рукой», « Папа не смог поехать на футбол -------------------- Саша нарисовал рисунок».
Для закрепления эмоциональных понятий «стеснительность», «высокомерие», детям раздаются картинки с недорисованными лицами, где отсутствует несколько деталей указывающих на эмоциональное состояние на данной картинке. Детям предлагается дорисовать и объяснить, какое это чувство изображено? Почему дорисовали именно так, а не иначе?
Занятие №4
Цели: Знакомство с эмоциональными состояниями «отвращение», «удивление»; определение эмоций по мимике и пантомимике; познакомить с пиктограммами, схематично изображающими различные эмоциональные состояния; задания направленные на развитие воображения.
Ход занятия:
«Приветствие». Сегодня мы поговорим о тех эмоциональных состояниях, которые называются «отвращение», «удивление».
- Кто может на картинке показать чувство отвращения? Найдите его?
- Посмотрите вот оно! Вам знакомо, это эмоциональное состояние? (Это когда, что-то не нравится, когда тебе, что то дают, а тебе это не нравится и ты этого не хочешь). Послушайте одну историю, и вы сразу поймете смысл этого чувства. Она называется «Соленый чай»: «Бабушка потеряла очки и поэтому не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахара соль. Внук захотел выпить чаю.
Он налил себе в чашку чай и, не глядя, положил в него две ложки «сахарного песка», помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!» Читая рассказ, психолог мимикой пытается донести до детей весь вкус отвращения, который испытал мальчик. Дети так же могут продемонстрировать свое понимание и эмоциональное состояние «отвращения». Вспомнить, какие события или истории могли произойти с детьми, где присутствует это чувство.
Скажите ребята, а чем отличаются между собой «отвращение» и «удивление»?Посмотрите на картинки. Психолог делает обобщающий анализ детских высказываний. «Отвращение – брови сдвинуты, глаза прищурены, рот сильно стиснут, руки и туловище напряжено», «удивление - круглые глаза, брови и верхние веки приподняты, рот приоткрыт». Психолог дает детям в руки зеркало и предлагает посмотреть на себя, когда они изображают («показывают») состояние отвращения и удивления.
После упражнений перед зеркалом детям предлагается игра на развитие невербального воображения. Детям предлагается поиграть в игру «Почему это произошло?»
Ход игры: Психолог читает предложения детям, где существуют возможные причины возникновения эмоциональных состояний «отвращения» и «удивления», которые дети должны объяснить и раскрыть это чувство до конца. «Девочка сидела на берегу реки». «В доме погас свет». «Все окна в квартире были распахнуты настежь». «Мальчик не принес из леса ни одного гриба».
Для закрепления эмоциональных понятий «отвращение», «удивление», детям раздаются картинки с недорисованными лицами, где отсутствует несколько деталей указывающих на эмоциональное состояние на данной картинке. Детям предлагается дорисовать и объяснить, какое это чувство изображено? Почему дорисовали именно так, а не иначе?
Занятие №5
Цели: Формирование и закрепление знаний полученных на занятиях; через средства (мимика, пантомимика), используемые для понимания, того или иного эмоционального состояния; путем игровой деятельности активизировать развитие воображения, расширить понимание эмоциональных состояний, через художественную и изобразительную деятельность.
Ход занятия: «Приветствие». Сегодня мы с вами будем играть в интересные игру, которая поможет понять чувства других людей и научит вас воображать, фантазировать.
Первая игра называется «На меня посмотри, что изменилось на лице, расскажи!»
Цель игры: ориентация одного ребенка на поведение и эмоциональное состояние другого ребенка, стимуляция положительных эмоций у нерешительных и тревожных детей.
Содержание игры: Психолог обращается к детям: «Кто может изобразить веселое лицо?» затем комментирует: « Посмотрите на лицо, какое оно? Веселое, грустное? Глаза прищурены или большие? Краешки губ вверх?» и т.д.; затем одной группе детей говорят: «Закройте глаза, а когда я скажу, откройте», психолог просит другую группу детей сделать печальные лица; затем говорит: «Откройте глаза», и спрашивает игроков: « А теперь, что изменилось?» и т.д.
Кто больше и точнее назвал изменения на лице, тот и продолжает игру в роли водящего.
Можно вносить изменения не только в выражения лица, но во внешний вид, позы и жесты.
Для закрепления эмоциональных понятий детям раздаются картинки с недорисованными лицами, где отсутствует несколько деталей указывающих на эмоциональное состояние в данном рисунке. Детям предлагается дорисовать и объяснить, какое это чувство изображено? Почему дорисовали именно так, а не иначе? Обратить внимание, какими цветами отображено то или иное эмоциональное состояние.
Занятие №6
Цели: Закрепить полученные на предыдущих занятиях знания, через средства (мимики, пантомимики) для анализа и понимания того или иного эмоционального состояния; путем развития изобразительной и художественной деятельности активизировать воображение, мышления, речи.
Ход занятия: Сегодня мы с вами будем играть в интересную игру «Таинственный карман», которая не только поможет, но и научит вас воображать, фантазировать, позволит почувствовать ваши невероятные фантазии.
Цель игры: Развитие навыков общения посредствам использования образов, моделирования эмоций, повышение сенсорной чувствительности.
Содержание игры: Психолог просит подойти каждого ребенка из группы и просунуть свою руку в кармашек, где ребенок должен нащупать и почувствовать, а так же проанализировать свои ощущения, что понравилось, а может, что-то и напугало. Затем дети должны зарисовать свои самые яркие образы и впечатления. После того, как дети нарисуют свои рисунки, психолог вместе с детьми должен их обсудить и проанализировать. Дети могут высказать, какие эмоции они отразили в своих рисунках, может быть даже рассказать небольшой рассказ. Психологу, так же стоит обратить внимание на подбор цветовой гаммы и наличие агрессии в работах
Задание №7
Цели: Закрепить полученные на предыдущих занятиях знания эмоциональных состояний и чувств; развитие эмпатии; путем игровой деятельности активизировать вербальное воображение, а также путем изобразительной деятельности активизировать невербальное воображение; развитие мышления, речи.
Ход занятия: Цель игры: Развитие навыков общения через понимание сказочных образов, моделирования эмоций, понимание характеров персонажей.
Содержание игры: Психолог предлагает детям внимательно послушать рассказ или сказку, а затем устно описать и зарисовать черты характера и чувства главных героев, которые они испытывают. Психолог читает отрывки из произведений: «Беспокойная пила» Н.Егорова, «Клест Кузя» Е.Алифанова, Н.Егорова, «Разговор с колесом» Ф.Кривин.
После того, как дети нарисуют свои рисунки, психолог вместе с детьми должен их обсудить и проанализировать. Дети могут высказать, какие эмоции они отразили в своих рисунках, какой персонаж понравился больше всех. Психологу, так же стоит обратить внимание на подбор цветовой гаммы и наличие агрессии в работах.
Занятие №8
Цели: Закрепить полученные на предыдущих занятиях знания эмоциональных состояний и чувств по мимике, пантомимике, используемые для восприятия, анализа и понимания того или иного эмоционального состояния; путем игровой деятельности активизировать вербальное воображение, а также через изобразительную деятельность активизировать невербальное воображение; развить ориентацию на позитивную оценку окружающего мира.
Ход занятия: Цель игры: Развитие навыков общения через понимание сказочных образов, моделирования их эмоций, понимание характеров персонажей в предлагаемых условиях игры.
Содержание игры: «Приветствие». Психолог просит каждого ребенка по очереди достать из мешочка под названием «Волшебные камушки» свое задание. Ребенок, прочитав задание и проанализировав его должен продемонстрировать в какой ситуации оказался тот или иной герой, какие чувства и эмоции испытывает данный персонаж. Продемонстрировав и рассказав о своих героях, дети по выбору, кому какой герой больше понравился должны зарисовать эмоцию сказочного героя и поселить его в «Домик настроений», где живут эмоции грусти, страха, гнева, злости, радости и т.д.
Задание №9
Цели: Закрепить полученные на предыдущих занятиях знания эмоциональных состояний и чувств по мимике, пантомимике, используемые для восприятия, анализа и понимания того или иного эмоционального состояния; путем игровой деятельности активизировать вербальное воображение, а также через изобразительную деятельность активизировать невербальное воображение; развить ориентацию на позитивную оценку окружающего мира.
Ход занятия:
Цель игры: Развитие навыков общения через понимание сказочных образов, моделирования их эмоций, понимание характеров персонажей в предлагаемых условиях игры.
Содержание игры: Дети садятся за круглый стол, в центре которого лежит мешочек. Психолог обращается к детям: «Сейчас мы вместе будем сочинять сказку. А поможет нам в этом волшебный мешочек, который называется «Сказочная фантазия». Дети рассаживаются по местам, и психолог предупреждает ребят, что сегодня на занятие они будут не одни.
Вместе с ними их сказку будут слушать гости - эмоциональные фрукты (демонстрируется яблоко-радость, слива-грусть, груша-страх, яблоко-злость, слива – удивление). Наши гости всегда смогут помочь вам понять и определить чувства и эмоции ваших сказочных героев.
Психолог начинает игру, и достает из мешочка, желтый квадратик с изображением густи: «Мне достался желтый квадрат, поэтому в сказке, должен появиться грустный персонаж желтого цвета. Внимание начинаю сказку. В одной далекой стране, над самым большим лесом, на небе светило самое грустное солнышко, которое очень редко смеялось и улыбалось…..» Психолог предлагает сидящему рядом игроку наугад достать квадрат и продолжить сказку. Психолог следит за тем, чтобы вводимые в сказку персонажи не повторялись.
В завершении сказочной темы каждому ребенку выдаются раздаточные карточки «Заколдованный сказочный лес», где необходимо завершить и дорисовать рисунок.
Занятие №10
Цели: Закрепить полученные на предыдущих занятиях знания эмоциональных состояний; путем игровой деятельности активизировать вербальное воображение, а также через изобразительную деятельность активизировать невербальное воображение; развить ориентацию на позитивную оценку окружающего мира; развить навыки общения, умение работать в коллективе, расширить границы творческого воображения, мышления.
Ход занятия:
«Приветствие». Психолог раздает детям листы белой бумаги, набор цветных карандашей (для каждого ребенка) и озвучивает задание, которое они должны выполнить: « Дети, сегодня каждый из вас напишет письмо, но письмо будет не простое, а «зашифрованное» и «Страну веселых Колобков». Эти колобки такие фантазеры, весельчаки и всезнайки и еще они утверждают, будто бы знают все сказки и истории, которые только существуют в книгах, умеют распознавать все человеческие эмоции и чувства. Мы сейчас с вами все дружно устроим им экзамен и посмотрим, смогут ли они отгадать ваши письма. Вы должны взять и нарисовать вашу любимую сказку или рассказ, может быть даже придуманную вами, но не просто нарисовать, а показать это все схемой, по которой происходит действие и сюжет главных персонажей в вашем письме.
Что бы вам было легче, справится с заданием, посмотрите на мое письмо. «Кто мне скажет, какая сказка здесь зашифрована? Как вы поняли и разгадали мое зашифрованное письмо?».
Психолог контролирует весь процесс работы над «зашифрованным письмом», помогает тем, у кого возникают какие либо трудности. По завершении работы, психолог говорит детям, что сейчас мы запечатаем наши письма и отправимся в гости в страну «Веселых колобков». Психолог включает звуки леса (пение птиц, журчание воды и т. д.)
Дети закройте глаза, расслабьтесь и внимательно послушайте меня:
«Мы идем с вами по большому красивому лесу, где обитает много загадочных животных, где летают необычайной красоты птицы и бабочки. В этом лесу есть озеро, которое по своему цвету напоминает небо, оно такое же голубое и бездонное. Вот у этого озера и живут наши колобки. А теперь откройте глаза и посмотрите на эту прекрасную страну». Дети рассматривают и обсуждают макет игры «Страна веселых Колобков». Дети, а давайте вместе с колобками поможем расшифровать все сказки и рассказы и оставим в подарок колобкам все эти письма.
Дети могут высказать, какие эмоции были отражены в письмах, какие персонажи понравился больше всех. Психологу, так же стоит обратить внимание на подбор цветовой гаммы и наличие агрессии в работах.
Список используемой литературы:
- Л.А.Венгер «Психология» «Просвещение» Москва 1988 г.
- М.В.Гамезо, И.А.Домашенко «Атлас по психологии» Педагогическое общество России Москва 1999г.
- М.В.Ильина «Развитие вербального воображения» «Книголюб» Москва 2005г.
- М.В.Ильина «Развитие невербального воображения» «Книголюб» Москва 2005г.
- Под редакцией О.С.Ушаковой «Развитие речи и творчества дошкольников» изд. «Сфера» Москва 2008г.