"ФАНТАЗЕРЫ" Представление и понимание ребенком дошкольником эмоциональных состояний, путем развития воображения.
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Предложенные занятия, помогут активизировать и раскрыть данную психическую функцию (воображение) в более ярких формах и проявлениях. В этой связи, педагог – психолог для достижения результата в данном комплексном подходе развития психоэмоциональной сферы и познавательной деятельности (воображения) дошкольника, необходимо объединить свои усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, на  занятиях. Привить понимание  и умение дифференцировать свои  эмоции и чувства, а так же эмоции окружающих,  детей и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fantazery_-_konspekt_zanyatiy.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

ФАНТАЗЕРЫ

Представление  и  понимание  ребенком  дошкольником

эмоциональных   состояний,  путем  развития  воображения

Автор:

Усова Василина Васильевна

Педагог – психолог

Цель занятий: Предложенные занятия, помогут активизировать и раскрыть данную психическую функцию (воображение) в более ярких формах и проявлениях. В этой связи, педагог – психолог для достижения результата в данном комплексном подходе развития психоэмоциональной сферы и познавательной деятельности (воображения) дошкольника, должна объединить свои усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, на  занятиях. Привить понимание  и умение дифференцировать свои  эмоции и чувства, а так же эмоции окружающих,  детей и взрослых.

Задачи:

    1.  Дифференциация собственных чувств, эмоций и чувств окружающих;

2.  Развитие эмпатических качеств (сопереживания, сочувствия);

3.  Умение передавать эмоциональные состояния через описания, мимику, пантомимику;

    4.  Расширить и использовать знания в изобразительной и художественной      деятельности;

5.Развитие связной речи, умение составлять рассказы, сказки на заданные темы с помощью наглядных средств и пособий;

6.Развитие творческого воображения (вербального и невербального);

7.Развитие познавательных процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия);

Конспекты  занятий

«ФАНТАЗЕРЫ»

Занятие №1

Цели: Знакомство с эмоциональными состояниями радости, грусти; ознакомление с пиктограммами, схематично изображающими различные эмоциональные состояния; определение эмоций по мимике и пантомимике; задания направленные на развитие воображения.

Ход занятия:

 «Приветствие». Вы знаете дети, что люди испытывают разные эмоции - радость, грусть. Мы называем их эмоциональными состояниями.

- Посмотрите на эти картинки (педагог предлагает рассмотреть пиктограммы – радости, грусти).

- Кто из этих детей испытывает радость? Опишите это состояние радости. Какие глаза у человека, когда он радостный?

(Святящиеся, веселые.) Какие у него губы, зубы, рот?

(Рот до ушей.) Расскажите, когда вы испытываете радость?

- А когда ребенок грустит? Найдите изображение этой эмоции на картинке. Посмотрите внимательно на это лицо.

Педагог показывает картинку, на которой нарисован грустный ребенок.

- Посмотрите, брови, кончики губ опущены. Вам жалко этого ребенка? Да, и мне тоже жалко. Как его можно развеселить? (ответы детей)

Психолог дает детям в руки зеркало и предлагает посмотреть на себя, когда они изображают («показывают») состояние грусти, радости.

После этого детям предлагается игра « Круги на воде»:

Ход игры: Психолог говорит детям: « Когда в воду бросишь камень, от него по воде идут круги и чем дальше, тем они больше. Так и слово, которое мы слышим, может вызвать разные сравнения, воспоминания, образы».

Детям  сначала предлагается подобрать ассоциации или воспоминания к словам «радость», а затем «грусть».

Высказанные детьми воспоминания и образы можно объединить в единый рассказ или сказку, давая тем самым простор  для детской фантазии.

Для закрепления  эмоциональных понятий «грусть», «радость», детям раздаются картинки с недорисованными лицами, где отсутствует несколько деталей указывающих  на эмоциональное состояние на данной картинке. Детям предлагается дорисовать и объяснить, какое это чувство  изображено? Почему дорисовали именно так, а не иначе?

Занятие №2

   Цели:    Знакомство с эмоциональными состояниями злости, страха; определение эмоций по мимике и пантомимике; ознакомление с пиктограммами, схематично изображающими различные эмоциональные состояния;  задания направленные на развитие воображения.

Ход занятия: 

«Приветствие». Сегодня мы поговорим о тех эмоциональных состояниях, которые называются «страх», «злость».

- Посмотрите на эти картинки и найдите эти состояния. Как мы узнаем, что человек испытывает страх?  Рот открыт, человек кричит: « А! Боюсь!» Глаза у него становятся большими.  Есть такая русская поговорка:

 « У страха глаза велики». Это значит, что глаза стали большими. Кто-нибудь из вас испытывал страх? Вам было страшно?

- Давайте вместе подумаем и назовем еще несколько признаков страха: « Человек, который чего-то испугался, стучит зубами, глаза у него становятся большими от страха, говорит шепотом или дрожащим голосом, а в глазах ужас».

- А какое лицо человека? ( Показывается картинка с изображением злости) Вам оно нравится? Оно красивое? Когда бывает такое лицо? Что надо сделать, чтобы этот человек не злился, а стал веселым и добрым?

Психолог дает детям в руки зеркало и предлагает посмотреть на себя, когда они изображают («показывают») состояние страха, злости. Затем педагог – психолог предлагает  детям  перед зеркалом поменять состояние злости и страха, на состояние радости.

   После упражнений перед зеркалом детям предлагается игра на развитие невербального воображения «Опиши эмоцию». Психолог предлагает,  двоим - троим детям карточки с изображением уже знакомых  эмоциональных состояний. Дети должны, не произнеся название эмоции и помогая себе только мимикой и жестами объяснить другим детям, что с ними произошло и в каком настроение они находятся. Затем,  психолог  совместно с детьми обсуждает результаты  увиденной работы.

Для закрепления  эмоциональных понятий «злости», «страха», детям раздаются картинки с недорисованными лицами, где отсутствует несколько деталей указывающих  на эмоциональное состояние на данной картинке. Детям предлагается дорисовать и объяснить, какое это чувство  изображено? Почему дорисовали именно так, а не иначе?

Занятие №3

Цели: Знакомство с эмоциональными состояниями стеснительность, высокомерие; определение эмоций по мимике и пантомимике; познакомить с пиктограммами, схематично изображающими различные эмоциональные состояния;  задания направленные на развитие воображения.

Ход занятия: 

«Приветствие». Сегодня мы поговорим  о тех эмоциональных состояниях, которые называются «стеснительность» и «высокомерие». Посмотрите, пожалуйста,  на эту картинку, где изображена девочка. Какое чувство она испытывает? Правильно – стеснительность. Как мы узнаем, что человек испытывает стеснительность? Что нужно сделать, чтобы человек не смущался?

Психолог делает обобщающий анализ детских высказываний.

- Да, девочка раскраснелась от смущения, опустила ресницы. Она пришла к  незнакомым людям в гости, ей стало неуютно, даже немножко страшно. С ней рядом не было мамы. Девочке сказали, что ее здесь все любят, и что она может ничего не бояться, пригласили ее в игру. За игрой девочка со всеми познакомилась. Все оказались добрыми и милыми ребятами. Девочка перестала стесняться, стала веселой и счастливой.

Скажите ребята, а чем отличаются между собой стеснительность        и высокомерие?

Посмотрите на картинку. Психолог делает обобщающий анализ детских высказываний.

- Да, мальчик  встал,  выставив одну ногу вперед, руки поставил по бокам, а нос так поднял вверх, что непонятно куда он смотрит и к кому обращен его взгляд.

Ему кажется, что его игрушка самая красивая и лучшая на детской площадке.   Но потом мальчик понял, что дети будут с ним играть на детской площадке не только из-за красивой игрушке, а потому что он может  строить красивые фигурки из песка, строить высокие башни из кубиков. Мальчик из высокомерного ребенка,  превратился  в  доброго и общительного.

Психолог дает детям в руки зеркало и предлагает посмотреть на себя, когда они изображают («показывают») состояние стеснительности и высокомерия. Затем педагог – психолог предлагает  детям  перед зеркалом поменять состояние стеснительности и высокомерия, на состояния радости.

После упражнений перед зеркалом детям предлагается игра на развитие невербального воображения «Маленький писатель». Психолог говорит детям, что в этой игре им будет необходимо послушать внимательно начало истории  и  ее конец.  Затем попробовать связать два события и объяснить, понимание  и смысл каких эмоций дети вложили в данный материал, « Мама купила конфеты ---------------  Оля и Маша  пошли домой», « Мальчик починил стул -------------------------  дедушка помахал рукой», « Папа не смог поехать на футбол -------------------- Саша нарисовал рисунок».

Для закрепления  эмоциональных понятий «стеснительность», «высокомерие», детям раздаются картинки с недорисованными лицами, где отсутствует несколько деталей указывающих  на эмоциональное состояние на данной картинке. Детям предлагается дорисовать и объяснить, какое это чувство  изображено? Почему дорисовали именно так, а не иначе?

Занятие №4

Цели:    Знакомство с эмоциональными состояниями «отвращение», «удивление»; определение эмоций по мимике и пантомимике; познакомить с пиктограммами, схематично изображающими различные эмоциональные состояния;  задания направленные на развитие воображения.

Ход занятия:

«Приветствие». Сегодня мы поговорим  о тех эмоциональных состояниях, которые называются «отвращение», «удивление».

- Кто может на картинке показать чувство отвращения? Найдите его?

- Посмотрите вот оно! Вам знакомо, это эмоциональное состояние? (Это когда, что-то не нравится, когда тебе, что то дают, а тебе это не нравится и ты этого не хочешь). Послушайте одну историю, и вы сразу поймете смысл этого чувства. Она называется «Соленый чай»: «Бабушка потеряла очки и поэтому не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахара соль. Внук захотел выпить чаю.

Он налил себе в чашку чай и, не глядя, положил в него две ложки «сахарного песка», помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!» Читая рассказ, психолог мимикой пытается донести до детей  весь вкус отвращения, который испытал мальчик. Дети так же могут продемонстрировать свое понимание и эмоциональное состояние «отвращения». Вспомнить, какие события или истории могли произойти с детьми, где присутствует это чувство.

Скажите ребята, а чем отличаются между собой «отвращение» и   «удивление»?Посмотрите на картинки. Психолог делает обобщающий анализ детских высказываний.  «Отвращение – брови сдвинуты, глаза прищурены, рот сильно стиснут, руки и туловище напряжено», «удивление - круглые глаза, брови и верхние веки приподняты, рот приоткрыт». Психолог дает детям в руки зеркало и предлагает посмотреть на себя, когда они изображают («показывают») состояние отвращения и удивления.

 После упражнений перед зеркалом детям предлагается игра на развитие невербального воображения. Детям предлагается поиграть в игру «Почему это произошло?»

Ход игры: Психолог читает предложения детям, где существуют  возможные причины возникновения  эмоциональных состояний «отвращения» и «удивления», которые дети должны объяснить и раскрыть это чувство  до конца. «Девочка сидела на берегу реки». «В доме погас свет». «Все окна в квартире были распахнуты настежь». «Мальчик не принес из леса ни одного гриба».

Для закрепления  эмоциональных понятий «отвращение», «удивление», детям раздаются картинки с недорисованными лицами, где отсутствует несколько деталей указывающих  на эмоциональное состояние на данной картинке. Детям предлагается дорисовать и объяснить, какое это чувство  изображено? Почему дорисовали именно так, а не иначе?

Занятие №5

Цели: Формирование и закрепление знаний полученных на занятиях; через  средства (мимика, пантомимика), используемые для понимания, того или иного эмоционального состояния; путем игровой деятельности  активизировать развитие воображения, расширить понимание  эмоциональных  состояний, через художественную и изобразительную деятельность.

Ход занятия: «Приветствие». Сегодня мы с вами будем играть в интересные игру, которая поможет понять чувства других людей и научит вас воображать, фантазировать.

Первая игра называется  «На меня посмотри, что изменилось на лице, расскажи!»

Цель игры: ориентация одного ребенка на поведение и эмоциональное состояние другого ребенка, стимуляция положительных эмоций у нерешительных и тревожных детей.

Содержание игры: Психолог обращается к детям: «Кто может изобразить веселое лицо?» затем комментирует: « Посмотрите на лицо, какое оно? Веселое, грустное? Глаза прищурены или большие? Краешки губ вверх?» и т.д.; затем одной группе детей говорят: «Закройте глаза,  а когда я скажу, откройте», психолог просит другую группу детей сделать печальные лица; затем говорит: «Откройте глаза», и спрашивает игроков: « А теперь, что изменилось?» и т.д.

Кто больше и точнее назвал изменения  на лице, тот и продолжает игру в роли водящего.

Можно вносить изменения не только в выражения лица, но  во внешний вид, позы и жесты.

Для закрепления  эмоциональных понятий детям раздаются картинки с недорисованными лицами, где отсутствует несколько деталей указывающих  на эмоциональное состояние в данном рисунке. Детям предлагается дорисовать и объяснить, какое это чувство  изображено? Почему дорисовали именно так, а не иначе? Обратить внимание, какими цветами отображено то или иное эмоциональное состояние.

Занятие №6

Цели: Закрепить полученные на предыдущих занятиях знания,  через средства (мимики, пантомимики) для анализа и понимания того или иного эмоционального состояния; путем развития изобразительной и художественной деятельности активизировать воображение, мышления, речи.

Ход занятия: Сегодня мы с вами будем играть в интересную игру «Таинственный карман», которая  не только поможет, но и научит вас воображать, фантазировать, позволит почувствовать ваши невероятные  фантазии.

Цель игры: Развитие навыков общения посредствам использования образов, моделирования эмоций, повышение сенсорной чувствительности.

Содержание игры: Психолог просит подойти каждого ребенка из группы и просунуть свою руку в кармашек, где ребенок  должен нащупать и почувствовать, а так же проанализировать свои ощущения, что понравилось, а может, что-то и напугало.         Затем  дети должны зарисовать свои самые яркие образы и  впечатления. После того, как дети нарисуют свои рисунки, психолог вместе с детьми должен их обсудить и  проанализировать. Дети могут высказать, какие эмоции они отразили в своих рисунках, может быть даже рассказать небольшой рассказ. Психологу, так же стоит обратить внимание на  подбор цветовой гаммы и наличие агрессии в работах

Задание №7

Цели: Закрепить полученные на предыдущих занятиях знания эмоциональных состояний и чувств; развитие эмпатии; путем игровой деятельности  активизировать вербальное воображение, а также путем изобразительной деятельности активизировать невербальное воображение; развитие мышления, речи.

Ход занятия:  Цель игры: Развитие навыков общения через понимание сказочных образов, моделирования эмоций, понимание характеров персонажей.

Содержание игры: Психолог предлагает детям внимательно послушать рассказ или сказку, а затем устно описать и зарисовать черты характера и чувства главных героев, которые они испытывают. Психолог читает отрывки из произведений: «Беспокойная пила» Н.Егорова, «Клест Кузя» Е.Алифанова, Н.Егорова, «Разговор с колесом» Ф.Кривин.

После того, как дети нарисуют свои рисунки, психолог вместе с детьми должен их обсудить и  проанализировать. Дети могут высказать, какие эмоции они отразили в своих рисунках, какой персонаж понравился больше всех. Психологу, так же стоит обратить внимание на  подбор цветовой гаммы и наличие агрессии в работах.

Занятие №8

Цели: Закрепить полученные на предыдущих занятиях знания эмоциональных состояний и чувств по  мимике, пантомимике, используемые для восприятия, анализа и понимания того или иного эмоционального состояния; путем игровой деятельности  активизировать вербальное воображение, а также через изобразительную деятельность  активизировать невербальное воображение; развить ориентацию на позитивную оценку окружающего мира.

Ход занятия: Цель игры: Развитие навыков общения через понимание сказочных образов, моделирования их эмоций, понимание характеров персонажей в предлагаемых условиях игры.

Содержание игры: «Приветствие». Психолог просит каждого ребенка по очереди достать из мешочка под названием «Волшебные камушки» свое задание. Ребенок, прочитав задание и проанализировав его должен продемонстрировать в какой ситуации оказался тот или иной герой, какие чувства и эмоции испытывает данный персонаж. Продемонстрировав и рассказав о своих героях, дети по выбору, кому какой герой больше понравился  должны зарисовать эмоцию сказочного героя  и поселить его в  «Домик настроений», где живут эмоции грусти, страха, гнева, злости, радости и т.д.

Задание №9

Цели: Закрепить полученные на предыдущих занятиях знания эмоциональных состояний и чувств по  мимике, пантомимике, используемые для восприятия, анализа и понимания того или иного эмоционального состояния; путем игровой деятельности  активизировать вербальное воображение, а также через изобразительную деятельность  активизировать невербальное воображение; развить ориентацию на позитивную оценку окружающего мира.

Ход занятия:

Цель игры: Развитие навыков общения через понимание сказочных образов, моделирования их эмоций, понимание характеров персонажей в предлагаемых условиях игры.

Содержание игры: Дети садятся за круглый стол, в центре которого лежит мешочек. Психолог обращается к детям: «Сейчас мы вместе будем сочинять сказку. А поможет нам в этом волшебный мешочек, который называется «Сказочная фантазия». Дети рассаживаются по местам, и психолог предупреждает ребят, что сегодня  на занятие они будут не одни.

Вместе с ними их сказку будут слушать гости - эмоциональные фрукты (демонстрируется яблоко-радость, слива-грусть, груша-страх, яблоко-злость, слива – удивление). Наши гости всегда смогут помочь вам  понять и определить чувства и эмоции ваших сказочных героев.

 Психолог начинает игру, и достает из мешочка, желтый квадратик с изображением густи: «Мне достался желтый квадрат, поэтому в сказке, должен появиться грустный персонаж желтого цвета. Внимание начинаю сказку. В одной далекой стране, над самым большим лесом,  на небе светило самое грустное солнышко, которое очень редко смеялось и улыбалось…..» Психолог предлагает сидящему рядом игроку наугад достать квадрат и продолжить сказку. Психолог следит за тем, чтобы вводимые в сказку персонажи не повторялись.

В завершении сказочной темы каждому ребенку выдаются раздаточные карточки «Заколдованный сказочный  лес», где необходимо завершить и дорисовать рисунок.

Занятие №10

Цели: Закрепить полученные на предыдущих занятиях знания эмоциональных состояний; путем игровой деятельности  активизировать вербальное воображение, а также через изобразительную деятельность  активизировать невербальное воображение; развить ориентацию на позитивную оценку окружающего мира; развить навыки общения, умение работать в коллективе, расширить границы творческого воображения, мышления.

Ход занятия:

«Приветствие». Психолог раздает детям листы белой бумаги, набор цветных карандашей (для каждого ребенка) и озвучивает задание, которое они должны выполнить: « Дети, сегодня каждый из вас напишет письмо, но письмо будет не простое, а «зашифрованное»  и «Страну веселых  Колобков». Эти колобки такие фантазеры, весельчаки и всезнайки и еще они   утверждают, будто бы знают все сказки и истории, которые только существуют в книгах, умеют распознавать все человеческие эмоции и чувства. Мы сейчас с вами все дружно устроим им экзамен и посмотрим, смогут ли они отгадать ваши письма. Вы должны взять и нарисовать вашу любимую сказку или рассказ, может быть даже придуманную вами, но не просто нарисовать, а показать это все схемой, по которой происходит действие и сюжет главных персонажей в вашем письме.

Что бы вам было легче, справится с заданием, посмотрите  на мое письмо. «Кто мне скажет, какая сказка здесь зашифрована? Как вы поняли и разгадали мое зашифрованное письмо?».

Психолог контролирует весь процесс работы над «зашифрованным письмом», помогает тем, у кого возникают какие либо трудности. По завершении работы, психолог говорит детям, что сейчас мы  запечатаем наши письма и отправимся в гости в страну «Веселых колобков». Психолог включает звуки леса (пение птиц, журчание воды и т. д.)

Дети  закройте глаза, расслабьтесь  и внимательно послушайте меня:

 «Мы идем с вами по большому красивому лесу, где обитает много загадочных животных, где летают необычайной красоты птицы и бабочки. В этом лесу есть озеро, которое по своему цвету напоминает небо, оно такое же голубое и бездонное. Вот у этого озера и живут наши колобки. А теперь откройте глаза и посмотрите на  эту прекрасную страну». Дети рассматривают и обсуждают макет игры «Страна веселых Колобков». Дети, а давайте   вместе с колобками поможем расшифровать  все сказки и рассказы и оставим в подарок колобкам все эти письма.  

Дети могут высказать, какие эмоции  были отражены в письмах, какие персонажи понравился больше всех. Психологу, так же стоит обратить внимание на  подбор цветовой гаммы и наличие агрессии в работах.

Список используемой литературы:

  1. Л.А.Венгер «Психология»  «Просвещение» Москва 1988 г.
  2. М.В.Гамезо, И.А.Домашенко «Атлас по психологии» Педагогическое общество России  Москва  1999г.
  3. М.В.Ильина «Развитие вербального воображения»  «Книголюб» Москва  2005г.
  4. М.В.Ильина «Развитие невербального воображения»  «Книголюб» Москва  2005г.
  5. Под редакцией О.С.Ушаковой «Развитие речи и творчества дошкольников» изд. «Сфера» Москва 2008г.