Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
материал

Зандакова Милана Расуловна

Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые серьезные обязанности, его главным делом станет учеба. Школа предъявляет ему большие требования. Задача родителей помочь ему в том, чтобы эти требования он смог выполнить. К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе – это научить ребенка читать, писать, считать. Безусловно, специальная подготовка нужна, но ее не достаточно для успешного учения в школе. Каждый ребенок должен обладать такими качествами, как дисциплинированность, бережливость, организованность, ответственность, самостоятельность, общительность, внимательность и т. д. А также быть здоровым – что самое главное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание подготовительной к школе группы

 на тему:

“Психологическая готовность ребенка к школе”.

Психологическая готовность к школе.

(1) Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка. Каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. И от того насколько успешным будет начало школьного обучения зависит его дальнейшая учеба. 

Психологи считают, что важно перед началом обучения в школе сформировать у ребенка психологическую готовность к обучению; а именно интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных знаний, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении с взрослыми и со сверстниками. Успешно учиться в школе ребенок сможет, если будет уметь управлять своим поведением, подчинять сиюминутные желания тому, что необходимо сделать, быть сообразительным, раскрепощенным, активным.

Но если же ребенок не обладает данными качествами и навыками, то после поступления в школу проходит несколько недель, и ребенок  уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучный и напряженный. Родители спрашивают ребенка, что же произошло?

 Так получилось что ребенок не готов еще к той реальности, новой жизни, которая называется “школьные будни”.

Почему же такое может произойти?

Дети представляют себе школу как что-то очень интересное и связывают поступление в первый класс с положительными переменами в их жизни. К сожалению, не все дети понимают, что (2.1) школьная жизнь - это, прежде всего труд. Такой же труд как трудовая деятельность взрослых людей, не всегда интересная и не всегда приятная.

Проводя опрос будущих первоклассников: (2.2) Почему ты хочешь идти в школу? Мы получили следующие ответы:

- потому что я хочу стать взрослым

 - потому что я хочу радовать маму и папу

- потому что я буду получать 5

- потому что я хочу изучать электричество и химию

- потому что в школе не надо спать днем

В результате ребенок, который ожидает, что школа – это больше праздник, чем труд вскоре начинает испытывать неудовлетворенность от того, что приходится делать то, что ему не нравится, а именно: прилагать усилия и старания в нелегком и не всегда интересном труде.

Но если же правильно подготовить ребенка к школьному обучению, сформировать психологическую готовность, то дальнейшая учеба не вызовет проблем и будет приносить удовольствие.

(3.1) Итак, что же такое психологическая готовность к школьному обучению?

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

(3.2) Уровень развития ребенка должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития».

Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребенок может достичь только  в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может.

Известно, что в каждом возраста для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. Например, дошкольник может застегнуть пуговицы, вымыть руки, убрать игрушки.

За пределами этого круга – дела, доступные для него при участии взрослого или же недоступные вообще. По мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял с родителями. Другими словами, завтра ребенок будет выполнять то, что сегодня делал с мамой. Зона дел вместе – золотой запас ребенка, его потенциал на будущее.

Если уровень развития ребенка  такой, что его зона ближайшего развития ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его зоны ближайшего развития он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.  Также если ребенок прошел данную программу например на курсах подготовки к школе, его зона ближайшего развития становиться выше, то есть происходит  опять не соответствие.  В данном случае дети, которые уже прошли данные материал не проявляют интереса к учебе, нарушают на уроке дисциплину и как следствие - у них также могут возникнуть некоторые проблемы с учебной деятельностью.  

 (4.1) Таким образом, зона ближайшего развития ребенка при обучении в школе играет важную роль, являясь неким фундаментом.

На данный фундамент, необходимо поставить  основные параметры психологической готовности к школе:

1) (4.2) мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации;

2)  (4.3) эмоционально-волевая готовность

3) (4.4) определенный уровень интеллектуального развития

4) (4.5) личностная готовность

Давайте рассмотрим данные параметры.

 (5) Мотивационная готовность  к обучению в школе —  это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. Мотивационная готовность - наличие у ребенка желание учиться.  

(6) Чтобы сформировать мотивационную готовность ребенка к школе необходимо: 

  • Обсудите с ребенком важность школы и образования. Сформируйте  у ребенка положительный образ школы и положительный образ ученика. Объясните смысл обучения в школе как первой ступени взросления (взрослый человек должен многое знать и уметь; многим этим знаниям и умениям обучают в школе: в школе ты научишься читать, писать, хорошо считать, решать задачи и др.);
  • Чётко ставьте цели перед ребенком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения: “Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?”;
  • Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти;
  • Не пугайте ребенка школой. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения;
  • Представляйте детям больше самостоятельности.  Пусть ребенок делает “открытия” сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде. Сами проявляйте интерес к знаниям, создавайте положительный эмоциональный фон, очень важны интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку;
  • Отмечайте “рост ребенка”, его терпение и старания. Пусть он ощущает свои успехи и достижения;
  • Избегайте негативных оценок действиям ребенка; нельзя говорить: “Ты не умеешь рисовать, стоить ….”, т.к. ребенок утрачивает побуждение к данному виду деятельности, уверенность в себе, в своих силах, способностях;
  • Не допускайте негативных ошибок деятельности ребенка, распространяющихся на его личность, т.е. ребенка надо критиковать за его поведения (“Не ты плохой, а поступок плохой” и т.д.). Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а следовательно, заниженную самооценку и уровень притязаний;
  • Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, сравнение допустимо только с ним самим. Например: “Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!”. Такой подход будет ориентировать вашего ребенка на собственное совершенствование;
  • Создавайте такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (норма). Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи;
  • В отношениях с ребенком не допускайте резкого перехода от положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к задабриванию;
  • Любите ребенка!

(7) 2. Эмоционально-волевая готовность ребёнка к обучению в школе заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовремя подключать воображение, действовать по инструкции взрослого и т.д. будущий школьник должен уметь преодолевать трудности и стремиться к достижению намеченной цели. 

В школе детям  придётся слушать учителя не зависимо от того, интересную ли информацию он сейчас излагает, для этого ребёнок должен подключать усилия воли. Также при обучении в школе ребёнку необходимо выполнять домашние задание, не смотря на то, что сейчас очень хочется погулять.

Распознать отсутствие эмоционально-волевой готовности ребенка к школе можно по его словам: «Я не буду это делать, потому что это неинтересно», «Я не хочу идти в школу, потому что там не разрешают бегать во время уроков» и т.п.

В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:

- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;

- не умеет работать по правилу;

- не умеет работать по образцу;

- нарушает дисциплину.

Чтобы сформировать эмоционально-волевую готовность ребёнка к обучению в школе:

  1. (8) Формировать учение работать по правилу, умения сознательно подчинять свои действия правилу, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания предлагаемые в устой форме.  

И помочь в этом может игра по правилам – та, где надо дожидаться своего хода, выполнять все правила и решать возникающие проблемы. Это могут быть игры с кубиком и фишками, домино и др. Такие игры не только научат ребенка выдержке, но и помогут ему научиться достойно проигрывать. Также сюда относятся  сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические игры когда ребенок должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, увиденному в жизни взрослых людей. Игравший в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, если ему нравится в школе, и выполняет правила, предписанные данной ролью.  

  1. (9) Развивать произвольные сенсомоторные действия у ребенка: Игры с мячом (на попадание в цель, ритмическое отбивание мяча от земли); Классики,Прыгалки, прыгание через веревку; Игры на развитие тонкой моторики (с бирюльками, рассыпанными палочками, шнуровки и др.); Предлагать детям на детских музыкальных инструментах воспроизводить заданный ритм; Проводить разнообразные игры на графическое и звуковое воспроизведение ритма; Заниматься с детьми ритмикой.
  2. (10,11) Формировать умение работать в соответствии с образцом (воспринимаемым зрительно или на слух): Создать такие условия, при которых осуществляется развитие у ребенка способности произвольно воспроизводить образец: постройки из кубиков по образцу, работа с различными конструкторами по образцу, лепка по образцу, складывание мозаики по образцу; Научить детей сверять полученный результат работы с образцом поэлементно; Научить детей самостоятельно выполнять требуемое задание по воспринимаемому образцу: графический диктант, срисовывание и т.д.

 (12) 3. Уровень интеллектуального развития. Под интеллектуальной готовностью понимают определенный уровень развития психических функций, облегчающих процесс обучения.

К моменту поступления в школу у ребенка должен быть накоплен определенный багаж знаний, полученных опытным путем. Для этого малыш должен не просто задавать бесконечные «почему?» маме и папе, а самостоятельно находить ответы на все свои вопросы, постигая причинно-следственные связи.

Об умении устанавливать причинно-следственные связи говорит употребление ребенком в речи таких оборотов, как: «…если, то…», «потому что», «поэтому» и т.п.

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).

(13) 4. Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями.

Будущий школьник должен обладать рядом навыков, таких как общение со взрослыми и ровесниками, нахождение своего места в группе детей; знанием определенных норм и правил поведения и общения; умением верно оценить свои реальные и потенциальные возможности (способность к самооценке).
Очень важна 
речевая готовность ребенка. Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа.

(14) Чтобы сформировать личностную готовность необходимо: 

  • Составление рассказа по картинке.
  • Нахождение нелепиц в картинках-небылицах.
  • Наблюдения детей за природными явлениями, ростом комнатных растений, поведением домашних животных с последующим рассказом о своих наблюдениях в группе.
  • Способствовать развитию литературной речи (родной язык) и свободному владению языком,
  • Ежедневно читать художественную и научно-популярную литературу с объяснением новых слов и речевых оборотов, с последующим обсуждением и ответами на вопросы по тексту.
  • Создавать условия, при которых дети будут рассказывать о произошедших с ними событиях, о наблюдениях за животными, растениями, природными явлениями и др.
  • Составлять рассказы по последовательным сюжетным.

Для того, чтобы определить уровень психологической готовности к обучению в школе проводится психологическое обследование (диагностика) всех ранее названных параметром.

 Целью данной диагностики является выявление уровня готовности дошкольника к обучению в школе и проведение коррекционно-развивающих мероприятий по развитию у ребенка необходимых умений, навыков для успешного обучения в школе.

Мной, был проведен “Диагностический комплекс готовности к обучению в школе”. Данный комплекс состоит из двух форм: Форма А, которая проводится в начале года и Форма Б, которая проводиться в конце года.  И мне бы хотелось продемонстрировать Вам результаты по данной диагностики, которая как раз и покажет нам психологическую готовность детей к обучению в школе.

Список литературы:

  1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе / Н.К. Авраменко. – М.: Аспект-Пресс, 2002.
  2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 2005.
  3. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание, 2008.
  4. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина — М., 1993.
  5. Мухина В. С. Детская психология, М. 2006.
  6. «Особенности психологического развития детей 6 – 7 летнего возраста» под ред. Д. П. Элькошина, А. Л. Вангера, М. 2008.


Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга

для родителей адаптационных групп:

“Период адаптации есть и у родителей”.

Пояснительная записка.

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке.  Для ребенка детский сад, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. С приходом ребенка в дошкольное учреждение жизнь его существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного, другой стиль общения. Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к таким реакциям как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия.

Как же помочь малышу справиться со сложной ситуация и есть ли методы облегчающие процесс адаптации? Именно такой вопрос я задавала себе из года в год, принимая детей раннего возраста со слезами и криками. Конечно, процесс адаптации у ребенка прошел спокойнее, если бы мама была рядом; не из-за того что ребенок чувствовал бы ее присутствие и ощущал безопасность, а из-за того чтобы сама мама начала доверять воспитателям и специалистам детского сада, видела в них добрых и заботливых людей, начала интересоваться  жизнью группы, понимала, что детский сад – это место где не равнодушны к ее ребенку. Но достигнуть данных задач можно, не только пребыванием мамы в группе вместе с ребенком, но и с помощью такого метода работы как занятие с элементами тренинга, идей которого является то, что если родители легко и быстро адаптируются к детскому саду, то и у ребенка этот период протекает легче.

Занятие с элементами тренинга “Период адаптации есть и у родителей” опирается на следующие принципы:

  • Принцип гуманизации, т.е. обеспечение психологического благополучия родителей и  ребенка;
  • Принцип последовательности осуществляется в соответствии с законом последовательного развития, с учетом общих закономерностей онтогенеза;
  • Принцип заинтересованности, родителю обязательно должно быть нужно и интересно то, что предлагает делать ведущий;
  • Принцип психологической комфортности: предполагает снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание   доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм  общения;
  • Принцип игрового познания (ранее трактовался как принцип игрового обучения): это не игра на занятии, а все занятия в игре, игра мысли в различных видах деятельности.
  • Принцип целесообразности – занятие должно иметь четкую цель, значимую для участников, приближение ее к достижению желаемого результата;
  • Принцип наблюдаемости результатов – используемые технологии должны иметь очевидный результат для самого ребенка (в его самоощущении), для окружающих (в успешности ребенка, в улучшении его психического статуса).

Целью занятия создать условия для успешной адаптации родителей к детскому саду.

Задачами данного занятия являются:

  • Повысить уровня доверия родителей к воспитателям и специалистам детского сада;
  • Формировать заинтересованность у родителей жизнью ребенка в группе;
  • Способствовать принятию участия родителей в мероприятиях детского сада;
  • Запустить процесс подготовки детей к детскому саду  – родителям выданы рекомендации для подготовки.

Этапы реализации программы:

Этапы

Содержание

Сроки

1 этап

Организационный

Проведение административное собрания  

Май  

2 этап

Содержательно-практический

Проведение занятия с элементами тренинга для родителей “Период адаптации есть и у родителей”

Август

3 этап

Контрольно-оценочный

Анализ адаптационных листов

Декабрь – январь

Планируемые результаты:

  • у ребенка повысился уровень развития познавательных психических процессов, их произвольность, активизировалась познавательная активность и внутренние резервы;
  • у ребенка повысился уровень тонкой моторики руки и творческого воображения;
  • ребёнок умеет работать в коллективе и сотрудничать со сверстниками.  

Материально-техническое  обеспечение занятия: данное мероприятие лучше проводить в просторном помещении (например, музыкальном зале), стулья расставить по кругу. Для проведения занятия необходимы бейджи, фломастеры, нарезки для коллажа, доска (2 штуки), мел, фигуры человечка (40 штук), планшет (20 штук), клей, ножницы, заготовки с ситуациями, буклет, заготовка “Отзыв о мероприятии”.

Кадровое обеспечение: занятия проводятся педагогом-психологом.

Психологу необходимо находится в помещении за 15 минут до начала мероприятия. У входа поставить два стола с бейджиками и фломастерами. Участникам занятия необходимо выбрать бейдж и написать на нем свое имя.  После этого необходимо рассказать участникам о надписи на противоположенной стороне бейджа.

Психолог: “Перед тем, как начнётся занятие, Вам необходимо будет найти человека с точно такой же надписью, как и у Вас. Когда Вы найдете свою пару – сядьте рядышком” (участники занятия выполняют задание, психолог раздает бейджи).

Здравствуйте! Меня зовут – Левашова Ульяна Леонидовна, я педагог-психолог, опыт моей работы 5 лет. Так как мы находимся в неформальной обстановке, в течение нашего занятия Вы можете звать меня Ульяна. Так же как и Вы можете обращаться к друг другу по имени.

Сразу обращу Ваше внимание на то, что здесь собрались родители, чье дети пойдут в одну группу, под названием “………”. И поэтому в самом начале нашего занятия, я проведу для Вас упражнение на знакомство.  Для этого Вам необходимо будет встать.

Упражнение “Рукопожатие”.

За одну минуту постарайтесь познакомиться с помощью рукопожатия с наибольшим числом участников. Не забывайте считать, со сколькими людьми вы поздоровались (участники выполняют задание).

Вспомните, кто познакомился примерно с двумя людьми – погладьте себя по голове; кто познакомился от трех до десяти человек - погладьте себя по ушам; кто познакомился, почти со всеми кто есть в этом кругу – погладьте себя по животу. Хорошо!

Наверное, Вы уже догадались, что на бейджах не простые надписи.  Если соединить их всех вместе, в результате получится стихотворение. Перед каждой надписью есть цифра, которая показывает очередность. Давайте попробуем прочитать стихотворение.

“Первый день в детском саду”.

(1) В детский сад иду я с мамой

Крепко за руку держусь,

И теперь не знаю сам я

Как без мамы обойдусь.

(2) Первый раз пришёл я в группу,

Как же много там детей,

Все играют и смеются

И игрушек много в ней.

(3)    Воспитательница мило

Улыбнулась нам сперва,

А потом ребяток тихо

Всех ко мне подозвала.

(4)     Познакомились мы быстро.

До чего ж тут хорошо!

Этот день я не забуду,

Столько я друзей нашёл!

(5)     Мама очень волновалась:

"Как ребенок там в саду?"

Может очень испугался,

Или плачет он в углу?

(6)     Вот поэтому пораньше

В сад торопится она.

Я навстречу ей с улыбкой

Выбегаю: …

(7) "Ты пришла!

Как я рад, Я счастлив очень!

Только, мама, не спеши...

(8)     Мы с Алёнкой доиграем,

С Вовкой книжку дочитаем,

Дорисуем мы с Ильюшкой,

А потом ещё покушаем,

(9)     Погуляем, поиграем,

Мячик в зале погоняем.

Вот тогда, моя мамуля,

Ты за мною приходи!"

Вот такой веселый первый день, провел ребенок в детском саду!

Данное стихотворение показывает нам легкую адаптацию, когда ребенок адаптируется буквально за несколько дней и не испытывает дискомфорт. Ребенок вступает в контакт по своей инициативе, умеет обратиться с вопросом к взрослому, может попросить о помощи. Он умеет играть с другими детьми, доброжелателен к ним. В данном случае, с адаптацией не возникнет ни каких проблем.

Есть адаптация средней тяжести, когда ребенок не хочет уходить от мамы, плачет при расставании, но через несколько минут напряженность постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. Такая адаптация продолжается примерно одна – две недели.  

И еще есть тяжелая адаптация, причиной которой является то, что у ребенка не сформированы элементарные культурно-гигиенические навыки; нет опыт общения с незнакомыми людьми; нет умения занять себя игрушкой; в семье отсутствует режим дня, совпадающий с режимом детского сада…

Именно поэтому, чтобы не создавать для ребенка тяжелую адаптацию, необходимо подготовить его к посещению детского сада. На общем собрании каждый из Вас получил буклет, в котором было подробно изложено о данном вопросе. Для того, чтобы еще раз подытожить данный вопрос я предлагаю Вам выполнить следующие упражнение, которое покажем мне и Вам успешно ли проходит подготовка ребенка к детскому саду. Для того нам необходимо будет встать.

Упражнение “Поменяйтесь местами те кто …”.

Поменяйтесь между собой местами те:

  • У кого сейчас хорошее настроение;
  • Кто  старается  придерживаться дома режима дня максимально приближенного к режиму в детском саду (Какой именно это режим дня?);
  • Кто обучает ребенка необходимым навыкам самообслуживания;
  • Чьи дети умеют умываться, мыть и вытирать руки, одеваться и раздеваться, самостоятельно кушать, проситься на горшок;
  • Кто включает в рацион питания те блюда, которые употребляют в садике;
  • Кто приглашает друзей ребенка в гости и ходит в гости сам;
  • Кто показал ребенку, где находиться детский сад и гулял на его территории;
  • Кто рассказал ребенку - что такое детский сад, зачем он нужен, как там внутри (в какой форме лучше рассказывать ребенку о детском саде?);
  • Кто играет с ребенком дома в игру – детский сад;
  • Кто играет в игру прятки с ребенком;
  • Кто пугает ребенком детским садом: “Вот будет плохо себя вести – отдам в детский сад” – помните, что так говорить ребенку, ни в коем случае нельзя.

Я хочу Вас похвалить, ведь Вы очень ответственно отнеслись к подготовке детей  к посещению детского сада. Теперь можно присесть на стулья.  

Итак, первой причиной тяжелой адаптации является? (не подготовленность ребенка к детскому саду).

Как Вы думаете, какова вторая причина? (родители рассуждают, психолог направляет их на правильный ответ).

Второй причиной тяжелой адаптации, является, когда родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду, т.е. не заинтересованы в посещении детского сада. Ребенок чувствует их настрой и не хочет идти в детский сад – устраивает истерики, кричит, не играет с другими детьми, часто болеет.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что процесс адаптации ребенка полностью зависим от адаптации родителей, поэтому тема нашего сегодняшнего занятия так и звучит: “Период адаптации есть и у родителей”.  

Практика показывает, если родители легко и быстро адаптируются к детскому саду, то и у ребенка этот процесс протекает легче. Как вы думаете, что может облегчить адаптацию родителей к детскому саду? (родители отвечают)

Проблем с адаптацией не возникнет,

  • если родители понимают, что: детский сад – это место, где заинтересованы в их ребенке;  
  • если родители с доверием относятся к воспитателям и специалистом, прислушиваются и выполняют их рекомендации;
  • понимают что детский сад  для их ребенка своего рода работа, что он устает и скучает, поэтому делают внеплановые выходные;
  • искренне интересуются жизнью своего ребенка в группе;
  • принимают участие в мероприятиях, предлагают свою помощь и занимаются со своим ребенком дома.  

Опрос “Насколько Вы готовы к детскому саду?”

Сейчас я проведу для Вас некий мини опрос, который поможет мне и Вам понять, насколько Вы адаптированы к детскому саду.

У каждого из Вас будет фигура человека, которую Вам необходимо будет расположить на лестнице,  т.е. чем ближе вы располагаете человечка к детскому саду, тем больше Вы доверяете, заинтересованы, готовы принимать участие в жизни детского сада и т.д.   Если же Вше отношение к детскому саду отрицательно, дальше от детского сада, ниже по лестнице. Также Вы можете поставить человечка посередине если Вам еще трудно определиться (участники выполняют задание).  

Как Вы думаете, что бы сейчас могло повысить эти результаты, т.е. что могло бы помочь Вам лучше адаптироваться, как родителям? (более близкое знакомство с воспитателями). И я предлагаю начать  знакомство прямо сейчас (представление воспитателей).  Но я думаю, и воспитателям будет интересно и полезно познакомиться с Вашими детьми, и сделаем мы это следующим образом….

Арт-терапия “Нарисуй меня”.

… мы немного порисуем. Для этого Вам понадобятся листок А4 и карандаши.

Воспитателям необходимо будет нарисовать себя, а родителям своего ребенка. Если Вы не любите рисовать, есть возможность сделать коллаж; все заготовки лежат на столе.  На выполнение данного задания у Вас 5 минут (участники выполняют задание).

Отлично! Я вижу, что Вы все справились с заданием, но мне кажется, чего-то не хватает. Ведь у того, кого Вы рисовали - есть имя. Давай напишем имя на рисунке, и придумает на каждую букву имени качество, характеризующее ребенка – это будет задание для родителей; а для воспитателей – характеризующее Вас. На выполнение данного задания одна минута.

Хорошо! А теперь давайте представим свой рисунок и познакомимся друг с другом (участники выполняют задание).  Теперь каждый узнал друг о друге немного больше. Но я думаю, нам стоит продолжить знакомство с воспитателями, как специалистами своего дела.

Мастер-класс “Раз, два, три, четыре, пять – МЫ ИДЕМ ИГРАТЬ”.

Я предоставляю слово воспитателям.  

Как Вы думаете, что бы еще помогло Вам лучше адаптироваться как родителям? (планирование первой недели адаптации)  Сейчас у нас с Вами будет возможность проиграть ситуации, которые могут возникнуть во время  адаптации ребенка к детскому саду. Эти ситуация покажут нам ошибки родителей.

Для этого Вам необходимо будет разбиться на группы.

Перед Вами ситуация, которую необходимо будет разыграть и ответить на следующие вопросы:

В чем Вы видите ошибку родителей? А как Вы поведете себя в подобной ситуации?

Инсценировка: “Ошибки при адаптации”.

Ситуация № 1 “Резкое погружение ребенка в среду детского сада”

Мальчик Коля вместе с мамой Леной идут в садик первый раз.

- Коля, ты сегодня поиграешь с ребятами в игрушки, и я заберу тебя сразу после прогулки. Договорились? – говорит мама.

- Да, хорошо, мама – отвечает Коля.

Мама Лена и Коля входят в раздевалку. Мальчик спокойно переодевается, мама помогает ему при необходимости. Он целует маме в щечку и идет к воспитательнице, которая ожидает в раздевалке.

- Не забывайте, у Вас первый день адаптации, поэтому зарябите Колю через два часика – предупреждает воспитатель.

- Хорошо! – отвечает мама.

Коля и воспитательница уходят в группу, а мама идет по своим делам.

Коля замечательно чувствует себя в группе, играет с детьми, разговаривает с воспитателем. Через какое-то время дети собираются на прогулку. Воспитатель помогает им одеваться. Они выходят на участок, играют. Проходит два часа, а мамы нет. Воспитатель начинает беспокоиться, и решает позвонить маме. Набирает телефон:

- Абонент не отвечает или временно недоступен – слышит она в ответ.

Прогулка проходит успешно. Дети поднимаются в группу и переодеваются.

- Екатерина Ивановна, а где моя мама? – спрашивает Коля у воспитателя.

- Коля, она скоро придет. Давайте подождем еще чуть-чуть – отвечает воспитатель.

Коля вместе с детьми проходит в группу, они играют вместе с воспитателем и готовятся к обеду.  

- Пора кушать, – говорит воспитатель.

Ребята садятся за столы и Коля вместе с ними. Он очень проголодался, поэтому съедает весь обед.

После обеда всех детей забирают мамы, а Коля остается один в группе с воспитателем.

- Коля, сейчас придет мама. Давай поиграем – предлагает воспитатель.

- Давайте! – отвечает Коля.

В час дня приходит мама Лена. Она открывает дверь и говорит:

- Ой, извините, Светлана Львовна. Уже столько времени?! Батарейка на телефоне села. Такое больше не повторится! Коля, пойдем домой.

На следующие день ситуация повторилась, и так всю неделю, мама забирала ребенка все позже и позже. Через неделю Коля заболел.

ОШИБКА: Это когда мама, вопреки  рекомендациям психолога, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам.  В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову.

Ситуация № 2 “Нарушение принципа системности, последовательности + чрезмерная насыщенность развлечениями”

Мама и дочка Лиза уже посещают детский сад несколько дней. Мама вовремя забирала девочку, даже раньше. Девочка плакала при прощании, а потом успокаивалась. Кушала мало.

 Утром у воспитателя зазвонил телефон:

- Здравствуйте, Екатерина Ивановна. Мы сегодня не пойдем в садик, отдохнем пару дней. Я взяла на работе отгул. Хочу устроить ребенку праздник!

- Здравствуйте, хорошо. Только не затягивайте: адаптация – серьезный процесс, который нельзя нарушать.

В течение этих дней мама и дочка катались на каруселях, ходили в цирк, катались на велосипеде, гуляли.

Через пару дней воспитатель снова получает звонок от мамы девочки:

  • Здравствуйте, Екатерина Ивановна. Лиза что-то не хочет идти в детский сад. Мы завтра придем.
  • Здравствуйте, договорились. Обязательно приходите, мы Вас очень ждем.

На следующий день Лиза устроила маме истерику, как только они подошли к садику. Она взяла ее на руки и привела в раздевалку. Лиза очень сильно плакала, мама уговаривала ее как могла.

- Лиза, не плачь, пожалуйста. Ты сегодня потерпи, я тебя после обеда сразу заберу. Завтра уже выходные. Мы с тобой в кукольный театр сходим.

Лиза долго не могла успокоиться, с детьми играть не хотела и почти ни чего не ела.

ОШИБКА: Сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять». Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве + Стремление развлечь ребенка в трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система ребенка. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.

Ситуация № 3 “Внезапное исчезновение при прощании + невнимание к социализации + чрезмерная озабоченность + обсуждение при ребенке”

Мальчик Петя живет с мамой Олей и папой Димой в большом отдельном доме недалеко от города.  Вечером перед первым днем посещения детского сада папа, мама и мальчик Петя смотрят мультфильм и общаются между собой:

- Дим, слушай. Я боюсь его в садик отдавать. Там все такое незнакомое для него. Он испугается. Будет плакать завтра.

- Оля, все хорошо будет. Вот увидишь, ему понравится.

- Не знаю, Дим. Я переживаю, уже две ночи не спала.

- Оля, тебе на работу пора выходить. И Пете будет в садике хорошо.

Утром мама и Петя собираются в детский сад первый раз. Петя очень рад этому событию и берет с собой свою любимую игрушку. Они садятся с машину и едут в город, в детский сад. По дороге в детский сад мама говорит ребенку:

- Петя, я думаю, тебе очень понравится в детском саду. Это самый лучший детский сад города, там много новых игрушек, красивые рисунки на стенах, добрая воспитательница, которая с тобой поиграет.

- Мама, а там машинок много?

- Много, очень много Петя.

Они подъехали к садику, выходят из машины и идут в группу. В раздевалке их встречает воспитательница, показывает ящик. Петя переодевается.

- Мама, пойдем вместе в группу – говорит Петя.

- Я могу пройти вместе с ребенком? Он просто без меня еще никуда не ходил – спрашивает мама воспитателя.

- Да, проходите – отвечает воспитатель.

В это время в группе уже было несколько детей, они готовились к завтраку.

- Ребята, пойдемте, ручки поем перед завтраком – сказала воспитатель.

Дети все дружно пошли мыть руки и Петя вместе с ними. В этот момент, пока Петя был занят, мама решила убежать из группы.

Когда Петя вернулся в группу и увидел, что мамы нет - сильно заплакал. Воспитатели не могли его успокоить до тех пор, пока не вернулась мама.  Наследующий день он не хотел идти в группу и каждый раз начинал плакать, если речь заходила о детском саде.

ОШИБКА:  Когда мама старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания.  Мама исчезает то во время завтрака, то во время прогулки – формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день + Ребенка необходимо заранее  готовить к ОБЩЕНИЮ  с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же  легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован) + Если мама с опаской ЖДЕТ, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Если мама долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а, приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания – ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.

Ситуация № 4 “Отсутствие необходимости в посещении ДОУ + Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого + Дети работающих мам адаптируются легче”

Девочка Маша ходит в детский сад уже две недели, но не играет с детьми и почти ничего не кушает. При прощании все время плачет, и родители Маши решают обратиться к психологу. Они входят в кабинет здороваются…

- Знаете, Маша ничего не ест в садике, плачет при расставании. Когда мы приходим за ней в детский сад, тоже плачет, с детьми не играет – говорит мама.

- Отдавая ее в детский сад, мы хотели, чтобы она общалась с детьми, нашла себе друзей – говорит папа.

- А почему Вы так рано забираете ее из детского сада? Давайте попробуем на тихий час оставить.  

- Я ведь не работаю. Домашние дела сделаю и сразу за ней. Мы домой придем и полепим, и порисуем, и погуляем. И голодная она всегда. Так я ее и перед детским садом кормлю и сразу как заберу.  – говорит мама.

- Насколько Вы доверяете садику от 1 до 10? – спрашивает психолог.

- 2, - отвечает мама.

Далее психолог старался объяснить родителям, что в детском саду заинтересованы ребёнком, ухаживают за ним, проводят образовательную  деятельность, он общается с другими детьми  - делают все для комфортного пребывания. Но родители стояли на своем, что будут забирать ребенка, тогда когда посчитают нужным.

Девочка Мама адаптироваться к детскому саду целый год, часто болела, кушала без аппетита, на сон не оставалась. На следующий год ситуация изменилась в лучшую сторону, как только мама вышла на работу.

ОШИБКА: Родители сомневаются в целесообразности  «садиковского воспитания» и любые колебания родителей ребенок использует для того,  чтобы не пойти в садик. + Например, ребенка в садик водит няня,  которая сидела с ним  с полугодовалого возраста.  Чем дольше и болезненнее будет адаптация ребенка,  тем нужнее будет няня,  а няня в этом материально заинтересована. Еще пример: бабушка, которая внутренне противится решению родителей отдать ребенка в садик, и сама желает заботиться о внуке. +  Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие, когда малыш  не хочет идти  в детский сад, тем самым, транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении.

Решение проблемной ситуации “Когда Вы привели ребенка в детский сад!”.

Как вы думаете, какая общая ошибка прослеживается во всех ситуациях? (ошибка в том, кто провожает ребенка в детский сад).  Приводить ребенка в детский сад лучше тем взрослым, с которым ребенок не проводил весь день и привык к ежедневному расставанию с ними.

Как лучше это делать? (прошу воспитателя подойти ко мне).

Скажите уверенным и твёрдым тоном, что вам пора идти, поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите, не задерживаясь. Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, обратившись к нему с такими, например, словами: "Вижу, у вас сегодня ожидается весёлый день" (далее можно намекнуть воспитателю на то, что ребёнок сейчас займётся его любимым рисованием, или лепкой, или игрой...). Скажите ребёнку, как он может определить время, когда Вы должны за ним прийти (например, сразу после обеда) и будьте обязательно точны при этом. Если ребенок  не легко идет в группу, по возможности не затягивайте расставание с ним  утром: долгие проводы – долгие слезы (передавайте ребенка воспитателю и уходите, иначе он снова побежит к вам и отрываться от вас ему будет уже труднее. Не заглядывайте в окно группы с улицы: если ребенок вас увидит – у  него скорее всего начнется истерика).

Мы проиграли с Вами несколько ситуаций, и я надеюсь, Вы постараетесь избегать тех ошибок, о которых мы только что говорили. Но все равно, первые дни адаптации – очень напряженные в эмоциональном плане. Родители волнуются, переживают – кто-то очень сильно, кто-то немного. И каждому из нас нужно будет успокоиться, ведь наше напряжение будет передаваться ребенку.

Как это можно сделать?

  • Используйте метод арт-терапии: Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть  на бумагу свои чувства.  Уголок изо творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Также можно использовать другие методы арт-терапии: танцевальная терапия, фототерапия, сказкотерапия, песочная терапия и т.д. Организуйте с ребенком интересные, успокаивающие занятия с водой, сюжетные игры, рисование пальцами на больших листах бумаги.

В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите ему: "Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает грустно. Когда что-то новое начинается, сначала всегда бывает трудно, а потом привыкаешь и становится интересно. У тебя всё получится". Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребёнку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку - не считайте, что он заменяет семью.

Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим.

Опрос “Насколько Вы готовы к детскому саду?”

Чтобы подвести итог, нашей сегодняшней встрече, я предлагаю снова ответить на вопрос: “Насколько Вы адаптированы к детскому саду?”.  У каждого из Вас будет фигура человека, которую Вам необходимо будет расположить от 0 до 10, т.е. если Вы хорошо относитесь к детскому саду, Вы располагаете ее как можно ближе к 10 – т.е вы доверяете, заинтересованы, готовы принимать участие в жизни детского сада и т.д.  Если же Вше отношение к детскому саду отрицательно, то ближе к 0. Также Вы можете поставить человечка ближе к 5, если Вам еще трудно определиться (участники выполняют задание).  

Как Вы видите, результаты повысились, поэтому я могу сделать вывод о том, что занятие было полезно для Вас.

Напоминаю Вам что неформальная обстановка закончилась, поэтому прошу обращаться к друг другу по имени отчеству. Также будет большая просьба оставить отзыв о мероприятии (раздача бланков).

Спасибо за внимание! 



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей «Ваш ребенок скоро станет школьником»

ФИО (ребенка) __________________________________________________________________

Дата рождения ________________________ Возраст ___________________________

1. Выберите, что, по-вашему, свидетельствует о готовности ребенка к школьному обучению?  (можно выбрать несколько пунктов)

  • здоровье, физическая выносливость;
  • умение общаться со сверстниками;
  • умение строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми;
  • отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи у ребенка;
  • умение читать и считать;
  • способность связно говорить, составлять или пересказывать рассказ по законам литературного, а не разговорного языка;
  • развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации;
  • интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
  • логичность рассуждений ребенка, способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец;
  • другое (укажите что)  _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как вы считаете, насколько ваш ребенок готов в настоящий момент к поступлению в школу и школьному обучению? (в процентах, если 100% абсолютно готов, а 0 % не готов)

 ________________%

Анкета для родителей «Ваш ребенок скоро станет школьником»

ФИО (ребенка) __________________________________________________________________

Дата рождения ________________________ Возраст ___________________________

1. Выберите, что, по-вашему, свидетельствует о готовности ребенка к школьному обучению?  (можно выбрать несколько пунктов)

  • здоровье, физическая выносливость;
  • умение общаться со сверстниками;
  • умение строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми;
  • отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи у ребенка;
  • умение читать и считать;
  • способность связно говорить, составлять или пересказывать рассказ по законам литературного, а не разговорного языка;
  • развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации;
  • интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
  • логичность рассуждений ребенка, способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец;
  • другое (укажите что)  _______________________________________________________________
  • __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как вы считаете, насколько ваш ребенок готов в настоящий момент к поступлению в школу и школьному обучению? (в процентах, если 100% абсолютно готов, а 0 % не готов)

 ________________%

3. Посещает ли ваш ребенок подготовительные курсы?  

  • да;  
  • нет,

Если да, то почему? (укажите причины) _____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Проводите ли вы дома дополнительные занятия с ребенком для повышения его готовности к поступлению в школу?

  • да
  • нет

Если да, то на что направлены эти занятия ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.В какую школу вы планируете отдать своего ребенка?  _________________

Спасибо!

3. Посещает ли ваш ребенок подготовительные курсы?  

  • да;  
  • нет,

Если да, то почему? (укажите причины) _____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Проводите ли вы дома дополнительные занятия с ребенком для повышения его готовности к поступлению в школу?

  • да
  • нет

Если да, то на что направлены эти занятия ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.В какую школу вы планируете отдать своего ребенка?  _________________

Спасибо!



Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания: «Готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».

Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые серьезные обязанности, его главным делом станет учеба. Школа предъявляет ему большие требования. Задача родителей помочь ему в том, чтобы эти требования он смог выполнить. К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе – это научить ребенка читать, писать, считать. Безусловно, специальная подготовка нужна, но ее не достаточно для успешного учения в школе. Каждый ребенок должен обладать такими качествами, как дисциплинированность, бережливость, организованность, ответственность, самостоятельность, общительность, внимательность и т. д. А также быть здоровым – что самое главное.

Тема: «Готовность к школьному обучению».

Подготовил: педагог-психолог  Зандакова М.Р

Цель: познакомить родителей, чьи дети посещают подготовительную к школе группу с понятием готовность ребенка к обучению в школе.

Готовность к школе – это определенный уровень:

Социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение;

Развития тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (это организация внимания и деятельности, речь, развитие моторики, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций и др.) ;

Личностного развития, характеризующий самосознание, самооценку, мотивацию. При определении готовности следует обязательно учитывать и состояние здоровья ребенка

В настоящее время существует множество классификаций готовности ребенка к обучению в школе. Мы рассмотрим самую распространенную классификацию .

Физическая готовность ребенка к обучению в школе.

Это готовность номер один! Физическое здоровье ребенка - важнейший показатель его готовности к освоению школьной программы. Фактор физического здоровья приобретает особое значение в стране, где здоровье населения и рождение детей стало национальной проблемой. Школьные занятия - это многочасовое сидение, согнувшись за письменным столом в классе и дома.

Развитость отдельных физических навыков (катание на велосипеде, быстрый подъем и спускание по лестнице) отражает сформированность некоторых психических функций (скорость мыслительных процессов, пространственные представления, объем и распределение внимания) .

Физические упражнения и подвижные игры поддерживают в ребенке увлеченность делом, его желание ладить с другими детьми, быть внимательным при усвоении правил игры, принятии социальных явлений.

Критерии физической готовности к школе:

Морфологические:

• абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг) ;

• пропорции тела (филиппинский тест) ;

• смена зубов.

Физиологические:

• моторика (наличие фазы полета при беге; способность к прыжку; спо

собность к броску) ;

• работоспособность (усидчивость; способность не отвлекаться, выполняя

конкретное задание, как минимум, в течение 15-20 минут) ;

• чувство времени (зависящее от скорости обменных процессов) должно

приблизиться к взрослому – иначе ребенок и воспитатель живут как бы в

разных измерениях.

Показатель зрелости детского организма - это «полуростовый скачок». Его переживают дети в 5-6-летнем возрасте.

Несложный филиппинский тест поможет родителям решить вопрос, прошел ли ребенок этап взросления, пора или нет отдавать его в школу. Нужно попросить ребенка достать правой рукой левое ухо. «Просто! » - скажете вы. Для взрослого - без сомнения, но если ребенок не может дотянуться до уха, значит, его мозг не созрел для того, чтобы усваивать учебную программу.

Тест отражает не столько степень развития скелета, сколько более важный показатель - степень зрелости всего организма! И конечно, уровень созревания нервной системы, способность головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Этот тест современные гигиенисты и физиологи рассматривают как один из критериев школьной зрелости - готовности ребенка к обучению в школе.

Филиппинский тест. Правую руку ребенка при вертикальном положении головы накладывают поперек середины темени. Пальцы руки вытянуты в направлении ушной раковины. У ребенка старше 5 лет кончики пальцев должны доставать до ушной раковины.

Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе.

Как показывает опыт, психолого-педагогическая работа по интенсификации умственного, речевого, эстетического развития детей еще не означает повышения их готовности к обучению в школе. Специального внимания заслуживает проблема школьной мотивации - изучения и принятия школьной культуры ребенком задолго до того, как он вступит в школьную жизнь. Ребенок должен осознавать себя школьником, он должен знать и понимать, чем занимаются дети в школе, и для чего нужно получать знания, как они пригодятся им во взрослой жизни.

Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе.

Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе предполагает владение грамматическим строем речи и ее логическое оформление, способностью к конструированию и многое другое. Интеллектуальная готовность предполагает сформированность учебных навыков, к числу которых относят такое поведение ребенка на занятиях когда он:

• понимает суть задания;

• формулирует вопросы, направленные на понимание задания;

• умеет перестроиться в связи с изменением содержания задания;

• может попросить о помощи, сформулировав сущность затруднения;

• планирует предстоящую работу;

• способен сказать о том, как производить умственные действия или

догадывается как;

• комментирует свои действия, указывает на допущенные ошибки,

исправляет их;

• при неправильном выполнении задания пробует другие варианты;

• производит действия контроля и оценки.

Освоение учебных навыков и привычек основывается на сформированности различных мыслительных операций - последовательности, аналогии, анализа, синтеза; сравнения, обобщения.

По утверждению известного исследователя психологии детства В. В. Давыдова и его коллег, наряду с умением действовать по образцу и активно сотрудничать с педагогом, творческое воображение является базовым слагаемым школьной готовности ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве выступает как фундаментальное психологическое новообразование возраста. Творчество, утверждал Л. С. Выготский, есть удел не только гениев и великих талантов, «творчество существует. везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое». Сформированное в ранний детский период воображение «впитывает» затем опыт мышления. Как заметил еще Дж. Дьюи, «когда предметы становятся знаками., игра из простого проявления физической радости превращается в деятельность, которая включает в себя мыслительный фактор».

Эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению в школе.

Эмоционально-волевая готовность среди специалистов чаще обозначается понятием произвольность (от слова воля). Эмоционально-волевая готовность проявляется в способности ребенка управлять своими эмоциями и контролировать свое импульсивное поведение. Дети должны уметь дожидаться своей очереди в игре, самостоятельно справляться с обидой и досадой при неудачах. Произвольность проявляется в способности ребенка сосредоточиться и довести начатое дело до конца, она помогает ему организовать свои действия, если задание не очень нравится, но от работы общий успех.

Произвольность играет важную роль в формировании эмоциональной и в целом социальной культуры растущего человека. От ее наличия зависит в дальнейшем, будет ли, ребенок принимаем в различных сообществах сверстников и взрослых.

Коммуникативная готовность ребенка к обучению в школе.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка общаться с разными группами людей. Коммуникативная готовность предполагает наличие различных способов общения – словесного (вербального) и невербального, межличностного и делового.

Дети должны уметь слушать и пересказывать услышанное, отвечать на вопросы, не уклоняясь от содержания обсуждаемой темы, выражать свои мысли, эмоции и желания адекватными способами. Развитие коммуникативной готовности детей к обучению в школе предполагает умение ребенка инициировать контакт с учителем и легко выходить из этого контакта, принимать педагога как партнера по учебному взаимодействию (а не только как проверяющего и оценивающего, координировать с ним свои действия.

Общеличностная готовность ребенка к обучению в школе.

Главное содержание общеличностной готовности составляют самооценка и нравственные основания поведения. Сформированная устойчивая самооценка (как ребенок сам себя оценивает – адекватно или нет) обеспечивает прогресс в развитии ребенка, если носит позитивный характер и адекватна реальному положению взрослеющего человека в системе его общественных отношений.

Вы наблюдаете у своего ребенка реальное положительное отношение к себе, ребенок не ведет себя как «лялька», адекватно относится к своим удачам и неудачам.

Важная роль при этом отводится мотивированию детей к нравственному поведению как основе благоприятных школьных взаимоотношений в будущем.

В период возрастного кризиса семи лет привычная воспитательная система отношений к ребенку со стороны взрослых не поспевает за его стремительными изменениями. Особенно заметными достижениями ребенка становятся возрастание его самостоятельности и изменение отношений со взрослыми и сверстниками. Внутренняя и внешняя стороны личности ребенка начинают дифференцироваться. Он, утрачивая детскую непосредственность, привносит в свои переживания и свое поведение интеллектуальное содержание. Появляется, по выражению Л. С. Выготского, «смысловое переживание» социальной ситуации развития, возникает новое отношение к себе, новые связи между поступками и переживаниями.

Социальная готовность ребенка к обучению в школе.

Социальная готовность ребенка связана с его способностью, легко включаться в различные группы детей для выполнения общих заданий. Социально ориентированный ребенок охотно помогает другим, делится с ними игрушками, сладостями, карандашами. Он спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми; знает правила общения; умеет управлять своим поведением, знает, что можно и чего нельзя, не агрессивен, не драчлив. Ребенок хорошо адаптируется в новой обстановке, не меняет своего поведения, не становится возбужденным. Также умеет различать отношение и настроение взрослых.

Все виды готовности к обучению в школе тесно связаны между собой. Прежде всего, это относится к сочетанию интеллектуальной подготовки дошкольников с развитием произвольности их поведения. Интеллектуально-волевая подготовка детей к обучению в школе поможет им успешно преодолевать те трудности учения, которые связаны с перегрузкой, выполнением неинтересных заданий, самообразовательной работой по достижению высоких индивидуальных результатов.

Интеллектуальная готовность к школе в сочетании с коммуникативной поможет развить у детей речевые возможности, предупредить школьный страх ответа у доски, научить их решать учебные задачи совместно с одноклассниками в малых группах. Коммуникативная подготовка в контексте развития социальной готовности дошкольников к обучению откроет пути к самопознанию и личностному росту, даст возможность определиться с лидерской направленностью, почувствовать ответственность за других людей.

Рекомендации для родителей по развитию активности ребенка-дошкольника (познавательной, моторной, коммуникативной)

1. Предоставьте ребенку возможность свободного выбора деятельности. Это обеспечит личную значимость того, что он делает.

2. Необходима позитивная мотивация к той или иной деятельности.

Для формирования такой мотивации ребенку необходимо постоянное подтверждение того, что он действует правильно, что у него получается. Этому будет способствовать и создание ситуаций успеха, в которых у ребенку будет формироваться уверенность в своих силах и желание идти дальше.

3. Игры и упражнения, используемые в ходе обучения, должны соответствовать его целям и предмету осознания.

4. Предлагаемый детям материал для осознания и усвоения должен быть эмоционально окрашен, удобен для зрительного восприятия (выделен цветом, графически обозначен и т. д.) .

5. Необходимо учитывать двуплановость деятельности: ее внешнюю сторону (предметные действия, манипуляции) и внутреннюю (процессы, происходящие в сознании) .

6. Доминировать должны действия и рассуждения самих детей, а не взрослого.

7. Показателем успешного усвоения предлагаемого материала будет перенос, ребенком усвоенных навыков в повседневную жизнь и использование в

различных ситуациях.

Мне хотелось бы поблагодарить Всех педагогов, чьими материалами я воспользовалась, при подготовке данного родительского собрания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовность к школьному обучению

Слайд 2

Цель : Познакомиться с понятием психологическая готовность к обучению в школе.

Слайд 3

Готовность к школе – это определенный уровень : Социальных умений : умение общаться со сверстниками ; оценивать ситуацию ; регулировать свое поведение .

Слайд 4

Развитие функций, без которых обучение не возможно : организация внимания и деятельности ; речи ; моторики ; зрительного восприятия ; зрительно-моторных координаций.

Слайд 5

Личностного развития : самосознание ; самооценка ; мотивацию.

Слайд 6

Классификации готовности ребенка : физическая : - морфологические ; - физиологические. мотивационная ; интеллектуальная ; эмоционально-волевая ; коммуникативная ; общеличностная ; социальная .

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Что входит в понятие "психологическая готовность к школе": личностная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность....

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Психологическая готовность формируется у ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. По каким признакам определить психологическую готовность ребенка к школе? Какими навыками должен обладать ребе...

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

В этой статье мне захотелось более подробно расскрыть  все моменты психологической готовности ребенка к обучению в школе. В ней я рассмотрела основные критерии ипозии  готовности детей к шко...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ          Часто считается, что по достижении 7-летнего возраста вопрос готовности ребенка к школе решится сам собой, ...

Презентация "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе или как помочь ребенку стать успешным."

«Быть готовым к школе - не значит умение читать, считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л. А  Тест для родителей....

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Принципы воспитания ребенка на разных этапах его взросления: психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Данная статья посвящена исследованию принципов воспитания, которые необходимы для подготовки ребенка к школе, с акцентом на психологическую готовность. Анализируются различные этапы взросления и форми...