Картотека игр для развития памяти .
картотека по теме

Колосова Наталья Валерьевна

                              Для развития слуховой памяти                                          

                                     « Игра в слова»

  1. Постарайся запомнить: кот, мел, шар, чай, дом, лес.

Проверь себя, смог ли ты запомнить все слова.

  1. Постарайся запомнить: ваза, мыло, окно, конь, стол, тигр, арбуз, брат.

       Проверь себя.

  1. Постарайся запомнить: рыба, снег, шкаф, сани, мука, дверь, лето, пенал, мясо, звезда.

       Проверь себя.

  1. Запомни рассказ и повтори дословно: Серёжа встал, умылся, оделся, позавтракал, пошёл в школу.

      Проверь себя.

                               Игра в слова «Гуляем по зоопарку»         

    Пусть ребёнок закроет глава и представит, что гуляет по зоопарку. «Буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвал».

ВНИМАНИЕ!

Тюлень, лось, баран, тигр, крокодил…..

ЗАДАНИЕ 1.

Перечисли животных, которых ты знаешь.

ЗАДАНИЕ 2.

Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых я назвала.

ЗАДАНИЕ 3.

Найди на картинках животных, которых назвал ты.

 

ЗАДАНИЕ 4.

Картинки убираются. Ребёнка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

                                           Игра «Снежки»

ЗАДАНИЕ 1.

Представь снег.

- Вспомни, какого цвета снег. Всегда ли он белый?

- Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться.

ЗАДАНИЕ 2.

- Вспомни, как хрустит снег под нашими ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнить хруст снега под ногами человека?

ЗАДАНИЕ 3.

- Представь, что ты держишь в руках пригоршню снега.

- Представь, что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?

РАССКАЖИ.

                                            Игра «Запахи и звуки».

ЗАДАНИЕ.

   Представь, что идёт дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты  видишь? Расскажи.

    Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни как шумит дождь. Что такое шум дождя?

     Дождь закончился. Мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождём?

                                           Игра «Вкус и запах»

ЗАДАНИЕ 1.

Представь лимон.

- Каков он на вкус?

- Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.

- Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

ЗАДАНИЕ 2.

Нарисуй лимон.

ЗАДАНИЕ 3.

Представь апельсин.

- Каков он на вкус?

- Вспомни, как пахнет апельсин? Расскажи об этом.

- Какого цвета апельсин?

- Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?

ЗАДАНИЕ 4.

Нарисуй апельсин.

ЗАДАНИЕ 5.

Расскажи, чем отличаются лимон и апельсин. Чем они похожи?

                                         Для развития словесно-логической памяти

Можно предложить следующие рассказы для запоминания:

  1. Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошёл Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, Споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

Вопросы к рассказу:

 - Как звали мальчика?

 - Что с ним случилось во время прогулки?

 - Кто помог мальчику?

 - Чем заканчивается рассказ?

      2. Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину         мишку и начала его катать. «Ту-ту, машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась.   Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.

Вопросы к рассказу:

 - Как звали девочку?

 - Что она построила?

 - Кого девочка хотела катать на машине?

 - Что случилось во время игры?

 - Как девочка оказала помощь мишке?

                                                        Для развития зрительной памяти                                

                                  « Заблудились животные»

Цель: развивать зрительную память и восприятие.

Задание: попросить ребёнка в течение 1 минуты посмотреть на картинку, а после того как картинка будет убрана, вспомнить, что на ней было изображено? Можно задать вопросы:

  1. Какие растения изображены на картинке?
  2. Какие животные?
  3. Может ли так быть?
  4. Какие животные заблудились?

                                               « Что потерялось?»

Цель: развивать внимание и зрительную память.

Изображённые на рисунке игрушки живут дома у очень неряшливой и небрежной девочки. Все они имеют жалкий вид.

Задание: попросить ребёнка внимательно посмотреть на картинки, а затем по памяти рассказать, что же случилось с игрушками?

Обсуждению рисунков следует уделять особое внимание, так как отдельные признаки предметов, на которые ребёнок обращал внимание, позволяют формировать в его памяти образ предметов.

                                          « Что изменилось?»

Цель: развивать зрительную память и внимание.

Вариант 1:

Задание: попросить ребёнка сначала внимательно посмотреть на картинку с изображением пяти знакомых предметов и назвать их.

Затем эту картинку закрыть, предложить другую, и спросить, нет ли на ней предметов, которые были на первой картинке? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь?

Вариант 2:

Задание: попросить ребёнка внимательно посмотреть на рисунок, на котором изображено 5 предметов. Затем рисунок закрыть и предложить ребёнку новый, на котором уже 7 предметов. Спросить его, нет ли здесь предметов, которые были на первой картинке? Какие предметы появились вновь?

                                                    «Бусы»

Цель: развивать зрительную память, восприятие, внимание. 

Задание: попросить ребёнка внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие памяти для детей 3-5 лет

Картотека игр для детей 3-5 лет на развитие зрительной, слуховой и двигательной памяти. Каждая игра имеет описание ее цели, необходимого оборудования и хода ее выполнения....

Картотека картинок для развития памяти.

Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупност...

Картотека игр для развития памяти

Материал для родителей...

КАРТОТЕКА ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Память-это процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием ус...

Картотека игр на развитие памяти у детей с задержкой психического развития. Памятка для родителей.

Для формирования произвольной регуляции памяти, необходимо особое внимание уделить развитию внимания и, запоминания, так как они являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение де...

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОНСКОГО;Картотека игр на развитие памяти у детей старшего дош.возрас

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОН...

Учебно- методическое пособие «Картотека игр по развитию памяти у детей с задержкой психического развития»

Обучение детей с задержкой психического развития в большой мере опирается на процессы памяти, которые обеспечивают  приобретение новых сведений, дают возможность овладевать различными областями з...