Программа "Компьюша"
рабочая программа (старшая группа) по теме

Данная программа кружковых занятий по информатике построена таким образом, чтобы помочь дошкольникам научиться общаться с компьютером, заинтересоваться информатикой, закреплять знания, уже полученные на повседневных занятиях и найти ответы на вопросы, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни.

Программа  адресована прежде всего воспитателям дошкольного учреждения, но может использоваться для самостоятельных занятий в домашних условиях родителями, заинтересованными в развитии своих детей.

Данная программа нацелена на принятие ребенком нового вида деятельности как привычного, и построена на основе новейших разработок в области компьютерных развивающих и обучающих технологий с учетом особенностей детей дошкольного возраста, и рассчитана на детей 5-7 лет (Занятия проводятся в старше-подготовительной группе).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kompyusha.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

Краснодарский край, Тбилисский район,

х. Марьинский

Муниципальное дошкольное образовательное

 учреждение «Детский сад  №17 «Росинка»

Авторская

развивающая программа для детей

старшего  дошкольного  возраста

«КОМПЬЮША»

Автор: Бородина  Елена  Ивановна

2009 год

ЭКСПЕРТЫ:

                                                                (специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О)

                                                                (специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О)

                       

                                                                (специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О)

                       

   

Пояснительная  записка.

Данная программа кружковых занятий по информатике построена таким образом, чтобы помочь дошкольникам научиться общаться с компьютером, заинтересоваться информатикой, закреплять знания, уже полученные на повседневных занятиях и найти ответы на вопросы, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни.

Программа  адресована прежде всего воспитателям дошкольного учреждения, но может использоваться для самостоятельных занятий в домашних условиях родителями, заинтересованными в развитии своих детей.

Данная программа нацелена на принятие ребенком нового вида деятельности как привычного, и построена на основе новейших разработок в области компьютерных развивающих и обучающих технологий с учетом особенностей детей дошкольного возраста, и рассчитана на детей 5-7 лет (Занятия проводятся в старше-подготовительной группе).

Программа рассчитана на один год обучения: от простого к более сложному, от постоянного контроля преподавателя к самостоятельным решениям, от выработки умений и навыков к творческим заданиям.

Современные компьютерные игры для детей, используемые на занятиях, доступны для понимания, что даёт возможность ребенку почувствовать уверенность в себе, ставит его в ситуацию успеха, что особенно важно для развития полноценной личности. Большинство заданий имеет несколько уровней сложности, что даёт возможность ребенку научиться оценивать свои силы и получать положительные результаты каждому по своей индивидуальной программе.

Каждое занятие включает несколько видов деятельности, сменяющих друг друга: это беседа, компьютерная игра, индивидуальные игровые задания или дидактические игры.

Важно отметить, что на занятиях должны строго соблюдаться Санитарно-эпидемиологические нормы: требования к технике, освещению, продолжительности занятий; проводиться профилактические упражнения для глаз и физкультминутки.

Помимо компьютерных игр на занятиях используются различные логические задания, что даёт в комплексе наиболее высокий результат. В компьютерных играх дети оперируют в основном символами и знаками, поэтому им должны предшествовать игры с реальными предметами, игрушками. Важно знать, что использование дошкольниками компьютера не цель, а средство воспитания и развития творческих и интеллектуальных способностей ребёнка. Конечно, ребенок должен, прежде всего, научиться управлять компьютером, понимать символы, принятые в компьютерных играх (интерфейс). Когда компьютер будет дошкольник понятен, тогда с посредством игровых программ и будут достигаться необходимые воспитательные и образовательные цели.

Целью данной программы является расширение возможностей использования современных информационных компьютерных технологий в практике работы ДОУ, способствующих повышению качества подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, содействию освоения детьми дошкольного возраста элементарной компьютерной грамотностью, созданию условий для успешной социализации детей в обществе, формированию у детей самостоятельности, целеустремленности, умения ставить перед собой задачу и добиваться её решения, нормализации эмоционально- волевой и личностной сферы дошкольников.

Задачи программы:

1. Интеллектуальное и познавательное развитие:

  •  формирование у детей старшего дошкольного возраста способности к пониманию и  решению интеллектуальных задач, перевод внешних мыслительных действий во внутренний план;
  • развитие высших психических процессов: восприятия, внимания памяти;
  • развитие ассоциативного, образного, пространственного мышления;
  • развитие сенсомоторных способностей;
  • пополнение математических знаний и умений;
  • пополнение словарного запаса и развитие речи;
  • расширение представлений об окружающем мире.

2. Развитие творчества:

  • развитие художественных способностей;
  • развитие творческих способностей.

3. Развитие компьютерных умений:

  •  развитие навыков управления компьютером;
  • развитие умения понимать интерфейс игровых программ;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие пространственного мышления;
  • пополнение знаний об устройстве компьютера.

Программа строится, опираясь на следующие принципы:

1. От элементарного управления компьютерной программой к более сложному.

2. От постоянного руководства к самостоятельной работе.

3.Чередование самостоятельной работы детей, работы в парах и фронтальной работы.

4. Частая смена видов деятельности.

5. Тесная связь компьютерной игры с дидактической.

6. Подбор игр и заданий, имеющих различную степень сложности.

Структура проведения занятия .

При построении занятия учитываются возрастные психические и физические особенности детей старшего дошкольного возраста. Занятие проводится подгруппами по 6 человек, два раза в неделю во второй половине дня, длится 30 минут.

 Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя III этапа.

I этап – подготовительный.

Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, которые помогут ему справиться с поставленной задачей.

Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.

II этап – основной.

Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.

III этап – заключительный

Необходим для снятия зрительного (проводится гимнастика для глаз), мышечного и нервного напряжений ( физ.минутки, точечный массаж, расслабление под музыку).

Продолжительность каждого этапа занятия:

1 этап – 10 минут,

2 этап – 15 минут

3 этап – 5 минут.

После каждого занятия проветривание помещения.

Для наилучшего усвоения детьми разделов данной программы, необходимо строить свою работу на диагностической основе. Во время игры не акцентирую внимание ребенка на то, что его диагностирую, а перед ним ставлю определенные дидактические задачи, которые ребенок должен решить самостоятельно, и он «просто играет». Важно, чтобы во время компьютерных игр ребенок был раскрепощен, свободно владел компьютером, несмотря на то, что это новый вид игры.

Критериями оценки усвоения разделов программы служит самостоятельность ребенка, показанная в играх: ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачей даже с помощью взрослого – это говорит о низком уровне развития; на среднем уровне – справляется с помощью взрослого, а на высоком – выполняет задание самостоятельно.

Диагностика проводится два раза в год.

Результаты диагностики и анализ усвоения детьми программы использую для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении программы, обратить внимание воспитателей и специалистов на проблему и совместно решить её.

Ожидаемые результаты.

В результате использования компьютерной программы для развития детей старшего дошкольного возраста «Компьюша» мы получим следующие результаты:

Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о возможностях компьютера, как современного инструмента для получения и обработки информации.

Формирование начальных навыков работы на компьютере.

Преодоление психологического барьера при работе на компьютере. Формирование навыков учебной деятельности: умения принимать и ставить учебно-познавательную задачу, умения слышать и следовать указаниям, умения планировать собственную деятельность и работать по алгоритмам, умения контролировать ход деятельности и оценивать результаты собственной деятельности.

Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления.

Дошкольники приобретут самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость; будут приобщены к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

Годовое  тематическое планирование  занятий

в кружке компьютерной грамотности

1 год занятий (старше-подготовительная группа)

Октябрь.  «Знакомство. Компьютер и его части».

1. Знакомство. Экскурсия в компьютерный кабинет. – 1 занятие

2.Тестирование. – 1 занятие

3.Компьютер и его части. – 1 занятие

4.Средства управления. Клавиатура. – 1 занятие

5.Средства управления. Мышь. – 1 занятие

6.Перемещение объектов по экрану мышью. – 1 занятие

7.Учимся управлять мышью. – 1 занятие

8. Учимся пользоваться клавиатурой. – 1 занятие

(Рекомендуемые для работы программы :«Письмо для Чебурашки», «Большая детская энциклопедия», «Фантазеры. Талантливый дизайнер», «Лелик и Барбарики» )

Ноябрь.  «Компьютер развивает. Учимся вместе с компьютером».

1.В путешествие на поезде. – 1 занятие

2. Письмо для Чебурашки. (Урок 1) – 1 занятие

3.Логика. Собери картинку. – 1 занятие

4. Воздушные шарики. – 1 занятие

5. Письмо для Чебурашки. (Урок 2) – 1 занятие

6. Весёлый дождик. – 1 занятие

7.Письмо для Чебурашки. (Урок 3) – 1 занятие

8. Пятнадцать. – 1 занятие

(Рекомендуемые для работы программы: «Письмо для Чебурашки», «Лелик и Барбарики»)

Декабрь.  «Готовимся к празднику».

1. Открытие мастерской «Строитель-архитектор». – 1 занятие

2. Я знаю цвета. – 1 занятие

3. Я знаю геометрические фигуры. – 1 занятие

4. Новогодний пейзаж. -1 занятие

5. Создаём новогодние атрибуты. – 2 занятия

6. Приглашение для родителей на новогодний утренник. – 2 занятия

(Рекомендуемая для работы программа:«Фантазёры. Талантливый дизайнер»)

Январь.  «Компьютер развивает».

1. Письмо для Чебурашки (Урок 4). – 1 занятие

2. Разноцветные шарики. – 1 занятие

3. Раскрась картинку. – 1 занятие

4. Цифры. – 1 занятие

5. Весёлый дождик. – 1 занятие

6. Большие и маленькие буквы. – 1 занятие

7. Путешествие на поезде. – 1 занятие

8. Буба пилот. – 1 занятие

(Рекомендуемые для работы программы: «Письмо для Чебурашки», «Лёлик и Барбарики»)

Февраль.  «Компьютер помогает творить».

1. Открытие мастерской «Сказки природы». – 1 занятие

2. Красивая бабочка. – 1 занятие

3. Чудо-город в  подарок папе  – 1 занятие

4. Мастерская «Художник». Посуда расписанная Гжелью. – 1 занятие

5.Открытие «Театральной мастерской». – 1 занятие

6. Персонажи для театра. – 1 занятие

7. Открытие мастерской «Цветочная фантазия». – 1 занятие

8. Солнечная полянка. – 1 занятие

(Рекомендуемая  для работы программа «Фантазёры. Талантливый дизайнер»)

Март.  «Компьютер и  мир вокруг».

1. Красивый букет для мамочки. – 1 занятие

2. Я и моё тело. – 3 занятия

3. Вопросы о животных. – 2 занятия

4. Моя картина. – 1 занятие

5. Такая разная посуда. – 1 занятие

(Рекомендуемые для работы программы: «Фантазёры. Талантливый дизайнер», «Вопросы о животных», «Моё тело. Как оно устроено?»)

Апрель.  «Компьютер рассказывает историю».

1. Прогулки с динозаврами. – 2 занятия

2. Интерактивные истории с развивающими мини-играми выполняются в индивидуальном темпе. – 6 занятий

(Рекомендуемые для работы программы: «Занимательная наука. Всемирная история», «Прогулки с динозаврами»)

Май.  «Что я знаю о компьютере и программах».

1. Что я знаю о компьютере. – 1 занятие

2. Играем с любимыми героями. – 2 занятия

3. Тестирование. – 1 занятие

4. Любимые игры. – 2 занятия

5. Ориентируемся. – 2 занятия

(Рекомендуемые для работы программы: «Лёлик и Барбарики», «Фантазёры. Талантливый дизайнер», «Письмо для Чебурашки», «Занимательная наука. Всемирная история», «Моё тело. Как оно устроено?», «Вопросы о животных», «Большая детская энциклопедия»)

Таблица  тематического  распределения  часов

№ п/п

Тема  занятия

Количество

занятий

1.

Знакомство. Экскурсия в компьютерный кабинет.

1

2.

Тестирование.

2

3.

Компьютер и его части.

1

4.

Средства управления. Клавиатура.

1

5.

Средства управления. Мышь.

1

6.

Перемещение объектов по экрану мышью.

1

7.

Учимся управлять мышью.

1

8.

Учимся пользоваться клавиатурой

1

9.

В путешествие на поезде.

2

10.

Письмо для Чебурашки

4

11.

Логика. Собери картинку.

1

12.

Воздушные шарики.

1

13.

Веселый дождик

2

14.

Пятнадцать. Логика.

1

15.

Открытие мастерской «Строитель-архитектор»

1

16.

Я знаю цвета.

1

17.

Я знаю геометрические фигуры.

1

18.

Новогодний пейзаж.

1

19.

Создаём новогодние атрибуты.

2

20.

Приглашение для родителей на Новогодний утренник.

2

21.

Разноцветные шарики.

1

22.

Раскрась картинку.

1

23.

Цифры.

1

24.

Большие и маленькие буквы.

1

25.

Буба пилот.

1

26.

Открытие мастерской «Сказки природы».

1

27.

Красивая бабочка.

1

28.

Чудо-город в подарок папе.

1

29.

Мастерская «Художник». Посуда расписанная Гжелью.

1

30.

Открытие «Театральной мастерской»

1

31.

Персонажи для театра.

1

32.

Открытие мастерской «Цветочная фантазия».

1

33.

Солнечная полянка.

1

34.

Красивый букет для мамочки.

1

35.

Я и моё тело.

3

36.

Вопросы о животных.

2

37.

Моя картина.

1

38.

Такая разная посуда.

1

39.

Прогулки с динозаврами.

2

40.

Интерактивные истории с развивающими мини-играми. Выполняются в индивидуальном темпе.

6

41.

Что я знаю о компьютере.

1

42.

Играем с любимыми героями.

2

43.

Любимые игры.

2

44.

Ориентируемся.

2