Программа нравственно-патриотического воспитания "Родничок"
проект (старшая группа) по теме

Нравственно - патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожёгов определял патриотизм как «...преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «...не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». «Годы детства - это, прежде всего воспитание сердца», - писал В. Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определенно несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к близким, родному краю. В последнее время появился новый термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толетарное отношение к другим людям. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Наша программа - это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели - воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Целью программы является воспитание гуманной, духовно - нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи:

         познакомить с историей, культурой, географическими особенностями Кубани и родного села;

         развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани в разное историческое время, к природе и людям труда, творческие и интеллектуальные способности, речевую культуру;

         воспитывать патриотические чувства: любовь к местам, в которых ребёнок живёт, к Родине, родному краю, бережное отношение к природе, чувства сопереживания, гордости за свой народ, желание приумножить его богатства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Д/с №17 Росинка

Авторская программа по нравственно-патриотическому

воспитанию детей старшего дошкольного возраста

«Родничок»

Воспитатель Адаменко Ирина Сергеевна

Рецензия

на программу по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Родничок», разработанную педагогом муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 17 «Росинка».

Автор программы: Адаменко Ирина Сергеевна - воспитатель
муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
№17 «Росинка», х. Марьинский, Тбилисского района, Краснодарского края.

Представленная на рецензию программа нацелена на движения от
воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели - воспитание
чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Целью представленной программы - в доступной, занимательной форме
рассказать старшим дошкольникам об истории родного края, красоте, ратных
подвигах и трудовых доблестях наших земляков. В программе имеется
богатый литературный, фольклорный исторический материал. В данной
программе выделена система педагогических средств, обеспечивающих
реализацию целевой деятельности педагога работающего по данной
программе.

Следует отметить четкую структурную выстроенность программы,
последовательность и системность изложенного материала. Каждое занятие
включает в себя несколько видов деятельности: беседы, отгадывание загадок,
чтение рассказов, пословиц, поговорок, дидактические игры, рассматривание
картин, иллюстраций. Очевидно, что автор глубоко изучил необходимую для
создания программы научную и методическую литературу. Все это
позволило Адаменко И.С. разработать такую программу, которая позволяет:

  • Познакомить с историей, культурой, географическими особенностями
    Кубани и родного хутора;
  • Развивать познавательные способности, интерес к жизни народа
    Кубани в разное историческое время, к природе и людям труда, и
    интеллектуальные способности, речевую культуру;
  • Воспитывать патриотические чувства: любви к местам, в которых
    живет ребенок, к Родине, родному краю, бережное отношение к
    природе, чувства сопереживания, гордость за свой народ, желание
    приумножать свое богатства.

Тематический план занятий составлен с учетом возрастных особенностей
дошкольников.

Все выше перечисленные достоинства позволяют сделать вывод, что
данная программа представляет несомненный интерес для специалистов,
работающих с детьми старшего дошкольного возраста и может быть

использована на практике.

Нравственно - патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожёгов определял патриотизм как «...преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «...не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». «Годы детства - это, прежде всего воспитание сердца», - писал В. Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определенно несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к близким, родному краю. В последнее время появился новый термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толетарное отношение к другим людям. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Наша программа - это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели - воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Целью программы является воспитание гуманной, духовно - нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи:

  • познакомить с историей, культурой, географическими особенностями Кубани и родного села;
  • развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани в разное историческое время, к природе и людям труда, творческие и интеллектуальные способности, речевую культуру;
  • воспитывать патриотические чувства: любовь к местам, в которых ребёнок живёт, к Родине, родному краю, бережное отношение к природе, чувства сопереживания, гордости за свой народ, желание приумножить его богатства.

Принципы:

принцип личностно — ориентированного общения -индивидуально - личностное формирование и развития морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми;

  • принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: история Кубани, родная станица, Кубань - житница России, культура Кубани, мир природы и Кубань в стихах и прозе.
  • принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
  • принцип        последовательности        предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
  • принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

История Кубани. Познакомить с историческим прошлым Кубани. Рассказать об археологических раскопках стоянок первобытных людей. Познакомить с воинственными племенами, с основным населением Кубани. Расширить представления детей о первом поселении казаков на Кубани. Познакомить с историей создания своего села.

  • Родная станица. Познакомить детей с историей своей станицы и казачества. Рассказать, как учили маленьких казачат. Познакомить с обычаями, языком, одеждой, бытом населения кубанских станиц. Рассмотреть посуду, другие предметы обихода.
  • Кубань — житница России. Углубить представления детей о родном селе, о видах труда в промышленности и сельском хозяйстве.
  • Возрождение кулыуры. Изучить местные традиции, народные придания, фольклор, обряды, художественные и кустарные ремёсла.
  • Мир природы. Познакомить детей с особым характером рельефа Кубани (равнины и горы), климатом, растительным и животным миром, полезными ископаемыми (по выбору).
  • Кубань в стихах и прозе. Познакомить детей с творчеством поэтов и писателей Кубани.

Таблица тематического распределения часов

н/п

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛИЧЕСИВО

ЗАНЯТИЙ

1.

История возникновения Кубани.

1

2.

Карта Краснодарского края.

1

3.

Знакомство с хатой казака

4.

Жизнь и труд казаков.

1

5.

Грибы ищут - по лесу рыщут.

1

6.

Традиции и быт Кубанского казачества.

1

7.

История создания хутора Марьинского.

1

8.

Столица казачьего края.

1

9.

Столица казачьего края.

1

10.

Гуляй да присматривайся.

1

11.

Напитаем душу красотой.

1

12.

Пот на спине, так и хлеб на столе.

1

13.

Спасибо мороз, что хлеба принес.

1

14.

Мы кормушку смастерили - мы столовую открыли.

1

15.

Викторина « Мой край».

1

16.

Природа родного края.

1

17.

Народные обычаи на Кубани.

1

18.

Ознакомление дошкольников с символикой Кубани.

1

19.

Знакомство с промышленностью Кубани.

1

20.

Климат.

1

21.

Наш общий дом.

1

22.

Защитникам Родины славу поем!

1

23.

Будем в армии служить.

1

24.

Воды.

1

25.

Водоемы.

1

26.

Реки Краснодарского края.

1

27.

Растительность Краснодарского края.

1

28.

Животный мир .

1

29.

Покорение космоса.

1

30.

Защитникам земли Кубанской.

1

31.

Они сражались за Родину.

1

32.

Праздник победы.

1

33.

Птицы.

1

34.

Рыбы.

1

35.

Лекарственные травы.

1

36.

Красная книга Кубани.

1

Перспективно-тематическое планирование

по нравственно-патриотическому воспитанию «Родничок»

п/п

Тема занятия

Задачи

Использование ИКТ

1

История возникновения Кубани

Продолжать знакомить детей с историей жизни казаков. Расширять знания детей о населении Кубани. (Кто населял Кубань раньше?). Воспитывать чувство уважения к нашим предкам.

Презентация №1

2

Карта Краснодарского края

Познакомить детей с картой Краснодарского края, дать представление о том, что есть горы, леса, степи, реки и моря. Рассказать о том с кем граничит наш край.

3

Знакомство с хатой казака

Познакомить детей с внутренним устройством и убранством кубанского жилища (одежда, труда, орудия труда и т. д.)  поддержать его интерес к прошлому родного края.

Презентация №2

4

Традиции и быт Кубанского казачества

Воспитывать любовь к малой Родине, знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.

5

Грибы ищут - по лесу рыщут

Познакомить детей с названиями грибов, раскрыть их своеобразие, рассказать о зависимости названия грибов от места их произрастания, внешнего вида, о том, как собирать и употреблять в пищу. Четко дифференцировать ядовитые и съедобные грибы. Влияние хозяйственной деятельности человека на жизнь растений.

Презентация №3

6

Гуляй да присматривайся

Рассказать о наступлении осеннего времени года, обратить внимание детей на осенние изменения в погоде.

Презентация №4

7

Напитали душу красотой

Познакомить детей  с народно-прикладным искусством Кубани - вышивкой, кубанской росписью, дать представление о традициях кубанского быта; воспитывать интерес к произведениям народного искусства Кубани.

8

Столица казачьего края

Дать детям представление о столице Кубани, истории возникновения города Краснодара.

9

Гуляй да присматривайся

Рассказать о наступлении времени года, обратить внимание детей на осенние изменения в погоде. Экскурсия на участок.

Презентация №5

10

ИСТОРИЯ создания хутора Марьинского

Познакомить детей с историей развития хутора; развивать познавательные способности, интерес к жизни хуторян в разное историческое время, к природе и людям труда; воспитывать патриотические чувства: любовь к родному хутору, к родине, бережное отношение к природе. Гордость за свой народ.

11

Возникновения имен и Фамилий на Кубани.

Дать представление о возникновении имен и фамилий. Воспитывать интерес к истории жизни казачества.

12

Пот на спине, так и хлеб на столе

Рассказать какое значение для людей имеет хлеб. Поговорить о труде хлеборобов, о технике которая используется человеком для выращивания хлеба.

Презентация №6

13

Спасибо мороз, что снега принес

 Рассказать о наступившем времени года, обратить внимание на зимние изменения погоды. Формировать представления о признаках зимы. Объяснять и прослеживать изменения в живой и неживой природе

Презентация №7

14

Мы кормушку смастерили - мы столовую открыли

Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Презентация №8

15

Викторина «Мой край»

Повторение пройденного материала

16

Народные обычаи на Кубани

Познакомить детей с обычаями Рождественских праздников, развивать познавательные способности.

17

Ознакомление дошкольников с символикой Кубани

Закрепить знания о кубанском флаге, познакомить с гербом и гимном Кубани, воспитание патриотических чувств - любви к Родине, уважение к флагу, гербу, гимну Кубани.

Презентация №9

18

Знакомство с промышленностью Кубани

Дать детям представление о промышленном производстве Краснодарского края. Продолжать расширять представление о труде людей края; познакомить детей с новыми профессиями: машиностроитель, газовик, нефтяник. Учить детей использовать в речи стихи, пословицы, поговорки о труде и человеке труда; уточнить знания детей о технике безопасности при общении с газом и электричеством.

Презентация №10

19

Природа родного края

Рассказать о природе Краснодарского края.

Презентация №11

20

Наш общий дом

 Воспитывать патриотические чувства, любовь к малой родине, гордости за свой народ.

21

Климат

Дать детям понятие о климате Краснодарского края. Рассказать от чего он зависит.

22

Водоемы

Дать детям представление о водоемах Краснодарского края. Прививать любовь к природе родного края.

Презентация №12

24

Реки Краснодарского края

 Воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к природным запасам. Воспитывать бережное и заботливое отношение к водным богатствам нашего района. Закрепить правила безопасного поведения на реке.

Презентация №13

25

Воды

Развивать познавательные способности и интерес к природе родного края, воспитывать бережное отношение к ней.

Презентация №14

26

Животный мир

Познакомить детей с животным миром Кубани, развивать познавательные способности, прививать любовь к животным родного края.

Презентация №15

27

Покорение космоса

Продолжать воспитывать у детей любовь к Родине. Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса. Обогатить и расширить представления и знания детей о науке и космосе.

Презентация №16

28

Защитникам Родины славу поем!

Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине. Воспитывать у детей уважение и любовь к войнам-защитникам Отечества. Формировать интерес к различным родам войск; дать детям знания о Российской армии, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых российских воинов.

Презентация №17

29

Будем в армии служить

Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине. Воспитывать у детей уважение и любовь к войнам-защитникам Отечества. Формировать интерес к различным родам войск; дать детям знания о Российской армии, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых российских воинов.

Презентация №18

30

«Защитники земли Кубанской

Рассказать детям о защитниках земли Кубанской - кто такие защитники. Познакомить детей с подвигом матери и сыновей семьи Степановых. Воспитывать уважение и любовь к защитникам отечества

Презентация №19

31

Они сражались за Родину

 Продолжать прививать детям патриотические чувства к Родине. Воспитывать любовь, гордость и уважение к Родине и ее защитникам.

Презентация №20

32

Праздник победы

Рассказать о праздники День Победы почему он так назван. Продолжать прививать детям патриотические чувства к Родине. Воспитывать любовь, гордость и уважение к Родине и ее защитникам

Презентация №21

33

Птицы

Познакомить детей с птицами Краснодарского края, развивать познавательные способности, воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края.

Презентация №22

34

Рыбы

Познакомить детей с видами рыб, которые обитают в водоемах Краснодарского края, развивать познавательную способность; воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Презентация №23

35

Лекарственные травы

: Продолжать уточнять и расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений Кубани; закрепить знания об их строении, формировать представления об использовании лекарственных растений в медицине; развивать наблюдательность, внимание, воспитывать гуманное отношение к природе

Презентация №24

36

«Красная книга Кубани

Познакомить детей с Красной книгой Кубани; развивать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе традиций казачества

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.Будущее любой страны всегда зависит от т...

Программа нравственно- патриотического воспитания детей "Маленький гражданин большой страны"

Цель программы: Формирование основ нравственно-патриотической воспитанности детей дошкольного возраста, развитие социальной и культурной компетентности личности ребенка, на отечественных традициях, с ...

Программа нравственно- патриотического воспитания детей "Маленький гражданин большой страны"

Цель программы: Формирование основ нравственно-патриотической воспитанности детей дошкольного возраста, развитие социальной и культурной компетентности личности ребенка, на отечественных традициях, с ...

Комплексно-целевая программа нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем «Родная Брянщина моя»

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования.В соответствии с целями и задачами нравственно-патриотического воспитания детей  д...

Программа нравственно – патриотического воспитания «СЕВЕРНЫЕ РОССЫПИ»

Программа «Северные россыпи» — это обобщенный опыт работы педагогов по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников через организацию в группах краеведческой работы.Прогр...

Программа нравственно – патриотического воспитания «СЕВЕРНЫЕ РОССЫПИ» для детей старшего дошкольного возраста

Программа «Северные россыпи» — это обобщенный опыт работыпедагогов по гражданско-патриотическому и духовно-нравственномувоспитанию дошкольников через организацию в группах краеведческойработы....

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...