Составление рабочих программ воспитателей
консультация на тему

Копытова Елена Андреевна
консультация для воспитателей с рекомендациями по составлению рабочих программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlyapedagogov.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

г. Архангельск, МБДОУ Детский сад №54

Копытова Е. А., ст. воспитатель

Консультация для воспитателей

«Рабочая программа воспитателей»

В последнее время в системе дошкольного образования активно обсуждается проблемный вопрос: «Рабочая программа – нужна ли она воспитателю, заменяет ли она план его работы?» Попытаемся разобраться в этом вопросе….

Законом «Об образовании в РФ» устанавливается место и значение рабочей программы в системе образования.

Так, этот термин входит в понятие «образовательная программа» как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также в понятие «примерная основная общеобразовательная программа» как структурная единица учебно – методической документации. Кроме того, ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» гласит:

«1. педагогические работники обязаны:

  1. осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой».

Однако в Законе нет прямого определения рабочей программы и не обозначены требования к ней.

Рабочая учебная программа – нормативный правовой акт, программа, разработанная на основе примерной образовательной программы, применительно к конкретной образовательной организации с учетом национально – регионального компонента стандарта и локального компонента.

Содержание основных тем учебной рабочей программы включает в себя три компонента.

  • Федеральный компонент.  Обеспечивает единство образования в стране (например, формирование элементарных  математических представлений, специальные темы познавательного характера и др.).
  • Национально – региональный компонент. Данный компонент (в дальнейшем именуемый и как региональный) отражает образовательной пространство. Содержание и объем регионального компонента определяются природно – экологическим, географо – демографическим, этническим, социально – экономическим и историко – культурным своеобразием региона.

Некоторые образовательные области представлены как федеральным, так и национально – региональным компонентами. В разделе «Ожидаемые результаты реализации программы» НРК должен быть выделен отдельно  и находить отражение в содержании мониторинга (диагностики).

  • Локальный компонент (компонент ДОУ). Отражает специфику конкретной образовательной организации и тем самым позволяет ей самой разрабатывать и реализовывать рабочие программы.

Педагог может самостоятельно выбрать форму написания рабочей программы. Важно помнить, что она должна быть соотнесена с образовательной программой дошкольного образования, разработанной и утвержденной образовательной организацией, при этом в ее структурные элементы могут быть внесены коррективы с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей.

На основе книги Белая К. Ю. «Программы и планы в ДОО» предлагаются следующие примерные структурные элементы рабочей программы.

В рабочей программе могут быть представлены следующие структурные элементы.

1. Титульный лист

На титульном листе рабочей программы представляется следующая информация:

- полное наименование образовательной организации;

- гриф «согласовано» на педагогическом совете образовательной организации (дата, № протокола), «утверждаю» - руководитель образовательной организации;

- название программы;

- фамилия, имя и отчество разработчика программы (полностью);

- должность;

Название города;

Год разработки программы;

  1. Пояснительная записка

В пояснительной записке важно указать нормативные правовые документы, на основе которых разработана программа, примерную образовательную программу, парциальные программ и технологии.

Также необходимо описать:

- возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников, обучающихся по программе;

- возрастная группа;

- цель (с учетом требований ФГОС ДО);

- задачи (образовательные, развивающие, воспитательные, с учетом требований ФГОС ДО);

- срок реализации;

- основные принципы;

- ожидаемые результаты реализации программы.

3. Календарно – тематический план (комплексно – тематическое планирование)

Данный раздел – составная часть комплексно – тематического планирования, представленного в образовательной программе дошкольного образования. Он может быть представлен в виде таблицы.

В тематическом плане раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем программы. Показывается распределение количества занятий по разделам и темам. По желанию педагогов тематический план может быть заменен на перспективно – календарный с распределением тем на каждое занятие, а также указаны предварительная и последующая работа по данной теме, формы проведения занятий, распределение всех компонентов в содержании одного занятия (перспективное планирование с ракрытием содержания).

  1. Содержание программы (текст или таблица)

В данном разделе представляются режим дня, учебный план, расписание занятий 9согласно нормативным документам), краткое описание различных форм, средств, способов реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Также могут быть представлены особенности психолого – педагогической работы в разных видах деятельности и культурных практиках, особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

5. Планируемые результаты освоения программы.

6. Условия реализации рабочей программы:

- материально – техническое оснащение;

- учебно – методическое обеспечение (программы, технологии, учебные пособия, дидактический материал, документация).

7. Список литературы

В данном разделе указывается используемая литература м другие образовательные ресурсы, например:

- научно – методическая и учебно – методическая литература;

- литература для детей;

- для родителей;

- интернет – ресурсы;

- образовательные CD-диски.

8. Приложения к программе

В этом разделе могут быть представлены следующие материалы:

- конспекты (сценарии) различных форм образовательной деятельности;

- описание игр и игровых упражнений;

- сценарии мастер – классов для педагогов и родителей;

- сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитанников (консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары) для родителей;

Визуальные средства информации (дети – родители – педагоги) и т. д.

Следует отметить, что структура рабочей программы может варьироваться в зависимости от ее темы, возможности разработчика и других аспектов.

Список используемой литературы:

  1. Белая К. Ю. Программы и планы в ДОО, 2014г.
  2. Сажина С. Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ: методические рекомендации, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей по составлению рабочей программы дополнительного образования

Что такое рабочая программа и какое место она занимает в ряду нормативных документов, определяющих содержание дошкольного образования?...

Консультация для педагогов: "Методические рекомендации к составлению рабочей программы воспитателя".

Данная консультация раскрывает особенности написания рабочей программы воспитателя....

Методические рекомендации по составлению рабочей программы воспитателей ДОО

Цель разработки рабочих программ: создание условий для эффективного планирования, организации, управления воспитательно-образовательным процессом в ДОУ в рамках реализации образовательных областей в с...

«Методические рекомендации к составлению рабочей программы воспитателя»

   В соответствии с п. 6 ст. 28 Закона   «Об образовании в РФ» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ.    Прежде чем...

Схема составления рабочей программы воспитателя

Схема составления рабочей программы воспитателя...

Рекомендации по составлению рабочей программы воспитателя ДОО

Современные требования определяют новое представление о содержании и организации модели образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника.Новая модель предполагает составление рабоч...