Использование сказок в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста
статья по теме

Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру. Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_berezenko_n.v.-3.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

  Использования сказок   в  формировании  экологической культуры      у детей дошкольного возраста  

Березенко Н.В.,

воспитатель МДОУ ЦРР-детскго сада №10

г. Алексеевки Белгородской области

Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру. Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.  

           Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

              Решая задачу «воспитание экологической культуры дошкольников посредством использования русских народных традиций и обычаев», выделили такое направление, как экологическая сказка, проанализировав ее с позиции экологического образования. Такой подход предполагает взгляд на экологическую сказку как на средство обучения, воспитания, развития ребенка, привлечение его внимания к изучаемому материалу, активизации знаний и творческих способностей.

   Сказки должны быть доступны детям, а их изложение отличаться выразительностью, при котором могут быть использованы обычные сказочные приемы и известные персонажи. Однако красной нитью все же должна проходить тема охраны природы.

   Экологические сказки воспитывают в детях культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.

  Основными педагогическими условиями использования возможностей сказки в экологическом воспитании дошкольника являются:

  • отбор сказочных произведений с учетом использования различных экологических ситуаций, в которые могут быть включены сказочные образы природы.

  Требования, предъявляемые к сказочным произведениям экологической тематики:

  • содержание сказочного произведения должно быть конкретным, включать в себя информацию об объектах живой и явлениях неживой природы, доступную для понимания старшими дошкольниками;
  • информация о природных объектах должна соответствовать содержанию экологических знаний и способствовать формированию осознанно-правильного отношения детей к объектам природы;
  • в содержание сказочного произведения могут быть включены сведения о природных объектах, их взаимосвязях и последствиях нарушения их людьми, об экологической безопасности и экологически грамотном поведении человека, о рациональном природопользовании;
  • сказочное произведение должно быть небольшого объема.

Для  работы с детьми   отбираются сказочные произведения о живых объектах природы, с которыми дети могут непосредственно контактировать.

           Волшебный мир сказки знакомит детей с необыкновенными героями: Капелька, Родничок, Еловое семечко и их удивительными приключениями: «Путешествие капельки», «Родничок зовет на помощь», «Лес – полон сказок и чудес», «Путешествие в страну голубого неба». Он открывает неведомый для детей мир с его неожиданностями и тайнами. Простой сюжет, близкие и понятные герои – кузнечик, улитка, поросенок, дорога…. В них можно играть, про них можно придумывать разные истории – это и будут те ступени, которые помогают нашим детям погрузиться в смысловую суть сказки. В ненавязчивой форме, являясь как бы героем сказки, ребенок узнает тайны животного и растительного мира

Сказки могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений для знакомства детей дошкольного возраста с живыми объектами данной экологической системы в весенне-летний период времени с целью решения задач экологического образования и воспитания дошкольников, формирования у них экологических знаний о растениях и животных, опыта общения с ними в природе и становления осознанно-правильного отношения к ним.

 Основная цель  работы со сказкой экологического содержания: развитие личности дошкольника в процессе экологического воспитания через актуализацию имеющегося у детей непосредственного эмоционально-чувственного и литературного опыта путем включения его в процесс понимания экологического содержания сказочного произведения.

Основными принципами   работы с использованием экологической сказки является:

  • накопление эмоционально-чувственных представлений об объектах природы, о связи их с условиями среды обитания и другими живыми существами, о существенных признаках и потребностях живого;

- использование имеющегося у детей опыта путем включения его в процесс понимания экологического содержания сказочного произведения;

- создание представлений о многообразии сказочных образов природы;

- создание условий для понимания детьми экологического содержания сказки в процессе знакомства с ней, используя синтез специфически дошкольных видов деятельности (двигательная, музыкальная, изобразительная. конструкторская и т.д.);

- формирование у детей умения использовать имеющийся опыт непосредственного общения с объектами природы в процессе создания сказки на основе известных сюжетов;

- включение в процесс обсуждения сказки с экологических позиций различных форм коллективного, индивидуального творчества и сотворчества взрослого и детей.

Работа  со сказкой включает четыре этапа.

На первом этапе детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта общения с природой посредством их включения в кратковременные наблюдения за живыми объектами, с которыми дети затем встречаются в сказке. На втором этапе дети входят в область активного действенного освоения экологического содержания сказочного произведения; на третьем – овладевают средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами природы, одно из фундаментальных средств – включение сказочных героев в различные экологические ситуации; на четвертом – творческое использование этих средств в самостоятельной деятельности.

В соответствии с вышеизложенной системой работы со сказкой были определены дифференцированные задачи и разработана методика, способствующая реализации каждого этапа.

  Работа с детьми проходит в  интересной и доступной форме. Наряду с организацией наблюдений, воспитатель использует и другие формы работы, способствующие накоплению детьми эмоционально-чувственного опыта общения с обитателями экологической системы "Луг": рассматривание картин, иллюстраций, прослушивание аудиозаписей со звуками природы (шум дождя, шелест листвы, пение птиц и т.п.); просмотр кино- и видеофильмов; дидактические игры; речевые логические задачи; труд в природе; рисование; лепка; аппликация на основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений. Воспитатель использует различные методы и приемы работы: собственные рассказы о наблюдаемых явлениях, рассказы детей из личного опыта, беседы по наблюдениям, картинам и т.д.

   В результате работы с экологической сказкой уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы  у дошкольников  значительно повысился по всем   показателям - и в уровнях сформированности экологических знаний, и в уровне экологического отношения к миру природы.    Заметно изменилось отношение детей к природным объектам. На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что экологическая сказка  является достаточно эффективным средством в  повышению уровня экологической воспитанности и бережного отношения  к природе у дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни.

  Список литературы:

  1. Ашиков, В.И., Ашикова, С.Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова, С.Г. Семицветик. - М., 1997. – 238 с.
  2. Бобылева, Л.П., Дупленко, О.П. О программе экологического воспитания старших дошкольников / Л.П. Бобылева, О.П. Дупленко // Дошкольное воспитание.  - 1998. - N 7. С. 36-42.
  3. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. - М., Просвещение, 1981. – 180 с.
  4. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н.Ф. Виноградова. -  М.: «Просвещение», 1978. – 230 с.
  5. Выготский, Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский // Собр. Соч. : В 6т.- М., Педагогика, 1983. – 200 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Использование моделирования в обучении пересказу сказок и коротких рассказов детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В последнее время снижается уровень языковой культуры общества. Это сказывается и на уровне речевого развития детей. Более 60 % детей, посещающих детский сад и 40% детей - дошкольников, имеют патологи...

Технологии использования русских-народных сказок в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского дома

Понятие «сказка». Сказка, как жанр народного творчества Воспитательное значение сказки. Технологии работы со сказкой педагога-психолога, с детьми дошкольного возраста...

Технологии использования русских-народных сказок в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского дома-презентация

Понятие «сказка». Сказка, как жанр народного творчества .Воспитательное значение сказки. Технологии работы со сказкой педагога-психолога, с детьми дошкольного возраста...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ...

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

Описание педагогического опыта воспитателя Глазковой И.В.  АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТАОдной из основных задач воспитания и образования детей дошкольного возраста является фор​мирование э...

Консультация "Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста пересказыванию сказок"

Данный материал поможет родителям понять значение метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников посредствам сказки....