Информация об инновационном проекте в области здоровьесбережения с детьми 4-5 лет по теме: «Здоровый малыш!»
проект (средняя группа) по теме

Бурляева Светлана Васильевна

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условии для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx49.66 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный проект

в области здоровьесбережения с детьми 4-5 лет

«Здоровый малыш!»

   

Авторы проекта 

Чич Наталия Петровна, воспитатель высшей квалификационной категории

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 230».

                                                                                                                                                                                   Бурляева Светлана Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 230».

 

Критерии оценивания результатов  

  • Мониторинг детей и анкетирование родителей.

Тип проекта

  • Информационно – практико – ориентированный.

Вид проекта

  • Групповой

Продолжительность проекта

  • Средней продолжительности  (4 месяцев). 

Участники проекта

  • Дети 4-5 лет, воспитатели, родители.

Проблема проекта 

  • Проблема интереса у детей к компонентам здорового образа жизни и ухода за своим телом.
  • Недостаточный уровень знаний  родителей о ценности своего здоровья и здоровья своих детей.

Цель

  • Создание единого здоровьесберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни у детей и родителей.

Задачи проекта

  • Создать содержательную здоровосберегающую среду в группе.
  • Формировать у детей потребность к здоровому образу жизни.
  • Развивать у детей умение находить нужную информацию и объединять полученные сведения для решения данной проблемы.
  • Повышать уровень педагогической культуры родителей в вопросах здорового образа жизни.

Гипотеза

В процессе реализации проекта будут созданы условия для приобретения детьми опыта самостоятельной и совместной деятельности со взрослыми по формированию навыков здорового образа жизни у детей и родителей. Применение полученных валеологических знаний поможет детям изменить отношение к своему здоровью, к способам его укрепления, что скажется на состоянии здоровья наших воспитанников.

Ожидаемые результаты проекта

  • Организация содержательной здоровьесберегающей и развивающей среды в группе.
  • Сформированность навыков здорового образа жизни у детей и родителей.
  • Повышение интереса и уровня педагогической культуры родителей к вопросам воспитания  здорового ребенка и мотивации здорового образа жизни.
  • Презентация проекта в детском саду.

Реальные результаты

  • Создана содержательная здоровосберегающая среда в группе.
  • Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге сформировали у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
  • Повысился уровень педагогической культуры у родителей в вопросах здорового образа жизни.

Предварительная работа

  • Изучили методическую, научно-популярную и художественную литературу.
  • Подобрали иллюстративный материал по данной теме, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
  • Создали картотеки дидактических игр, загадок, пословиц и поговорок, подвижных игр по теме проекта.

                                                                    «Забота о здоровье - это важнейший                                                            

                                                                                                    труд воспитателя.

                        От жизнерадости, бодрости детей зависит

 их духовная жизнь, мировоззрение, умственное

 развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский

Аннотация к проекту

     Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условии для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

     По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья. Процесс формирования понимания ценности здоровья может осуществляться по следующим направлениям:

1) Формирование знаний о здоровье и его значимости.

2) Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.

3) Организация оздоровительной работы.

     Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

     Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

    Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

    Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

     Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. От чего же зависит здоровье ребенка?

    Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% – от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% – от деятельности системы здравоохранения, а на 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья родители повлиять не могут, то другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье.

    Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов. У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.  И нет задачи более сложной и важной, чем вырастить здорового ребенка, привить ребёнку необходимость быть здоровым, а значит, активным, дееспособным и не представляющим угрозы здоровью других членов общества. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанность его беречь.  Охрану  же здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

     Сущность проекта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.

     Представленный проект с использованием разнообразных форм работы с детьми позволит повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья, вовлечь его в игры. А также подскажет педагогам и родителям как растить детей здоровыми, крепкими, как научить их ценить свое здоровье и ответственно относиться к нему.

Актуальность

     Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».

     Как говорит статистика, в последние годы заметна устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Это создает необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить данную ситуацию.

     Формирование и воспитание у детей осознанного отношения к себе, к своему здоровью – важная задача для взрослых. Но решить эту проблему только воспитателям или только медикам не под силу. Поэтому необходимо объединение усилий семьи, воспитателей, медицинских работников и самого ребенка в борьбе за здоровье. Детский сад – это-то место, где любая деятельность способствует воспитанию у детей привычек и потребностей к укреплению своего здоровья

     Дошкольный возраст является решающим в формировании основы физического и психического здоровья. Ведь именно в это время человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни, именно в этот период закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. И очень важно на этом этапе дать начальные знания и сформировать практические навыки здорового образа жизни ребенка. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой  происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге  способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Структура внедрения здоровьесберегающих методик и технологий

Проект состоит из этапов, куда входят виды деятельности, формы и методы, позволяющие решать поставленные задачи.

I. Этап подготовительный

II. Этап практический

III. Этап аналитический

Планирование работы

Этапы работы

Виды деятельности

Сроки

1 этап

Подготовительный

Дидактическое и методическое оснащение проекта.

Консультация для родителей  о целях и задачах внедряемого проекта.

Анкетирование родителей.

Мониторинг детей.

Сентябрь

2 этап

Практический

Мероприятия по реализации проекта с детьми.

Привлечение специалистов к работе по реализации проекта.

Мероприятия с родителями.

Октябрь

Ноябрь

3 этап

Аналитический

Мониторинг детей.

Анкетирование родителей.

Анализ полученных результатов. Открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы.

Рекомендации родителям.

Презентация проекта в детском саду.

Декабрь

        

 

Этапы реализации

Этапы

Виды деятельности 

Сроки

I этап

Подготовительный

1.Анкетирование родителей «О здоровье детей».

 Цель

  • Определить уровень знаний родителей по вопросам оздоровления ребёнка.
  •  Выявить уровень информированности родителей  по вопросам оздоровительно-профилактической деятельности с детьми.
  • Выяснить какую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация по теме здоровьесбережение детей.

2.Мониторинг освоения детьми образовательной области «Здоровье».

Цель

Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни.

Для достижения  обозначенной цели используется хорошо знакомая ребенку детская литература, сказки К.И.Чуковского «Айболит», «Мойдодыр».

3. Информационное обеспечение.

Цель

Сбор информации на основе анкетирования, мониторинга.

  • Подбор наглядной информации для родителей:

- оформление фотовыставок;

- папок – передвижек;

- составление памяток.

4.Методическое обеспечение

  • Картотеки дидактических игр, загадок, пословиц и поговорок, подвижных игр по теме проекта.
  • Создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

5.Консультация для родителей  о целях и задачах внедряемого проекта «Здоровый малыш!»

 сентябрь

II - этап

Практический

I.Здоровьесберегающие образовательные технологии. 

Цель

  • Становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.

1.Музыкотерапия (утренний приём, возвращение с прогулки, засыпание и пробуждение).

Цель

  • Помочь ребенку преодолеть психологическую защиту, успокоить,  настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком.
  • Обеспечить эмоциональный комфорт и хорошее психологического самочувствие ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Музыкотерапия – это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка. Музыка – это лекарство, которое слушают. Непосредственное лечебное действие музыки на нервно-психологическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.

2. Гимнастика после сна

Форма проведения:

  • упражнения на кроватях, гимнастика маленьких волшебников;
  • ходьба по дорожке здоровья, самомассаж стоп;
  • самомассаж лица, ушных раковин, стимуляция биологических активных точек

Закаливание водой: 

  • мытье рук по локоть и умывание в течение дня проточной водой.

3. Динамические паузы

  • Проводится во время НОД, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.

Рекомендуется для  детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

4.Гимнастика для глаз 

Проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

5. Пальчиковая гимнастика

Гимнастика пальчиковая проводится индивидуально или с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время.

6.Физкультурно-оздоровительные технологии

Цель

  • Развитие физических качеств и двигательной активности детей.
  • Воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

6.1Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.

6.2 Упражнения для формирования и коррекции правильной осанки 

6.3 Прогулка (динамическая минутка, индивидуальная работа по развитию движений, игры-упражнения для детей с низким уровнем развития двигательной активности).

6.4Дыхательная гимнастика

Схема освоения дыхательной гимнастики

А.Н.Стрельниковой с детьми 4-5 лет.

Цель:

  • Познакомить  с последовательностью выполнения упражнений основного комплекса.

Гимнастику всегда нужно начинать именно с безобидных разминочных упражнений: «Ладошки» и «Погончики». На первом занятии обязательно надо освоить три первых упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Насос». В течение первой недели упражнения выполнять один – два раза в день,  длительность  8 – 10 минут. На следующей неделе  добавить к этим трем упражнениям еще одно и выполнять, упражнения начиная с первого: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка». И так каждую неделю к уже освоенным упражнениям добавлять одно новое.

II.Cамостоятельная и совместная деятельность со взрослыми по формированию навыков здорового образа жизни у детей и родителей

2.1 Формирование здорового образа жизни у детей 4-5 лет посредством валеологии.

Беседы:

Тема «Чтобы быть здоровым»

Цель

  • Привитие навыков здорового образа жизни.
  • Развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом человека;
  • Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Тема « Почему нужно мыть руки и чистить зубы»

Цель

  • Дать информацию о микробах - распространителях инфекционных заболеваний.
  • Обучить детей правилам ухода за зубами.

Тема  «Кто я? Тело человека»

Цель

  • Помочь ребенку создать целостное представление о своем теле.

Практические упражнения:

  • Покажи где у тебя голова.
  • Дотронься до головы своего соседа, погладь ее.
  • Вытяни шею, как гусь.
  • Втяни голову в плечи.
  • Погладь свой носик.
  • Погладь носик своего соседа.
  • Покажи свои уши.
  • Открой и закрой свой рот.
  • Улыбнись. Подари улыбку своему соседу.

Тема «Мои добрые помощники. Глаза»

Цель

  • Рассказать о значении зрения для здоровья человека.
  • Воспитывать у детей потребность беречь глаза и правильно обращаться с очками при необходимости. Воспитывать у детей гуманное отношение, толерантность к детям и к людям старшего возраста в очках.

2.2 Для  реализации поставленных задач были использованы методические приемы:

  • рассказы и беседы воспитателя;
  • заучивание стихотворений;
  • моделирование различных ситуаций;
  • рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов фотографий, картин о здоровье и спорте;
  • чтение художественной литературы;
  • заучивание загадок, пословиц и поговорок о здоровье;

Сюжетно-ролевые:

  • «Семья»;
  • «Поликлиника»; 
  • «Лесная больница»;
  • «Аптека».

Дидактические игры:

  • «Что есть у игрушки»;
  • «Угадай, кто это»;
  •  «Подбери  предметы»;
  • «Мой день»;
  • «Что такое хорошо, что такое плохо»;
  • «Если сделаю так»;
  • «Мой портрет»;
  • «Вода это хорошо или плохо» (ТРИЗ).

Подвижные игры:

  • «Лохматый пес»;
  •  «Найди себе пару»;
  • «Ручеек»;
  • «Цветные автомобили»;
  • «Лиса в курятнике»;
  • «Птички и кошка».

Психогимнастика:

  • «Доброе утро»;
  •  «В нашей группе»;
  •  «Утреннее приветствие»;
  •  «Покажи нос»;
  • «Заинька – паинька»;
  • «Огуречик, огуречик»;
  • «Мы топаем ногами».

Пальчиковая гимнастика:

  • «Пальчики»;
  • «Сидит белка на тележке…»;
  • «Водичка», «Раз, два»;
  •  « Сколько обуви у нас?»;
  • «Зимняя прогулка»;
  • «Игрушки»;
  • «Осенние листья».

Дыхательная гимнастика:

«Косим траву», «Часики», «Каша кипит», «Паровозик», «Дудочка», «Петушок», «Аист», «Дровосек»,  «Шагом марш!», «Гуси летят»,

«Мельница» и другие;

Гимнастика для глаз:

«Анютины глазки», «Радуга», «Пчела», «Маленькая птичка», «Кит», «Лиса», «Слон», «Заяц белый»;

Физкультминутки:

«Вместе по лесу идём», «Будем прыгать и скакать!», «Девочки и мальчики», «Нам сегодня не до скуки», «Кошка», «Буратино», «Я нашла жука»;

2.3 Формы работы:

  •  утренняя гимнастика (ежедневно);
  • физкультурные занятия;
  • музыкально – ритмические занятия;
  • прогулки с включением подвижных игр;
  • пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);
  • дыхательная гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
  • физкультминутки;
  • ходьба по дорожке здоровья;
  • спортивные досуги, развлечения, праздники;
  • беседы.

2.4 Работа с детьми

Развивающие занятия на темы: 

  • «Где прячется здоровье»;
  • «Чистота - залог здоровья»;
  • «Я здоровье берегу»;
  • «Щи да каша - пища наша»;
  •  «Дорожка здоровья»;
  • «Да здравствует мыло душистое!»;
  •  «В гости к фее Здоровья»;
  •  «В гостях у Айболита»; 
  • « Как мы чувствуем разные запахи».

Работа с родителями

Консультации для родителей:

  • «Дыхательная гимнастика в детском саду»;
  •  «Как повысить иммунитет ребенка»;
  • «Профилактика кариеса у детей»;
  • «Витамины для детей»;
  • «Еда, которая вредна»;
  • «Магия овощей»;
  •  «Как одеть ребенка на прогулку».

Наглядная информация для родителей:

  • Оформление папки-передвижки «Все о дыхательной гимнастике»;
  • Практикум  «Дыхательная гимнастика»;
  • Показ презентации «Дыхательная гимнастика»;
  • Показ видеофрагментов  с использованием дыхательной гимнастики детьми;
  • Открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы;
  • Родительское собрание, презентация проекта  «Здоровый малыш».

октябрь

ноябрь 

III – этап

1.Мониторинг детей и анкетирование родителей.

3.Презентация проекта на педагогическом совете.

4. Презентация проекта на родительском собрании.

5. Оформление фотогазеты.

6. Открытые показы для педагогов и родителей.

декабрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация об инновационном проекте в области здоровьесбережения с детьми 4-5лет «Здоровый малыш!»

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. И нет задачи более сложной и важной, чем вырастить здорового ребенка, привить ребёнку необходимость быть здо...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Где прячется здоровье?»

Цель: Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Задачи:Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активнос...

Конспекты совместной деятельности с детьми, направленной на укрепление здоровья и физического развития на тему: «Здоровые малыши» (первая младшая группа)

Конспекты совместной деятельности с детьми,направленной на укрепление здоровья и физического развитияна тему: «Здоровые малыши»(первая младшая группа)...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Где прячется здоровье?»

Цель: Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Задачи:Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активнос...

Педагогическая мастерская для родителей на тему: «Здоровый малыш: технологии здоровьесбережения в детском саду и дома. Пальчиковая гимнастика».

Педагогическая мастерская для родителей:«Здоровый малыш: технологии здоровьесбережения в детском саду и дома. Пальчиковая гимнастика».Цель – построение эмоционально-доверительны...

Конспект НОД по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Будьте здоровы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 г Ярцева Смоленской области     Конспект НОД по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного в...

Конспект НОД по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Будьте здоровы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 г Ярцева Смоленской области     Конспект НОД по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного в...