Главные вкладки

    Информация об инновационном проекте в области здоровьесбережения с детьми 4-5 лет по теме: «Здоровый малыш!»
    проект (средняя группа) по теме

    Бурляева Светлана Васильевна

    Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условии для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sayt.docx49.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Инновационный проект

    в области здоровьесбережения с детьми 4-5 лет

    «Здоровый малыш!»

       

    Авторы проекта 

    Чич Наталия Петровна, воспитатель высшей квалификационной категории

    муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 230».

                                                                                                                                                                                       Бурляева Светлана Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 230».

     

    Критерии оценивания результатов  

    • Мониторинг детей и анкетирование родителей.

    Тип проекта

    • Информационно – практико – ориентированный.

    Вид проекта

    • Групповой

    Продолжительность проекта

    • Средней продолжительности  (4 месяцев). 

    Участники проекта

    • Дети 4-5 лет, воспитатели, родители.

    Проблема проекта 

    • Проблема интереса у детей к компонентам здорового образа жизни и ухода за своим телом.
    • Недостаточный уровень знаний  родителей о ценности своего здоровья и здоровья своих детей.

    Цель

    • Создание единого здоровьесберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни у детей и родителей.

    Задачи проекта

    • Создать содержательную здоровосберегающую среду в группе.
    • Формировать у детей потребность к здоровому образу жизни.
    • Развивать у детей умение находить нужную информацию и объединять полученные сведения для решения данной проблемы.
    • Повышать уровень педагогической культуры родителей в вопросах здорового образа жизни.

    Гипотеза

    В процессе реализации проекта будут созданы условия для приобретения детьми опыта самостоятельной и совместной деятельности со взрослыми по формированию навыков здорового образа жизни у детей и родителей. Применение полученных валеологических знаний поможет детям изменить отношение к своему здоровью, к способам его укрепления, что скажется на состоянии здоровья наших воспитанников.

    Ожидаемые результаты проекта

    • Организация содержательной здоровьесберегающей и развивающей среды в группе.
    • Сформированность навыков здорового образа жизни у детей и родителей.
    • Повышение интереса и уровня педагогической культуры родителей к вопросам воспитания  здорового ребенка и мотивации здорового образа жизни.
    • Презентация проекта в детском саду.

    Реальные результаты

    • Создана содержательная здоровосберегающая среда в группе.
    • Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге сформировали у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
    • Повысился уровень педагогической культуры у родителей в вопросах здорового образа жизни.

    Предварительная работа

    • Изучили методическую, научно-популярную и художественную литературу.
    • Подобрали иллюстративный материал по данной теме, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
    • Создали картотеки дидактических игр, загадок, пословиц и поговорок, подвижных игр по теме проекта.

                                                                        «Забота о здоровье - это важнейший                                                            

                                                                                                        труд воспитателя.

                            От жизнерадости, бодрости детей зависит

     их духовная жизнь, мировоззрение, умственное

     развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

    В.А.Сухомлинский

    Аннотация к проекту

         Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условии для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

         По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья. Процесс формирования понимания ценности здоровья может осуществляться по следующим направлениям:

    1) Формирование знаний о здоровье и его значимости.

    2) Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.

    3) Организация оздоровительной работы.

         Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

         Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

        Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

        Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

         Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. От чего же зависит здоровье ребенка?

        Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% – от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% – от деятельности системы здравоохранения, а на 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья родители повлиять не могут, то другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье.

        Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов. У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.  И нет задачи более сложной и важной, чем вырастить здорового ребенка, привить ребёнку необходимость быть здоровым, а значит, активным, дееспособным и не представляющим угрозы здоровью других членов общества. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанность его беречь.  Охрану  же здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

         Сущность проекта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.

         Представленный проект с использованием разнообразных форм работы с детьми позволит повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья, вовлечь его в игры. А также подскажет педагогам и родителям как растить детей здоровыми, крепкими, как научить их ценить свое здоровье и ответственно относиться к нему.

    Актуальность

         Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».

         Как говорит статистика, в последние годы заметна устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Это создает необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить данную ситуацию.

         Формирование и воспитание у детей осознанного отношения к себе, к своему здоровью – важная задача для взрослых. Но решить эту проблему только воспитателям или только медикам не под силу. Поэтому необходимо объединение усилий семьи, воспитателей, медицинских работников и самого ребенка в борьбе за здоровье. Детский сад – это-то место, где любая деятельность способствует воспитанию у детей привычек и потребностей к укреплению своего здоровья

         Дошкольный возраст является решающим в формировании основы физического и психического здоровья. Ведь именно в это время человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни, именно в этот период закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. И очень важно на этом этапе дать начальные знания и сформировать практические навыки здорового образа жизни ребенка. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой  происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге  способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

    Структура внедрения здоровьесберегающих методик и технологий

    Проект состоит из этапов, куда входят виды деятельности, формы и методы, позволяющие решать поставленные задачи.

    I. Этап подготовительный

    II. Этап практический

    III. Этап аналитический

    Планирование работы

    Этапы работы

    Виды деятельности

    Сроки

    1 этап

    Подготовительный

    Дидактическое и методическое оснащение проекта.

    Консультация для родителей  о целях и задачах внедряемого проекта.

    Анкетирование родителей.

    Мониторинг детей.

    Сентябрь

    2 этап

    Практический

    Мероприятия по реализации проекта с детьми.

    Привлечение специалистов к работе по реализации проекта.

    Мероприятия с родителями.

    Октябрь

    Ноябрь

    3 этап

    Аналитический

    Мониторинг детей.

    Анкетирование родителей.

    Анализ полученных результатов. Открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы.

    Рекомендации родителям.

    Презентация проекта в детском саду.

    Декабрь

            

     

    Этапы реализации

    Этапы

    Виды деятельности 

    Сроки

    I этап

    Подготовительный

    1.Анкетирование родителей «О здоровье детей».

     Цель

    • Определить уровень знаний родителей по вопросам оздоровления ребёнка.
    •  Выявить уровень информированности родителей  по вопросам оздоровительно-профилактической деятельности с детьми.
    • Выяснить какую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация по теме здоровьесбережение детей.

    2.Мониторинг освоения детьми образовательной области «Здоровье».

    Цель

    Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни.

    Для достижения  обозначенной цели используется хорошо знакомая ребенку детская литература, сказки К.И.Чуковского «Айболит», «Мойдодыр».

    3. Информационное обеспечение.

    Цель

    Сбор информации на основе анкетирования, мониторинга.

    • Подбор наглядной информации для родителей:

    - оформление фотовыставок;

    - папок – передвижек;

    - составление памяток.

    4.Методическое обеспечение

    • Картотеки дидактических игр, загадок, пословиц и поговорок, подвижных игр по теме проекта.
    • Создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

    5.Консультация для родителей  о целях и задачах внедряемого проекта «Здоровый малыш!»

     сентябрь

    II - этап

    Практический

    I.Здоровьесберегающие образовательные технологии. 

    Цель

    • Становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.

    1.Музыкотерапия (утренний приём, возвращение с прогулки, засыпание и пробуждение).

    Цель

    • Помочь ребенку преодолеть психологическую защиту, успокоить,  настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком.
    • Обеспечить эмоциональный комфорт и хорошее психологического самочувствие ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

    Музыкотерапия – это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка. Музыка – это лекарство, которое слушают. Непосредственное лечебное действие музыки на нервно-психологическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.

    2. Гимнастика после сна

    Форма проведения:

    • упражнения на кроватях, гимнастика маленьких волшебников;
    • ходьба по дорожке здоровья, самомассаж стоп;
    • самомассаж лица, ушных раковин, стимуляция биологических активных точек

    Закаливание водой: 

    • мытье рук по локоть и умывание в течение дня проточной водой.

    3. Динамические паузы

    • Проводится во время НОД, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.

    Рекомендуется для  детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

    4.Гимнастика для глаз 

    Проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

    5. Пальчиковая гимнастика

    Гимнастика пальчиковая проводится индивидуально или с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время.

    6.Физкультурно-оздоровительные технологии

    Цель

    • Развитие физических качеств и двигательной активности детей.
    • Воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

    6.1Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.

    6.2 Упражнения для формирования и коррекции правильной осанки 

    6.3 Прогулка (динамическая минутка, индивидуальная работа по развитию движений, игры-упражнения для детей с низким уровнем развития двигательной активности).

    6.4Дыхательная гимнастика

    Схема освоения дыхательной гимнастики

    А.Н.Стрельниковой с детьми 4-5 лет.

    Цель:

    • Познакомить  с последовательностью выполнения упражнений основного комплекса.

    Гимнастику всегда нужно начинать именно с безобидных разминочных упражнений: «Ладошки» и «Погончики». На первом занятии обязательно надо освоить три первых упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Насос». В течение первой недели упражнения выполнять один – два раза в день,  длительность  8 – 10 минут. На следующей неделе  добавить к этим трем упражнениям еще одно и выполнять, упражнения начиная с первого: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка». И так каждую неделю к уже освоенным упражнениям добавлять одно новое.

    II.Cамостоятельная и совместная деятельность со взрослыми по формированию навыков здорового образа жизни у детей и родителей

    2.1 Формирование здорового образа жизни у детей 4-5 лет посредством валеологии.

    Беседы:

    Тема «Чтобы быть здоровым»

    Цель

    • Привитие навыков здорового образа жизни.
    • Развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом человека;
    • Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

    Тема « Почему нужно мыть руки и чистить зубы»

    Цель

    • Дать информацию о микробах - распространителях инфекционных заболеваний.
    • Обучить детей правилам ухода за зубами.

    Тема  «Кто я? Тело человека»

    Цель

    • Помочь ребенку создать целостное представление о своем теле.

    Практические упражнения:

    • Покажи где у тебя голова.
    • Дотронься до головы своего соседа, погладь ее.
    • Вытяни шею, как гусь.
    • Втяни голову в плечи.
    • Погладь свой носик.
    • Погладь носик своего соседа.
    • Покажи свои уши.
    • Открой и закрой свой рот.
    • Улыбнись. Подари улыбку своему соседу.

    Тема «Мои добрые помощники. Глаза»

    Цель

    • Рассказать о значении зрения для здоровья человека.
    • Воспитывать у детей потребность беречь глаза и правильно обращаться с очками при необходимости. Воспитывать у детей гуманное отношение, толерантность к детям и к людям старшего возраста в очках.

    2.2 Для  реализации поставленных задач были использованы методические приемы:

    • рассказы и беседы воспитателя;
    • заучивание стихотворений;
    • моделирование различных ситуаций;
    • рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов фотографий, картин о здоровье и спорте;
    • чтение художественной литературы;
    • заучивание загадок, пословиц и поговорок о здоровье;

    Сюжетно-ролевые:

    • «Семья»;
    • «Поликлиника»; 
    • «Лесная больница»;
    • «Аптека».

    Дидактические игры:

    • «Что есть у игрушки»;
    • «Угадай, кто это»;
    •  «Подбери  предметы»;
    • «Мой день»;
    • «Что такое хорошо, что такое плохо»;
    • «Если сделаю так»;
    • «Мой портрет»;
    • «Вода это хорошо или плохо» (ТРИЗ).

    Подвижные игры:

    • «Лохматый пес»;
    •  «Найди себе пару»;
    • «Ручеек»;
    • «Цветные автомобили»;
    • «Лиса в курятнике»;
    • «Птички и кошка».

    Психогимнастика:

    • «Доброе утро»;
    •  «В нашей группе»;
    •  «Утреннее приветствие»;
    •  «Покажи нос»;
    • «Заинька – паинька»;
    • «Огуречик, огуречик»;
    • «Мы топаем ногами».

    Пальчиковая гимнастика:

    • «Пальчики»;
    • «Сидит белка на тележке…»;
    • «Водичка», «Раз, два»;
    •  « Сколько обуви у нас?»;
    • «Зимняя прогулка»;
    • «Игрушки»;
    • «Осенние листья».

    Дыхательная гимнастика:

    «Косим траву», «Часики», «Каша кипит», «Паровозик», «Дудочка», «Петушок», «Аист», «Дровосек»,  «Шагом марш!», «Гуси летят»,

    «Мельница» и другие;

    Гимнастика для глаз:

    «Анютины глазки», «Радуга», «Пчела», «Маленькая птичка», «Кит», «Лиса», «Слон», «Заяц белый»;

    Физкультминутки:

    «Вместе по лесу идём», «Будем прыгать и скакать!», «Девочки и мальчики», «Нам сегодня не до скуки», «Кошка», «Буратино», «Я нашла жука»;

    2.3 Формы работы:

    •  утренняя гимнастика (ежедневно);
    • физкультурные занятия;
    • музыкально – ритмические занятия;
    • прогулки с включением подвижных игр;
    • пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);
    • дыхательная гимнастика;
    • гимнастика для глаз;
    • оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
    • физкультминутки;
    • ходьба по дорожке здоровья;
    • спортивные досуги, развлечения, праздники;
    • беседы.

    2.4 Работа с детьми

    Развивающие занятия на темы: 

    • «Где прячется здоровье»;
    • «Чистота - залог здоровья»;
    • «Я здоровье берегу»;
    • «Щи да каша - пища наша»;
    •  «Дорожка здоровья»;
    • «Да здравствует мыло душистое!»;
    •  «В гости к фее Здоровья»;
    •  «В гостях у Айболита»; 
    • « Как мы чувствуем разные запахи».

    Работа с родителями

    Консультации для родителей:

    • «Дыхательная гимнастика в детском саду»;
    •  «Как повысить иммунитет ребенка»;
    • «Профилактика кариеса у детей»;
    • «Витамины для детей»;
    • «Еда, которая вредна»;
    • «Магия овощей»;
    •  «Как одеть ребенка на прогулку».

    Наглядная информация для родителей:

    • Оформление папки-передвижки «Все о дыхательной гимнастике»;
    • Практикум  «Дыхательная гимнастика»;
    • Показ презентации «Дыхательная гимнастика»;
    • Показ видеофрагментов  с использованием дыхательной гимнастики детьми;
    • Открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы;
    • Родительское собрание, презентация проекта  «Здоровый малыш».

    октябрь

    ноябрь 

    III – этап

    1.Мониторинг детей и анкетирование родителей.

    3.Презентация проекта на педагогическом совете.

    4. Презентация проекта на родительском собрании.

    5. Оформление фотогазеты.

    6. Открытые показы для педагогов и родителей.

    декабрь


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Информация об инновационном проекте в области здоровьесбережения с детьми 4-5лет «Здоровый малыш!»

    Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. И нет задачи более сложной и важной, чем вырастить здорового ребенка, привить ребёнку необходимость быть здо...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Где прячется здоровье?»

    Цель: Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Задачи:Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активнос...

    КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Где прячется здоровье?»

    Цель: Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Задачи:Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активнос...

    Педагогическая мастерская для родителей на тему: «Здоровый малыш: технологии здоровьесбережения в детском саду и дома. Пальчиковая гимнастика».

    Педагогическая мастерская для родителей:«Здоровый малыш: технологии здоровьесбережения в детском саду и дома. Пальчиковая гимнастика».Цель – построение эмоционально-доверительны...

    Конспект НОД по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Будьте здоровы»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 г Ярцева Смоленской области     Конспект НОД по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного в...

    Конспект НОД по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Будьте здоровы»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 г Ярцева Смоленской области     Конспект НОД по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного в...

    Конспект НОД по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Где прячется здоровье?»

    Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни....