Сущность и содержание системы М. Монтессори
материал (младшая группа) по теме

Вашему вниманию представляется работа на тему: "Сущность и содержание системы М. Монтессори". Надеемся, что данная работа вам пригодится в вашей работе или учёбе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchnost_montessori.docx97.4 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность и содержание системы М. Монтессори

На сегодняшний  день система М. Монтессори, предложенная итальянским педагогом, учёным и мыслителем Марией Монтессори в первой половине XX века, –  одна из самых востребованных методик  развития ребенка. Система М. Монтессори, также известная как педагогика Марии Монтессори, - это система развития детей, которая строится на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку.

Развитие детей по системе Монтессори – это    свобода  и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно.  Основные составляющие системы Марии Монтессори, которые позволяют реализовать личный путь развития ребёнка,  представлены графически (рисунок 1).

 

Рис. 1. Основные составляющие системы М. Монтессори

Система М. Монтессори часто характеризуется как педагогическая система, где детей и их индивидуальность определяют в центр всей методики. Мария Монтессори верила в ценность самого ребёнка. В данной системе не используются измерения и сопоставления по существующим общим критериям. Дети по данной системе развиваются легко, без принужденности, без вмешательства и критики внешнего мира. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрение детей, так и порицание вредны для их внутренней ориентации и что они должны учиться, следуя собственной мотивации. Прежде потому, что склонность принимать участие в жизни взрослых присуще природе подрастающего ребёнка.

В системе развития Марии Монтессори у детей поощряется самостоятельный выбор своего ритма и способа учёбы, так как каждый ребёнок по-своему одарён, у каждого свои потребности, способности. При таком подходе они учатся лучше, когда дети могут определять свой ритм и способ учёбы.

В системе М. Монтессори дети самостоятельно выбирают тех, с кем совместно работать и над чем. Каждый ребёнок, как один, так и в группе в целом, является руководителем своего интеллектуального развития, при этом, особенно важно, чтобы педагог воспринимал себя обучающимся и учитывал у каждого ребёнка собственный ритм, индивидуальность и распознавал,€ что в данный момент его интересует.    

К примеру, ребёнок использует демонстрационный раздаточный материал не для сенсорного занятия или по развитию речи, а для строительства гаража для его машины и т. п. - и в этом случае педагог должен принять такое развитие.

Подготовленная среда - это развивающая среда, соответствующая возрасту ребёнка, являющаяся важнейшим элементом в педагогике Марии Монтессори. Подготовленная среда даёт ребёнку независимость, освобождение от опеки взрослого. Например, оборудование в доме ребёнка или школе должно соответствовать росту и пропорциям ребёнка соответствующего возраста. У детей должна быть возможность самостоятельно переставлять столы и стулья, выбирать место для занятий. По мнению М. Монтессори, дети, шумно переставляющие стулья с места на место, в первую очередь, упражняют моторику. Они должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать окружающим его людям. Каждый вид материала находится в одном экземпляре, в свободном доступе, на уровне глаз ребёнка. Благодаря этому, ребёнок учится социальному поведению в отношении других детей, учитывает их потребности, о своём окружении они заботятся сами. Следовательно, дети приобретают навыки самостоятельности от педагога или родителей.

Роль взрослого в педагогической системе Марии Монтессори - это роль, помощника ребёнка, который сглаживает для ребёнка путь к независимости в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому».

Самым первым требованием в роли педагога в развитии детей является то, что категорически не мешать процессу саморазвития детей.  Это психолого-педагогическое требование следует из того положения, что родители - не творцы ребёнка, что ребёнок сам строит своё развитие; родители - помощники «на этой стройке» и должны удовольствоваться этой ролью. Мария Монтессори ожидает от взрослого «великана»  того, чтобы этот взрослый в общении с ребёнком думал не о себе, а о ребёнке и его будущем.

        Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что дети учатся, прежде всего, через игру с предметами. Самой важной целью дидактического материала М. Монтессори является помощь в развитии ребёнка как личности и его духовному развитию. Каждое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению детей (к примеру, шнурование ботинок и др.), а вторая - на перспективу (служит работе на будущее, например, развитие самостоятельности у детей и пр.)

Материалы М. Монтессори выполнены так, чтобы дети могли без вмешательства взрослых развиваться, видеть свои ошибки и устранить их. Следовательно, дети учатся предупреждать ошибки.  Система Марии Монтессори побуждает детей искать ключи к окружающему миру, путём доступности всех пособий по данной системе.

Основные  правила пользования  материалами Марии Монтессори:

- материал в системе Монтессори расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию;

- аккуратное отношение к материалам и работа с ними после понимания ребёнком их назначения и использования;

- соблюдение 5 этапов при работе с материалом:

  1. выбор материала;
  2. подготовка материала и рабочего места;
  3. выполнение действий;
  4. контроль ошибок;
  5. завершение работы, возвращение материала на исходное место.

- выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке;

- на групповых занятиях нельзя передавать материал из рук в руки;

- при работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания;

- работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию;

- когда ребенок закончил упражнение, он должен вернуть материал на место, и только после этого он может взять следующее пособие;

- один материал - один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточиться. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение - это одно из важнейших способов познания) или выбирает какой-то другой материал.

         В книгах Монтессори отмечено, что все эти  правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность и содержание интегративного подхода в дошкольном образовании

Интерес к проблеме интеграции в наше время возрос в связи с ускорением научно-технического прогресса, усилением интегративных функций в развитии науки, образования, политики, производства, техни...

Дошкольное образование (сущность, структура, содержание)

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происх...

Сущность и содержание понятия «страх»

У маленьких детей, так же как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я»....

Семинар "Формирование и развитие правовой культуры участников образовательного процесса. Сущность и содержание"

Цель: повышение компетенций педагогов в области формирования и развития правовой культуры участников образовательного процесса....

«Сущность и содержание понятия «наставничество». Наставничество в современной образовательной практике».

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.Задача наставника &nda...

Сходство и различия педагогической системы Марии Монтессори и педагогической системы Фридриха Фребеля

Символ педагогической технологии, характеризующий ее (педагогика М. Монтессори, Вальдорфская педагогика, Педагогика Селестена Френе, Педагогика Реджио Эмилия и т.д)....