Возрастные и психические особенности развития детей 2-3 лет
материал (младшая группа) на тему

Вашему вниманию представляется работа на тему: "Возрастные и психические особенности развития детей 2-3 лет". Надеемся, что данная работа пригодится вам в работе и в учёбе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные и психические особенности развития детей 2-3 лет

Проблема развития детей является традиционной в психолого-педагогической науке. Развитию детей педагоги и психологи всегда придавали большое значение.

В педагогике под развитием личности понимается процесс закономерного изменения личности в процессе её социализации.

        Психическое развитие предполагает становление и развитие психических процессов, таких как мышления, воли, внимания, чувств и т.д.

        Структуру развития детей 2-3 лет можно условно разбить на три составные части:

        1. развитие физическое предполагает изменение у детей роста, массы тела и т. д.;

        2. развитие социальное - изменение социального статуса;

3. развитие психических процессов - изменение интеллекта (памяти, внимания, мышления); развитие эмоций, интеллекта.

Развитие детей нужно рассматривать как процесс стадиальный, состоящий из качественно своеобразных этапов, или периодов. Самое важное в детской психологии - понимание переходов от одного возраста (или периода) к другому. Что же такое возраст?

По мнению Д.Б. Эльконина, возраст - это относительно замкнутый период, значение которого определяется, прежде всего, местом на общей кривой детского развития. У каждого возраста есть свои главные показатели:

1) определенная социальная ситуация развития - это конкретная форма отношений детей с взрослыми на данный период их развития;

2) основной вид деятельности детей;

3) основные психические новообразования, которые приобретаются детьми на конкретном этапе развития. Этими новообразованиями могут быть как отдельные психические процессы, так и свойства личности.

Опираясь на эти главные показатели, мы рассмотрим характеристику детей 2-3 лет.

В раннем возрасте дети активно овладевают собственным телом, имеют достижения в психическом и физическом развитии, которые сопровождаются чувством удовлетворенности собой, своими достижениями.

Раннее детство - период бурного речевого развития. Интенсивно развиваются активный и пассивный словари. К двум годам дети понимают почти все слова, которые произносят взрослые, называя предметы своего окружающего мира. К двум годам количество слов у детей достигает - до 200-300, а к трём - до 1500 слов.

В развитии психических функций детей 2-3 лет доминирует восприятие. Дети этого возраста максимально связаны с наличной ситуацией, всё их поведение импульсивно.

Мышление у детей 2-3 лет - наглядно действенное. Дети этого возраста интеллектуально развиваются при условии наглядности предметной деятельности. Во взаимодействии с взрослыми дети усваивают способы действий с разнообразными предметами.

Примерно к 2 годам у детей начинается первичная форма самосознания. Признаком этого самосознания является узнавание себя в зеркале.  Далее дети называют себя по имени, а ближе к трём годам появляется местоимение «Я».

К возрасту трёх лет у детей предметная деятельность уже сформирована, по меньшей мере, по отношению тех предметов домашнего обихода, которыми дети  этого возраста пользуется.

Большинство детей в возрасте 2-3 лет начинают переходить от абсолютного выполнения действия к символическому его изображению. Дети 2-3 лет начинают использовать функциональное назначение  предмета своим идеям и замыслу игры с ориентацией на его физические свойства и качества.

У детей 2-3 лет развиты ощущения, восприятие, внимание, память, мышление (действенное, практическое), элементы воображения, которые развиты за счёт предметной деятельности.

П.Я. Гальперин выделяет 4 стадии предметной деятельности:

1-ая стадия - целенаправленных проб - дети варьируют свои действия исходя не из свойств орудия, которым они хотят достать нужный им предмет, а из свойств самого этого предмета.

2-ая стадия – «подстерегания» - дети пытаются повторить эффективный способ действия с орудием, при случайном нахождении его в процессе своих попыток.

3-я стадия - «стадией навязчивого вмешательства» - дети активно стараются повторить эффективный способ действия с орудием и изучить его.

4-я стадия – «объективной регуляции», на котором дети открывают для себя способы регулирования и изменения действия. П.Я. Гальперин обосновал тот факт, что если сразу же показать ребёнку, каким образом работать, то  стадия ошибок и проб проходит мимо ребёнка. В этом случае дети сразу же начинают действовать.

Развитие символического действия у детей 2-3 лет выражается в сходстве рисунков с изображаемым объектом.

Игровая деятельность для детей 2-3 лет имеет существенное значение для развития, определяя их продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии. В сюжетно-ролевой игре дети 2-3 лет копируют  многообразные виды обращения людей с предметами в различных социальных ситуациях, усваивают предметные действия, формы и нормы общения, а также ролевое поведение. Дети с помощью сюжетно-ролевых игр подготавливаются к участию в общественной жизни.

У детей 2-3 лет через подражание взрослому одного с ним пола появляются признаки формирования полоролевого поведения.  При этом дети данного возраста подражают чаще своим родителям, нежели другим взрослым.  Дети сильно огорчаются, если подражание взрослым не удаётся.

У детей 2-3 лет существенно ускоряется и оптимизируется познавательное развитие, если есть общение с взрослым, совместная предметная деятельность.  Для детей 2-3 лет ведущий вид общения – ситуативно-деловое.

Ведущие достижения (новообразования) детей 2-3 лет в сферах деятельности, познания и личности:

- развивается предметная деятельность, общение с взрослым, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;

- формируется предметное восприятие как целенаправленная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи;

- возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».

Самые существенные изменения в психическом развитии детей происходят детей в возрасте 2-3 лет.  Три года - это тот предел, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст.

Список литературы

1. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1994;

2. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д.Б Эльконин. - М.: Просвещение, 1998. - 253 с.;

3. Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет. - М: Учпедгиз, 2006. – 456 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные и индивидуальные особенности развития детей от 4 до 5 лет

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются роле­вые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять се­бя от принятой роли. В процессе ...

Возрастные и индивидуальные особенности развития детей среднего дошкольного возраста

Возрастные и индивидуальные особенности развития детей среднего дошкольного возраста...

Презентация к родительскому собранию на тему "Начало учебного года. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей 4-5 лет"

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год.Задачи:-рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет;-познако...